Типы детской ревности
Дети по-разному выражают свою ревность, иногда она более пассивна, а порой она проявляется в виде агрессии. Но если ребенок не реагирует на появление малыша, то нужно насторожиться еще сильнее. Различают несколько типов этого неприятного чувства.
Пассивная ревность
В постоянных домашних заботах о детях и в частности о самом новорожденном мама может ее просто не заметить. Старший ребенок никак не проявляет свою ревность. Он просто становиться молчаливым и тихим. Меньше смеется и чаще выглядит расстроенным. Малыш страдает в глубине души, не показывая своей боли. От переживаний он может начать мочиться в постель, плохо спать ночью.
Иногда ревность выражается в постоянной заботе о младенце. Старший постоянно рассказывает о нем, вспоминает разные случаи, связанные с новорожденным. Родители радуются, что в их семье все в порядке, а на самом деле малыш ревнует, но боится в этом признаться, даже самому себе.
Нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры, потому что психологическая травма может остаться на всю жизнь, и очень мешать ребенку в будущем
Полуявная ревность
Ее проявления заметить легко по характерным признакам поведения старшего ребенка
Малыш балуется, привлекая к себе внимание. Постоянно пристает к маме, особенно когда она занята новорожденным
Видя, как родители возятся с малышом, 4-5 летний ребенок часто хочет стать таким же маленьким, чтобы мама снова не отходила от него ни на минуту. Поэтому он мечтает покататься в коляске, требует пить молоко из бутылочки, просит одеть памперс. Иногда доходит до того, что уже довольно взрослая детвора начинает сосать пальцы или мочиться в штанишки, чтобы стать похожей на младенца.
Такое поведение старшего ребенка должно стать тревожным сигналом для родителей. Им следует обязательно показать старшему, что его любят не меньше младшего. Такие проявления ревности самые естественные и быстро проходят, особенно когда ребенок убедиться, что по-прежнему необходим своим родным.
Агрессивная ревность
Агрессивная ревность старшего ребенка к младшему проявляется в том, что малыш может обидеть новорожденного, даже причинить ему физическую боль. Он часто сердится и ругает малютку, когда тот капризничает, придумывает разные обидные прозвища и смеется над ним. Особенно опасны такие симптомы у детей до 3 лет. Они сразу отнимают игрушки, могут толкнуть, стукнуть и даже укусить младенца.
Иногда старший начинает злиться на мать, за ее заботу о новорожденном. Специально раскидывает игрушки, крошит хлеб на пол, не слушается. Может устраивать истерики и скандалы, довольно часто капризничает без причины. Родители часто не знают, как реагировать на это поведение и находятся в растерянности.
Похвала ребенка – как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
Младший ребенок в семье
Исследователи утверждают, что именно младшим достается вся забота и любовь родителей, бабушек и дедушек. Однако и младшие имеют своих «тараканов». В первую очередь они постоянно сравнивают себя со старшими детьми, считая их более мудрыми и умными. Они нередко уверены, что родители ценят их значительно больше.
Увы, родители часто не могут объективно оценивать их поведение и наказывать по справедливости. Именно поэтому младшие нередко рано пробуют алкоголь и начинают половую жизнь
Родителям важно отследить этот момент и не упустить его
Им также следует научить его самостоятельно принимать решения, ведь он растет в обстановке, когда рядом всегда есть кто-то старший, который поможет разобраться, позаботится.
Зависть и соперничество
Чуть позже появляется второй ребенок, первенец больше не чувствует себя важным и нужным. И начинается фаза соперничества, завести, а порой и ненависти, особенно если разница между детьми небольшая. Даже несмотря на то что родители убеждают: «Мы любим вас одинаково, но младший требует больше заботы, ведь он совсем маленький». Он не особенно верит заверениям взрослых.
Старший ребенок сомневается, что его любят так же. Более того, родители и сами неосознанно могут отдавать всю свою любовь младшему, отодвигая первенца на задний план
И им очень важно осознать это, иначе они рискуют потерять любовь своего чада. Если старший малыш еще совсем маленький, он может требовать, чтобы младшего сдали в магазин, отдали аисту или отнесли в роддом
Итак, ребенок, чувствуя, что ему уделяют больше внимания, начинает усиленно добиваться любви родителей. Он усиленно пытается превзойти младшего. При этом родители сами нередко подпитывают чувства зависти и соперничества. Так, они ставят детей в пример друг другу, что никак не добавляют малышам взаимной привязанности.
Старший считает себя отверженным и покинутым. Отсюда все проблемы детской ревности. Задача мудрого и любящего родителя – сознавать комплекс этих проблем и искать пути, позволяющие старшему ребенку чувствовать себя по-прежнему любимым и значимым в семье. Далее мы рассмотрим советы психологов по этому поводу.
Как справиться с гневом на ребенка: практические советы
Гнев подобен взрыву: вспышка происходит молниеносно, следовательно, уловить этот момент и взять себя в руки очень сложно. Психологи советуют проанализировать механизм, который вынуждает вас реагировать подобным образом, и причины, которые служат «пусковой кнопкой». Как бороться с привычным сценарием поведения?
Шаг 1. Остановитесь
На каком этапе развития сценария вы бы себя не поймали, чтобы не происходило, остановитесь. Таким образом вы дадите себе передышку, во время которой сможете осмыслить происходящее. Если вы научитесь останавливаться, то это уже победа. Способность прервать эмоциональный взрыв означает, что со временем вы научитесь брать свои эмоции под контроль. Возможно, эта остановка убережет вашего ребенка и вас от непоправимых последствий.
Шаг 2. Найдите спусковой механизм
Вспомните, что послужило толчком, который запустил в работу привычный сценарий. Ответьте на вопрос, какие чувства вы тогда испытывали. Это была боль? Обида? Беспомощность? Злоба? Были ли эти чувства вызваны ребенком и его действиями, или в действительности вы их испытывали в отношении кого-то другого?
Шаг 3. Почувствуйте своего ребенка
Что сейчас испытывает он? Страх? Боль? Вину? Чувство несправедливости? Насколько ваш гнев адекватен его поведению? Действительно ли он пытается вывести вас из себя, причинить вам страдания, или это всего лишь попытка привлечь к себе ваше внимание? Нет ли у него неприятностей с другими членами семьи или друзьями? Здоров ли он?
Шаг 4. Создайте новый сценарий
Если вам удастся провести качественный анализ ситуации и увидеть механизм возникновения гнева в реальном свете, вы сможете отделить свои чувства и эмоции от поведения ребенка и осознать его истинные мотивы. Вам станет ясно, что ваша реакция во многом проецирует старые не пережитые обиды на настоящую ситуацию, а поступки вашего малыша не направлены против вас и совсем не так ужасны, как вам кажется. Исходя из этого, теперь вы можете разработать новый сценарий своего поведения и следовать ему каждый раз, когда начнете злиться. Со временем новый механизм поведения войдет в привычку, и реакции на определенные события, ранее выводившие вас из себя, станут адекватными сами по себе.
Что делать, чтобы уменьшить ревность
Взрослым очень важно выработать правильную линию поведения со своим первенцем. Если появилась детская ревность — относитесь с пониманием к негативному отношению своего первого ребенка к появлению младшего
Он имеет право на собственное мнение. Родителям необходимо понять, что чувствует расстроенное чадо, помочь наладить хорошие отношения между детьми.
Заранее готовьте ребенка к появлению малыша. Разговаривайте во время беременности с ним о том, что маленький будет беспомощный и ему понадобится мамина забота, а также помощь старшего, обсудите, как изменится ваша жизнь.
Поскольку детская ревность связана с ощущением недостатка внимания и любви, то старайтесь проявлять ее по отношению ко всем детям. После рождения малыша, постарайтесь сохранить привычные ритуалы в жизни старшего ребенка: чтение сказки перед сном или воскресные походы в парк. При прогулках с коляской выбирайте такие места, чтобы старшему тоже было чем заняться – покачаться на качелях или полазить на детской площадке.
Выделяйте время в течение дня, 30-40 минут в день, которое будет принадлежать исключительно вам и старшему ребенку. В этот период стоит поиграть с чадом, почитать, поговорить, делать то, что интересно именно ему. Можно использовать время, когда младенец спит, или когда кто-то может заменить вас. Рассказывайте первенцу, что когда он был малышом, то вы точно так же о нем заботились. Посмотрите вместе его маленькие фото, расскажите о его собственном периоде младенчества.
Включайте старшего ребенка в уход за малышом
Обратите внимание, как много уже умеет старший, какой он ловкий. Попросите принести игрушку или пустышку
Похвалите, если он выполнил просьбу. Скажите, как вам приятна его помощь. Но если ребенок сопротивляется, то не настаивайте. Не превращайте заботу о младшем в обузу и обязанность.
Часто к старшим детям возрастают требования, а терпимость уменьшается. Не срывайтесь на него из-за усталости или проблем с младшим ребенком. Подросший малыш тоже ребенок, нуждающийся в любви и заботе, и у него могут быть свои интересы, игры. Найдите ему занятие, чтобы освободить свое время, попросите помочь мужа, родственников.
Перед тем, как отдать коляску или игрушки, принадлежащие первому ребенку, стоит спросить у него разрешение, узнать какую игрушку он хотел бы оставить себе, даже если уже сам в нее и не играет. Можно попросить старшего научить чему-то младшего – кушать ложкой, произносить простые слова, научить названию предметов окружающей обстановки. Такие занятия разовьют у старшего навыки заботы и ответственности, вместо соперничества и конкуренции.
В семье не должно быть двойных стандартов. Не стоит оставлять без наказания баловство младшего только потому, что он — самый маленький в семье, и его стоит простить, так и крепнет детская ревность. В ссорах детей между собой выслушайте обе стороны, постарайтесь установить истину, в крайнем случае, можно одинаково наказать обоих. За хорошие поступки обязательно надо хвалить каждого, можно поощрять какими-то действиями.
Делите между детишками все поровну. Не стоит говорить: ты старший, значит, обойдешься без вкусняшки. Взяли на ручки грудничка, поцелуйте и старшего. Плюс проведите воспитательную беседу с остальными взрослыми членами семьи (особенно бабушками) – они часто выделяют кого-то одного из внуков, остальные обижаются
Старайтесь придумать такие игры, где могут участвовать оба ребенка, не соревнуясь за ваше внимание (игра в магазин, игры с мячом, настольные)
Детская ревность не исчезает сама. Чаще напоминайте деткам об их родственной близости
Говорите первенцу, что младенец любит его больше остальных, всегда ему рад, обратите внимание на то, как маленький улыбается брату/сестре, тянется к нему
Очень часто детишки спрашивают маму, кого она больше любит. Не стоит выделять одного, чтобы проучить другого. Расскажите, что все детки — это большая любовь и радость в семье. Можно сравнить с пальчиками на одной руке – где все разные, но все нужны и важны. Именно отношение взрослых к собственным детям формирует доверительные, родственные отношения друг с другом.
Зачастую у повзрослевших детей интересы все больше расходятся, поэтому стоит записывать в кружки с учетом их интересов и желаний, не требовать совместных прогулок и постоянного пребывания вместе. Детская ревность становится меньше, если признавать достижения обоих детей, не сравнивать их друг с другом. Достигнув результатов в разных сферах деятельности, возможно, они перестанут ощущать себя соперниками.
Терпение, любовь всех взрослых членов семьи, проявленное внимание ко всем своим малышам позволит создать дружественную гармоничную атмосферу в семье
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают
Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки
Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей»
Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
Роль старшего ребенка в семье
Зигмунд Фрейд считал, что позиция старшего среди братьев и сестер оказывает прямое влияние на формирование его личности. Ведь все мы знаем, насколько велико влияние на нашу психику событий детства. В итоге у общих родителей могут вырасти совершенно разные, не похожие друг на друга дети.
Молодые люди с рождением первенца только учатся быть родителями. Поэтому неудивительно, что воспитание старшего ребенка в их глазах может быть совсем не таким, каким должно быть по мнению психологов. Они только начинают понимать, как вести себя и что от них требуется. Психологи отмечают, что отцовская любовь нередко просыпается в мужчинах уже после рождения второго ребенка. Более того, с рождением первенца в отношениях супругов могут начинаться проблемы.
Раньше бытовало мнение (подтвержденное Мечниковым и рядом других ученых), что старший ребенок в семье обладает слабым здоровьем и сниженным интеллектуальным развитием. Однако современные исследования не выявили подобных отклонений. Напротив, статистики утверждают, что среди изученных 224 нобелевских лауреатов 20 века 46,9% являлись первенцами в семьях. Для сравнения, 18,8% лауреатов – вторые по очередности рождения дети, 17,9% – третьи и т.п.
Когда первенец уже не единственный ребенок в семье, мама ждет от него понимания и помощи, автоматически записывая его в список взрослых членов семьи. По мере взросления и формирования личности старший ребенок действительно становится более серьезным, собранным и ответственным. Он чувствует себя обязанным заботиться о младших, особенно если родители много работают либо кто-то из них болеет и не может заботиться о семье. Вот что делают старшие дети в семье.
Меры по предотвращению ревности
С появлением младшего ребенка в семье у родителей уменьшает количество свободного времени
Внимание, которое получал первенец, перераспределяется на 2 детей
В результате старшему начинает казаться, что из-за младшего его «разлюбили», появляется чувство отверженности. Здесь родителям нужно проявить чуткость к первенцу.
Подготовительный этап
Нейтрализовывать детскую ревность нужно еще до рождения младшего ребенка, желательно еще на этапе планирования и беременности.
Оптимально, если старшему будет около 4-5 лет, после прохождения первого возрастного кризиса. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется потребность о ком-то заботиться, они нередко сами начинают просить братика или сестричку.
Независимо от возраста первенца необходимо провести правильную подготовку, приобщить его к ожиданию. Рассказать, что в животике у мамы еще один малыш, который скоро родится, что он будет нуждаться в заботе родителей и старшего члена семьи. Описать, как он будет расти и развиваться, вспомнить, каким был первенец.
Не надо обещать, что новорожденный сразу станет товарищем по играм, как весело будет гонять мяч, рисовать и т.д. Иначе ребенка постигнет огромное разочарование, когда он увидит беспомощный сверток, принесенный из роддома.
Общение с новорожденным
Ревность старшего ребенка к новорожденному поможет унять общение, физический контакт с грудничком. Так первенец сможет почувствовать связь с ним, ощутить ответственность за него, стать по-настоящему близким и понять, насколько второй малыш беззащитен.
Если ребенок еще мал, то новорожденного можно положить ему на колени. Конечно, процесс общения нужно контролировать.
Нужно заинтересовать первенца в уходе за младшим, привлекать его к различным действиям, просить о помощи. И обязательно хвалить за принесенные пеленки и бутылочки и прочую мелкую помощь, говорить, что без него маме было бы очень сложно. Так старший почувствует себя нужным.
Важно объяснить, что новорожденный требует круглосуточного ухода и заботы
Рассказать, что и первенец получил все тоже внимание, даже больше, поскольку мама больше ни на кого не отвлекалась
Общение со старшим ребенком
Важно правильно выстроить общение со старшим ребенком. Дать ему понять, что наличие младшего не только добавляет ему ответственности, но и повышает статус, дает какие-то привилегии, делает его «взрослым»
Не стоит перенапрягать первенца уходом за новорожденным. Если он устал, ему надоело, то лучше отпустить ребенка поиграть, порисовать, посмотреть мультики. В противном случае негативных эмоций не миновать.
Каждый день должно быть время, когда родители общаются только со старшим. Хотя бы час на совместные игры, чтение сказок, разговоры. Можно так занимать первенца, чтобы не шумел, пока младший спит.
Важно соблюдать баланс в отношениях к детям, быть справедливыми. Это особенно важно, когда малыши растут и взрослеют
Они будут драться, мириться, отнимать игрушки, ссориться.
Родителям придется сохранять равновесие в этой сложной системе. Не стоит сразу же обвинять первенца или пенять ему тем, что он старше и должен быть умнее, нужно стараться беспристрастно разобраться в ситуации.
Еще один важный момент – избегать сравнений детей между собой. В этом случае ревность появится не только ревность, но и комплексы.