Заботливая дочь и эгоист сын?
«Мама, я не хочу, чтобы она мне дарила эти подарки!», «Мама, я не хочу, чтобы она меня защищала! Я сам могу!», «Пусть она ко мне не лезет!».
Первоначально в этих словах сына я слышала только эгоизм, неспособность оценить заботу сестры, безразличие к ней, в целом отсутствие у него эмпатии. Но в какой-то момент поняла, что пытаюсь втиснуть ребенка в рамки схемы, которая ему совершенно не подходит — ни по возрасту, ни по существу.
Мои дети еще маленькие, они — брат с сестрой, а не какие-то умудренные возрастом супруги, нежно заботящиеся друг о друге. Их дело — играть, объединяться против меня, когда этого требуют обстоятельства, сдавать друг друга, вопить и так далее. Именно это означает «быть детьми».
Сын не нуждается в том, чтобы сестра его защищала, он вполне может справиться сам. Нельзя его заставлять испытывать чувство благодарности за помощь в тех случаях, когда он ее не просил. Вообще надо его оставить в покое, он ничего не должен ни мне, ни сестре, он имеет право на свои чувства по отношению к ней.
Главное — надо ему обеспечить отдельную комнату, где он будет иметь возможность почувствовать свои территориальные границы. Вот это было главной проблемой, это надо было решать как можно скорее, а не наказывать его за несоответствие моим схемам.
А что же дочь?
«Мамочка, а почему он такой? Я ему ластик (конфету, игрушку) подарила, а он мне сказал, что ему все это не нужно, он не просил! Почему он так со мной? Я его всегда защищаю, когда его ругают, а он!» — «Доченька, моя милая! Какое у тебя нежное, отзывчивое сердечко! Как я тебя понимаю! Как тебе неприятно сейчас!»
Поначалу я именно так видела эту ситуацию: дочь — добрая, отзывчивая, а сын — ничего не ценящий, не способный на благодарность оболтус. Но, услышав сына, я увидела ситуацию иначе. Поддерживая дочь в ее непрошеной заботе, я растила жертву, которая, став взрослой, своей «жертвенной», а по сути тиранической заботой будет душить тех, кто удостоился этой чести, а потом жаловаться, что ее не оценили.
Я растила женщину, которая будет не способна уважать границы другого человека, которая будет «лучше знать», что тому надо. А если человек сможет отразить натиск, она будет ощущать себя непонятой и отвергнутой в самых лучших устремлениях.
Итак, дубль два: «Мамочка, ну почему он такой? Почему он не оценил, не принял, почему прогнал меня?» — «Доченька, он имеет на это право! Он не хочет, чтобы ты о нем заботилась, не-хо-чет. Понимаешь? Оставь его и занимайся своими делами».
Признаки детского эгоизма
От 0 до 3-х лет
Психологи считают, что до трехлетнего возраста малыш отличается естественным эгоизмом, связанным с удовлетворением насущных потребностей. Чтобы он ни требовал, он имеет на это право. Например, грудничок плачет просто потому, что хочет есть, а не потому, что обижен на маму, которая не успела приготовить еду; отнимает игрушку не с целью обладания, а потому что она яркая и красивая.
От 3 до 7 лет
Это время первых ростков нездорового эгоизма. Ребенок начинает осознавать себя как личность, поэтому способен дуться, демонстрировать недовольство, вести себя агрессивно. Он понимает, что окружающих можно использовать для получения желаемого. Если сын или дочка растут эгоистами, в дошкольном возрасте это проявляется неадекватной реакцией на запреты: слезами, истерикой, обидами. Когда такое поведения становится нормой, пора задуматься, как перевоспитать маленького эгоиста.
Школьники и подростки
Если родители не пытались исправить эгоистические наклонности в раннем возрасте, после семи лет они приобретают устойчивую форму. Взрослые сталкиваются с пренебрежением, манипуляциями и грубостью в свой адрес. Например, школьник отказывается делать уроки, если мама не купит телефон, как у Эдика, или одежду, как у Саши. Такие же качества ребенок демонстрирует по отношению к сверстникам. Подростки могут проявлять девиантное поведение: если не получают желаемую вещь по-хорошему, могут отобрать или украсть.
Как бороться с детским эгоизмом: 7 рекомендаций родителям
Многие молодые родители считают, что после семи лет перевоспитывать детей уже поздно. Детский психолог портала «Я-родитель» дает полезные рекомендации мамам и папам, как побороть детский эгоизм и сохранить гармонию в отношениях с ребенком в этом возрасте.
1. Обратите внимание на свое поведение и поступки
Если ребенок наблюдает проявления эгоизма у собственных родителей, то не удивительно, если через некоторое время у него обнаружатся точно такие же качества. Помните, лучший способ правильно воспитать свое чадо – демонстрировать ему образцы соответствующего поведения.
2. Поощряйте в ребенке желание делать добрые и полезные дела
Начинайте приучать его помогать по дому, проявлять заботу о близких людях, совершать благородные поступки, например, делится чем-либо
Важно, чтобы ребенок осознал, что испытывать радость можно не только удовлетворяя собственные «хочу», но и доставляя ее другим людям. Постепенно вводите новые домашние обязанности для ребенка
О том, что делать родителям, если ребенок отказывается от своих обязанностей, вы можете узнать, посмотрев видеоконсультацию семейного психолога Риммы Теперик.
3. Сделайте подборку «правильных» фильмов и книг
Подберите для ребенка книги и мультфильмы, персонажи которых внимательно относятся друг к другу, уважают чужое мнение и проявляют заботу об окружающих. Давно замечено, дети лучше усваивают информацию на примерах из книг и кино: дела и поступки любимых героев заставят их глубже задуматься над собственным поведением, нежели советы и упреки родителей.
4. Заведите домашнего питомца
Если жилищные условия позволяют, заведите для ребенка домашнего питомца. Забота о домашних животных научит его ответственности и поможет стать заботливым.
5. Воспитывайте в ребенке самостоятельность
Не «душите» свое чадо чрезмерной опекой. Прекратите помогать ему в тех делах и задачах, которые он может выполнить сам. Не обязательно сидеть рядом, пока он делает домашнее задание, обслуживать его за столом, убирать за ним разбросанные по комнате вещи. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, это поможет избежать проблемы детского эгоизма.
6. Поощряйте ребенка, когда он радуется успехам друзей
После учебного дня или садика обязательно интересуйтесь тем, как ваш ребенок провел день. Спрашивайте его не только о том, что нового он узнал, но и о делах его друзей. Стимулируйте его положительно оценивать достижения сверстников.
7. Не выясняйте отношения при ребенке
Старайтесь не выяснять отношения в присутствии ребенка, поскольку это может разрушить картину его мира
Ощущение стабильности, предсказуемости и безопасности очень важно для детей, а его потеря усиливает склонность к эгоизму
Виктория Грицук
Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.
Признаки эгоизма
Прежде чем приступать к рассмотрению способов избавления от негативного эгоизма, важно изучить его основные признаки:
Зацикленность на своей персоне. Человек уверен в том, что именно он – центр вселенной, вокруг которого крутится остальной мир. Его мысли заняты анализом лишь своей жизненной ситуации и построением планов по достижению желаемых результатов. Он уверен, что тратить время и силы на окружающих – нецелесообразный слив ресурсов
В разговорах он всегда перетягивает внимание на себя. Не считает важным и нужным выслушивать чье-либо мнение или истории, в которых не является главным персонажем.
Неоправданная самоуверенность
Негативный эгоизм проявляется непоколебимой верой личности в собственное превосходство. Куда бы человек ни пришел, его не покидает уверенность, что везде он умнее, красивее и во всех аспектах лучше остальных. Эгоист без оправданного анализа реальных сил и качеств отводит себе место лидера. Ему абсолютно неинтересна позиция других.
Неприятие критики. Даже подтверждающиеся реальными фактами замечания, высказанные в корректной форме, вызывают у человека острое неприятие. Он без проблем пойдет на конфликт, но никогда не признает собственную оплошность или отсутствие знаний. Зато всегда эгоист с удовольствием готов рассказывать о своих достижениях, не забывая для большей эффектности преувеличивать их.
Знакомство с признаками эгоизма поможет избежать манипуляций извне, основанных на осознанной подмене понятий окружающими. Такое нередко встречается при желании заставить человека действовать согласно чьим-то интересам.
Например, некоторые родители могут обвинять детей в неприятии критики и называть их эгоистами. Зачем? Чтобы те проживали жизнь в соответствии с их убеждениями и желаниями: создавали семьи с «выгодными партиями» или устраивались на «хорошую» работу. В таких случаях навязывания мнений вполне нормальным явлением станет бурная эмоциональная реакция и отрицание
Важно уметь трезво оценивать обстоятельства и отстаивать свою точку зрения, когда речь идет о вмешательстве в жизнь. Кстати, эгоистами в таких ситуациях выступают как раз таки окружающие
Свободное время для любимых занятий
Не секрет, что забота об инвалидах, ведение хозяйства и воспитание детей, как правило, возлагается на плечи женщин. Представительницы прекрасной половины человечества, являясь опекунами, домработницами или сиделками, жертвуют своим личным временем и здоровьем. Многие из этих женщин ухаживают за дальними родственниками только потому, что больше никто не в силах взять на себя эту ответственность. Они помогают соседям, коллегам и просто знакомым, так как не в состоянии сказать «нет». В их головах застрял вопрос: «Если я откажу в помощи, что же обо мне подумают люди?». Однако когда вы защищаете свое время, отказываясь от вещей, которые не обогащают или не интересуют вас, вы экономите это время для себя. Развивайте свои уникальные таланты, дарите миру свою ценность и самобытность. Это и будет ваш вклад в улучшение мира.
Почему нужно бороться с эгоизмом
Эгоизм – это самолюбие, возведенное в ранг абсолюта и первоосновы. Выбранная поведенческая концепция становится основной, самодовлеющей идеей, которая влияет на все решения и руководит всеми поступками индивида, полностью регулируя его жизнь.
В числе главной причины избавиться от вредной черты характера стоит отметить невозможность построить доверительные, искренние, гармоничные отношения с партнером, близкими людьми, коллегами, друзьями.
Ставя собственное «Я», свои желания и потребности выше, чем аналогичные категории других людей, эгоистичный человек лишает себя счастья ощутить любовь, испытать радость от взаимопонимания, взаимного доверия и благодарности, проявленных в процессе общения обеими сторонами. Бороться с эгоизмом в себе нужно, потому что он тормозит процесс самосовершенствования, вступает в противоречие с такими важнейшими аспектами жизни, как духовный прогресс, благополучие, уверенность в себе, моральная удовлетворенность.
Как бороться с детским эгоизмом?
Не стоит отчаиваться, если вы заметили, что в вашей семье растет ребенок-эгоист
Постарайтесь, как можно раньше уделить внимание этому вопросу и у вас получится воспитать ответственную и эмоционально зрелую личность.
Приучайте малыша к домашним делам. Он может собрать игрушки, сложить одежду, помыть за собой посуду. Небольшие поручения воспитывают у детей чувство ответственности, приучают к заботе о других людях. Если ребенок не хочет убирать игрушки, также воспользуйтесь советами от психологов.
Не навязывайте малышу свое мнение. Старайтесь советовать, подсказывать, но не принимать решение за него. С детства человек должен учиться нести ответственность за свои поступки.
Негативный опыт – это хороший учитель. Не стоит ограждать от него свое чадо. Это вовсе не значит, что нужно оставлять его один на один с возникшей проблемой. Но и не стоит бояться таких ситуаций. Только так дети смогут научиться ответственности и самостоятельности.
У ребенка должны быть свои небольшие обязанности: убирать комнату, поливать цветы, ухаживать за домашними животными и т.д.
Как можно чаще интересуйтесь внутренним миром своего чада. Спрашивайте, как у него дела, что ему запомнилось в сегодняшнем дне, с кем ему нравится общаться и почему, чтобы он хотел прочитать или посмотреть
Таким образом, вы проявляете свою заботу и внимание к маленькому человечку. На вашем примере он будет тоже этому учиться.
В 3-4 года дети часто капризничают
Это особенности развития детей дошкольного возраста. Если постоянно потакать этим капризам, они привыкают к потребительскому отношению и вырастают эгоистами.
Раз в неделю делайте добрые дела: посетите приют для животных, помогите пожилой соседке, сделайте кормушку для птиц и т.д. Дети должны приучаться не только брать, а и давать.
Почему важно любить себя?
Нелюбовь к себе приводит к накоплению различных негативных чувств, самые разрушительные из которых зависть и ревность. Мы завидуем тем, кто лучше нас (как нам кажется), кто добился чего-то большего, чем мы, и это сильно угнетает. Мы ревнуем кого-то из близких к тем, кто им симпатичен (больше, чем мы, как опять же кажется). Мы страдаем оттого, что не так хороши, как нам хотелось бы. И к сожалению, эти негативные переживания чаще всего так и остаются на уровне эмоций и мыслей и не переходят в действия по изменению ситуации.
Человек, который не любит себя (а, значит, не понимает и не принимает), обращён к своему внутреннему миру, он всё время хочет что-то в себе понять, изучить, открыть. Он в постоянном поиске себя. Следовательно, ему не до других. Такие люди закрываются от внешнего мира и от общения с окружающими. А когда мы любим и понимаем себя, то более открыты для контактов с миром, другие люди нам интересны, мы их изучаем.
Любовь к себе и другим делает нас добрее. Когда мы себе нравимся, то в целом более удовлетворены жизнью и испытываем положительные эмоции. Мы чувствуем в себе силы и желание помогать другим.
Чтобы нравиться окружающим, нужно обязательно принять и полюбить себя
Если мы не научимся это делать, то не сможем привлекать внимание других людей, успешно общаться и заводить новые знакомства.
От любви к себе напрямую зависит наша уверенность в себе и самооценка. Самоуважение способствует адекватной оценке себя и собственных возможностей.
Когда мы себя любим, то и заботимся о себе лучше: следим за внешностью, выделяем достаточно времени для отдыха и хобби, стараемся беречь себя от стрессов, эмоциональных и физических перегрузок. Безусловно, такое отношение к себе помогает сохранить здоровье.
Любовь к себе делает нас смелее. Так нам легче постоять за себя и других, заявить о своих интересах, не позволить кому-либо «сесть себе на шею», пойти на риск ради стоящего дела (ведь мы уверены в себе!)
Любовь к себе делает нас сильнее. Мы лучше справляемся с трудными ситуациями и преодолеваем стрессы, получаем опыт и становимся мудрее.
В семье мы тоже более успешны, если сами себе нравимся. Например, если женщина удовлетворена собой и ценит себя, то она выглядит хорошо, сияет, создаёт уют и настроение для своих близких, заботится о них
Тем самым она привлекает к себе внимание мужа и находится в хорошем контакте с детьми. Даже только это должно заставить полюбить себя.
Любовь к себе оберегает нас от разных «глупостей» и дурных поступков
И чем её больше, тем менее мы склонны к неоправданному риску для жизни, пагубным пристрастиям, нанесению себе телесных повреждений и пр.
Любя и понимая себя, мы знаем, чего хотим в жизни, осознаём свои потребности и строим планы на будущее.
Самоуважение и адекватная самооценка всегда способствуют тому, что мы можем похвалить себя за достижения и проявленные сильные качества и не боимся признаться себе в собственных слабостях
А это очень важно для развития личности.
Приведённые ниже советы психолога помогут мыслить и действовать в нужном направлении и решить вопрос о том, как полюбить себя и повысить самооценку.
Когда говорят о нездоровом эгоизме у молодого поколения
До определенного момента, примерно до 3-4 лет, личность мало заметна и скорее стереотипна. Пока что человек формируется, встречаются некоторые зачатки характера, но не более того. В этот период обнаружить признаки эгоизма трудно. Да и смысла в этом мало: в первые три года жизни ребенок еще не способен усвоить нормы поведения, моральные категории и ценности. Все это ему только предстоит изучить и «впитать». В ранний период он эгоист по природе, но злого умысла тут нет. Это нормально.
После 4-х лет признаки становятся очевидными, если присмотреться.
Склонность к манипуляциям
Типичная черта. На этапе, примерно, до 6-7 лет, сознательно манипулировать эгоист не может. Он действует интуитивно, на подсознательном уровне. Пока — это простейшие действия: надавить на жалость, «столкнуть лбами» и т. д. Постепенно приходит осознание: я делаю X, родители делают Y, и я получаю то, чего хочу. Начинается осознание тех действий, которые и привели к положительному результату. Если ничего не сделать, манипуляции войдут в привычку. Эгоист будет пользоваться ими как основным способом взаимодействия с людьми. Хуже от этого в будущем станет ему самому.
Ребенок эгоист учитывает только свои интересы
Здоровый эгоист действует в собственных интересах с оглядкой на интересы других. Это нормально. Ребенок, который зациклен на себе, видит только собственные интересы.
Зацикленность на себе
«Я» как центр и мера всего. У детей эта черта приобретает гипертрофированные формы. Если взрослый может скрываться под личиной, маскировать или сдерживать свои порывы и настоящие помыслы, дети в ранние, да и в более поздние годы, на такое не способны. Можно обнаружить странные суждения в стиле «меня ругают, значит не любят» или «ты не купил(а) мне что-то, значит ты меня не любишь». Нездоровый эгоизм и зацикленность на себе выражаются в потребительском отношении ко всему и всем. «Я люблю папу больше чем маму, потому что он покупает мне игрушки». И так далее. Все отношение к миру строится через пользу для себя. Причем критерием «пользы» считается удовольствие.
Ощущение собственной значимости и исключительности
Формирующаяся личность рассуждает так: «Я отберу лопатку у того мальчика, потому что так правильно». Но когда так же действуют в отношении самого эгоиста, он ощущает огромную несправедливость. Может пытаться восстановить ее самыми жесткими способами. Лезет в драку. Вариантов много.
Сын или дочь воспринимают родителей только как инструменты
Такое же поведение распространяется на всех людей без исключения. Ни о какой любви, привязанности речи не идет. Инструмент нужен тогда, когда в нем есть потребность для решения какой-либо задачи. В самом простом случае ребенок-эгоист не проявляет никакого интереса к родителям или другим людям. Не пытается с ними взаимодействовать ровно до того момента, пока от них что-то не понадобится. Тогда в ход идут манипуляции: давить на жалость, льстить, «брать измором» и пр.
У людей постарше, 7-8 лет и далее, в ход идет шантаж. В примитивных случаях сын или дочь пытаются надавить на родителя, «сломать» его. Если мать или отец придерживаются мягких методов воспитания, чаще всего это удается.
Ещё признаки:
- Человек не уважает никого. Не учитывает чувства родителей и людей вокруг, не пытается помочь, безразличен к чужим проблемам.
- Ребенок капризный, эмоционально неуравновешенный. Это тоже заметно с ранних лет.
- Несмотря на то, что характер только-только формируется, уже заметны негативные черты: обидчивость, склонность к вспышкам гнева, плаксивость, истеричность. Вполне стойкие и развитые. Вполне может быть, что это элемент манипуляции. Искусственные эмоции. Но редко какой ребенок способен так искусно притворяться. Этот вопрос лучше обсудить с детским психологом.
Если ребенок эгоист, это заметно практически сразу. Выводы можно делать с трех лет. Плюс-минус. Лучше всего проконсультироваться с грамотным детским психологом. Он оценит ситуацию и даст рекомендации на подступах, пока проблема не разрослась.
Что можно предпринять
Когда общаетесь с ней, принимайте во внимание её точку зрения. Кажется странным? Зачем потакать ей в её же эгоизме? Но речь не об этом
Поступая так, вы находитесь выше того эгоизма, который она проявляет. Послушайте её мнение, постарайтесь учесть его, когда будете принимать какое-то решение. Но вместе с тем доносите до неё и свою точку зрения, разговаривайте, призывайте к компромиссу, мягко учите её обращать внимание не только на своё мнение. При этом оставайтесь решительным
Кажется странным? Зачем потакать ей в её же эгоизме? Но речь не об этом. Поступая так, вы находитесь выше того эгоизма, который она проявляет. Послушайте её мнение, постарайтесь учесть его, когда будете принимать какое-то решение
Но вместе с тем доносите до неё и свою точку зрения, разговаривайте, призывайте к компромиссу, мягко учите её обращать внимание не только на своё мнение. При этом оставайтесь решительным
Начните прислушиваться к ней. Сохраняйте спокойствие и не перебивайте. Она, вероятно, продолжит ворчать, чтобы «выпустить пар». Она успокоится, когда заметит, что вы её слушаете.
Когда она снова начнёт трубить о себе, скажите, что понимаете, как тяжело ей приходится, и похвалите её. Но не переусердствуйте и поступайте так, только когда она действительно этого заслуживает.
Не проявляете слабость, только чтобы сделать её счастливой.
Не поддавайтесь на провокации и не давайте ей манипулировать вами
В отношениях важно уважение друг к другу. Будьте мужчиной, держитесь своего мнения
Не кричите об этом и не стучите кулаками по столу. У вас должна быть сильная жизненная позиция. Если вы будете вести себя как мужчина, девушка тоже захочет следовать за вами!
Оставайтесь вежливым, даже когда она вас провоцирует.
Здесь всё просто. Мужчинам никак не идут ссоры, истерики, даже их подобие. Тем более им не идут грубые слова, обращённые к девушке. Да, иногда вам может показаться, что она действительно это заслужила. Но хочется сказать, что вы сами выбирали эту девушку, теперь время строить отношения, а не кричать друг на друга или грубить. В идеале каждая сторона должна принять такую позицию, но проще всего начать с себя, по-другому у вас не получится повлиять на неё.
Помните, ссоры или потакание ни к чему хорошему не приведут. Вы не должны соглашаться с каждым её словом. Высказывайте своё мнение, если вам есть что сказать. Не начинайте бессмысленные ссоры и всегда ведите себя достойно.
Говорите с ней о её эгоизме.
Да, просто возьмите и поговорите с ней об этом. Вы же любите друг друга. Все моменты, которые вас не устраивают друг в друге, должны обсуждаться, причём в спокойных тонах и серьёзно. Поговорите о том, что если вы оба дорожите этими отношениями, их нужно строить вместе! Редко бывает так, что девушка совсем не хочет идти навстречу. А если так, то возникает вопрос: для чего вообще эти отношения?
К вам придет равновесие
Хотите ли вы жить полноценной жизнью? Если да, то это не представляется возможным без баланса. Клинический психолог, доктор Нэнси Ирвин признается, что она не использует в своей практике термины «эгоистичный» или «бескорыстный». Вместо этого эксперт разработала «математический» подход. Она предлагает своим клиентам подсчитать, сколько времени и энергии они хотят отдать в разных сферах своей жизни.
Сочные кабачки и макароны. Добавляю лимонный соус и подаю к столу
Мужчина с детства много ест и не толстеет — его секрет в занятиях спортом
Подруга из Краснодарского края рассказала, в каких условиях отдыхают туристы
Таким образом, доктор Ирвин вывела золоту формулу, согласно которой здоровый образ жизни — это баланс заботы о себе, самовыражения, реализации целей и помощи другим. Как же достигнуть идеального баланса? В этом нам поможет золотое правило «80/20», которое применимо ко всем аспектам жизни. Клиенты нашего эксперта тратят 80 процентов времени на себя (работа, занятия спортом и прочее) и 20 процентов на других людей. Правда, есть и такие люди, которые предпочитают делить это время поровну.
Как не вырастить эгоиста?
Поймите, что все мы существуем ради продолжения рода, то есть ради детей, но мы не должны свою жизнь положить к их ногам и пожертвовать всем ради них;
В первую очередь, скорректируйте своё поведение: осознайте, что ваша опека для него чрезмерна или ему, наоборот, не хватает вашего внимания;
Не забывайте просить и даже требовать у ребенка помощи в домашних делах, в уходе за близкими, в работе на огороде, да и просто приобщайте его к всеобщей помощи;
Сызмальства приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, подавать бабушке палочку или наливать дедушке тарелку супа. Обязательно делайте скворечники, подкармливайте птичек зимой, летом рассыпайте с ребенком крошки для голубей, ходите кормить соседскую собаку — в общем, показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих
Так в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем, он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих людях, не будет заострять внимание только на своих желаниях, соответственно, и эгоистом вряд ли станет
Однако малыш не должен делать это сам — вы должны помогать ему, а не просто один раз показать и ждать, что в следующий раз малыш сам побежит кормить птицу
Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное маме;
Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним — поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим людям;
Решитесь родить еще одного малыша, но сразу же настраивайте себя на то, что любить детей нужно одинаково: и время уделять, и поощрять, и воспитывать их также нужно одинаково
Старшие дети обязаны помогать маме по уходу за младшими. Однако своего самого маленького ребенка учите также заботиться и о старшем брате. Если же ребенок в семье один, приучайте его заботиться о других членах семьи, не возводите его на пьедестал;
Уделяйте ребенку внимание, заботьтесь о нем и показывайте свою любовь, но не балуйте его, иначе он будет принимать это как должное;
Старайтесь не ссориться при ребенке, особенно не затевайте крупных шумных разбирательств, потому что любая ссора родителей потихоньку разрушает тот защитный купол ребенка, в котором он чувствует себя в безопасности. И если у ребенка разрушится ощущение надежности, то он просто зациклится на себе и в итоге вырастет эгоистом;
Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили;
Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка — за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы лишь в самых крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить;
Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости;
Расширяйте круг общения ребенка, не держите его дома «под крылышком», обязательно водите его в садик, чтобы зарождающийся эгоизм ребенка разбивался о социум, о прихоти, желания и потребности других детей, воспитателей, чтобы ребенок знал и понимал, что не ему одному на этом свете что-то нужно.
Gnomik.ru
Не упустить момент
Если у ребенка плохое настроение, поговорите с ним, что случилось. Узнайте причину детского беспокойства. Объясните, что в таких ситуациях можно предпринять. А лучше всего сделайте что-то сообща: покормите дворовых животных или птиц, сходите на спортплощадку, приготовьте обед.
Малец увидел новую забаву у друга и захотел такую же. Не поддавайтесь порыву уступить ему. Уступив единожды, результат не заставит себя ждать.
Внук, приходя к бабушке в гости, забирался с ногами на кухонный стол и требовал конфет. Сначала это было забавно, потому что он был маленький. Но взрослея, он продолжал повторять это из раза в раз. И в случае отказа устраивал истерики. Не допускайте, чтобы дитя манипулировало вами. Уйдите в другую комнату, дайте ему выплакаться и возможность понять, что он неправ.
Что на самом деле нужно принимать?
Принимать нужно реальность. Чтобы понять, что этакое, предлагаю сначала разобраться с тем, что значит НЕ принимать реальность. У каждого человека и социума в целом есть представление о том, как устроена жизнь. И еще представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом…
Мы живем, ориентируясь на некую карту реальности, выстроенную нашим сознанием. Однако эта карта – всего лишь модель, где-то сильно упрощенная, где-то приукрашенная мечами и фантазиями. Место на этой карте порой занимает не реальный жизненный ландшафт, а стереотипные представления, которые мы позаимствовали у общества.
Например, возьмем избитое и уже истрепанное в различных дискуссиях представление о женском счастье.
Уж сколько раз ни твердили миру о том, что нет универсального рецепта быть счастливой, что у разных людей могут быть разные потребности и цели, все равно в обществе крепко укоренилось представление о том, что состоявшаяся женщина — это только женщина замужняя и с детьми.
И часто женщина, пытаясь понять, что она хочет, невольно сравнивает себя с этим стереотипом, и оценивает свою удовлетворенность жизнью не по тому, как она себя ощущает, а по тому, насколько она соответствует стереотипу о счастливой женщине. И конечно, не соответствие стандарту может сделать несчастной, если нет привычки опираться на свои ощущения.
Когда жизнь соответствует карте представлений о ней, человеку легко ориентироваться в жизни. Однако все люди время от времени сталкиваются с тем, что реальность отличается от того, что они привыкли видеть и от того, какой они хотели бы, чтобы жизнь была.
Тогда человек становится дезориентирован, он может испытывать страх, растерянность, печаль. Казалось бы, новое знание нужно занести на карту, включить в свою систему представлений. Но эти знания могут быть слишком страшными и болезненными, и тогда начинают работать психологические защиты.
Вернемся к той самой незамужней женщине.
Все детство мама ей твердила, что семья — это самое важное, главное — удачно выйти замуж, а остальное приложится. И вот, девушка выросла, начала учится и работать
И с ужасом обнаруживает, что замуж ей вообще-то не хочется. А хочется работать, писать кандидатскую диссертацию или ходить на йогу четыре раза в неделю.
И тут бы радоваться своей свободе, но в голове появляется образ мамы, которая тревожно спрашивает: «Как же так, доченька, тебе уже столько-то лет, а ты все одна? Когда ты выйдешь замуж?» Маму расстраивать страшно. И бедная женщина говорит себе: «конечно, мамочка, я хочу замуж!»
И тут же становится недовольной жизнью. И начинает попытки построить «серьезные» отношения. Отношения, разумеется, не строятся, мужчины находятся все несерьезные (мама, ты же сама видишь, что я не могу создать семью с таким?), а если вдруг появляется основательный кандидат, потенциальную невесту накрывают ужас и тоска.
Картина мира обычна довольно устойчива к изменениям. Более ранний опыт, полученный в период, когда человек не был способен к критическому мышлению, обладает большей силой и влиянием на человеческие представления. И тогда начинаются проблемы.
Во-первых, приходится тратить много душевных сил на то, чтобы не сталкиваться с ситуациями, выходящими за рамки привычной картины мира и не соприкасаться с мучительными переживаниями.
Во-вторых, отказываясь признавать реальность, действуя из своих иллюзорных представлений, человек раз за разом сталкивается с тем, что он не может добиться цели, его действия не приносят плодов. Таким образом, непринятие реальности тормозит развитие, как личностное, так и социальное.