Методический прием «Вербальное пространство»
Перед психологом — подросток или старший школьник, которые привыкли, что взрослый в беседе с ними обычно много говорит, а им приходится чаще всего слушать и поддакивать («Взрослый всегда прав, даже тогда, когда он и не прав вовсе» — так сказал мне один подросток). Действительно, учитель или родитель, организуя воспитательную беседу с подростком или старшеклассником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В результате все «вербальное пространство» занимает взрослый, разговор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком. Физически присутствуя в пространстве беседы, психологически юноша или девушка просто выключены из нее. Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на «глобальный монолог». Необходимо добиваться того, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины.
Для этого психолог должен уметь:
- не говорить слишком много и долго;
- вовремя задавать своему клиенту вопросы;
- уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном;
- избегать менторского тона в беседе;
- не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет взрослого;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего юного собеседника.
Что ещё может помочь?
- Также помогут вылечить вышеупомянутые недуги милые записки, фотографии, сердечки или просто подарки от всего сердца.
- Смех — одно из лучших лекарств! Часто смешная шутка вызывает хохот даже у людей с больным горлом, даже у сильно обиженных друг на друга людей.
- Можно заменить разговоры, но не целиком, шутками, совместными занятиями или хобби.
Подводя итог, я хочу вспомнить, что такое общение, об этом я писала в начале статьи. И добавить, что это способ познания нового не только в окружающем мире, но и относительно других людей. Это способ сделать взаимоотношения теплее, радостнее, привнести в них искорку смеха и задора.
А что добавите в это определение вы?
Как общаться с подростком: 6 советов психолога
1
Не пытайтесь постоянно его контролировать – важно дать самостоятельность
Часто, воспитывая ребёнка, пытаются за всем уследить, всё проверить. К подростковому возрасту дети уже очень много могут контролировать сами. Если чувствуете, что ваш ребёнок не может этого делать, стоит уделить больше внимания развитию чувства ответственности, а не тотальному контролю.
2. Будьте интересны себе и ему, любите себя, говорите о себе
Если у родителя разносторонние интересы, с ним есть о чём поговорить, общаться с ним намного интереснее. Если он рассказывает истории из жизни, о своём детстве, случаи на работе – это интересно слушать!
3. Не оценивайте.
Не стоит всегда говорить ребёнку «что хорошо, а что плохо»
Причём, здесь не важно сколько вашему ребёнку лет. Учитесь просто «болтать», общаться, смеяться
Беседа с ребёнком — не всегда воспитание.
4. Учитесь слушать.
Часто к нам обращаются родители с вопросом – почему подростки им ничего не рассказывают. На самом деле, рассказывают. И про то, что им интересно, и про свои желания. Но вы часто отрицаете, или осуждаете то, что близко подросткам. Знакомы фразы «это всё глупости» или «занялся ли бы ты чем-то полезным»?
5. Не отрицайте чувства и эмоции подростка.
Он чувствует то, что чувствует. Его не надо переубеждать. Просто выслушайте, не оценивайте, поддержите. Не стоит говорить «не бойся экзамена», «где же ты устал – весь день ничего не делал», и т.д. Причём, это не значит, что всё нужно спускать с рук. Но попросить помочь можно и по-другому: «Я понимаю, что ты устал. Но я тоже. Давай вместе сейчас …»
6. Любите и давайте чувство безопасности.
Он должен знать, что мама и папа его любят. Дома ждут. Всегда, что бы ни случалось. У него есть надёжный тыл и поддержка.
Помощь в тренинговом центре К.О.Т.
Проблема в общении с родителей и подростков – частая причина обращения в наш центр. Причём интересно, что её одинаково хотят решить и дети, и взрослые. Потому что, когда отношения в семье тёплые, есть взаимопонимание и поддержка хорошо всем. К этому вопросу можно подойти с разных сторон – посоветовать ребёнку пройти тренинг по общению, где том числе мы рассматриваем вопросы отношений с родителями. Или обратиться на консультацию психолога для того, чтобы более внимательно подойти к решению именно вашего вопроса.
Психологическая помощь родителям подростков
Во многих случаях родителям также необходима такая помощь. Не всегда получается правильно принять факт взросления детей. В подростковом периоде начинается активный поиск своего места в мире. Выходки в этом возрасте ведут к потере терпения взрослых и постоянным скандалам. Теряется авторитет родителей. Переживание за ребят, страх, желание предостеречь от ошибок — естественная реакция. Но порой конфликты доходят до ухода ребенка из дома.
Родители не могут отвергать неприятную реальность, занимая позицию страуса. В таких ситуациях в первую очередь нужна помощь взрослым. Объединив усилия с психологом, появляется возможность исправить ситуацию.
Советы родителям
Во всех школах имеется психолог, социальный работник, классный руководитель. Обязательно нужно обратиться к специалисту, если родители заметили какие-то изменения в поведении ребенка, подозревают депрессию или другие расстройства.
Характер взаимоотношений с ребенком зависит от выбранного стиля воспитания. К сожалению, добиться доверия сложно, если с раннего детство его не возникло. Тем не менее, задачи родителей:
Разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью. Действительно слушать, даже если его проблемы кажутся незначительными
Если ребенок о чем-то говорит, то для него это важно и волнующе.
Наблюдать за поведением, голосом, интонациями
Интересоваться планами ребенка на жизнь и завтрашний день, обмениваться взглядами на мир.
Знать окружение ребенка, веяния его среды.
Обращать внимание на увлечения ребенка, замечать приступы лени, совместно преодолевать их.
Важно видеть в ребенке самостоятельную личность и равноправного партнера, знать возрастные особенности, ведущие потребности и ведущую деятельность возраста, специфику возрастных кризисов. И конечно, общие признаки детской и подростковой депрессии:
- эмоциональная неуравновешенность;
- продолжительная грусть;
- избегание общества;
- повышенная чувствительность и чувство ненужности;
- изменение аппетита (повышение или снижение);
- проблемы со сном;
- агрессия;
- быстрая утомляемость, ухудшение внимания и памяти;
- чувство вины;
- мысли и рассуждения о смерти, суициде;
- лень и апатия;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в учебе, конфликты в семье.
Полный список общих признаков составить нельзя, так как суть депрессивных изменений в одном – изменение привычного для ребенка поведения, внешнего вида, восприятия мира, отношения к играм, учебе. Потому для одного ребенка снижение настроения – признак возможной депрессии, а для другого – оптимизм тот же признак.
Что делать родителям:
Обязательно обратиться к психологу.
Не кричать на ребенка, не наказывать, не унижать, не ругать.
Не отвергать, постараться вызвать на диалог.
Не давить на ребенка, не обвинять в несостоятельности и бестолковости («Хватит вести себя как тряпка, соберись!»).
Вспомните первый случай появления признаков, предположите причину изменений
Не было ли серьезных перемен в жизни ребенка, семьи?
Обратите внимание на желания и потребности подростка, а не на ваши планы. Не требуйте от ребенка невозможного
Выстройте жизнь согласно его особенностям. Признайте в нем право на свой путь.
Поддерживайте благоприятный психологический климат в семье, проанализируйте отношения с супругом.
Воспринимайте каждое слово ребенка серьезно, но без паники. В 90 % случаев подростки, совершившие суицид, озвучивали свои намерения, но те оставались незамеченными, принятыми за шутку.
Помогите ребенку разобраться в своем состоянии и его причинах, помогите найти выход.
Создайте условия любви и ощущение нужности у ребенка. Способствуйте раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Признайте в нем личность.
Вместе с ребенком учитесь конструктивно разрешать конфликты.
Придерживайтесь единого стиля воспитания и единой родительской позиции.
Проводите профилактику перегрузок (эмоциональных и физических), пересмотрите питание и режим дня ребенка.
Организуйте совместную деятельность.
Признаки подросткового кризиса
У некоторых подростковый кризис проходит незаметно, другие испытывают серьезные проблемы с общением. Психологи выделяют общие признаки наступления кризиса:
- конфликтность в отношениях;
- желание побыть в одиночестве;
- предпочтение виртуальным разговорам;
- подросток желает общаться с друзьями, убегает из дома, игнорирует родителей;
- эмоциональная неуравновешенность;
- перепады настроения;
- вспыльчивость;
- желание уединения;
- агрессия;
- недовольство собой и окружающими;
- беспокойство, повышенная тревожность;
- заниженная самооценка;
- повышенные требования к собственной личности;
- ухудшение успеваемости.
Как понять, что нужен подростковый психолог: чек-лист для родителей
Обращение к психотерапевту для подростка или ребенка не будет лишним в любом случае. Но существуют тревожные сигналы, которые говорят о том, что психологическая помощь нужна как можно скорее.
Мы составили чек-лист для родителей:
- Успеваемость в школе резко упала без очевидных причин.
- Нарушился аппетит: появились регулярные отказы от еды или «заедание» стресса.
- Нарушился сон: бессонницы, ранние пробуждения, трудности с подъемом
- У подростка или ребенка бывают резкие перепады настроения: от радости до слез, гнева и обратно.
- Вы замечаете повреждения (порезы, ожоги, синяки).
- У подростка или ребенка нет друзей.
- Подросток или ребенок жалуется на апатию, отсутствие сил, вялость. Ему не хочется и неинтересно заниматься тем, что раньше нравилось (хобби, спорт, прогулки)
- Подросток говорит о бессмысленности или отчаянии, иногда в его речи проскальзывает «всем было бы лучше без меня», «я все только порчу», «меня ничего не ждет в будущем».
Если вы заметили хотя бы несколько симптомов — это повод обратиться к психологу для подростка.