Как предупредить истерику
Предупредить истерику гораздо легче, чем остановить, если она началась. Предугадывать моменты «бури» не так уж и сложно, особенно если истерики уже знакомы родителям.
Быть дружелюбным
Когда не только в отношениях с ребенком, но и между остальными членами семьи царит мир и взаимопонимание, ребенок не испытывает постоянного напряжения. Находится с ним «на равных», но одновременно не терять дистанции «родители-дети» — это целое искусство, но, освоив его, вы получите спокойного, адекватного ребенка. Не кричите на малыша, а объясняйте, не читайте нотаций, а пытайтесь понять, не высмеивайте и не осуждайте, а поддерживайте не только в периоды «удач», но и «неудач».
Практиковать активное слушание
Дать понять ребенку, что вы его понимаете и вникаете в суть его проблем можно, практикуя активное слушание. Так ребенок научится слушать и слышать вас. Здесь важен прием «Я-сообщения» вместо «Ты-сообщения», то есть не стоит говорить: «Ты опять ведешь себя ужасно», но можно сказать: «Я очень огорчаюсь, когда вижу, что с тобой происходит». В результате вместо обвинения ребенок услышит приглашение диалогу, в процессе которого проблему можно будет разрешить без приступов гнева. Помните, что начиная фразу со слов «ты», «если», «почему», вы не добьетесь конструктивной беседы: первое слово воспринимается ребенком как нажим, второе – как угроза, а третье – требование объяснений.
Помочь ребенку разобраться в своих чувствах
Когда ребенок склонен к истерикам, важно научить его понимать, что именно провоцирует эти вспышки неконтролируемого поведения. Выслушать и проявить при этом сопереживание – половина успеха
Боль, испуг, досаду и обиду, которые часто выливаются в истерики, можно исправить объятиями, слушанием, пониманием и советами. Усвоив, что гораздо проще выговориться и пожаловаться, чем рыдать и кричать, ребенок вскоре сам научится «гасить» истерики.
«Нужно начать активно обучать ребёнка взрослым способам выражения своих желаний и чувств, — советует Л. Петрановская, автор книги «Если с ребенком трудно…» – Так он усвоит, что можно договариваться с вами и находить более действенные способы достижения цели».
Хорошим подспорьем в этом деле могут стать истории о самом ребенке. Сказка-игра, где герой-малыш побеждает свои страхи и недостатки, дает возможность понять ему свои чувства, лучше оперировать ими. Это помогает побороть нервозность и тревожность ребенка. Кроме сказкотерапии может применяться пластилинотерапия (например, слепить фею Капризульку, но с радостной улыбкой), а также терапия красками или песком
Это не просто переключение внимание малыша, а некая пауза, которая позволяет ребенку успокоиться и заглянуть в мир собственных чувств.
Ребенок истерит не дома
Справляться с истериками дома и стены помогают, но как справиться с истерикой не дома?
В магазине
Отправляясь с ребенком в магазин, стоит заранее обговорить, что вы собираетесь покупать, а что не входит в перечень покупок ни при каких уговорах. Если «купи-купи» все же настигло, да еще в сопровождении рева и топанья, стоит сразу же уйти из магазина, дав понять ребенку, что он нарушил договоренность. Так «нарушитель» скорее усвоит причинно-следственные связи. Никогда не берите малыша с собой за подарками другим детям! Не стоит привлекать к покупкам и голодного или уставшего ребенка.
Оксана, мама трехлетней Ирины: «В магазин с Иришкой хоть не заходи. Требует скупить все понравившееся, падает на пол и кричит в случае отказа. Научилась не обращать внимания на укоризненные взгляды толпы и строго говорить дочке «нет!». Однажды на требование купить десятую барби предложила взамен продать любимую сумочку Иришки, чтобы были деньги на куклу. Дочь сразу успокоилась».
В детском саду
Причиной истерики в детском саду, может послужить нерегулярное посещение сада, например, из-за частых болезней. Нужно отнестись с пониманием, ребенок адаптируется и все войдет в норму. Но иногда плач – это своеобразный ритуал прощания с мамой, а, войдя в группу, ребенок становится послушным, активным и дружелюбным. Попробуйте придумать другой ритуал прощания: слезы замените на объятия и волшебные слова (например, «я тебя люблю, хорошего дня»). Если же малыш ведет себя так только с мамой, попрощаться стоит дома, а в сад отправить с ребенком папу или бабушку.
Не поддавайтесь на плач и требование не уходить объясните, что, опоздав на работу, вы можете совсем ее лишиться. А если не будет работы, то и денег на новые игрушки и сладости тоже не будет
После детского сада
Когда ребенок истерит всю дорогу после детского сада, заявляя, что больше туда никогда не пойдет, это выражение либо его усталости, либо стресса (возможно, кто-то его обидел). Погуляйте после садика на детской площадке, дайте ребенку размяться и отдохнуть. Но не исправляйте ситуацию покупкой того, чего запросит ребенок! Подкупив его однажды, вы сделаете вознаграждения за спокойное поведение нормой, а это неправильно.
Почему ребенок постоянно плачет
Часто родители разводят руками, не зная, что предпринять, если ребенок постоянно плачет, и сводят все на банальную истерику.
Ребенок до года
Когда речь идет о новорожденном, об истериках разговора быть не должно: ребенка что-то беспокоит. Взрослые не должны бояться, что избалуют малыша, бросаясь в комнату на каждый его плач. Детские психологи уверяют, что ребенка до года избаловать невозможно. Зато необходимо создать у крохи уверенность в безопасности окружающего, пока незнакомого, мира, либо разрушить уверенность в этом, тогда детские истерики в будущем обеспечены: постоянно пугаясь и ощущая себя в опасности, ребенок будет избавляться от негативных эмоций криками и слезами.
Дети от 1 до 5 лет
Ребенок от года до 4-5 лет может часто плакать, капризничать и истерить
В этот период от родителей требуется пристальное внимание к взрослеющему малышу, гибкость в методике воспитания, понимание и терпение. Поведением младенца управлять было проще: в плаче присутствовала некая логика – дискомфорт, голод, испуг
Сейчас же ребенок идентифицирует себя как личность, этот период сложен не только для родителей, но и для него самого. Подрастающий человечек жаждет самостоятельности, но в то же время не способен объективно оценивать обстоятельства и принимать решения.
Бывает, что капризы ребенка избирательны, возникают только в присутствии одного из членов семьи, чаще – с мамой. Именно мама в сознании ребенка – это собственность, она и любит, и кормит, и меняет штанишки
Такое отношение к маме проходит с возрастом, но не у всех детей: здесь важно «потрудиться» самой маме, избрав единую линию поведения, никогда не поощряя капризы. Постепенно привыкнув к тому, как реагировать на истерики ребенка, предназначенные исключительно ей, мама даст понять ребенку, что вить из нее веревки не получится
Евгения, мама трехлетнего Матвея: «Матвейка быстро понял, что истерики с папой не срабатывают, а вот меня он всегда «ловил» на моей слабости, постоянно плача, канюча, чего-то требуя. В моем присутствии это был настоящий нытик. Как только я оставляла сына с отцом или бабушками, а позже в саду – ребенок становился абсолютно нормальным мальчиком, не ревел, не жаловался! Я начала воспитание с себя, просто оставляла его наедине с истериками и сдерживалась, чтобы не прибежать успокаивать».
Но бывает, что истеричность – это тип характера, и изменить это невозможно, необходимо подбирать гибкую систему воспитания, консультироваться с психологом
Ребенку с подобным характером жить всю жизнь, поэтому так важно с детства научиться сдерживать себя.
Почему возникают детские капризы и истерики?
Ребенок не в состоянии управлять эмоциями, поэтому истерика – это способ избавиться от накопившихся переживаний либо заявить о своих требованиях и желаниях.
Причин детских истерик немало.
Физические причины
Усталость, переутомление, чувство голода, боль (у младенцев истерический плач вызывают колики и прорезывание зубов, например). У некоторых детей часто возникающие истерики связаны с поражением нервной системы еще во внутриутробном развитии. Поэтому гиперактивный ребенок, который чрезмерно возбудим, и у него снижена адаптация, в состоянии возбуждения или усталости из-за пустяка способен «взорваться».
Истерики-протесты
Не получая желаемого или вынужденный делать что-то против воли, ребенок может закатить «концерт». Это бывает при авторитарном стиле воспитания, когда ребенок только и слышит: «Нельзя, не смей, не трогай!» и наоборот «Ты должен, делай». Ответная реакция ребенка — отказ, протест.
«Такой глобальный протест запускается слишком настойчивыми приставаниями родителей, неэффективными попытками заставить что-то сделать… Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком. Если не выполняется, не повторять его тут же. Иначе последует эскалация» — советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети…».
Детям важно чувствовать родительское уважение и признание самостоятельности. Истерики иногда – это «негативное предъявление себя», когда ребенок таким образом добивается права на самостоятельное принятие решений.
Истерики-манипуляции
Такие истерики освоены детьми, понявшими, что крики и слезы – действенное оружие против взрослых. Часто манипуляции-истерики, когда в семье нет единых взглядов на воспитание: мама не позволяет играть в приставку, пока не сделаны уроки, а бабушка разрешает: маленький хитрец обязательно воспользуется разногласиями и повернет дело слезами в свою пользу.
Отличить манипуляцию от истерики просто: добившись желаемого, ребенок сразу меняет настроение, неконтролируемая же истерика не останавливается так просто. Так же отличаются от истерики и обычные капризы. Капризничая, дети перестают ныть и канючить, получив требуемое. Истерики гораздо ярче капризов, пугают родителей куда больше, поэтому нередко служат средством подчинения взрослых. Неотъемлемая часть истерики – это «игра на публику», нередко она усиливается при повышенном внимании окружающих.
Как реагировать родителям на детскую истерику
Правильная реакция родителей на детскую истерику – не только способ ее прекратить, но и «излечить» ребенка, если истерить стало привычкой. Как справиться с детской истерикой родителям?
Отвлеките ребенка
При первых признаках наступления истерики постарайтесь переключить внимание ребенка на новую игрушку или происходящее за окном, на собственные действия либо на интересное занятие. Это научит перенаправлять энергию на более полезные вещи, так ребенок натренируется успокаиваться сам
Изолируйте ребенка или уйдите сами
Известный педиатр Беррн Бразелтон делится весьма важным наблюдением: чем больше вы прилагаете усилий, чтобы укротить вспышку раздражения, тем дольше это продолжается. Поэтому не обращайте внимания на истерящего ребенка и старайтесь заниматься своими делами, не усугубляя это поведение.
Оставить актера без публики – способ весьма действенный, особенно когда дело касается манипулятивных истерик.
Однако если истерика вызвана стрессом, шоком, ночным кошмаром и т.д., не оставляйте ребенка одного! Помните, что игнорировать нужно истерику, а не ребенка!
Не прогибайтесь
Постоянно уступая ребенку, лишь бы не видеть истерик, вы сделаете такое поведение в детском сознании нормой, а себя превратите в инструмент исполнения желаний.
Кратковременные истерики приносят даже пользу: снимают эмоциональное напряжение. Когда истерика прекратится, обязательно обсудите ее с ребенком, дав понять, что так себя вести – это плохо.
Если истерика случилась: как с ней бороться
Упустили важный момент, когда истерику можно было предотвратить, и «буря грянула»? Как с ней бороться, учитывая возрастную психологию ребенка?
В 1 год
Чем бывают вызваны детские истерики в 1 год? Ребенок умеет ходить, но все подряд ему брать не разрешается. Это – серьезная причина показать свое несогласие с ограничениями и запретами.
«Пока истерики не стали частью обычного поведения – поможет шутливо-ласковое комментирование по ходу истерики и обыгрывание её («вот я качусь-валюсь, ногами стучусь»), – советует Л. Петрановская. – Так ребенок не получает требуемого, а истерика не подкрепляется. При этом сохраняется эмоциональный контакт со взрослым, а у ребенка появляется возможность взглянуть на своё поведение со стороны».
Чтобы предупредить истерику, находите альтернативу требуемому: нельзя рвать новую книжку – вручите старую газету; боитесь, что кроха разобьет вожделенную фарфоровую чашку – предложите посуду из пластика. Отвлечь ребенка в этом возрасте очень просто!
В 2 года
Что для борьбы с истериками двухлеток советует детская психология? Истерики у маленьких детей гораздо легче остановить, используя их желание делать все наперекор. Так детские истерики в 2 года можно «укротить», требуя не прекратить рыдать, а, напротив, поплакать сильнее, «ведь маленький сосед Сережа за стенкой не слышит, как наша большая девочка громко ревет».
Используйте элемент игры: например, «дочки-матери», где вы поменялись ролями. Пусть ребенок побудет вами, а вы капризничайте, требуйте попить и сказку перед сном. Дайте ребенку понять, как вам тяжело его успокаивать, не прекращайте игру быстро, но после обязательно поменяйтесь ролями: это закрепит правильное поведение.
В 3 года
Трехлетние дети начинают осознавать испытываемые эмоции. Но контроль над ними развит еще слабо. Не стоит забывать, что этот возраст – критический, и детские истерики в 3 года неизбежны. Но ребенку нравится ощущать себя взрослым, поэтому напоминания о том, что взрослые так себя не ведут будут весьма действенны. Можно прибегать к «медикаментозной терапии»: предложите капризуле таблетку для хорошего настроения (отличный имитатор таблеток – аскорбиновая кислота в бумажных блистерах).
Хорошо обыграть ситуацию заранее
Предстоит визит к стоматологу, и вы уверены, что без истерики не обойдется? Пусть любимая игрушка «поплачет» перед посещением игрушечного доктора, а ребенок ее поутешает и объяснит, почему так важно лечить вовремя зубки.
В 4 года
Взрослея, ребенок начинает видеть связь «поведение-последствие». Действенным методом будет, если из-за истерики, например, во время сборов на прогулку, эту прогулку отменить. Но обязательно объяснить, почему вы так поступили.
Это возраст, когда у ребенка начинает созревать чувство юмора, поэтому шутливые обыгрывания истерик, веселые обсуждения после них могут помочь в дальнейшем предотвращении подобного поведения. Важным «приобретением» в 4 года является и проявление сочувствия. Малыш, видя истерику у других детей, жалеет их, осознавая, что такое поведение неправильное.
В 5 лет
Пятилетний ребенок уже неплохо контролирует чувства и способен выражать их словами. Поэтому истерики становятся явлением редким, и в случае, когда ребенок расстроен, он, скорее, поделится переживаниями, нежели закатит истерику. Но если истерика произошла, то «разбор полетов» — необходимое условие в борьбе с истериками.
Если истерики у пятилетки регулярные, это повод родителям задуматься: в чем ошибка их воспитания?
Простить нельзя наказать
Где поставить запятую? Наказывать за истерики или нет? Без наказания может возникнуть чувство вседозволенности. Но наказывать нужно соразмерно возрасту и вине. Вряд ли годовалый ребенок поймет, за что его оставили без прогулки, но это поймет трехлетний ребенок.
Наказание не должно быть физическим насилием и надругательством над ребенком.
Как пишут психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Проблема с физическим наказанием в том, что оно не работает, оно только отвлекает. Ребенок, вместо того чтобы жалеть о совершенном поступке и думать, как загладить вину, фантазирует себе картины мести
Другими словами, наказывая ребенка, мы на самом деле лишаем его очень важного внутреннего процесса, мы лишаем его возможности осознать свое плохое поведение».
Самое действенное наказание для ребенка — позволить ему ощутить последствия плохого поведения. Например, малыш бегал в магазине, толкнул витрину и разбил хрупкую вещь. Последствием станет наказание — вы больше не берете его в магазин. Битье по попе только огорчит ребенка еще больше, а он и так расстроен тем, что случилось в магазине.
Альтернатива физическому наказанию
- Выразите сильное неодобрение действием (бездействием) ребенка не делая нападок на характер.
- Сформулируйте свои ожидания.
- Предоставьте ребенку выбор.
- Позвольте ему ощутить последствия плохого поведения.
- Подскажите ребенку, как загладить вину.
Наказание всегда должно стать шагом к прощению и примирению, оно должно воспитывать, когда объяснения не помогают.
Общие правила воспитания
Сколько бы лет ни было ребенку, с истериками бороться необходимо.
Не запрещайте слишком много и часто
Запретные плоды сладки: чем больше запретов, тем больше искушений их нарушить. Все существующие запреты пересмотрите, оставив только необходимые.
Давайте право выбора
Пусть это и будет скрытой манипуляцией, но позволит ребенку почувствовать себя самостоятельным и предотвратить истерику. Не хочет есть кашу? Дайте понять, что без каши никак, но какую выберет малыш: овсяную или гречневую?
Выстраивайте доверительные отношения
Только доверяя вам, ребенок сможет делиться переживаниями, а не накапливать их до тех пор, пока не «польются через край».
Таблица возрастных кризисов
Основоположник отечественной детской психологии Л.С. Выготский ввел понятие «возрастной кризис». Так он обозначил изменение детской психики и поведения в определенный возрастной период. В большинстве случаев, кризисы непродолжительны (до нескольких месяцев), но иногда длятся до двух лет. Начало и финал кризиса размыты, заметны не явно, а середина кризиса отмечается обострением. Тогда и проявляются конфликтность, капризы и истерики.
Период | Проявление | Задачи |
---|---|---|
Кризис новорожденности: 0-1 мес. | Рефлекторный характер, проявление – плач. | Адаптация к окружающему миру. |
Кризис 1 года | Проявление самостоятельности, вспышки аффективного поведения как реакции на непонимание его взрослыми. | Осознание и восприятие дозволенного и недозволенного. |
Кризис 3 лет | Упрямство, негативизм, протест. | Главный мотив: сделать все наоборот. Обесценивание прежних правил поведения.Осознание себя как личности. Познание социальных ролей, норм поведения. |
Кризис 7 лет | Развитие аффективного комплекса, обостренная реакция на критику, ожидание похвалы, кривляние, манерность, капризы. |
Рождение социального «Я», развитие интеллекта. |
Кризис пубертатный (11-15 лет) | Эмоциональная нестабильность, вызванная гормональным всплеском (половое созревание), кризис мотивации, конфликтность с окружающими, негативизм. | Формируется образ физического «Я». стремление к интимно-личностному общению со сверстниками, стремление к самоутверждению. |