Проект по теме «инерция в жизни человека»

Опасные проявления

Неправильное понимание и использование инерции иногда приводит к непоправимому ущербу. Ниже перечислены некоторые негативные проявления:

  1. Трата дополнительной энергии на разгон и торможение транспортных средств. Из-за инерции автомобили и поезда не могут мгновенно набрать нужную скорость или остановиться. По этой же причине происходит износ деталей тормозной системы. Их приходится периодически заменять.
  2. Аварии при столкновениях транспортных средств, несчастные случаи с людьми при переходе дорог. Из-за того, что движущиеся тела невозможно мгновенно остановить, может причиняться вред. Для каждого вида транспорта существует определённый тормозной путь. Для тяжёлых объектов он может быть довольно большим. По этой причине происходят столкновения автомобилей или поездов с гибелью людей. Особенно это актуально для морского транспорта, который останавливается очень медленно. При ходьбе человек может запнуться за какой-то предмет или поскользнуться на льду. По инерции тело будет двигаться вперёд и произойдёт падение, результатом которого может быть травма.
  3. Получение травм пассажирами транспорта. Когда люди едут в автомобиле, то они перемещаются относительно Земли со скоростью транспортного средства. При создании аварийной ситуации на дороге и резком торможении водитель и пассажиры, не зафиксированные ремнями безопасности, продолжают свое движение по инерции вперёд с прежней скоростью. Результатом могут быть травмы или вылет через лобовое стекло с вытекающими последствиями.
  4. Смещение перевозимых грузов при изменении скорости или направления транспортных средств. По этой причине всё, что перевозится, должно хорошо закрепляться. Несоблюдение этого правила приводит к авариям.
  5. Разрушительные последствия природных стихийных бедствий. Губительные действия землетрясений, цунами, лавин основаны на явлении инерции. Разрушение зданий при резких толчках земной поверхности происходит из-за того, что сами массивные строения не могут быстро сместиться. При лавине огромные массы снега съезжают по склону горы и, достигнув подножья, продолжают по инерции двигаться, сметая на своём пути всё, что встретилось.

Проект «Попадание в цель с движущегося объекта»

Согласно
первому закону Ньютона, материальная
точка, которая движется,
будет продолжать двигаться, если на нее
не действуют никакие силы. Второй закон
Ньютона гласит, что если на тело во время
движения воздействует какая-то сила,
ускорение его центра инерции,
геометрической точки, характеризующей
движение тела, равняется действию этой
силы. Давайте проверим эти законы при
помощи велосипеда и шариков, наполненных
водой.

Используя
первый и второй законы
Ньютона, вы изучите проблему попадания
в цель с движущегося объекта.

Ход эксперимента:

  1. Наполните воздушные шарики водой и завяжите их.
  2. На тротуаре мелом нарисуйте мишень.
  3. Возьмите один шарик и сядьте на велосипед. Держите шарик рядом с рулём велосипеда.
  4. Начните ехать на велосипеде и во время движения бросьте шарик с водой в намеченную цель. Попал ли шарик в цель или приземлился где-то в другом месте? Где вы должны были выпустить шарик из рук, чтобы он попал точно в цель? Запишите свои наблюдения.
  5. Повторите шаги 3-6, но на этот раз увеличьте скорость. Запишите свои наблюдения.
  6. Повторите шаги 3-6, но на этот раз уменьшите скорость. Запишите свои наблюдения.
  7. Влияет ли изменение скорости движения велосипеда на положение точки, в которую вы пытаетесь попасть? Основываясь на знаниях, полученных во время этого эксперимента, ответьте, при каких условиях груз, брошенный в процессе движения, попал бы прямо в цель?

Вывод:

Меняется ли положение точки, в которую вы должны попасть, бросив груз, по мере увеличения скорости велосипеда? Если да, насколько смещается положение цели?

Диагностика состояния

Обнаружить аномальное состояние, перекос когнитивной деятельности не так трудно. Самостоятельно определить изменение тоже возможно. Но чтобы признать проблему, нужна определенная доля мужества. Что касается объективных способов диагностики, тут не обойтись без участия психолога.

Специальных опросников практически нет. Да и годятся они только для первичного обследования. Куда эффективнее оценка в «полевых» условиях. То есть использование стандартного задачника. Как правило, состоит он из 5-и казусов, которые нужно решить. По результатам можно судить о способности к рациональному, нетривиальному мышлению. Также применяется метод устного опроса

Важно выявить особенности логики условного пациента

Если имеются данные за нарушения интеллектуальной активности, не обойтись без консультации специалиста по психотерапии или психиатрии. Зависит от ситуации. Задача — выявить первичный патологический процесс, который препятствует нормальной активности.

Общая информация

Впервые этот термин применил и попытался описать явление древнегреческий философ Аристотель в IV веке до н.э. Позже, проделав многочисленные опыты, его учение развил Галилео Галилей. В конце XVIII века Исаак Ньютон обобщил их исследования и сформулировал закон инерции или первый закон механики, носящий его имя.

Инерцией называют свойство любых предметов (материальной точки) сохранять покой или движение при отсутствии внешних воздействий (сил), а также противостоять изменению своей скорости при действии посторонних сил.

Просто суть этого явления можно описать так: если на абсолютно ровной скользкой поверхности толкнуть какой-то предмет, то он будет двигаться с одинаковой скоростью бесконечно долго. При этом допускают, что силами трения и сопротивления окружающей среды можно пренебречь.

Все знают, что скорость любого предмета сама по себе не изменяется. Он не сможет самостоятельно начать двигаться или изменить направление без влияния внешних сил. Например, лодка стоит у берега и не двигается, но если её толкнуть, то она поплывёт. Движение начнётся только после воздействия извне.

Все предметы стремятся сохранять состояние покоя или движения. При трогании грузовика незакреплённый груз в его кузове смещается назад, при остановке – вперёд. То же самое можно наблюдать со стоящими пассажирами в общественном транспорте при резком изменении его скорости или направления.

Чем массивнее предмет, тем труднее привести его в движение, а в движении остановить. Ногой можно легко толкнуть лёгкий мячик, и он полетит далеко. Для его остановки не надо прилагать больших усилий. Чтобы сдвинуть гружёный товарный состав, нужны усилия двух тепловозов, а при его внезапной остановке тормозной путь может быть более 1000 метров.

Виды психологической инерции

Существует масса форм склонности мыслить штампами.

  • Экстраполяция. Стремление переносить решения задач на аналогичные задачи без учета особенностей фабулы. Утрированный пример: если яблоко зеленое, значит все фрукты зеленые. Разумеется, это не так. Но в парадигме названного вида инерции — это истина.
  • Аналогия на основании функциональной направленности объекта. Привычка, что некий объект выполняет одну задачу. Например, нож — режет. Стол выступает в качестве опоры. Скрепкой закрепляют бумаги.
  • Традиционализм в способе применения объекта. Близкая разновидность явления. Суть примерно в том же.
  • Терминологические ловушки. Термины, которые уже существуют, заранее содержат в себе способ решения той или иной проблемы. Капельница — медицинское изделие, ее название заранее отображает характер применения и т.д.
  • Инерция одного решения. Способ мышления, при котором субъект выбирает только тот путь, которые пришел в голову первым. Это наиболее опасная разновидность явления.

Видов психологической инерции намного больше. Это только часть возможного перечня.

Направление движения по жизни: закон инерции

Категория: «Time Management»

Я зашёл на мой же сайт askalex.ru и ужаснулся – я не писал постов уже около недели и не публиковал видео. Почему? Что не было идей? Были! И даже хотелось написать. Что, некогда было? Много работы? Что за отговорки? Времени никогда нет если ищешь его терапевтическими методами, оно всегда находится хирургически – вырезается из занятого дня на живую и без обезболивания. Значит время было. Так чего ж не писал? А по той же причине, по которой полгода назад я не мог ПЕРЕСТАТЬ писать каждый день – я набрал инерцию. Завтра с большой долей вероятности, превращается в 24 часовую пристройку к сегодня. Те же кирпичики и та же кладка…

Рассмотрим три наблюдения за поведением человека в цитатах:

“Мы ищем не там, где потеряли, а там где светло.”

“Мы видим не то, что есть на самом деле, а то, что мы готовы увидеть. ”

“Мы делаем не то, что надо делать, а то что мы умеем.”

Объединяем эти три мысли в картинку-метафору и получаем – мозг горящий мелкими огоньками. Те огоньки, которые горят каждый день, уже не хотят угасать, а те, которые потухли, трудно зажечь вновь. Мозгу все равно надо думать о чем-то – он так устроен и не может бездействовать, но на изменение схемы “мозгового освещения” уйдёт очень много сил и организму проще продолжать делать то, что он делал раньше. Это касается и мыслей и действий. К тому же продолжать делать старое всегда безопаснее, чем менять старое на новое. И так, завтра превращается в дубликат сегодня – места работы не меняются, супружеские проблемы остаются “прописаны” в квартирах своих хозяев, а “я это сделаю завтра” навсегда остаётся от человека на расстоянии 24 часов, как зависшая загрузка системы windows: “до смены жизни осталось 24 часа, до смены жизни осталось 24 часа, до смены…”

Одна из задач, которые необходимо ставить перед собой втягиваясь в новую активность (или возобновляя старую), это начать получать удовольствие от новых действий. Т.е. если вам нужно начать тренироваться, не думайте о том, как сбросить нижнюю из 4х складок на вашем животе. Забудьте про археологические пласты оставленные на животе “суровым” питанием, думайте о том, как начать получать удовольствие от тренировок, ведь задача на первоначальном этапе всегда должна стоять очень просто – перейти на второй этап, который называется “инерционное движение в правильном направлении без усилий”. Это то, что мы называем привычкой.

Сейчас я опять привыкну совмещать в моей жизни малосовместимое: экран монитора и объектив камеры с лицами клиентов и аудиторий, а вы втянетесь в чтение и просмотр видео на askalex.ru и все пойдёт своим чередом, но сегодня я хочу оставить ваш мозг с новым вопросом: “как мне набрать инерцию в нужном направлении и как мне её поддерживать”. Отсутствие ответа на этот вопрос может стоить хозяину мозга жизни. Паники не надо, пусть мозг сохраняет спокойствие – жизнь хозяина уйдёт постепенно, но задуматься все-таки стоит – пройдёт даром и безвозвратно.

Плюсы инерции

Из самого определения инерции исходит возможность использования этого явления. Стремление предметов сохранять свою скорость и направление может приносить людям выгоду или много вреда. Всё зависит от того в какой ситуации оно проявляется. Вот некоторые примеры положительного использования инерции:

  • Многие виды спорта и игр существуют благодаря этому явлению: лыжные, велосипедные и конькобежные гонки, толкание ядра, метание молота, диска, копья, хоккей, футбол, кёрлинг, фигурное катание, теннис и многие другие.
  • Сглаживание неравномерностей вращения в различных механизмах и двигателях внутреннего сгорания. В устройствах предусмотрен массивный вращающийся маховик, который периодически накапливает и отдаёт кинетическую энергию. При рабочем ходе поршня энергия запасается, а при холостом ходе – отдаётся, при этом помогает выводить поршень из нижней мёртвой точки. В итоге коленчатый вал вращается равномерно.
  • Экономия энергии при движении объектов (транспортных средств). Движение космических аппаратов вне атмосферы Земли происходит долго по инерции после отключения двигателей. Благодаря этому мы обеспечены надёжной связью через спутники, расположенные на геостационарных орбитах. Автомобилист экономит топливо, когда выключает передачу в машине и двигается какое-то время накатом. Для большей экономии придумали инерционный аккумулятор, в котором энергия торможения транспортного средства передаётся на вращающийся маховик, а потом используется для движения. В середине XX века в некоторых странах эксплуатировали необычный вид общественного транспорта – гиробус. Его движение осуществлялось от массивного маховика, который раскручивался при остановках на зарядных станциях.
  • Применение в приборах инерциальной навигации. Их работа основана на свойствах явления. Основной частью приборов является быстро вращающийся ротор, который имеет несколько степеней свободы. Такие устройства применяют в системах навигации космических аппаратов, морских судов, самолетов, подводных лодок, ракет.
  • Фиксация в определённом положении частей или всего механизма (объекта). Свойство вращающегося тела соблюдать своё положение используется в гироскопах. А они применяются для стабилизации космических аппаратов, летающих объектов (автопилот), положения отдельных частей механизмов. Гироскоп танкового орудия позволяет сохранять неизменное, наведённое на цель, положение ствола даже во время движения.
  • Стабилизация высотных объектов. Верхушки высотных сооружений под воздействием ветровой нагрузки отклоняются от вертикального положения. Для компенсации таких колебаний и ослабления эффекта горизонтального сейсмического воздействия, в небоскрёбах помещают инерционные демпферы. Они представляют собой массивные грузы, которые подвешиваются или устанавливаются на специальных креплениях в верхних этажах башен. При влиянии внешних сил на здание, груз по инерции сопротивляется этому, колебания гасятся.

Проект «Физика на игровой площадке»

Игровая
площадка – прекрасное место для изучения
законов физики. Гравитация?
Пусть ваш друг спустится с горки. Трение?
Попробуйте съехать по ней в мокрых
джинсах. Центробежная сила? Вращайтесь
на качелях из шин.

Все
фундаментальные концепции в физике
можно изучить во время игры. Есть
множество способов в жизни,
которые помогут вашему ребёнку изучить
физику. Далее представлен один из
примеров быстрого
эксперимента для 1 закона
Ньютона, который вы можете провести
на игровой площадке. Речь пойдёт о законе
инерции.

Формулировка
первого закона Ньютона звучит
следующим образом: «Тело, находящееся
в движении, продолжает двигаться, а
тело, пребывающее в состоянии покоя,
остаётся в покое, если на него не действует
никакая сила». Всё во вселенной стремится
к движению (или остаётся неподвижным),
если какая-либо внешняя сила не остановит
(или не приведёт в движение) тот или иной
объект. Другими словами, инерция
– это явление, которое действует
на тело таким образом, чтобы сохранить
его первоначальное состояние.

Но
известно, что поведение тела определяется
системой отсчета:
относительно одной оно находится в
состоянии покоя, а относительно другой
движется с ускорением. Следовательно,
необходимо выбрать систему отсчета,
для которой ясна причина изменения
движения тела. Поэтому инерциальная
система отсчёта – это система, в
которой выполняются законы Ньютона.
Инерциальная система отсчета
(ИСО) покоится или
движется равномерно и прямолинейно
относительно другой инерциальной
системы. Соответственно, неинерциальная
система отсчета – это система,
которая движется с ускорением относительно
инерциальной системы.

Две
главные силы на Земле, которым всегда
противодействует инерция
тела – это гравитация и трение.
Практически у всех детей есть опыт,
иллюстрирующий эти понятия (когда-то
падали с велосипеда?), но об этом нужно
рассказать подробнее.

Ход эксперимента:

  1. Чтобы изучить эти фундаментальные законы физики по дороге в парк, расскажите ребёнку об инерции, гравитации и трении (без автомобильных аварий, которые были бы яркой, но опасной демонстрацией этих понятий).
  2. Затем предложите ребёнку почувствовать инерцию. Пусть он сядет на качели. После того, как вы сделали два толчка, пусть спрыгнет и попытается стать ровно. Удастся ли ему это сделать? Вероятно, нет. Он упадёт или побежит вперёд. Это и есть действие силы инерции.
  3. Попробуйте ещё раз, при этом раскачивайте качели медленнее, пока ребёнку не удастся спрыгнуть и стать ровно. Изучите игровую площадку вместе и найдите примеры инерции, гравитации и трения. Теперь пребывание на игровой площадке – не просто «прогулка в парке», а настоящее обучение!

Вывод:

Какие
особенности 1 закона Ньютона
следует учесть при изучении движения
тела? Почему первый закон
Ньютона работает только в инерциальной
системе отсчета? Какое
движение называют «движением
по инерции»?

Как проявляется инерция мышления

Признаков аномального состояния множество. Среди таковых можно назвать:

Проблемы с анализом. Сложные задачи представляют большие сложности для субъекта. Из колеи выбивает все, что не соответствует устоявшемуся паттерну восприятия. Примеры такой инерции мышления: врач сталкивается с непростым клиническим случаем. Он теряется и не может поставить диагноз, потому что привык иметь дело с другими патологическими состояниями. Или же юрист-правоприменитель приглашен составить проект нормативно-правового акта. Это новый вид деятельности, с которым субъект ранее не встречался. Примеры профессиональные. То же самое можно встретить и в бытовой деятельности, повседневной активности.

Узость интеллектуальной активности. Сказывается низкий уровень компетентности. Склонность делать одно и то же. Чаще всего речь идет о разновидности профессиональной деформации. Особенно, если субъект работает с рутинными вещами, которые никак не способствуют творческой активности и развитию. Случиться такое может практически в любом виде деятельности.

Ориентация на чужой опыт. Восприятие чужого опыта как абсолютной истины. На самом же деле, речь идет об одной из возможностей. Но человек воспринимает единичный случай как общую закономерность. Это разновидность парадокса мышления, инерция в таком случае очевидна. Единственный способ справиться с подобной ситуацией, это проанализировать другие мнения, составить свое собственное видение. Нужен навык и некоторая степень мужества, готовности переступать через собственные привычки.

Отсутствие достаточного критического отношения к словам и действиям других. Логическое продолжение предыдущего проявления. Слова и мнения других людей воспринимаются за чистую монету. Особенно, если высказавшийся — это авторитет в своем кругу. Всегда есть возможность ошибки или банального непрофессионализма говорящего. Этого субъект не учитывает и делает неправильные выводы из ситуации. Нужно развивать самостоятельность. Это единственный способ справиться с проблемой.

Поспешность. Решение принимаются максимально быстро. Часто — в целях экономии времени. Это пагубно сказывается на задаче, ее решении. Субъект вычленяет первый же пришедший ему в голову путь выполнения задачи. Он далеко не всегда самый рациональный и правильный. Это в расчет не берется.

Шаблонность интеллектуальной активности. Типична для человека с так называемым синдромом отличника. В школьные или университетские годы такой субъект склонен принимать решения по его последствиям, но не рациональным. Так, задача будет решена тем способом, который предпочитает преподаватель, чтобы получить похвалу. Ничего общего с эффективностью такой подход не имеет. Затем такой паттерн закрепляется и становится привычным. Вырваться из ловушки можно, но потребуется недюжинное волевое усилие. Того же самого, конформизма, подчинения требуют и на рабочем месте. Это может стать препятствием для нормального развития и условного «излечения».

В некоторых случаях — желание выделиться из толпы. Об этом уже было сказано. В такой ситуации изобретается велосипед.

Справиться с инерцией мышления можно. Потребуется некоторое время самосовершенствования и упорной работы.

Польза и вред инерции

Инерция – это свойство любой материи. В переводе с латыни слово инерция означает косность, вялость. В физике инерцию понимают, как свойство тел не изменять свое равномерное и прямолинейное движение (или состояние покоя) без воздействия на них со стороны других тел.

Если тело движется поступательно, то мерой инерции служит масса тела (). Во вращательном движении мерой инерции служит момент инерции ().

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Масса тела – это одна из важнейших характеристик тела в физике, так как количественно характеризует возможность тела иметь определенное ускорение (), при воздействии на него силы

Как справиться с инерцией мышления и начать думать по-новому

Способы борьбы с психологической инерцией касаются коррекции искажений по основным направлениям.

Методы преодоления инерции мышления будут такими.

Всесторонний анализ ситуации

Нужно учиться исследовать предмет со всех позиций. Как в деталях, так и в целом. Для этого можно взять конкретный случай из своей профессиональной или учебной деятельности и тщательно его исследовать. Поступите также, исследуя историческую эпоху, юридический казус, клинический случай или академическую задачу.

Поиск вариантов решений

Нескольких способов. То же самое, что и с анализом. Только в этом случае происходит подбор вариантов путем практического разрешения проблемы.

Преодоление неуверенности

Психологическая проблема. Прорабатывается со специалистом.

Решение логических задач

Простая и приятная форма активности. Подойдет любой сборник с постепенным увеличением сложности заданий.

Поиск применения объекту с нестандартной точки зрения

Одновременно и метод развития креативности. Нужно взять конкретный предмет. Например, карандаш, канцелярскую скрепку, яблоко, что угодно. Затем в течение минуты придумать как можно больше способов применения объекта. Можно придумывать даже самые безумные варианты. Постепенно список будет становиться все больше. Это позитивный результат.

Развитие дивергентности мышления

Лечение тревожности

С помощью психотерапии и посредством медикаментов.

Развитие толстокожести

Преодоление ранимого отношения к критике, умения постоять за себя при агрессивных нападках. Вопрос лучше решать под контролем психотерапевта или психолога.

В теории изобретательства есть такое понятие, как вектор инерции мышления. Что такое вектор психологической инерции? Речь идет о методиках преодоления искажения. Всего предлагается несколько вариантов:

  • Мозговой штурм и его разновидности.
  • Корабельный совет. Более организованная форма мозгового штурма с четкой иерархией членов группы.
  • Мышление по аналогии.

Есть и другие.

Вам также может быть интересно:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: