Произвольное и послепроизвольное внимание: что это такое в психологии, чем характеризуется, примеры

Внимательность во всем своем многообразии

Такой параметр, как внимательность, в рамках психологической науки также подвержено классификации. Выделяют следующие виды внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

В основе классификации заложены принципы сознательности выбора, его направленности и регуляции

Также важно упомянуть, что нижеописанные виды внимания никак нельзя рассматривать по отдельности

Непроизвольное внимание

Чтобы оно себя проявило, человеку не требуется прилагать особых усилий. Достаточно какого-то сильного раздражителя в виде нового, вызывающего интерес

Ключевой функцией непроизвольного внимания считается возможность человека быстро и адекватно ориентироваться при постоянно изменяющихся параметрах окружающего мира, выделяя объекты, имеющие важное значение в жизненном, личностном плане

Непроизвольное внимание в медицине представлено несколькими синонимами – пассивная внимательность или эмоциональная. Этим подчеркивается, что у индивидуума отсутствуют усилия, направленные на сосредоточение на объекте

Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями.

Произвольное внимание

Имеет также следующие синонимы в литературе – активное или волевое. Данному типу характерно целенаправленное сосредоточение сознания вкупе с усилиями воли

Человек, поставивший перед собой некую задачу и осознанно вырабатывающий программу по ее достижению, запускает свое произвольное внимание. А оно начинает регулировку протекающих в мозгу психических процессов

Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач. Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное.

На основании этой особенности работает и развитие произвольного внимания. Обычный человек без специальных тренировок способен использовать его около 20 минут.

Послепроизвольный вид

Послепроизвольный вид возникает в ситуациях, когда задача из первостепенной переходит в обыденную. Как пример можно привести школьника с его домашними заданиями. В первое время он усилием воли садится за их выполнение, но постепенно этот процесс становится обыденностью, и для его выполнения не нужно волевого усилия с его стороны. Послепроизвольный вид – это привычка к чему-то.

По психологическим характеристикам данный вид несколько схож с непроизвольным. Длительность проявления послепроизвольной внимательности может равняться нескольким часам. Его активно используют в педагогической практике, искусственно вводя школьников в состояние послепроизвольного внимания.

Условия возникновения

Человек не может жить без познания чего-либо нового и занимательного. Познать мир людям помогает интерес. Без данного фактора запомнить значимые детали, которые происходят вокруг любого из нас, невозможно. К тому же защитные и ориентировочные рефлексы заставляют наше сознание молниеносно реагировать на непонятные звуки или яркий свет. Порой такие проявления спасают жизнь человеку в экстремальной ситуации. Например, когда на него движется автомобиль с включёнными фарами и гудящим клаксоном. Кроме того, мгновенная реакция на вновь возникшие обстоятельства заставят любого из нас принять правильное решение при проявлениях проблем со стороны окружающего мира. Благодаря рассматриваемому вниманию мы можем выделить из общей картинки возникшую угрозу и выстроить своё поведение так, чтобы оставаться в полной безопасности.

Механизм непроизвольного внимания формировался вместе с эволюционным развитием человечества. Нашим предкам приходилось добывать еду не в супермаркетах, а в дикой природе, где они постоянно встречали хищников. Поэтому работа вышеуказанного механизма у каждого разумного человека происходит автоматически и работает независимо от сознания. Реакции такого плана могут возникать тогда, когда происходит:

  • движение какого-либо объекта (любое движение может быть потенциально опасным);
  • при появлении нового и необъяснимого явления (то, что неизвестно, может быть опасно);
  • при очень громком или сильном воздействии (внезапный звук или яркий свет могут говорить об опасности).

Любая активность человека должна вызывать интерес. Деятельность даёт любому из нас возможность полноценно жить и созидать. Интерес как раз и выполняет роль того локомотива, что движет нашу жизнь вперёд

Рассмотрим, при каких условиях возникает непроизвольное внимание

Если слышится какой-либо звук

Любое повышение или понижение тона может также привлекать внимание людей.

Пауза. При её возникновении человек начинает проявлять интерес

Например, если музыка громко играла и вдруг затихла, человек ищет причины возникновения данной проблемы, и так проявляется его непосредственный интерес.

Яркие цвета и свет. Если происходит неожиданное включение лампы, то человек невольно проявляет любопытство к этому событию. Яркие оттенки полевых цветов могут вызвать восторг и интерес со стороны индивида.

Любое движение, которое начинает происходить вокруг нас, также пробуждает интерес. Внезапный порыв ветра может всколыхнуть волосы или одежду. Это движение природы привлекает невольное внимание.

Эмоциональный всплеск. При виде какого-либо яркого события, интерес человека обязательно активируется. Например, если он увидит нелицеприятное происшествие, то это событие вызовет эмоции и заострит внимание на проблеме.

Юмор также может вызывать интерес. Мы всегда с любопытством смотрим на различные картинки, привлекающие своим ненавязчивым остроумием.

Что такое внимание?

Внимание — стадия сознания, при которой процессы познания сосредотачиваются в определенном направлении. В большей степени результаты его деятельности заметны при наличии сенсорных или интеллектуальных действий

Основные характеристики внимания:

  • возможность концентрации;
  • устойчивость;
  • целенаправленность;
  • сосредоточенность;
  • переключаемость;
  • одномоментное сосредоточение на нескольких темах.

Эти свойства объясняются интересом только к тем фактам и объектам, которые представляют значимость для потребностей человека

Насколько актуально положение рассматриваемого объекта для деятельности человека, настолько пристальнее внимание развивается в его сознании

Внимание вызывается интересом конкретного индивидуума к объекту, его потребностями, установкой на познание, направленностью мышления и прочими психологическими трактовками. Проявление внимания — выражение сознаваемости действия, ориентировки на субъект и сосредоточении его в центре сознания

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

природное и социально обусловленное внимание,
непосредственное и опосредствованное внимание,
непроизвольное и произвольное внимание,
чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему

Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом

Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий

Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное

Непроизвольное

Проявление непроизвольного внимания — знак того, что в этот момент сознательные намерения отсутствуют

В жизни такое внимание быстро переходит в произвольное

Условия возникновения

Фактором его развития может послужить наличие на аналогичный раздражитель опыта у конкретного индивидуума либо его особый психический статус. Условия, провоцирующие возникновение непроизвольного внимания, можно разделить на несколько групп:

  • неожиданный характер раздражителя;
  • его резкость и сила;
  • присутствие движения;
  • новизна проявления;
  • направленность;
  • потребности, интерес;
  • наличие контрастности.

Свою роль в таких ситуациях играет особенный психический статус человека, состояние его душевной организации и настроение. Действие описанных факторов вызывает у человека яркий эмоциональный отклик, поэтому не остается незамеченным.

Основные характеристики

Особенности проявления непроизвольного внимания связаны с природой его развития и могут зависеть от одного либо нескольких причин.

В психологии его относят к самым простым видам внимания и обозначают термином «пассивный» или «вынужденный»

Характеризуя особенности его проявления, обращают внимание на:

  • независимость от желания человека;
  • захватывающий характер проявления;
  • неожиданность;
  • наличие причин, способствующих привлечению внимания;
  • легкость возникновения или переключения.

Примечание

Известный психолог Л.В.Выготский относил непроизвольное внимание к низшей психической функции, в отличие от произвольного или социально-обусловленного. Независимое от сознания внимание часто приносит пользу, расширяя круг интересов личности или позволяя отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства

Это дает возможность вовремя определить нужную тактику поведения, облегчить проблемы от изменения привычного уклада. В то же время бывают случаи, когда, отвлекаясь на неучтенные факторы, достижение успеха в запланированном деле отодвигается. При этом под действием отвлекающих факторов снижается работоспособность, в том числе умственная

Независимое от сознания внимание часто приносит пользу, расширяя круг интересов личности или позволяя отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства. Это дает возможность вовремя определить нужную тактику поведения, облегчить проблемы от изменения привычного уклада

В то же время бывают случаи, когда, отвлекаясь на неучтенные факторы, достижение успеха в запланированном деле отодвигается. При этом под действием отвлекающих факторов снижается работоспособность, в том числе умственная.

Пример

При решении задач мешают сосредоточиться на главном громкая музыка, вспышки света, необычные окружающие движения. Источники появления таких отвлекающих факторов могут быть поблизости, находится в неактивном состоянии либо возникнуть стихийно. В любом случае, для человека они неожиданны, но значительны. Часто их действия настолько сильно, что у человека не получается не реагировать, даже прилагая усилие.

Механизмы

Нарушения концентрации такого плана происходит не стихийно. Получая сигнал от соответствующих органов чувств, ответственный участок головного мозга мгновенно оценивает интерес личности к возникшему событию либо объекту.

Непроизвольное внимание объясняется устойчивым интересом человека к возникшему факту. В управляющем центре головного мозга развивается стойкая доминанта, которая перекрывает события, управляемые произвольным либо опосредованным сознанием

В зависимости от концентрирующей силы воздействия провоцирующего фактора, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть либо перейти в произвольное

В управляющем центре головного мозга развивается стойкая доминанта, которая перекрывает события, управляемые произвольным либо опосредованным сознанием

В зависимости от концентрирующей силы воздействия провоцирующего фактора, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть либо перейти в произвольное

Переключение сознания на неожиданный фактор или предмет присуще не только человеку, но и животному. Различие состоит в том, что животное не умеет этими процессами управлять, в человек может.

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал. Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой.

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата;
волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели;
внимание, проявляющееся в ожидании.

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Как повысить внимание?

Известно, что человеку свойственны два основных вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Если задатки первого вида внимания даются от рождения, то второе нам необходимо усиленно развивать

Рассмотрим этот вопрос подробно.

Произвольное

Его повышение напрямую связано с осознанием того, что человек должен учиться и трудиться. Для этого ему нужно включать определенный вид своей умственной деятельности. Например, когда младшие школьники становятся членами коллектива, то они всегда стараются достичь успеха и выделиться тем самым перед своими товарищами. Такие действия направлены на стремительное развитие внимательности

Нужно учесть, что произвольное внимание является осознанным. При этом все образовательные методы направлены только на его развитие и на развитие интеллекта

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности. Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда

Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата. Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу.

Помните: чтобы выработать произвольное внимание, взрослым (учителям и родителям) необходимо действовать систематически и последовательно. Воспитание, основанное только на привлечении непроизвольного внимания, не даст нужного положительного эффекта

Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания. В этом случае ребенку просто надоест учиться.

Непроизвольное

Воспитание непроизвольного внимания основывается на умении сосредотачиваться на различной информации, сопоставлять факты и т. д. С раннего детства родители должны ознакомить свое чадо с окружающим миром, а именно – учить реагировать на изменчивость объектов и явлений, которые происходят вокруг. Тогда процесс обучения станет привлекательным

У ребенка будут проявляться эмоции, и непроизвольное внимание начнет стремительно развиваться

Поэтому обучающие программы должны быть яркими и наглядными. Например, чтобы показать красоту природы, учитель должен привлечь для этого картины, которые были созданы общепризнанными художниками. Для показов природных явлений можно использовать различные интересные опыты и практические работы.

И помните о том, что именно в младшем возрасте наглядное обучение имеет особый и важный смысл. Однако именно этот вид обучения требует соблюдения ряда условий. Например, необходимо сначала поставить конкретную задачу и решить ее, а уже потом произвести некоторые сравнения и обнаружить другие способы решения этой же задачи. Постепенно дети научатся замечать ту информацию, которая требует внимательности. Именно таким же образом они смогут определять существенные и главные элементы, которые содержатся в проблеме.

Например, предлагаемый для изучения материал должен быть очень ярким по своей форме и богатым по содержанию. Таким образом он сможет вызвать интерес и пробудить мыслительную деятельность. Только тогда ученики задумаются над решением проблемы. Большую роль в развитии интеллекта играет общий культурный уровень, так как именно он способствует развитию непроизвольного внимания.

Послепроизвольное

Пройдя фазу произвольной концентрации внимания на выбранной цели, волевое напряжение человека спадает. Несмотря на то, что в-дальнейшем он продолжает следить за происходящим, для его эмоционального фона это проходит значительно легче

Внимание становится вторично произвольным или послепроизвольным. Оно не ведет к переутомлению и дает нервной системе отдых

Примечание

Этому виду внимания Н.Ф.Дружинин дал название «высшей формы личностной активности».

Условие возникновения

Послепроизвольное внимание возникает в том случае, если, в связи со вхождением в деятельность, у человека возник к ней интерес. При этом прежнее напряжение внимания переходит в более латентную и мягкую форму

Несмотря на то, что сознание отдыхает, индивидуум продолжает заниматься интересующим делом.

Сохранение целенаправленности

Послепроизвольное внимание не возникает само по себе. Ему предшествует произвольный вариант, в результате которого в головном мозге человека развился личностный интерес

Этот процесс сопровождается значительной сосредоточенностью и умственной деятельностью, в результате чего сохраняется первичная целенаправленность.

Следует помнить, что вниманием такого уровня не получится руководить с помощью личностного управления (самоприказы). Сохраняющаяся целенаправленность не дает это сделать

Интерес, возникающий в процессе

Несмотря на однокоренное строение терминов «произвольное» и «послепроизвольное» внимание, отличие в их значении существенное. При произвольном сосредоточении сознания на предмете интересом можно управлять, получая удовольствие от процесса и результата

Если развилось послепроизвольное внимание, человек перестает ощущать напряжение, однако не утрачивает интереса к деятельности. Он начинает получать удовольствие от самого процесса, поэтому занимается им дольше и результативнее.

На таких умозаключениях основывается повышенная самоотдача людей, занимающихся любимым делом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: