Апраксия

Симптомы апраксии

Характерные для апраксии симптомы зависят от вида заболевания и выглядят следующим образом:

  • неспособность управлять мимикой лица;
  • невозможность рисовать простые фигуры;
  • затруднения с выбором и использованием инструментов;
  • проблемы с выполнением комплекса скоординированных движений (завязывание шнурков);
  • неспособность выполнять точные движения руками или пальцами;
  • неспособность одеться;
  • шаркающая походка;
  • сутулость;
  • неспособность перешагнуть через препятствие.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению апраксии

9.7

Невролог
Сомнолог
Врач высшей категории

Бегашева Ольга Ивановна

Стаж 26
лет

Кандидат медицинских наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

Новокузнецкая
580 м

Третьяковская
780 м

Третьяковская
820 м

8 (495) 185-01-01

8.4

Невролог
Вертебролог

Казакова Земфира Данияловна

Стаж 6
лет

HBP clinic

г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2

Баррикадная
890 м

Краснопресненская
970 м

Маяковская
1.3 км

8 (495) 185-01-01

8

Невролог
Кинезиолог
Врач второй категории

Воробьева Юлия Дмитриевна

Стаж 8
лет

Спектра ул. Курина

г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 16

Славянский бульвар
450 м

Пионерская
720 м

Филевский парк
1.5 км

8 (499) 116-78-96

9.2

Невролог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач первой категории

Басов Павел Игоревич

Стаж 13
лет

Медицинский центр Евромедпрестиж на Шаболовской

г. Москва, ул. Донская, д. 28

Шаболовская
810 м

8 (499) 519-34-16

9.8

Невролог

Гадаборшева Тамара Магомедовна

Стаж 42
года

Медцентр Медквадрат на Каширском ш.

г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1

Каширская
2.8 км

Каширская
3 км

8 (499) 519-35-25

10

Невролог

Кромм Марианна Альбертовна

Стаж 25
лет

Спектра ул. Курина

г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 16

Славянский бульвар
450 м

Пионерская
720 м

Филевский парк
1.5 км

8 (499) 116-78-96

10

Кардиолог
Невролог
Пульмонолог
Ревматолог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории

Сафиуллина Аделия Юрьевна

Стаж 30
лет

Кандидат медицинских наук

Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной

г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3

Бауманская
1.2 км

8 (499) 519-39-95

9

Невролог
Рефлексотерапевт
Вертебролог
Реабилитолог
Вегетолог
Гериатр (геронтолог)
Врач первой категории

Кубышта Светлана Михайловна

Стаж 16
лет

Ист клиник в Беляево

г. Москва, Профсоюзная, д. 104

Беляево
110 м

Коньково
890 м

Калужская
1.8 км

8 (499) 969-29-33

9

Невролог
Вертебролог

Моисеева Ирина Владимировна

Стаж 15
лет

Многопрофильный центр эндохирургии и литотрипсии (ЦЭЛТ)

г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 62

Перово
1.5 км

8 (499) 519-36-02

9.9

Невролог
Психотерапевт

Семёнова Юлия Викторовна

Стаж 26
лет

Клиника Московский доктор

г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 5

Чертановская
150 м

Клиника Московский доктор

г. Москва, ул. Коктебельская, д. 2, корп. 1

Бульвар Дмитрия Донского
500 м

Улица Старокачаловская
800 м

8 (499) 969-26-27

8 (499) 969-29-32

Выявление апраксии речи

Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

Диагностика апраксии у детей с аутизмом

Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом

Лечение и профилактика апраксии

Лечебные мероприятия при описываемом отклонении в первый черед направлены на ликвидацию этиологического фактора. Сегодня, к сожалению, специальной терапевтической методики для эффективного избавления от этого недуга не существует. Среди наиболее результативных лечебных мероприятий, способствующих достижению стойкого положительного эффекта выделяют такие:

— назначение фармакопейных препаратов, нормализирующих кровоснабжение структур мозга, улучшающих доставку жизненно важных питательных веществ в мозг;

— постоянный контроль над давлением, проведение мероприятий для его нормализации; назначение антихолинэстеразных препаратов с целью увеличения эффективности нейропсихологического функционирования;

— реабилитация пораженных сегментов мозга и органов;

— хирургическое вмешательство (например, удаление опухоли).

К сожалению, лекарства, направленные на замедление прогрессирования симптоматики, являются практически не эффективными в отношении рассматриваемого недуга. Терапевтические мероприятия также зависят и от разновидности расстройства. Современные врачи отдают предпочтение разработке индивидуальных методик под каждого пациента. Такие методики могут включать: трудотерапию, физиотерапевтические мероприятия, логопедию, реабилитацию когнитивных процессов, устранение этиологического фактора.

Несколько десятилетий назад диагностические методы обнаружения апраксии были не разработаны. Собственно поэтому все диагностические методики сводились к просьбам воспроизвести определенные двигательные операции, выполнить элементарные действия и сложные задачи, такие как в чашке размешать сахар, развернуть конфету, продеть в игольное ушко нить, наполнить водой из графина стакан. Все обследование включало лишь выполнение задания на манипуляцию с определенным предметом.

Современные специалисты используют иную методику диагностирования данного расстройства, которая включает не только сложные и элементарные двигательные операции с предметами. Диагностика 21 века включает подражание манипуляциям врача-экзаменатора, воспроизведение приказных действий (встать, присесть), действия с частями и представляемыми предметами. В ходе диагностирования больному, например, предлагают продемонстрировать, как он кушает бульон, не имея ни ложки, ни глубокой тарелки под рукой.

Вышеприведенные методы и оценка мимики позволяют определить разновидность апраксии, но не помогают установить этиологические факторы, лежащие у истоков недуга, поэтому предоставить достаточные основания считать симптоматику порождением мозговой патологии они не могут. Таким образом, дабы наметить адекватный курс лечения, необходимо установить форму описываемого недуга, определить область нахождения патологического очага и определить причину, повлиявшую на формирование этого отклонения. Этим должны заниматься специалисты по неврологии и психиатрии.

Результативных профилактических мероприятий, устремленных на предупреждение формирование апраксии, сегодня тоже не существует. Но можно выделить несколько действенных рекомендаций, которые уменьшат риск развития описываемого недуга:

— отказ от потребления спиртосодержащих жидкостей в неограниченны объемах и курения;

— регулярные занятия спортом и ежевечерние променады;

— нормализация режима питания (кушать нужно часто, но незначительными порциями);

— сбалансирование питания (пища должна состоять большей частью из зелени, овощей и фруктов, потребления консервированной провизии, жареной, острой пищи должно быть незначительным);

— проведение регулярных медицинских осмотров;

— контроль над давлением.

Итак, апраксия это разновидность отклонения, характеризующаяся невозможностью воспроизведения человеком последовательности нужной ему двигательной операции. Поэтому нужно понимать, что индивиды с данным расстройством, довольно зависимы от помощи близких или другого окружения, так как самостоятельно выполнить некоторые необходимые повседневные действия они не могут.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Профилактика

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!

Симптомы апраксии

Прошлое столетие ознаменовано открытием моторных областей мозговой коры. Это привнесло в неврологию совершенно новое понятие – апраксия. Хотя считается первое упоминание о ней датировано 1871 годом. Сегодня большинству человеческих субъектов неизвестно понятие апраксия, что это такое. Среднестатистический индивид не ведает, что собой представляет описываемая хворь и как именно она проявляется. Описываемое отклонение нельзя относить к самостоятельному недугу. Оно скорее является вторичным проявлением иных патологий.

Основными признаками рассматриваемого нарушения считается неспособность регулировать двигательные акты лицевой мускулатуры, выполнять точные движения, невозможность скопировать, иногда нарисовать элементарные фигуры, использовать инструменты надлежащим образом, неспособность надеть элементы гардероба.

Апраксия ходьбы часто определяется следующими специфическими признаками: чрезмерной сутулостью, шаркающей походкой, внезапной остановкой, невозможностью перешагнуть препятствие. При этом индивиды нередко не осознают собственное нездоровое состояние. Иногда признаки рассматриваемого отклонения могут не беспокоить субъектов, обнаруживаясь лишь при проведении специфических неврологических исследований.

Итак, симптомы апраксии проявляются в следующем:

— сложностями в воспроизведении последовательных манипуляций по команде, больные зачастую не помнят последовательность некоторых действий;

— трудностями при совершении двигательных операций, требующих пространственного ориентирования, у больных изменяется соотношение пространства с собственными действиями (пространственная апраксия);

— ходьбой маленькими шажками, скованной поступью;

— затруднением процесса одевания;

— двигательными персеверациями, выражающимися в устойчивом воспроизведении отдельных элементов двигательной операции и заклиниванием на нем (кинестетическая апраксия);

— затруднением при открытии глаз.

Диагностика и симптомы недуга

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ

Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей

Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность. Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих.
Как только обнаружились первые признаки заболевания у взрослого или ребёнка, его следует немедленно вести к неврологу; так можно уберечь пострадавшего от более серьёзных последствий.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Лечение и восстановление.

При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).

Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.

Основная роль отводится лечению основного заболевания, вызвавшего апраксию (хирургическое – при опухолях и гидроцефалии, улучшение мозгового кровообращения и нейропсихологических функций с помощью нейропротекторов, ноотропов и вазоактивных препаратов – после инсультов

, болезни Паркинсона и т.д.).

При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.

Автор статьи: врач-субординатор Белявская Алина Александровна.

  • Нравится

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист

В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Апраксия: способы лечения

Применяемые способы лечения апраксии, а также прогнозирование исхода патологии, напрямую зависят от возраста пациента, локализации очага поражения, характера и степени тяжести нарушений. Лечение направлено на коррекцию двигательных навыков пациентов. Если апраксия сочетается с расстройствами речевой функции, то из-за тяжестей в установлении вербального контакта между врачом и больным, лечение может растянуться на несколько лет.

Для избавления от апраксии не существует универсального рецепта терапии: в каждом конкретном случае врач избирает индивидуальную схему лечения. В числе используемых мероприятий присутствуют физиотерапевтические процедуры и психологические методы реабилитация. Однако основной акцент в лечении сделан на устранении причины, вызвавшей апраксию.

Диагностика

Конструктивные нарушения часто проверяются, когда пациента просят нарисовать 2D-модель или собрать объект. Некоторые исследователи считают, что нейронные механизмы, участвующие в рисовании и копировании, различаются, поэтому их следует тестировать индивидуально. Свободное рисование — это обычно используемый тест, в котором пациента просят нарисовать именованный объект. Это может быть эффективным инструментом для измерения способности пациента сохранять пространственные отношения, организовывать рисунок и рисовать законченные формы. Следует отметить сложность задачи, поскольку такие задачи часто требуют лексико- семантических способностей, а также способностей к образному мышлению.

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны  передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах.  Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве.  Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии

Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена

Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

Симптомы и признаки

Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.

У детей младше 3 лет

У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:

  • в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
  • первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
  • при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
  • во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
  • при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.

Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.

У детей старше 3 лет

Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.

У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:

  • ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
  • дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
  • присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
  • сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
  • во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
  • плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;
  • нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
  • при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).

Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

Диагностика заболевания и современные методы лечения

Ещё несколько десятков лет тому назад методы исследования апраксии были ещё не разработаны, поэтому сводились к предложению врачами-экзаменаторами повторить те или иные движения, выполнить простые и не очень задания:

  • размешать чай в стакане;
  • развернуть конфетную обертку;
  • вдеть нитку в иголку;
  • налить воду из графина в стакан и т.д.;

Все исследование состояло из просьбы выполнить конкретное действие с реальным предметом. Сегодня специалисты применяют целую систему диагностирования апраксии. Методика включает в себя не только манипуляции с предметами, как простые, так и более сложные (многозвеньевые).

Сюда входит подражание движениям экзаменатора, приказные действия (присесть, встать, закрыть/открыть глаза), манипуляции с частями собственного тела и с воображаемыми предметами. Таким образом, в ходе диагностики пациенту могут предложить показать, как кушают суп, например, не имея под рукой ни тарелки, ни ложки.

Оценка мимики и все исследования, перечисленные выше, позволяют установить наличие определенного вида апраксии. Однако выделить факторы, которые лежат в основе заболевания, при использовании такой методики сложно. Ведь они не дают достаточного основания принять симптомы апраксии как результат мозгового поражения.

Пациенты с апраксией становятся зависимыми от окружающих, как правило, близких людей, так как нуждаются каждый день в помощи, чтобы выполнить повседневные, элементарные действия. Если больной перенес инсульт, у него может быть стабильное течение апраксии в будущем, а иногда и улучшение состояния.

Стоит отметить, что специфического медикаментозного лечения этого заболевания не существует. Все лекарства, замедляющие прогрессирование симптомов, являются не очень эффективными по отношению к апраксии. От типа апраксии будет зависеть курс лечения. Современные методики подразумевают разработку индивидуальных курсов для каждого пациента, куда входят:

  • трудотерапия;
  • логопедия;
  • физиотерапия;
  • когнитивная реабилитация;
  • лечение основной причины апраксии;

Бесспорно, как показывает практика, физиотерапия помогает больному улучшить состояние, сделав его жизнь безопаснее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: