Формирование социальных установок
Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.
Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.
Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.
Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.
Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.
Уровни
- простейшая форма – регулирует поведение в быту;
- социальная;
- базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
- инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.
Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:
Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
Операциональный
Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.
Способность к изменению
Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.
Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.
Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.
Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.
Лингвальные брекеты – показания
Данный тип систем имеет те же показания для установки, что и классические наружные брекеты. Разница заключается только в процессе установки, подготовке пациента к процедуре. В большинстве случаев этот процесс длительный, требует многократного посещения специалиста. Невидимые лингвальные брекеты устанавливаются в следующих случаях:
- нарушение расположения отдельных зубов;
- наличие аномалии прикуса;
- неправильное смыкание верхней и нижней челюстей;
- повышенный риск травмы лица (чаще у спортсменов);
- истончение зубной эмали.
Исправление прикуса лингвальными брекетами
Процедура отличается своей сложностью и продолжительностью. Чтобы установить брекеты на внутреннюю часть зубов, пациенту требуется посетить ортодонта 3–5 раз. Кроме того, необходимо время для изготовления самой ортодонтической системы, после чего осуществляется ее примерка и подгонка. От опыта и профессионализма ортодонта зависит продолжительность адаптации пациента к новой системе
Важной составляющей частью процесса лечения является непосредственно установка лингвальной брекет-системы
Долгосрочные или краткосрочные цели?
В действительности, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный — это лишь названия последовательных шагов по достижению желаемого, привязанных к конкретному времени. Мы ведь не можем за один день построить ракету. Но это возможно через пять лет. Но для того чтобы это произошло через пять лет, мы должны совершить ряд шагов, каждый — в свое время. Таким образом и появляются среднесрочные и краткосрочные цели, взаимоувязанные между собой таким образом, чтобы их выполнение приводило к реализации цели долгосрочной.
Было время, когда с высокой степенью определенности можно было сформулировать цели на 5–10 лет и последовательно двигаться к ним в более-менее предсказуемой среде. В этом мире жил Питер Друкер. Наш мир значимо отличается как уровнем изменений, так и степенью неопределенности цепочки «действие — результат».
Значит ли это, что долгосрочным целям нет места в современном мире? Скорее, стоит пересмотреть их форму и быть готовым к адаптации. Чем дальше горизонт планирования, тем менее конкретной и детальной может быть цель. Тут на помощь приходит миссия и ответ на вопрос «зачем?», которые задают общее направление и описывают понимание организацией своей роли в обществе.
Долгосрочная цель компании по производству пишущих машинок в 1950 году: «Стать лидером рынка пишущих машинок и занять долю 50% через 5 лет».
Ее адаптация в 2020 году: «Дать творческим людям лучший на рынке инструмент для воплощения креатива в области работы с текстом».
Чем ближе временной горизонт цели, тем конкретней она должна быть. Конкретика цели позволяет также своевременно измерять полученный результат и адаптировать свои действия.
Социальные установки
Определение 1
Социальная установка — это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.
Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.
По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.
Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.
Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.
Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:
- смысловом,
- целевом,
- операциональном.
Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.
Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.
Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.
Определение 2
Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.
Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.
Аттитюды имеют свои функции:
- адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
- функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
- функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
- функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.
Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.
Главные преимущества
Основными плюсами подобной процедуры являются:
- Короткий срок лечения и восстановления зубного ряда.
- Низкие показатели травматичности, так как установку стержня производят в образовавшуюся лунку.
- Моментальная нагрузка на искусственный зуб не дает тканям атрофироваться, что сохраняет их естественные объемы.
- За счет простоты процедуры снижаются риски осложнений, и значительно сокращается восстановительный период.
- Экономия средств пациента, так как не нужно переплачивать за дополнительные манипуляции.
- Устраняется психологический дискомфорт за счет моментальной замены разрушенной единицы на новую, и меньшего количества болезненных манипуляций, проводимых в стоматологическом кабинете.
- Срок службы изделий превышает 20 лет.
- Желаемый эстетичный результат достигается за одну процедуру.
- Обеспечивается больший комфорт пациента как во время процесса вживления импланта, так и после операции.
- Сохраняются все десневые контуры, их не нужно формировать заново искусственным образом.
- Нет необходимости производить разрезы десны и надкостницы, так как стержень вставляют в образовавшуюся лунку после удаления зуба.
- Используют небольшое количество анестезии, что намного легче переносится организмом.
Благосклонность
Как правило, этим способом активно пользуются продавцы. Они рассказывают о положительных качествах товара, внешних достоинствах и прочих моментах, которые повлияют на отношение покупателя к продукту.
Сотрудник магазина использует еще и технику подражания, чтобы завоевать расположение покупателя. В итоге это приносит положительные плоды. Если первое впечатление о сотруднике осталось хорошее, то большая вероятность того, что покупатель уйдет не с пустыми руками.
Проявление благосклонности позволяет добиться успеха в том случае, если инициатор обладает высокими коммуникативными качествами и умеет ими пользоваться.
Сдал — принял
Как только началась изоляция, Саша решила не расслабляться и полностью соблюдать учебный режим: если пара по французскому языку начинается в 8:30, в это время девушка садится за домашнюю работу по предмету. В итоге большую часть заданий студентка стала делать наперёд, но не всегда всё идёт по плану.
«Есть преподаватели, которые думают, что это удобно — выложить сразу все задания для всех групп. То есть вот файл, он подписан полным наименованием предмета и номером группы, — объясняет Саша. — У меня были пару раз моменты, когда я получала сообщения о том, что у меня срок выполнения задания на день просрочен, а я просто не заметила эти работы, потому что думала, что они для другой группы».
Катя, напротив, если онлайн-пар нет, просыпается ближе к обеду. Затем в спешке берётся за домашние задания, потому что сдать их надо через час-полтора: «Я максимально несобранная! Мне сложно самой ориентироваться в заданиях и дедлайнах, из-за чего я часто пролетаю. Если бы не одногруппники, я не знаю, что бы делала».
Катя уверяет, что на дистанционном обучении почувствовала, как учатся заочники. И поняла, что никогда не сможет так же. Формат онлайн-обучения — не для неё, считает девушка.
Если студенты сталкиваются с кипой домашних заданий и просроченными дедлайнами, у преподавателей возникают проблемы иного рода.
«Переход на дистанционную форму обучения для всех был проверкой на стрессоустойчивость, — рассуждает Ирина Геннадьевна. — Восприятие дистанта можно сравнить со стадиями переживания кризиса смерти. Сначала идёт отрицание, когда все считают, что самоизоляция будет недолго: «Неделю-две потерпим, а потом будем учиться в обычном формате». Потом наступает стадия гнева, когда идёт момент эмоционального выгорания. Особенно это актуально для педагогов. В интернете просто бум по созданию мемов, героями которых являются отдыхающие учителя (мол, Родители, ваш час настал). По факту у педагогов нагрузка увеличилась в разы и свободного времени нет от слова совсем».
По словам преподавателя, во время дистанционного обучения каждому учителю и преподавателю приходит по 200-300 сообщений в день. Коллеги жалуются, что объём коммуникации такой, что даже голосовыми сообщениями отвечать становится уже сложно.
«Время на принятие зачётов и экзаменов тоже увеличивается, — продолжает Ирина Геннадьевна. — Часть преподавателей в аграрном университете вынуждены принимать зачёты по WhatsApp. Представьте, каждый студент общается с вами по видеозвонку, кроме того, вам нужно ещё потратить время на составление очерёдности, переписку с каждым студентом (во сколько он должен с вами связаться и т. д.). Получается, что у преподавателя нет никакого личного пространства, потому что телефон становится максимально рабочим инструментом. Написать и позвонить тебе могут когда угодно».
Фото: из открытых источников
Новосибирский психолог Евгения Петренко считает, что трудности обучения на самоизоляции связаны с несколькими причинами: Это особенности организации контакта с преподавателями, трудности самомотивации и самоорганизации и другая организация жизни в принципе: «Сейчас много пишут о трудности адаптации к необходимости находиться в закрытом пространстве с маленьким количеством людей: отказ от старых привычек, отказ от старых приятных дел, скука, усталость, раздражение на близких людей. Это самый короткий список, с чем приходится сталкиваться, пока не возникнут новые привычки и способы справиться с неприятными состояниями.
Если говорить о трудности самоорганизации, то она является частой проблемой при сниженной мотивации, в отсутствии внешнего контроля, слабых навыков тайм-менеджмента
И что наиболее важно — это нехватка невербального контакта, языка тела, непосредственного восприятия эмоций и прочего. Всё это является очень важным в любой коммуникации
Всё, что сейчас нужно — это время и желание. Стоит овладеть некоторыми навыками тайм-менеджмента и саморегуляции, тогда учебный процесс пойдёт гораздо продуктивнее».
Установка
Н° ýðÃÂðûÃÂýþü ÃÂÃÂðÿõ ÃÂÃÂÃÂðýþòúø ÃÂÿõÃÂøðûøÃÂàò þñÃÂ÷ðÃÂõûÃÂýþü ÿþÃÂÃÂôúõ ÿÃÂþòþôøàÃÂðýðÃÂøàÃÂþÃÂþòþù ÿþûþÃÂÃÂø. ÃÂÃÂø ÃÂÃÂþü ôþûöýàñÃÂÃÂàÃÂÃÂÃÂÃÂðýõýàòÃÂõ ôõÃÂõúÃÂÃÂ, ÃÂÿþÃÂþñýÃÂõ ÃÂþ÷ôðÃÂàÿÃÂõóÃÂðôàôûàÿÃÂþòõôõýøàÿÃÂþÃÂõôÃÂÃÂÃÂ. ÃÂÃÂþø÷òþôøÃÂÃÂàþÃÂõýúð ø þÃÂüõÃÂúð ÃÂõ÷ÃÂþò, ýð úþÃÂþÃÂÃÂõ ò ôðûÃÂýõùÃÂõü ø ÿÃÂõôÿþûðóðõÃÂÃÂàýðýõÃÂõýøõ ÿûþüñøÃÂþòþÃÂýþóþ üðÃÂõÃÂøðûð.
ÃÂðûÃÂýõùÃÂøõ ôõùÃÂÃÂòøàÿÃÂþø÷òþôÃÂÃÂÃÂàò ýõÃÂúþûÃÂúþ ÃÂÃÂðÿþò.
ÃÂþ ÃÂÿõÃÂøðûÃÂýþù ÃÂúðûõ þÃÂÃÂõýúþò, úþÃÂþÃÂðàøÃÂÿþûÃÂ÷ÃÂõÃÂÃÂàò ÃÂÃÂþüðÃÂþûþóøø àÃÂõûÃÂàòÃÂñþÃÂð þÃÂÃÂõýúð ÷ÃÂñð, ÿþôòõÃÂóðõüþóþ ÃÂõÃÂÃÂðòÃÂðÃÂøø, ÃÂÃÂþüðÃÂþûþó ÿþôñøÃÂðõàÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòÃÂÃÂÃÂøù ÃÂþý øÃÂÿþûÃÂ÷ÃÂõüþóþ üðÃÂõÃÂøðûð.
á ÿþüþÃÂÃÂàýðÃÂðôúø ôûàñþÃÂüðÃÂøýààÃÂüðûø ÃÂýøüðõÃÂÃÂàòõÃÂÃÂýøù ÃÂûþù. âþûÃÂøýð ýõþñÃÂþôøüþóþ ôûàÃÂýÃÂÃÂøàÃÂûþàòðÃÂÃÂøÃÂÃÂõÃÂÃÂàþà0,3 ø ôþ 0,7 üü. ÃÂýð ýðÿÃÂÃÂüÃÂà÷ðòøÃÂøàþàÃÂþóþ, úðúþù øüõýýþ ôõÃÂõúàýÃÂöýþ ÃÂúÃÂÃÂÃÂÃÂ. çõü ñþûõõ ÃÂÃÂÃÂõÃÂÃÂòõýýÃÂõ ýðÃÂÃÂÃÂõýøÃÂ, ÃÂõü ø ñþûõõ ÃÂþûÃÂÃÂÃÂù ÃÂûþù ÃÂüðûø ýõþñÃÂþôøüþ ñÃÂôõàÃÂñÃÂðÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþñàÃÂúÃÂÃÂÃÂàøÃÂ.
ÃÂÃÂÃÂþÃÂõýýÃÂàÿþòõÃÂÃÂýþÃÂÃÂàþñÃÂðñðÃÂÃÂòðÃÂàÃÂÿõÃÂøðûÃÂýÃÂü ÃÂþÃÂÃÂðòþü, ÿþÃÂûõ ÃÂõóþ ÿÃÂþÃÂÃÂÃÂøòðÃÂÃÂ. ÃÂðýýðàÿÃÂþÃÂõôÃÂÃÂð ýõþñÃÂþôøüð ôûàÃÂþóþ, ÃÂÃÂþñàÃÂþÿÃÂøúþÃÂýþòõýøõ ÿûðÃÂÃÂøýàø ÃÂõ÷ÃÂð ñÃÂûþ üðúÃÂøüðûÃÂýÃÂü.
ÃÂð ÃÂûõôÃÂÃÂÃÂõü ÃÂÃÂðÿõ ÃÂÃÂþüðÃÂþûþó ÿþÃÂûþùýþ ýðúûðôÃÂòðõàúþüÿþ÷øÃÂýÃÂù üðÃÂõÃÂøðû. ÃÂþÃÂûõ ýðýõÃÂõýøàúðöôþóþ ÃÂûþàõóþ ÿÃÂþÃÂÃÂÃÂøòðÃÂàø þñÃÂðñðÃÂÃÂòðÃÂÃÂ. ÃÂðÃÂõÃÂøðû ýðúûðôÃÂòðõÃÂÃÂàþÃÂõýàðúúÃÂÃÂðÃÂýþ, ÃÂÃÂþñà÷ÃÂñ òÃÂóûÃÂôõû õÃÂÃÂõÃÂÃÂòõýýþ. ÃÂÃÂþñõýýþ òðöõý ÃÂÃÂþàÃÂÃÂðÿ ÿÃÂø úþÃÂÃÂõúÃÂøø ÷ÃÂñþò àýðôúþûðüø øûø öõ ôõÃÂõúÃÂðüø ýõôþÃÂð÷òøÃÂøÃÂ.
ÃÂþóôð ÷ÃÂñ ÿÃÂøþñÃÂõÃÂðõàýõþñÃÂþôøüÃÂàÃÂþÃÂüÃÂ, õóþ þñÃÂðÃÂøòðÃÂàø ÃÂûøÃÂÃÂÃÂÃÂ.
ãúð÷ðÃÂàÃÂþÃÂýþõ òÃÂõüÃÂ, úþÃÂþÃÂþõ ÿþÃÂÃÂõñÃÂõÃÂÃÂàýð ÿÃÂþòõôõýøõ ÃÂÃÂþù ÿÃÂþÃÂõôÃÂÃÂàýõòþ÷üþöýþ. ÃÂþ üýþóþü ÃÂÃÂþ ÷ðòøÃÂøàþàÿÃÂþÃÂõÃÂÃÂøþýðûø÷üð ÃÂÿõÃÂøðûøÃÂÃÂð ø úþûøÃÂõÃÂÃÂòð ÷ÃÂñþò, ÿþôòõÃÂóðõüÃÂàÃÂõÃÂÃÂðòÃÂðÃÂøø. ÃÂð þôøý ÃÂõ÷õàò ñþûÃÂÃÂøýÃÂÃÂòõ ÃÂûÃÂÃÂðõò ýõþñÃÂþôøüþ þúþûþ ÿþûÃÂÃÂðÃÂð.
Новые территории
Преподаватели вузов сами решают, на какой платформе проводить занятия. Один может читать лекции в Zoom, другой — в прямом эфире в Instagram, а третий только скидывает домашние задания. Поэтому у студентов часто возникают сложности с функционалом тех или иных платформ. Или проблемы с тем, чтобы разобраться и запомнить, кому из преподавателей отправлять домашние задания на почту, кому выгрузить на сайт, а кто просил не скидывать вообще, потому что материал будут обсуждать на онлайн-семинаре.
Студентка СГУПСа Катя рассказывает, что на дистанционном обучении некоторые лекции у неё проходят в Zoom, но большая часть занятий — в специальной системе Moodle. По расписанию необходимо заходить туда и отмечаться. Преподаватели выкладывают материалы лекций, которые студенты изучают, а дальше делают тесты (в этой же системе) или письменные работы, которые тоже загружают на сайт или отправляют преподавателю на почту.
«Чтобы разобраться в большом количестве ресурсов и возможностей, которые они предлагают, преподаватели нашей кафедры решили сформировать методическую копилку, — рассказывает Ирина Геннадьевна. — В течение двух недель каждый осваивает новый ресурс, затем готовит презентацию с пошаговой инструкцией или проводит онлайн-консультацию для коллег и показывает плюсы и минусы работы на этой площадке. Получается выгодное взаимообучение. Если в одиночку осваивать такое количество ресурсов, то можно просто утонуть в таком объёме информации. К тому же периодически меняются условия их работы, эти нюансы нужно отслеживать.
У преподавателей есть возможность предложить студентам пройти уже готовый онлайн-курс, который пересекается с вашей тематикой. Вначале дистанта Coursera и другие ресурсы открыли бесплатный доступ к большому количеству курсов. Правда, прежде чем предлагать учащимся записаться на онлайн-курс, преподавателю нужно пройти его самому, чтобы понять, соответствует ли контент заявленному описанию. На это нужно время, а в формате дистанционного обучения это самый дефицитный ресурс».
«Плюшки» дистанционки
Несмотря на большое количество проблем и белых пятен, в российской дистанционной системе обучения всё же можно найти свои плюсы.
«Несобранным студентам вроде меня дистанционка даётся тяжело, но всё же даётся, — говорит Катя. — Хотелось бы больше пар онлайн, иногда не хватает общения с преподавателем (но это лишь иногда). А из плюсов — можно не тратить миллион лет на сборы и дорогу в универ! Это очень здорово. Также я сама могу планировать своё время и выполнять задания, когда мне удобно. Нет такого, что ты за 15 минут написал тест и ждёшь ещё час до конца пары!»
До изоляции у Саши не хватало времени на чтение книг. За месяц студентка прочитала цикл «Ведьмака», при этом занятия она не пропускает и все работы делает вовремя.
Одним из плюсов дистанционного обучения Ирина Геннадьевна считает расширенные возможности и доступность: «Я сейчас иногда могу объединить несколько курсов по одной какой-то теме. Бывает, что бакалавры и магистры приходят послушать один семинар и одну тему, потому что это зона пересечения, они взаимодополняют друг друга, обучают. И это нормально.
Заключение
Выбрать дистанционное обучение или очное – во многом зависит от заинтересованности учащегося в получении знаний, его способности к самообучаемости и мотивации. Так как при онлайн-обучении сложно контролировать, как усваивается и закрепляется материал, успех такой учебы напрямую связан с ответственностью и организованностью обучаемого.
С другой стороны, очная форма обучения требует постоянной вовлеченности, присутствия на лекциях и проработки знаний на практике, поэтому не подойдет занятым людям с постоянной работой.
И у очного, и у дистанционного обучения есть преимущества и недостатки. Стоит оценить свои возможности и предпочтения, после чего делать выбор.