Очерёдность рождения детей

Почему мы в это верим

Любопытна аналогия, использованная американским социологом Далтоном Конли (Dalton Conley): «Очерёдность рождения значит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровным счётом ничего. Как в аст­рологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну ещё бы, он же Телец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда, который хочет всех контролировать!.. А в тех случаях, где действительность не вписывается в схему, мы этого даже не замечаем».

Очерёдность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности. «Она может способствовать проявлению некоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество других вещей, — заключает Елена Морозова. — Это и атмосфера в семье, и её экономическое положение, и распределение функций между матерью и от­цом, и внешние влияния

Данные об очерёдности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы»

* F. Sulloway «Born to Rebe! Birth Order, Family Dynamics and Creatrve Lives» Pantheon Books. 1996.

** W. Toman. «Family Constellation». Springer Publishing Company, 1993.

Воспитание старшего ребенка

Старшему ребенку пришлось пережить свержение с позиции единственного ребенка в семье

Для него это часто неприятно и болезненно, ведь теперь все в семье начинает делиться на двоих детей, а не достается ему одному, как было раньше.
Внимание, любовь и заботу родителей теперь приходится делить с младшим ребенком.
Переживания старшего сопровождаются изменением отношения родителей к нему – родители хотят видеть его ответственным, взрослым и серьезным.. «Мне всегда приходилось быть примером для сестры

Она младше меня на 7 лет. Помогать ей, опекать и во всем уступать. Мне нельзя было ошибиться. И если у меня что-то не получалось, то родители обвиняли меня. А когда я пыталась возмутиться, то меня наказывали».

«Мне всегда приходилось быть примером для сестры. Она младше меня на 7 лет. Помогать ей, опекать и во всем уступать. Мне нельзя было ошибиться. И если у меня что-то не получалось, то родители обвиняли меня. А когда я пыталась возмутиться, то меня наказывали».

Риск быть отверженным в собственной семье у старшего выше, чем у младшего, поскольку старший может способствовать заключению вынужденного брака (по залету). Для женщины в этом случае ребенок часто является орудием для достижения цели – заключения брака, а для мужчины – напоминанием о вынужденной женитьбе.

Этот факт может отражаться на всей жизни старшего ребенка. Родители пытаются отстранить его от себя, отдать на воспитание родственникам. Матери он уже не нужен (цель достигнута), а для отца он живое напоминание того, что пришлось связать себя узами семьи и брака.

«Знаю, что мама забеременела мной до брака. Этим она заставила отца жениться на ней. С младшей сестрой, разница 6 лет, отношения у меня всегда были прохладные. Она для родителей была красавицей и умницей, а я – выродок. Сестра всегда была права, а я нет. Ее воспитывали родители, а меня отдали на воспитание бабушке, а потом в интернат. Я чувствовала, что родители выполняют по отношению ко мне родительский долг, но не любят меня. Всю любовь они отдали моей младшей сестре. Когда умерла бабушка, я отчетливо ощутила себя сиротой, хотя родители были живы».

Для мужчины очень важно, чтобы инициатива заключения брака исходила от него. Но сам факт «залета» партнерши часто приводит к узакониваю отношений

Сегодня молодые люди все чаще выбирают форму гражданского брака, беременность женщины служит поводом связать себя узами брака. Т.е. старший ребенок еще в утробе матери может пережить как положительный стресс (свадьба), так и ряд отрицательных переживаний мамы: отсутствие уверенности в возможности вырастить малыша, откладывание свадьбы на то время, когда малыш подрастет.

«Когда я забеременела, мы с будущим отцом ребенка решили не торопиться со свадьбой и отпраздновать ее после рождения малыша. Роды были трудными, нашему сыну требовалось лечение. Первые 2 месяца жизни с сыном прошли для нас, как сплошной кошмар. У меня не было сил даже думать о свадьбе. Сейчас наш сын окреп и подрос, ему уже 8 месяцев. Отец ребенка и не вспоминает о свадьбе, что для меня очень обидно, ведь я постоянно думаю о том, что наш сын уже вырос, а мы так и не поженились».

  • При воспитании старшего ребенка родители совершают все те ошибки, которые они потом учтут при воспитании последующих детей.
  • Наибольшее напряжение у родителей вызывает воспитание старшей девочки. При воспитании старших дочерей родители, при этом отец в большей степени, чем мать, испытывают страх причинить вред ребенку. Этот страх передается и детям и выражается в зависимости старших девочек от матери.
  • Матери чаще видят отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.

«Мою сестру принесли из роддома на мой третий день рождения, тут и закончилась моя «сладкая жизнь», потому что мои родители решили завести второго ребенка до того, как я окончательно не превратилась в «монстра», вокруг которого пляшут все бабушки и дедушки. Общий язык с сестрой я не могла найти очень долго. На меня возлагались обязанности, которые включали в себя в основном исправление ошибок младшей сестры. Мама во всех спорах принимала сторону младшей сестры. Сестра это понимала и успешно пользовалась, т.к. во всех спорах с сестрой я всегда проигрывала».

ВЫВОД: Таким образом, позиция старшего ребенка в семье похожа на позицию солдата на передовой. Старшему ребенку необходимо быть ответственным, к нему родители предъявляют множество требований и стараются подавить его волю.

Один среди взрослых: единственный ребенок в семье

По статистике, большинство российских семей растит одного ребенка. Это дает ему неоспоримые преимущества, но и лишает некоторых возможностей. Единственному малышу достается вся родительская любовь и забота. Взрослые превозносят его способности и готовы восхищаться самыми незначительными успехами. Обязанностями по дому он не слишком обременен — ведь вокруг столько любящих и заботливых людей. Такое спокойное и счастливое детство дарит ребенку уверенность в себе, высокую самооценку, развитие природных способностей.

Однако единственный ребенок может стать и объектом непомерных амбиций взрослых. Все несбывшиеся мечты, нереализованные планы родителей тяжким бременем ложатся на его плечи — а разделить эту ношу не с кем. В результате мальчик вынужден заниматься в футбольной секции лишь из-за того, что папа в его возрасте мечтал стать футболистом. А дочь несостоявшейся актрисы становится участницей бесконечных кастингов для рекламного ролика или детского конкурса на ТВ.

Дети, растущие среди других сиблингов (так на западе называют родных братьев и сестер), часто завидуют единственным детям. Еще бы — тем не приходится сражаться за лучшее место, за право быть первым во всяких удовольствиях, им не нужно охранять от посягательств родни свои вещи и игрушки. Но, лишенные подобной «борьбы» за неотъемлемые права, единственные дети не учатся защищать и отстаивать их. Поэтому когда они попадают в группу ровесников, лишившись ежеминутной родительской опеки (например, в школе), столкновение со сверстниками бывает довольно болезненным: никто тобой не восхищается за просто так, а наоборот, каждый норовит поддразнить и доказать, что он тут главный.

Выросший в окружении только взрослых, ребенок часто обладает серьезностью, ответственностью, независимостью, развитым воображением, любовью к уединению. Он не очень-то привык принимать в расчет других людей, даже тех, к кому относится с любовью и нежностью. Например, молодой человек, выросший без братьев и сестер, счастливо женился, но, возвращаясь с работы, уходил прямиком в свою комнату на полчаса – час, чтобы побыть в одиночестве. Он так поступал до свадьбы и даже не подозревал, что его жена (выросшая, кстати, в многодетной семье) чувствует себя в это время совершенно потерянной и не понимает, что происходит.

Совет. Чтобы единственный ребенок не увлекся ролью центра вселенной, хорошо бы поощрять его желание делиться игрушками и сладостями с другими детьми и даже со взрослым окружением. Ему особенно необходимы понятные правила и рамки, нарушать которые нельзя. Единственный малыш должен иметь право на собственное пространство, но и выполнять некоторые обязанности. Хотя бы по самообслуживанию. Неумение общаться на равных может сыграть с ним злую шутку, поэтому давайте возможность единственному ребенку почаще играть с другим детьми, ссориться и самостоятельно выходить из конфликтов, договариваться, говорить «нет». Часто единственные дети, чувствуя потребность в заботе о ком-то, просят родителей завести собаку или котенка. Возможно, этот вариант покажется вам приемлемым.

2 рабочие схемы воспитания от детского психолога Екатерины Мурашовой

В завершение я бы хотела дать небольшой отрывок из лекции известного детского психолога Екатерины Мурашовой, которую она прочитала для сотрудников компании, где я работаю.

Добавлю от себя, что детям крайне важна стабильная среда: когда родители ведут себя предсказуемо и последовательно, а семейные правила и установки не меняются в зависимости от их настроения.

Мой канал о книгах, но в этой статье я несколько отступлю от правила и порекомендую вам не книгу, а лекцию Екатерины Мурашовой «Правильных родителей не бывает». В ней вы найдете важную дополнительную информацию по теме, которую мы сегодня затронули.

Виктория Шилкина, клинический психолог, научный журналист, автор всех материалов на сайте Books-for-you.ru

Первенец

Первенцы обычно во всём берут пример со своих родителей и копируют их поведенческие модели, поскольку других образцов для подражания в семье у них нет. Если родители мотивируют своего первенца, вдохновляют его на каждом этапе развития и всячески поддерживают, то ребёнок с рождения буквально «заряжен» энергией и энтузиазмом. Похвала и стимулы также имеют значение для его дальнейшего благополучия. Однако первенцы нередко склонны становиться перфекционистами, они боятся любых ошибок. Они многого ожидают от самих себя и устанавливают такие же критерии для окружающих. В итоге порядок рождения влияет на то, насколько хорошо у ребенка развиты лидерские качества.

Известные личности и порядок их рождения

Из известных личностей можно вспомнить:

  • Элизабет Тейлор, Камерон Диаз, Бернарда Шоу, Джим Кэрри, Максим Галкин, Павел Воля — все они младшие дети в своих семьях. Для них характерно бунтарство, остроумие и естественно — творчество.
  • Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Дональд Трамп, Мадонна, принцесса Диана — все они средние дети в семье.
  • Уинстона Черчилля, Опра Уинфри, Андреа Юнг (CEO AVON), Сильвестр Сталоне — первенцы в своих семьях.
  • Мария Шарапова, Владимир Путин — единственные дети в своей семье.

Чувствуете закономерности?

Еще из истории: Эллиот Рузвельт, не смог жить в тени своего брата Тедди Рузвельта (американского президента). Эллиот лечился от алкоголизма, наркомании и депрессии, в итоге скончался в возрасте 34 лет, еще до того, как его брат стал президентом.

Или Нил Буш, младший брат своих знаменитых сиблингов, сидел в тюрьме за денежные махинации.

А как насчет известных Шерлоки и Майкрофта Холмс. Хоть это и вымышленные персонажи, но все же, здесь отчетливо прослеживается тенденция уравновешенного, педантичного и дипломатичного старшего брата Майкрофта и Шерлока: взбалмошного, творческого, старающегося превзойти во всем старшего брата.

Конечно, порядок рождения это не приговор. Но родителям стоит знать об этом, чтобы учесть все тонкости и вырастить человека достойного, здорового, преуспевающего и счастливого.

Близнецы

 

Люди часто говорят о «двойной телепатии» или о способности чувствовать, что чувствуют другие. Телепатия в буквальном смысле, конечно, не доказана, но двойная близость является результатом высокого уровня эмпатии. Это связано с тем, что близнецы связаны друг с другом невидимой нитью и проводят гораздо больше времени вместе, чем остальные дети. Близнецы и двойняшки больше других понимают, что чувствуют другие, даже посторонние люди. 

Тем не менее, близость близнецов также может вызывать экстремальное соперничество. Конечно, этому способствует тот факт, что люди, естественно, сравнивают их, даже не намереваясь это скрывать. В некоторых случаях, близнецы могут даже специально изолироваться друг от друга, пытаясь создать свою собственную идентичность.

Это все теория, и хотя многие читатели с ней согласятся, главное счастье человека в его руках! Остается только правильно им воспользоваться!

Журналист ДжоИнфоМедиа Марина Корнева напоминает также, что на характер человека влияет также его улыбка.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, — взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это — два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер — порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Леман Кевин – христианский взгляд на проблему

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин — порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь

Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Теория порядка рождения Уолтера Тоумена

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Первенец: успешность и ответственность

Geber86/Getty Images
Как порядок рождения детей влияет на их характер

Знаменитые первенцы: Зак Эфрон, Бейонсе Ноулс, Хиллари Клинтон, Николь Кидман, Штеффи Граф, Кэтрин Хепберн, Клинт Иствуд, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Борис Ельцин.

Сильные стороны. Как правило, на старшем ребенке молодые мама и папа опробуют воспитательные системы (скопированные у своих родителей или собственные), ожидая максимальной отдачи и результатов. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).Как правило, родители проводят много времени с первенцами, читая и рассказывая им что-нибудь. Но когда появляются младшие дети, это уже получается делать реже

Возможно, это неразделенное внимание объясняет также тот факт, что старшие очень многого добиваются в жизни. Они обычно лучше образованны и больше зарабатывают (по сравнению со своими младшими братьями и сестрами первенцы гораздо чаще достигают уровня дохода более 100 000 долларов в год, согласно исследованию американского сайта CareerBuilder.com).Кроме того, из них вырастают ответственные взрослые

Они хорошо умеют договариваться, потому что в детстве получили большой опыт взаимодействия как со старшими (родителями, бабушками и дедушками), так и с младшими (братьями и сестрами).

Характерные сложности. Окруженный родительской заботой первенец привыкает быть «центром вселенной». Если вдруг отношение окружения к нему меняется, к примеру, из-за появления в семье второго ребенка, привычка требует срочного поиска путей восстановления статуса. Чувствуя неуверенность родителей, ребенок приобретает еще одну привычку — опираться на собственное мнение. Он начинает осознавать, что теперь он уже не самый главный, «трон» приходится с кем-то делить. Согласитесь, во взрослой жизни похожих ситуаций полно, урок, усвоенный еще в детстве, наверняка окажется полезным в будущем.Часто бывает, что на первенцев ложится большая ответственность: работа по дому или присмотр за младшими, и зачастую они с готовностью берут на себя эти обязанности, стараясь быть идеальными. Но не переусердствуйте: ребенок не должен становиться маленьким взрослым. Поручайте ему какие-то посильные дела, которые он будет выполнять с удовольствием, но не более того.

Особенности воспитания. Первенцы часто получают похвалы за успехи, но им также необходимо знать, что нет ничего страшного, если они преуспеют не во всем. Поэтому рассказывайте своим старшим о том, как вас когда-то не взяли в команду поддержки или уволили с первой работы — о любой ситуации, в которой вы пытались что-то сделать, но все получилось не так, как вы планировали. Обязательно подчеркивайте, что, в конце концов, все обернулось хорошо, и вы извлекли уроки из своих ошибок. Так вы убедите своего ребенка, что совершить несколько собственных ошибок совсем не страшно и даже полезно. Также запомните: пока старший ребенок маленький, его нужно больше хвалить. Но не за успех, а за что-то другое, не относящееся к теме достижений. И еще: не вините старшего за то, что младший что-то пролил или испортил — это не его ответственность.

«Старшему — мельницу, а младшему — кота»

Рассказывая взрослым о взаимодействии с ребенком, психологи традиционно говорят о возрастных и гендерных особенностях детей и подростков. В последние годы набирают популярность исследования того, как различаются модели поведения детей в зависимости от их возрастного соотношения с братьями и сестрами. Иногда этот фактор влияет на характер даже больше, чем социальные и экономические условия взросления.

Оценивая собственный родительский опыт, глядя на другие семьи, где растут дети, мы подчас поражаемся, насколько разными могут быть родные братья и сестры — по внешности, характеру, способностям, моделям поведения. Большую часть различий, доверяя генетике, можно объяснить природными данными, с которыми ребенок уже рождается. Но тип поведения? Мы ведь всех любим и воспитываем одинаково, а реагируют на сходные ситуации родные по крови и выросшие в одних и тех же условиях дети совершенно по-разному.

Отвечая на родительское недоумение, психологи вносят поправку: и любим, и воспитываем все-таки по-разному. Начиная с того, какую позицию в семье — старший, младший, средний — занимает ребенок. И это не злой умысел или легкомыслие родителей, а объективные условия. Никакие, самые идеальные, мама и папа не могут полностью избавить ребенка, который сначала был единственным, а в какой-то момент стал старшим, от раздумий и переживаний по этому поводу. Да и необходимо ли это? Нужно просто понимать плюсы и минусы каждой позиции. Преимущества поддерживать, а возможные негативные факторы — сглаживать. Абсолютного же равенства мы все равно не сможем достичь. Недаром в фольклоре многих народов мы находим примеры разного отношения к детям. Помните: «Старшему отец завещал мельницу, среднему — осла, а младшему — кота»? В некоторых восточных культурах принято считать, что старшего ребенка семья растит для мира, он более деятелен, открыт, направлен на достижение внешних целей. А младшего — для себя, он, скорее всего, будет обихаживать родителей в старости. Впрочем, с подобным традиционным взглядом можно и поспорить.

Средний: найти свою нишу

Ни старший, ни младший, он ищет своё место

Побыв млад­шим и (не вполне) насладив­шись родительским вниманием, он зачастую слишком рано те­ряет привилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: «Благодаря отсутствию излишнего родительского давления (завышенных родительских ожиданий, как у старшего, и гиперопеки, как у младшего), средний ребе­нок живет своей жизнью, той

которая нужна ему самому» — поясняет Елена Морозова. Средние часто бывают спокойнее, безмятежнее… и налаживают мир между старшим и младшим. «Промежуточная позиция средних детей, — продолжает Александр Черников, — стимулирует развитие у них социальных навыков. Став взрослыми, многие из них хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми».

Старший ребенок в семье, первенец

Чаше всего, это более эрудированные и интеллектуально развитые дети. Они целеустремленные, добивающиеся своего личности. Это приводит к тому, что первенцы чаще других занимают высокие посты, становятся ТОП-менеджерами, президентами, первооткрывателями и  т.п.

Успешность старших детей связана с тем, что у них нет «соперников». Такой ребенок конкурирует только с родителями. Он изо всех сил старается повторять их модель поведения, а также оправдать возложенные на него ожидания.

При рождении второго и третьего ребенка, у старшего возникает чувство, будто его «свергли с трона родительской любви». Рождение следующего ребенка в семье, может по разному повлиять на старшего. Возросшая ответственность, забота за младшим, умеренная опекаемость родителей, самостоятельность и ранее взросление, могут привести к невозможности адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Последствие этого является повышенная тревожность у ребенка. Это может привести к тому, что либо у старшего разовьется стремление к превосходству (к достижению целей, стремлении научить младшего тому, что знает он (и т.д.), быть примером ему), либо он будет бросать начатое на пол пути, если чувство конкуренции между ним и младшим ребенком будет доминировать.

Причина:

Первому ребенку в семье достаётся все внимание и забота родителей и родственников. Так как это первый ребенок к его воспитанию относятся с трепетом

Его больше контролируют, на него больше возлагают надежд и больше предоставляют возможности для реализации.

Поэтому, когда ребенок вырастает он чувствует ответственность за то, чтобы оправдать ожидания родителей. Вот откуда у них вырабатывается стремление ставить и достигать все поставленные перед собой цели. Отсюда и появляется высокая конкурентоспособность, амбициозность в достижении намеченного. При этом, они очень заботливые. Умеют опекать и наставлять других. Но самим им очень тяжело принимать помощь. Они могут долго скрывать свои проблемы, трудности, стараясь всё преодолевать самостоятельно, не обращаясь за помощью.

Совет  родителям:

Старшего ребенка нужно чаще хвалить. Говорить ему какой он молодец, что он все правильно делает, и т.д. Но не вешать корону!

Не давите и не перекладывайте всю ответственность на старших. Не говорите им «Ты же старше, ты должен быть умнее!»

Он ничего не должен вам, он такой же ребенок, который просто стал получать меньше внимания, после рождения сиблинга и теперь борется за это внимание

Младшенький

Это баловень судьбы. По крайне мере, в детстве. Он купается в заботе и умилении взрослых — на зависть старшим сиблингам. И никогда не лишится своих привилегий. Иногда младший (как и единственный) ребенок становится заложником гиперопеки взрослых: постаревшие родители продолжают эмоционально удерживать своего давно выросшего «малютку», в то время как старшие давно разлетелись из семейного гнезда и обустраивают собственную жизнь.

У младшего и единственного вообще много схожих черт: сосредоточенность на себе, уверенность, раскованность, зачастую инфантильность. Ведь взрослые всегда на их стороне. Но младшему, в отличие от единственного ребенка, приходится столкнуться с ревностью старших братьев и сестер. Даже соперничая между собой, они могут вступать в коалицию против него. Поэтому младшие довольно рано учатся искусству дипломатии, а то и манипулирования. Им приходится вырабатывать такую стратегию поведения, которая позволяет оставаться любимчиком у взрослых и не раздражать при этом остальных детей.

Вместе с тем, подрастая, младший обнаруживает, что другие дети в семье уже чего-то достигли, а он, в силу возраста, не дотягивает до их результатов. И тут ребенок пускается во все тяжкие, чтобы доказать миру, что он не хуже прочих, старается продемонстрировать свою независимость и значимость. В этом отчаянном соревновании младшие дети зачастую становятся поклонниками экстремальных видов спорта, радикальных политических идей. Одним словом, бунтарями и любителями острых ощущений.

Совет. Не стоит демонстративно уделять младшему больше внимания, помогать больше, чем ему необходимо. Воспитывая младшего, нужно специально создавать ему пространство для развития самодисциплины и навыка принятия решений. Ведь в семье он всегда «прикрыт» чьей-то заботой и ответственностью.

– Не поощряйте соперничество, не утверждайте, что один лучше или хуже другого в чем бы то ни было. «Неудачник» может привыкнуть к своей роли или, наоборот, ожесточиться. А тот, кого назвали «лучшим», может решить, что родители любят его лишь за успехи и достижения.
– Не обсуждайте особенности и недостатки детей публично. Не привлекайте детей для выяснения отношений с другими членами семьи.
– Не шантажируйте тем, что перестанете любить, если…
– Шведская поговорка гласит, что планировать семью и растить детей сродни садоводству. Каждому ребенку, как каждому цветку на разумно разбитой клумбе, должно хватать солнца, воздуха и пространства.
– Никогда не сравнивайте детей между собой — ни с братьями и сестрами, ни с соседскими ребятишками или одноклассниками.
– Во время конфликтов между детьми не вставайте на чью-либо сторону. По возможности устраняйтесь от роли верховного судьи — вмешательство только углубит неприязнь спорщиков. Пусть учатся улаживать отношения самостоятельно.
– Не поощряйте доносительство.
– Демонстрируйте на своем примере и учите детей проявлять гнев, раздражение, агрессию — в цивилизованных формах. Учите говорить о своих чувствах.

Если их двое

Если в семье два ребенка, кажется, что им должно быть проще, ведь у каждого только один конкурент. Но соперничество один на один может быть жестким, особенно если у детей маленькая разница в возрасте. С появлением младшего старший переживает кризис перераспределения ролей.

«Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание, — говорит Елена Морозова. — А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чём-то его обгоняет (скажем, в учёбе). Он может начать хуже себя вести или учиться». Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший (авторитет и кумир!) отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чём-то отдать старшему первенство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: