20 изменений при поступлении в вуз в 2021/22 учебном году

Какие специальности востребованы в программе целевого обучения?

Стоит напомнить, что количество мест целевого приема, так же как и бюджетных мест, не безгранично. Квота приема на целевое обучение устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 декабря года, предшествующего году приемной кампании. Этому предшествует большая аналитическая работа, в процессе которой определяются потребности отечественной экономики в специалистах по тем или иным специальностям и направлениям подготовки, особенности трудовой деятельности в различных отраслях, динамика поступления на образовательные программы и другие обстоятельства. Например, в Российском университете транспорта основной целевой прием ведется по инженерным специальностям, причем география расположения организаций-заказчиков охватывает не только Москву и Московскую область, но и отдаленные уголки России. Стоит сказать, что специфика отрасли определяет и направленность деятельности заказчиков — в основном это транспортные компании. Но бывают и исключения — например, заказчиками подготовки специалистов в области IT-технологий выступают медицинские и иные организации.

Вот только небольшой перечень вузов Москвы, которые готовы обучать будущих специалистов на бюджетных местах за счет финансирования потенциального работодателя:

— МИРЭА — Российский технологический университет;

— Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;

— Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина;

— Российский государственный социальный университет;

— ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»;

— Московский педагогический государственный университет;

— Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

— Национальный исследовательский московский государственный строительный университет;

— Российская академия музыки имени Гнесиных.

Какие специальности наиболее востребованы для целевого направления? По итогам прошлого года лидируют медицинские специальности, и тенденция эта с большой вероятностью сохранится в ближайшее время. Очень востребованы также специалисты из следующих областей: «прикладная математика», «информатика и вычислительная техника», «авиастроение», «приборостроение», «металлургия», «химические технологии».

Среди целевых направлений есть такие, которые не пользуются большой популярностью у самих абитуриентов. Именно эти пробелы и закрываются благодаря финансированию обучения со стороны организации. В этом списке находятся геологи, работающие в условиях Крайнего Севера, агрономы, зоотехники.

Выбираем вуз

344

Изучаем рейтинги вузов

Исследование IBS

Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и регионаvo.graduate.edu.ru

Вариант: «сильный» вуз

  • высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
  • мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
  • налаживание полезных связей со способными ребятами;
  • привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
  • если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
  • сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
  • придется много ботать, иначе легко вылететь.

Сомнительные варианты

  • заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
  • не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
  • целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
  • филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
  • не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
  • коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.

произошло

Шаг 6. Ожидаем ответ от вуза

  • Уведомление о зачислении (letter of acceptance / invitation letter) — официальное приглашение на учебу, необходимо для оформления визы и других формальностей;
  • Уведомление об условном зачислении (conditional offer) говорит о том, что вы приняты по профайлу, но для получения «безусловного» предложения (unconditional offer) вам необходимо сохранить свой средний балл на определенном уровне. Дополнительным условием может быть отправка недостающего документа (например, справки/письмо от директора школы/декана о том, что вы закончите учебу и получите аттестат/диплом в срок);
  • Отказ — вполне обычное явление для зарубежных вузов, к которому также нужно быть готовыми.

Что делать в случае отказа?
Как правило, отказ написан по определенному шаблону и не содержит конкретики. Чтобы получить точную информацию, необходимо запросить официальное письмо с причинами отказа из вуза:

Если вы видите, что причиной послужила какая-то ошибка, которая к вам не относится (например, были зачтены не те баллы экзаменов), то это решение можно обжаловать;
Если же причина объективна, важно проанализировать, чего именно не хватило для зачисления и улучшить профайл до следующей попытки.

Приглашение на учебу

Специальности

профессиональные стандарты

Код Старый код Специальность ~Профессия
09.03.01 230100 Информатика и вычислительная техника программист
09.03.02 230400 Информационные системы и технологии программист, системный администратор
09.03.03 230700 Прикладная информатика программист, аналитик (в прикладной области, например в экономике)
09.03.04 231000 Программная инженерия программист-проектировщик
01.03.02 010400 Прикладная математика и информатика аналитик, программист
01.03.04 231300 Прикладная математика аналитик
01.03.05 Статистика аналитик
02.03.01 010200 Математика и компьютерные науки математик, программист
02.03.02 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии программист, аналитик
02.03.03 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Программист, аналитик
10.03.01 090900 Информационная безопасность специалист по ИБ
38.03.05 080500 Бизнес-информатика аналитик, ИТ-менеджер
15.03.04 220700 Автоматизация технологических процессов и производств автоматизация производства
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи инженер телеком, системный администратор
27.03.04 220400 Управление в технических системах автоматизация производства, разработчик АСУ

Диаграмма карьерного пути (англ.)

Критерии выбора ВУЗа

В принципе, общий настрой молодежи совпадает с интересами государства, что говорит о необходимости развития системы образования, и в частности — высшей школы.

Исследования факторов, влияющих на выбор ВУЗа, показывают не только то, что количество молодых людей, желающих получить диплом государственного образца, стабильно возрастает, но и то, что выпускники школ сегодня демонстрирую высокий уровень информированности о перспективах и возможностях высшего образования.

В ходе опросов, абитуриенты отвечали также на вопросы, связанные с финансовыми возможностями для оплаты обучения:

6,5% выпускников школ рассматривают государственные ВУЗы, как единственную возможность получить высшее образование, причем 90% хотели бы обучаться бесплатно.
5% обращает внимание на размеры оплаты за обучение.

Также замечен неуклонно возрастающий спрос на получение высшего образования высокого качества. Одновременно с этим значительное количество респондентов связывают престижность ВУЗа с возможностью получения государственного диплома и дальнейшим гарантированным трудоустройством.

Основными критериями качественного образования абитуриенты считают:

Наличие технических средств обучения;
Организацию учебной и внеучебной деятельности;
Практические занятия;
Качество преподавания иностранных языков;
Возможность участия в разных проектах, которую обеспечивает ВУЗ;
Много абитуриентов обращает внимание на квалификацию преподавателей;
Предоставление общежития считают важным фактором больше половины абитуриентов, предпочитающих обучаться на очном отделении, в другом городе.

При подготовке к проведению социологических исследований также были сформулированы вопросы для определения других мотивов, определяющих выбор ВУЗа и специальность:

  • 58% абитуриентов рассказали, что на выбор ВУЗа повлияло мнение родителей,
  • 37 % выбирали место обучения в связи с наличием военной кафедры
  • 27% руководствовались территориальным месторасположением образовательной организации
  • 4% выбрали учебное заведение под влиянием средств массовой информации и рекламы.

Примечательно, что советы родителей абитуриентов по выбору ВУЗа, высказывалось преимущественно с учетом местонахождения ВУЗа.

Потребность в получении образования в государственных ВУЗах возрастает, как и запросы на качественное обучение и гарантированное трудоустройство. Остается надеяться, что государственная система образования своевременно и эффективно отреагирует на них. Ведь, будущее молодежи, их трудовая деятельность – залог стабильности и экономического роста.

Список вузов

Как минимум треть из более 800 вузов страны предлагает выучиться на программиста. Теоретически любой из них можно выбрать для поступления, так как в целом российское ИТ-образование ценится за рубежом и с отечественным дипломом технического вуза выпускник практически автоматически становится востребованным специалистом в любой точке мира.

Репутация российских институтов и университетов программирования и ИТ небезосновательна. По данным международной социальной платформы американской компании HackerRank, на которой ежегодно добровольно тестируются, выполняя прикладные задания по 15 направлениям, около полутора миллионов практикующих программистов из всего мира, IT-специалисты из России стабильно входят в тройку лидеров. Они получают 99,5–99,9 из 100 максимально возможных общекомандных зачетных баллов по заданиям на алгоритмы, динамическое программирование, Big Data и в других дисциплинах (опережают их только китайцы).

Это говорит о том, что любой российский институт программирования выпускает достойных специалистов. Тем не менее силу вузовского имени-бренда невозможно отрицать. Как и репутация образования в целом, реноме каждого университета складывается не на пустом месте.

Решая, в какой университет поступать, можно опираться на мнения экспертов – ведущие рейтинговые агентства периодически обновляют топ-листы лучших вузов для программистов в России. Именно их талантливые выпускники двигают IT-сферу вперед и получают самые большие зарплаты сразу на старте карьеры.

Сводный рейтинг лучших вузов России по программированию

Университеты программирования РА Expert Лучшие вузы для программистов в России Рейтинг QS
МГУ им. Ломоносова 1 МГУ им. Ломоносова 41
МФТИ 2 СПбГУ 151-200
НИЯУ МИФИ 3 МГТУ имени Н. Э. Баумана 251-300
СПбГУ 4 МФТИ 251-300
НИУ ВШЭ 5 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 251-300
МГИМО 6 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 351-400
Национальный исследовательский Томский политехнический университет 7 НИУ ВШЭ 351-400
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 8 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 401-450
МГТУ имени Н. Э. Баумана 9
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 10

Подавляющее большинство топовых вузов для программистов сосредоточено в Москве и Северной столице, но сильные высшие учебные заведения, готовящие айтишников, и входящие в другие, не менее показательные российские и общемировые рейтинги, есть в большинстве российских регионов:

  1. КФУ – Казанский ФУ.
  2. УрФУ им. Б. Н. Ельцина – Уральский ФУ.
  3. ПГНИУ – Пермский университет.
  4. ННГУ им. Лобачевского – Нижегородский ГУ.
  5. НГТУ – Новосибирский технический университет.
  6. УГАТУ – Уфимский авиационный технический университет.
  7. СФУ – сибирский ФУ.
  8. СГТУ им. Ю. А. Гагарина – Саратовский технический университет.
  9. ОмГТУ – Омский технический университет.
  10. НГТУ им. Р. Е. Алексеева.
  11. СГАУ им. С. П. Королева – Самарский аэрокосмический университет.
  12. ДВФУ – Дальневосточный ФУ.
  13. ОГУ – Оренбургский ГУ.
  14. ВолгГТУ – Волгоградский технический университет.
  15. ТГУ – НИУ Томский ГУ.
  16. АлтГТУ им. И. И. Ползунова – Алтайский технический университет.
  17. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского – Омский ГУ.
  18. РХТУ им. Д. И. Менделеева – химико-технологический университет.
  19. АГТУ – Астраханский технический университет.
  20. ТулГУ – Тульский ГУ.

Позиции в списке – согласно рейтингу портала Superjob, составленному по критерию уровня стартовых зарплат выпускников. В перечень не вошли региональные вузы для программистов, уже представленные в таблице.

Где взять и как получить целевое направление в ВУЗ в 2020 году?

Большинство желающих получить бесплатное образование и возможное последующее трудоустройство задается вопросом, как получить целевое направление в ВУЗ. В данном случае все зависит от формы направления и последующей специальности.

Кто дает и как найти работодателя?

Для начала следует рассмотреть вопрос, кто выдает целевые направления в зависимости от профиля ВУЗа.

В медицинский

Целевые направления в медицинские ВУЗы можно оформить двумя способами – у работодателя или в отделе Министерства здравоохранения:

  • В первом случае у абитуриента должно быть среднее медицинское образование и целевое направление будет выдаваться для повышения квалификации.
  • Во втором случае выпускники школ должны выяснить, какие программы в наступившем году действуют от Министерства здравоохранения.

Зачастую бюджетные места зависят от выбранной формы направления – определенной области медицины

Также важно уточнить, в каких учебных заведениях предлагают возможное бесплатное обучение

В ВУЗ гражданской авиации

Для того чтобы попасть в такой ВУЗ, необходимо обратиться в какую-либо организацию гражданской авиации, которая может быть заинтересована в обучении потенциальных новых кадров.

При детальном рассмотрении заявителя (его личного дела и уровня образования) его могут отправить вместе с остальными желающими поступать в ВУЗ, в котором выделены места для студентов с целевым назначением.

В МВД

Целевое направление в ВУЗы МВД могут получить только выпускники Суворовского училища, а также выпускники средних образовательных учреждений с профильной базой МВД России.

Нередко направления выдают руководители отделов своим сотрудникам для повышения их квалификации.

В педагогический

Целевыми направлениями педагогического профиля занимается отдел образования. Также в профильных ВУЗах выделяются места для поступающих на определенных условиях – с последующей отработкой в общеобразовательных учреждений, возможно находящихся в сельской местности.

В экономический

Здесь также можно обратиться к руководителю предприятия для получения целевого назначения с целью повысить квалификацию и уровень знаний, если ранее было получено образование в техникуме или колледже.

Целевыми назначениями экономической структуры занимается местный муниципалитет, в который следует обратиться для получения нужной информации.

В ВУЗ РЖД

Попасть в ВУЗ РЖД по целевому назначению могут все желающие, если они поступают в то образовательное учреждение, где действует представленная программа.

Как правило, еще при подаче документов абитуриентов сразу предупреждают об обязательствах – отработке на РЖД в течение определенного периода.

В юридический

Целевое направление в юридический ВУЗ могут получить выпускники колледжа или техникума соответствующего профиля. В данном случае необходимо обратиться как к своему руководителю по факту имеющегося трудоустройства.

Также поиском новых кадров занимается прокуратура или местная администрация.

В Москве и СПб

В столицах России имеется больше возможностей получить целевое направление, для чего потребуется сделать всего немного. Для начала следует выбрать профиль обучения и постараться найти «спонсора» — предприятие, в котором выпускник обещает трудиться взамен на оплату его обучения.

Документы

Чтобы получить целевое направление, к примеру, через местную администрацию, необходимо подготовить:

заявление с просьбой предоставить место заявителю в ВУЗе – важно указать профиль и желаемый для обучения ВУЗ;
характеристику с места учебы – школы;
ходатайство – просьба учителей и вышестоящих инстанций, заинтересованных в получении выпускником целевого направления, выделить место для обучения в ВУЗе.

Это только основные документы, которые требуются в обязательном порядке. Для доказательства серьезных намерений ученика и его умственных возможностях можно приложить различные грамоты и похвальные листы, полученные за отличие в определенных сферах.

Заявление

Заявление подается от будущего абитуриента и пишется на имя руководителя местной администрации в свободной форме. В тексте указываются точные личные данные и информацию о проходящем на данный момент обучении.

Характеристика

Характеристику дают те граждане, которые являются учителями или руководителями предприятия, где трудоустроен заявитель. В тексте необходимо указать все положительные качества и заслуги.

Ходатайство

Ходатайство может быть представлено в качестве второго заявления от руководителя предприятия или учителей.

Далее представляется образец, в котором о предоставлении места для обучения по целевому направлению просит местная администрация:

Основные мотивы получения высшего образования

Социологические исследования, которые в последние годы регулярно проводятся различными государственными организациями регионального и федерального уровня, научно-исследовательскими центрами и институтами, единодушно констатируют огромный спрос на получение высшего образования среди молодежи – 97%. То есть, учиться в ВУЗе хотят почти все выпускники школ. Что движет этим желанием?

Из 97% опрошенных респондентов, которые считают, что высшее образование необходимо, 92% ответили, что стремятся получить знания и навыки, которые позволят реализовать себя в избранной профессии. Хороший результат – он свидетельствует о том, что образование для молодых людей – не самоцель, а возможность обучиться определенной профессии.

87% абитуриентов считает, что диплом ВУЗа дает возможность достичь карьерного успеха и повышает социальный статус. При этом такое же количество опрошенных уверено, что увеличить свои шансы на успешное трудоустройство и быстрый карьерный рост можно только при условии очного обучения. Больше половины выпускников школ (61%) с дипломом выпускника ВУЗа связывают перспективу высокой оплаты труда.

38% опрошенных абитуриентов поступают в ВУЗ, так как видят в этом возможность расширить круг знакомств и приобрести связи, которые могут быть полезными в дальнейшем. И только 13% респондентов признались, что получение высшего образования позволит им продолжить семейную династию.

Эти результаты показывают, что подавляющее большинство молодых людей серьезно смотрят в будущее, их мотивация связана с перспективами на рынке труда и высоким уровнем заработной платы. Незначительная часть выпускников школы не определились в намерениях или не собираются совсем получать высшее образование.

Сроки и специфика подачи документов

Приемные комиссии вузов открыты круглогодично и готовы принимать новые заявки абитуриентов на текущий и 2021 учебный год. Поступление в рейтинговые иностранные вузы, как правило, начинается за год до начала обучения.

Если у будущего студента пока что нет на руках финального документа об образовании (аттестата или диплома), это не является преградой. Достаточно предъявить академическую выписку оценок за последние два года обучения, на основании которой студент будет зачислен в вуз. 

Также абитуриенты могут отправить документы в несколько университетов, тем самым расширяя свой выбор и увеличивая шансы на поступление. В конце нужно обязательно приложить к документам копию первой страницы своего загранпаспорта, и тогда пакет для поступления будет полностью сформирован.

Хотите проверить, как вы запомнили статью? 

Проходные баллы

Это минимальное суммарное значение баллов абитуриента, занявшего последнее бюджетное место. Ежегодно высшие учебные заведения публикуют такие сведения после завершения отбора. Для повышения шансов на поступление в следующем году необходимо не только попытаться достигнуть указанного порога, но и по возможности максимально превысить его.

Проходные баллы лучших вузов России по программированию

Вуз Балл
1 МГУ им. Ломоносова 425
2 МГТУ имени Н. Э. Баумана 268
3 НИЯУ МИФИ 275
4 СПбГУ 259
5 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 217
6 МГИМО 262
7 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 221
8 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 238
9 МФТИ 389
10 НИУ ВШЭ 296

Высокий проходной балл на направление «Прикладная математика и информатика» в МГУ им. Ломоносова обусловлен собственными требованиями, которые вуз предъявляет к абитуриентам. Одних рекордных баллов по ЕГЭ для зачисления недостаточно – проводятся дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по профильной математике. Чтобы поступить на бюджет, необходимо получить результат, близкий к 100 баллам по пяти экзаменам:

  • русскому языку (ЕГЭ);
  • профильной математике (ЕГЭ);
  • физике (ЕГЭ);
  • информатике и ИКТ (ЕГЭ);
  • математике (ДВИ).

Для поступления в МФТИ тоже придется преодолеть высокий порог. Итоговые результаты потенциальных студентов-программистов вуза складываются из ЕГЭ по четырем предметам:

  • математике;
  • физике;
  • русскому языку;
  • информатике и ИКТ.

Остальные представленные в таблице учебные заведения ограничиваются итогами 3 выпускных школьных экзаменов (2 обязательных, а также физика или информатика по правилам приема).

Рейтинг проходных баллов в лучшие вузы по программированию в России

Повысить личный рейтинг при поступлении на программиста в любой российский институт помогают персональные достижения абитуриента. В их число входят:

  • победы или призовые места в соответствующих профилю будущей учебы олимпиадах (3–10 баллов);
  • наличие аттестата с отличием (в среднем плюс 5 баллов);
  • золотой значок ГТО (дополнительно 2–3 балла);
  • оценка за сочинение (до 3 баллов) – вузы, где учат на программиста (обычно это технические университеты и институты), редко учитывают умение красиво излагать мысли как особое достижение.

В сумме за личные достижения может быть начислено не больше 10 баллов.

Шаг 3. Определяемся с финансированием

  • Подобрать программы согласно заранее установленному бюджету (см. Шаг 1);
  • Проверить доступные стипендии на официальных сайтах вузов (разделы Financial Aid / Funding) и при необходимости подать заявку;
  • Попробовать найти грантовые и стипендиальные программы сторонних организаций.

вузы СШАГерманияЧехияФранцияБельгияИспанияКореяуслуги подготовки документовВажноСтипендии и гранты
Когда подавать на стипендии и гранты?

  • Предпочтительно подавать документы в университет сразу после открытия конкурса на специальности: тогда вероятность предоставления стипендии выше;
  • Заявка на получение социальной стипендии подается вместе с основным пакетом документов во время приемной кампании. Обычно это правило действует и на другие грантовые и стипендиальные программы университета — все документы оформляются вместе с основными бумагами или немного раньше;
  • Сроки подачи на государственные стипендиальные программы обычно намного раньше сроков поступления в университеты — вплоть до 18 месяцев до начала обучения;
  • Сторонние стипендиальные фонды также могут отчасти покрыть расходы на обучение и проживание. В такие фонды заявки принимаются либо задолго до самого поступления либо, наоборот, только после успешного поступления в университет;
  • Также многие вузы готовы выделять стипендию студентам после семестра или года обучения за отличную успеваемость или другие заслуги. Необходимо уточнять наличие такой возможности в приемной комиссии сразу после начала учебы.

Есть проблема…

Поступить по направлению действительно проще – на таких льготных условиях в вуз не попадают лишь отпетые двоечники. Максим, студент Государственного университета управления (ГУУ): «Я не сильно переживал по поводу конкурса. Когда после экзаменов вывесили результаты, целевики там были отмечены отдельно. Увидел свою первую четверку и понял, что поступлю. Главное для меня – перспективы сразу ясны: не надо ломать голову, куда пойти работать, и даже стажироваться можно на «своем» предприятии».

Единственная проблема для обычного абитуриента – получить направление. С легкостью его дают будущим врачам, педагогам и работникам сельского хозяйства, готовых потом работать в глубинке. В вузах соответствующего профиля на некоторых специальностях до 40 % бюджетных мест являются целевыми. А в более престижных учебных заведениях за счет государства нередко учатся родственники или дети чиновников. По окончании вуза они находят вескую и уважительную причину, чтобы не выполнять условия договора. Вот и получается, что основная идея целевого приема практически не реализуется.

Те же абитуриенты, которые поступают по общему конкурсу, нововведением недовольны. Из-за того, что часть бюджетных мест уходит целевикам, им приходится выдерживать на экзаменах более жесткую конкуренцию. В результате бесплатно учатся студенты, которые, может быть, не всегда этого заслуживают, но сумели добыть направления. А более способные оказываются «за бортом» или вынуждены оплачивать образование сами.

Некоторые эксперты видят выход в «обезличивании» целевого приема. Другими словами, муниципалитеты должны давать информацию о количестве необходимых специалистов, но не списки целевиков. А на выделенные места вузы будут отбирать лучших из тех, кто хотел бы учиться по направлениям. И только после зачисления первокурсники заключат договоры.

В любом случае пока рано судить о том, насколько оправдал себя целевой прием, чего в нем больше – минусов или плюсов. Вероятно, это покажет будущее, когда нынешние студенты пополнят ряды дипломированных специалистов.

Вопрос по существу: как абитуриент может получить направление?

Валентин Виноградов, первый проректор – проректор по учебной работе МИИТ:

– Чтобы поступить в Московский государственный университет путей сообщения на условиях целевой подготовки, необходимо предъявить направление организации, с которой у вуза заключен договор о такой подготовке, сдать вступительные экзамены и пройти конкурс. В наш вуз регулярно направляют абитуриентов филиалы ОАО «Российские железные дороги», группа компаний «Трансстрой», Московский метрополитен, научно-исследовательские и проектные институты (ВНИИЖТ, ВНИИАС, «Трансэлектропроект») и др.

Николай Останний, начальник отдела по организации нового приема МПГУ:

– В наш университет абитуриентов направляют окружные управления образования Москвы. Старшеклассник может обратиться к директору школы с просьбой направить документы для целевого поступления в МПГУ с указанием факультета и специальности. Впоследствии выпускник вуза будет отрабатывать в одной из школ округа.

Введение целевого приема полезно и вузам, и студентам: абитуриент изначально четко профориентирован, знает свои цели, лучше учится, а при поступлении может поучаствовать сразу в двух конкурсах – обычном и целевом.

Елена Мартыненко, начальник отдела организации приема студентов РУДН:

– Целевой прием в РУДН проходит на основе двусторонних договоров между РУДН и субъектами РФ, а также договоров между РУДН и крупными предприятиями, в основном Московского региона: ООО «Специальный проектно-изыскательский институт «Гидроспецпроект», ОАО Энергетики и электрификации «Мосэнерго» и др.

Абитуриентам, которые хотят поступать по направлению от субъекта РФ, можно посоветовать обратиться в министерство образования или департамент образования (в зависимости от региона) своего субъекта РФ и узнать, в какие вузы, на какие специальности и на каких условиях они могут участвовать в конкурсе на целевые места. Абитуриентам, желающим поступать в вузы по направлению от работодателя-предприятия, следует узнать, у каких предприятий региона с какими вузами заключены соответствующие договоры на подготовку специалистов (согласно постановлению Правительства РФ от 19.09.1995 г. N 942).

Где работают выпускники

Успешные выпускники институтов программирования на вес золота не только в России, но и за рубежом. Им всегда найдется место в любой компании. Среди возможных должностей:

  • разработчик программных кодов и алгоритмов;
  • сотрудник R&D-департамента;
  • системный администратор;
  • web-мастер;
  • системный аналитик;
  • специалист по информационной безопасности;
  • инженер;
  • конструктор и ряд других профессий.

Характер возлагаемых обязанностей определяет размер оплаты труда. Если предполагается, что программист будет выполнять однотипные рутинные операции, то заработная плата сравнительно невысока. Специалист по нестандартным вопросам ценится значительно выше, но и справиться с такими функциями сможет далеко не каждый.

Одним из преимуществ профессии программиста считается возможность удаленной работы. Поэтому нередки ситуации, когда грамотный специалист решает не трудоустраиваться на одном месте, а предпочитает зарабатывать по схеме фриланса.

Дополнительные испытания

Дополнительные испытания — еще одно требование международных университетов. Представитель приемной кампании может провести с кандидатом собеседование, попросить предоставить портфолио, если абитуриент поступает на творческие направления, или же написать дополнительное эссе на заданную тему. 

Профильные тестирования встречаются не во всех вузах и распространяются далеко не на все специальности, но существуют определенные требования. Например, чтобы быть зачисленным в бакалавриат в США, нужно будет сдать стандартизированный тест ACT или SAT — некий аналог ЕГЭ. А для того, чтобы поступить в магистратуру по таким профилям, как бизнес, финансы, экономика и другим смежным специализациям, необходимо предоставить сертификат о сданном экзамене GMATили GRE. 

Несмотря на объемный перечень вступительных испытаний и требований, важно помнить о том, что учеба в школе или университете — это не вся жизнь, поэтому очень важно быть разносторонним и интересующимся человеком. Научные конференции, спортивные секции, волонтерство, творческие занятия — всё это выделяет абитуриента среди других претендентов при зачислении

Все эти аспекты обязательно указываются в студенческом резюме (CV) и обобщают всю внеклассную деятельность. 

Перечень основных документов

Самое главное, что принимает во внимание приемная комиссия вуза, — это оценки

  • Если абитуриент планирует поступать на программу бакалавриата, то необходимо показать хорошие оценки в аттестате — выше «4» из «5» возможных по всем предметам. 
  • Если же речь идет о магистратуре, тогда студент должен предъявить диплом об окончании бакалавриата или специалитета, где средний балл по дисциплинам будет также выше «четырех» из «пяти».

Однако в случае, если средний балл ниже заявленного, шансы поступить в зарубежный вуз все равно есть, но при условии, что выбранные университеты будут занимать не лидирующие позиции региональных рейтингов. 

Второй немаловажный критерий поступления — знание английского языка. Зарубежные учебные заведения принимают два основных сертификата: IELTS Academic и TOEFL. Первый больше распространен среди вузов Великобритании и Европы, а второй — в США. Но оба они взаимозаменяемы, если нет специфических требований университета. 

Чтобы определить, какой сертификат и какой балл нужны для поступления, можно обратиться к официальному сайту выбранного университета или колледжа и разделу с названием «Requirements» (требования). 

Владение английским языком на уровне выше Intermediate (среднего) поможет грамотно составить мотивационное письмо (Motivation Letter или Personal Statement), где студент должен рассказать о своих академических достижениях, о предыдущем образовании, о том, почему были выбраны именно этот вуз и направление, а также объяснить, чем он руководствовался при принятии решения о получении образования за рубежом. 

Кроме мотивационного письма, в котором нужно проявить и описать себя с разных положительных сторон, будут нужны рекомендации от других людей. Для поступления в бакалавриат нужно запросить 1-2 рекомендательных письма от учителей или классного руководителя, а для поступления в магистратуру — 2 рекомендации от преподавателей по профильным дисциплинам или от научного руководителя. 

Итоги – начинать нужно сейчас!

Поступление в университет

  • Проконсультируют по вопросам образования за рубежом;
  • Подберут университеты и академические программы исходя из ваших критериев и возможностей;
  • Подготовят и откорректируют комплект документов;
  • Отправят заявки в учебные заведения;
  • Подадут документы на стипендию;
  • Помогут оформить студенческую визу.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Связанные статьи

  • Преимущества обучения в вузе — Как выбрать вуз за рубежом
  • Мотивационное письмо в университет
  • Средний балл GPA
  • 10 ошибок при поступлении в зарубежный университет
  • Легализация и признание диплома
  • Опекунство за рубежом
  • Как выбрать университет за границей?
  • Как выбрать образовательное агентство?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: