Самооценка личности

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Функции самооценки. Общий взгляд “сверху”

Практически всё в организме существует не просто так, чтобы было… Самооценка – это стабилизатор и подушка безопасности, когда ваша психика защищает вас от стрессов и неблагоприятной среды; и как выталкивающая пружина, когда всё идет на 5 баллов.

Если раскрыть вопрос предметно, то самооценка таит 7 ключевых функций:

  1. Стимулирующая. Подталкивает индивид к свершениям. Мотивирует к новым свершениям.

    Если человек занимает определённую должность в компании, то самооценка стимулирует его проявить навыки для получения повышения, взяться за новую инициативу или проект.

  2. Пост прогнозная. Нейтрализует поступки, пагубные для самооценки. Эта функция удерживает человека от необдуманных поступков.

    Например, если у человека нет способностей для приготовления блюд, то самооценка даст им трезвую оценку и избавит от провала.

  3. Регулирующая. Регулирует деятельность и поведение. При общении с незнакомыми людьми, регулирующая функция помогает вести диалог.
  4. Эмоциональная. Отвечает за ощущение удовольствия и обретения счастья в жизни. Вера в себя помогает ощутить себя счастливым.

    Руководитель на совещании говорит работнику о низком качестве его работы. В этот момент человек с низкой самооценкой может замкнуться, испытать досаду и весь его день «пойдёт насмарку». Работник с адекватной самооценкой не станет расстраиваться, а попытается исправить ошибки.

  5. Защитная. Отвечает за фундамент личности. Вера в себя помогает принимать критику спокойно. Если человеку говорят о качествах, которые ему не присущи, то самооценка поможет распознать ложь и не воспринимать такую критику всерьёз.
  6. Контролирующая. Выступает в роли наблюдателя, который контролирует исполнение задач. При выполнении заданий, вера в себя помогает распределить обязанности и придерживаться последовательности.

    К примеру, во время ремонта нужно помнить о покупках материалов и планировании. В этот момент вера в себя помогает контролировать покупки и принятия решений.

  7. Развивающая. Мотивирует к саморазвитию. Что может быть лучше стремлений к лучшему? Вера в себя помогает людям обучаться, читать литературу.

    Самооценка подталкивает людей стать лучшей версией себя.

Уровни самооценки

Уровни самооценки в психологии: некоторые психологи склонны делить неадекватную самооценку не на две категории, а на четыре.

1. Заниженная.

2. Неустойчивая заниженная.

3. Завышенная.

4. Завышенная неустойчивая.

Структура самооценки в психологии состоит из двух частей – внешней и внутренней. Человек строит восприятие себя, опираясь на мнение окружающих, отражение в социуме и восприятие себя как личности изнутри. На стыке этих направлений и находится самооценка.

1. Низкая самооценка

Низкая самооценка — это совокупность таких качеств как:

️ Нерешительность, пугливость, чрезмерная осторожность. ️ Зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны

️ Зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны.

️ Стремление снять вину с себя, переложив ответственность на кого-то другого.

️ Инфантильность.

️ «Детское» стремление оправдываться (я не знал, я не думал, что так получится).

️ Комплекс неполноценности.

️ Болезненное самолюбие, ранимость.

️ Мстительность, мелочность, перфекционизм.

️ Обидчивость, неуживчивость.

️ Комплекс неполноценности.

Причины низкой самооценки кроются в неправильном воспитании и психологическом давлении со стороны более сильных личностей, а также в жизненных обстоятельствах. Люди со слабой стрессоустойчивостью «ломаются» под грузом проблем. Формируется как в детском, так и во взрослом возрасте. Человек с низкой самооценкой страдает от комплекса неполноценности и неудовлетворённости собой.

Что делать с низкой самооценкой? Повышать по мере возможности. Однако проблема многих людей в том, что им на самом деле комфортно находиться в скорлупе неадекватной оценки себя и подсознательно они не стремятся что-то изменить, довольствуясь ролью жертвы.

2. Заниженная самооценка

Что такое заниженная самооценка в обычной жизни: страдания по пустякам, придумывание несуществующих проблем и повышенное внимание к собственным недостаткам. Заниженная самооценка — это добровольный уход в тень других людей, постоянные сомнения и беспокойство. Чревато возникновением неврозов

Причины заниженной самооценки – искажённое восприятие себя, принижение своей значимости, обесценивание способностей и талантов, неуверенность в силах, ощущение страха и беспокойства.

3. Нормальная самооценка

Нормальная самооценка — это адекватное восприятие своих возможностей на всех уровнях, включая внешность и профессиональные качества. Адекватное восприятие наделяет человека уверенностью в своих силах. Личность, обладающая нормальной самооценкой, способна брать ответственность за поступки, и предвидеть результаты своих действий.

Нормальная самооценка, характеристика человека:

️ Адекватен.

️ Разумен.

️ Самокритичен.

️ Самодостаточен.

4. Высокая самооценка

Что значит высокая самооценка? Ответ зависит от её степени. Если она немного превышает адекватный уровень, то для человека это скорее плюс, а та, что вышла за границы адекватности – уже минус. Высокая самооценка — это совокупность представлений о себе в превосходной степени, несоответствующая реальности.

Очень высокая самооценка сопровождается:

️ Заносчивостью.

️ Переоценённой собственной значимостью.

️ Приписыванием себе несуществующих достоинств и умений.

️ Неприятием чужого мнения, раздражительностью.

️ Ощущением превосходства.

️ Комплексом бога.

️ Желанием поучать.

️ Подчёркнутой независимостью.

️ Перекладыванием вины на других.

️ Подменой понятий (упрямство-упорство, наглость-решительность, беспардонность-прямота).

️ Демонстративным поведением.

️ Эгоизмом и эгоцентризмом.

️ Пренебрежением окружающими.

Показатели высокой самооценки по шкале от одного до девяти начинаются с шести. Более высокий показатель говорит об искажённом восприятии себя. В этом случае понятие «высокая самооценка» приобретает отрицательную окраску и переходит в степень неадекватной.

Проблемные состояния

Существует несколько видов самооценки, которые вызывают опасения у психологов.

Завышенная самооценка

Она проявляется в пренебрежительном отношении к сверстникам и неуважении к старшим. Достижения окружающих высмеиваются.

Ребенок стремится управлять другими во время игр, игнорируя собственные слабые качества. Если коллектив не признает в нем предводителя, начинаются проблемы, вплоть до истерик.

Заниженная самооценка

Низкая самооценка – также неадекватное положение вещей. В таком случае ребенок не верит себя, постоянно испытывает тревогу.

Он изначально настраивает себя всегда на негативный результат. Он боится людей и не верит им. Это может выливаться в оскорбления окружающих.

Формированию такого уровня самооценки способствует, когда родители или учителя начинают сами настраивать ребенка на то, что он ни на что не способен, у него ничего не выйдет. Начинается все с мелочей. Например, ему не позволяют самостоятельно заправлять кровать, утверждая, что у него все равно не выйдет сделать это хорошо. Выливается это в серьезные психологические проблемы в будущем.

1.1 Сущность самооценки

В
психологических исследованиях самооценка
интерпретируется как личностное
образование,  принимающее непосредственное
участие  в регуляции поведения и
деятельности,  как автономная
характеристика личности,  ее
центральный  компонент,  формирующийся
при активном участии самой  личности 
и отражающий  качественное 
своеобразно  ее внутреннего мира 
(Л. И. Божович,  А. Г. Ковалев,  К. К.
Платонов и др.).  Ведущая роль 
отводится самооценке  в рамках
исследования проблем  самосознания: 
она характеризуется как стержень 
этого процесса,  показатель
индивидуального уровня его развития, 
интегрирующее  начало,  его
личностный аспект,  органично
включенный в процесс самосознания (К.
Г. Ананьев,  И. О. Кон,  А. Г. Спиркин, 
В. В. Столин и др.).

Рассмотрим
для примера несколько определений
понятия «самооценка».

Психологический
словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б.
Г. Мещерякова утверждает, что самооценка(англ.
self-esteem)
ценность,
значимость, которой индивид наделяет
себя в целом и отдельные стороны своей
личности,деятельности,
поведения .

И.
И. Чеснокова пишет, что под самооценкой
принято понимать интериоризированный
механизм социальных контактов, ориентаций
и ценностей преобразуемый в оценку
личностью самой себя, своих возможностей,
качества и места среди других людей.

По
А. А. Реану, самооценка – это компонент
самосознания, включающий наряду со
знаниями о себе оценку человеком своих
физических характеристик, способностей,
нравственных качеств и поступков .

Определения,
данные в Психологическом словаре, А. А.
Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд,
не раскрывают путей формирования
самооценки, не дают её достаточную
сущностную характеристику. Поэтому в
данной курсовой работе мы будем
использовать определение А. В. Захаровой:
самооценка является формой отражения
человеком самого себя как особого
объекта познания, репрезентирующей
принятые ценности,  личностные
смыслы,  меру ориентации на общественно
выработанные требования к поведению и
деятельности .

Самооценка
отражается в ситуации самооценивания.
Она представляет собой
интеллектуально-рефлексивное действие:
личность рассматривает себя, свои
поступки и качества как объект оценки
и одновременно является носителем
данных качеств, т.е. активным субъектом
.

Ведущая
роль самооценке отводится в рамках
исследования проблем самосознания:
она характеризуется как стержень этого
процесса, показатель индивидуального
уровня его развития, его личностный
аспект, органично включённый в процесс
самопознания. Кроме того, самооценка
входит в структуру самосознания.
Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию
как совокупности установок «на себя».
В соответствии с этим он выделяет
следующие её компоненты:

1)
образ «Я» — представление индивида о
самом себе;

2)
самооценка — аффективная оценка этого
представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа «Я» могут
вызывать более или менее сильные эмоции,
связанные с их принятием или осуждением;

3)
потенциальная поведенческая реакция,
т. е. те конкрет­ные действия, которые
могут быть вызваны образом «Я» и
само­оценкой .

С.Л.Рубинштейн,
отмечает, что самооценка как важнейший
компонент целостного самосознания
личности, выступает необходимым условием
гармонических отношении человека, как
с самим собой, так и с другими людьми, с
которыми он вступает в общение и
взаимодействие .

Психологические
исследования убедительно доказывают,
что особенности самооценки влияют и на
эмоциональное состояние, и на степень
удовлетворенности своей работой, учебой,
жизнью, и на отношения с окружающими.
Вместе с тем, сама самооценка также
зависит от вышеописанных факторов.

Таким
образом, самооценка – это форма отражения
человеком самого себя как особого
объекта познания, репрезентирующая
принятые ценности,  личностные
смыслы,  меру ориентации на общественно
выработанные требования к поведению и
деятельности. Самооценка является
компонентом Я-концепции. Она определяет
характер социального поведения человека,
его активность, потребность в достижениях,
постановку целей и продуктивность
деятельности. Поэтому многие учёные
согласны с тем, что самооценка является
если не ядром личности, то, по крайней
мере, одним из важнейших личностных
образований.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом

Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Для чего она нужна

Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.

Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной. Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев. Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.

Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал. Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы. Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.

Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь. А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным. Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.

Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком. Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия. Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.

Разновидности самооценки

Самооценка — это определение возможности человека правильно воспринимать себя, свое отношение и поступки относительно окружающих. Среди составляющих самооценки можно выделить такие элементы: самокритика, требования к себе, отношение к личным достижениям и неудачам.

Виды самооценки

Говоря о видах самоанализа, психологи не ограничиваются простыми понятиями «хороший» или «плохой». Они дают более развернутое определение, опираясь на такие критерии:

  • актуальность — определяет уровень самоанализа по результатам, которых человек уже достиг;
  • парциальность — это достижения в каком-то определенном виде деятельности;
  • потенциал — определяется по врожденным задаткам, талантам или способностям человека.

А также среди распространенных определений самооценки по ее видам бывают такие:

  • заниженная;
  • правильная;
  • завышенная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеристики.

Заниженный уровень

Низкая самооценка формируется на основании различных факторов. Это может быть оценка умений и успехов человека близкими родственниками, уровень психологического здоровья, статус человека в социальной сфере, различные генетические недостатки и прочее.

Параметрами самооценки являются следующие характеристики:

  • человек становится слишком самокритичным и выражает частое неудовлетворение;
  • критика со стороны окружающих вызывает у человека негативные эмоции (обида, раздражение, злость), ему кажется, что к нему излишне придираются;
  • человек становится очень нерешительным, из-за того, что он боится допустить ошибку и быть высмеянным;
  • постоянное стремление угодить, даже если это происходит в ущерб самому себе;
  • стремление излишне идеализировать, при этом страдать, не достигая идеала;
  • неправильное восприятие вины и допущенных ошибок;
  • личность постоянно враждебно настроена, без каких-либо аргументированных причин;
  • пессимизм со всеми его негативными аспектами;
  • человек, имеющий низкую самооценку, воспринимает свои временные неудачи и поражения как постоянные.

Эти люди очень восприимчивы и зависимы от общественного мнения. Для них очень необходимо получать признание от окружающих, они считают, что положительное мнение окружающих напрямую зависит от достигнутых успехов. То есть, они искренне верят, что хорошие отметки в школе, повышение по службе, успехи в отношениях незамедлительно приведут к признанию в обществе.

Излишне сниженный уровень самоанализа может привести к различным комплексам и нереализованному потенциалу личности.

Адекватное восприятие себя

Такой вид самовосприятия выражается в способности личности указать на объективную и правильную оценку своих возможностей и потенциала. Она дает возможность относиться к своим действиям с оптимальной критичностью, что не мешает нормальной реализации личностного потенциала и позволяет окружающим правильно оценивать личность.

Человек, обладающий адекватной самооценкой, достигает хороших высот в карьере и успехов во всех жизненных аспектах. Такой человек является довольно уверенным в себе и своих амбициях, и способен справиться с любыми жизненными неудачами.

Психологи выделяют два фактора мотиваций для людей с правильным уровнем самоанализа:

  1. Желание достичь успеха. Личности, имеющие такую мотивацию, более оптимистичны. Они не зацикливаются на различных препятствиях и неудачах. Мнение окружающих для них не очень значимо.
  2. Избегание трудностей всеми возможными способами. Люди этого типа избегают риска, являются более осторожными. Путь к достижению целей, для таких личностей тернист и сложен, с большим количеством различных препятствий.

Завышенная самооценка

Такой уровень самовосприятия говорит о том, что личность неспособна правильно оценить уровень своих возможностей и себя в частности. Такие люди имеют много претензий к окружающим людям и возникающим ситуациям. Им сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, что часто способствует потере нормального личностного контакта.

Этот вид самооценки свойственен высокомерным и гордым людям, имеющим на все собственное мнение, которое значительно отличается от мнения окружающих.

Одной из причин завышенной самооценки является перфекционизм — это стремление достичь максимального уровня совершенства в различных областях деятельности человека. Проблема этого личностного качества заключается в том, что везде достичь идеала очень сложно, если не сказать невозможно. Поэтому перфекционизм может оказать негативное влияние на становление правильного самовосприятия.

Этапы развития

Самооценка у ребенка формируется в четыре этапа, начиная с его появления на свет.

I этап

От рождения до 1,5 лет. Формируется доверие к окружающему миру, позитивное отношение к самому себе. В первый год жизни формируется чувство привязанности.

II этап

От 1,5 до 4 лет. Главным становится осознание своей зависимости или автономности. Ребенок внимательно следит за тем, как родители реагируют на его проявления самостоятельности.

Повышению самооценки способствует одобрение любознательности и желания многое делать без посторонней помощи.

III этап

От 4 до 6 лет. В этом возрасте все зависит от первых представлений ребенка о том, каким он вырастет. Базовое чувство инициативы или вины формируется в зависимости от того, как проходит процесс социализации.

IV этап

От 6 до 14 лет. Развивается стремление к самовыражению и труду.

Заключение

Итак, мы выяснили, что оценивание себя в психологии считается качеством приобретенным и зависит в большей мере от окружения, от его мышления, поведения и установок. Формирование взгляда на свои действия и качества характера происходит поэтапно с рождения до 14 лет. Выстраивается сложная система анализа, при этом могут появляться отклонения. Есть множество методик исследования, которые помогают определить наличие последних. Существуют тесты как для профессионального использования (совместно со специалистом), так и те, что можно проходить самостоятельно, без дополнительной консультации или диагностики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: