Айхмофобия

К чему приводит запущенная фобия

Без лечения фобия будет прогрессировать, а список пугающих объектов будет расширяться. Рано или поздно больной не сможет выйти из дома, а, возможно, и сам дом будет вгонять в панику. Постоянное напряжение опасно истощением, развитием вторичных расстройств, дезориентацией, неадекватными поступками.

По мере развития фобии подсознание наделяет огромные предметы новыми качествами. На этой стадии появляется мысль об оживших статуях, преследующих самолетах и поездах. Крупные предметы приходят к больному во снах, что приводит к бессоннице или сознательной депривации сна. Она еще больше усугубляет течение болезни, появляются новые страхи, бредовые идеи, галлюцинации.

Причины детских страхов

1. Семья

Как это ни странно, самая частая причина укрепления, казалось бы, простых детских страхов – это семья. Это не значит, что ребенок впервые ощутил страх в семье, это значит, что семья, сама того не зная, помогает его укрепить

Чрезмерное внимание или его недостаток, тревожность родителей, ссоры – все это «слышится и видится» маленьким ребенком

Детский страх провоцирует и укрепляет:

  • слишком авторитарная семья,
  • одиночество, дефицит общения с родителями,
  • частые наказания,
  • гиперопека,
  • неблагополучная ситуация в семье.

Здесь все зависит от родителей. Пересмотрев и изменив свое собственное поведение и образ жизни, можно помочь ребенку правильно пережить свои страхи.

2. Физиологические причины

Детские страхи зависят от многих факторов:

  • возраст – чем младше, тем страшнее;
  • гиперчувствительность;
  • травмы;
  • недостаток физической активности и гипоксия;
  • пол – мальчики боятся реже;
  • возраст родителей – поздние дети чаще подвергаются гиперопеке, а тревожность родителей высока;
  • наследственность.

Детские страхи не развиваются исключительно по физиологическим причинам, обязательно есть наличие и других факторов.

3. Психологические причины

Это могут быть травмирующие ситуации, которые спровоцировали у ребенка сильный испуг:

  • укус насекомого или животного;
  • асоциальное поведение взрослого, взрослая истерика или паника
  • смерть родственника;
  • авария, падение с высоты;
  • конфликты в семье с громкими криками.

В подобных случаях очень многое зависит от родителей

Если они смогут обеспечить ребенку спокойную обстановку, чувство безопасности и покоя, смогут отвлечь и переключить его внимание на что-то другое, страх очень быстро пройдет

Что такое мегалофобия

Мегалофобия – это боязнь объектов большого размера, больших предметов и высоких зданий. Что пугает мегалофоба (объекты страха мегалофобия):

  • самолет,
  • поезда,
  • статуи,
  • пароходы,
  • корабли,
  • крупные животные,
  • горы,
  • волны,
  • деревья;
  • высокие и тучные люди.

Примеры пугающих ситуаций:

  • погружение под воду (страх больших объектов под водой, например, крупных рыб);
  • прогулка мимо памятников и статуй;
  • нахождение в здании с высокими сводами (сочетается мегалофобия и апейрофобия – страх бесконечности);
  • прогулка на катере;
  • перелет на самолете.

Спровоцировать приступ паники может все, с чем, находясь рядом, человек чувствует себя маленьким, беспомощным, уязвимым. И если одних мегалофобов пугает, что случится обрушение, крушение, и их придавит, то другие чувствуют абстрактную угрозу, испытывают целый спектр неприятных ощущений.

Виды детского страха

Условно все детские страхи можно поделить на 2 группы: инстинктивные и социальные.

Инстинктивные страхи это:

  • страх смерти;
  • страх потеряться;
  • боязнь темноты, глубины, высоты;
  • страх замкнутого пространства;
  • страх стихий (например, страх воды);
  • страх животных и насекомых;
  • боязнь врачей (одновременно со страхом уколов, вида крови).

Социальные страхи это:

  • страх одиночества;
  • страх осуждения и наказания;
  • страх насмешек.

Как правило, самые простые и распространенные страхи детства, на которые взрослые вовремя не обращают внимания, могут перерасти в фобии и доставить немало хлопот.

Страх темноты

Наверное, нет ни одного родителя, которые не уговаривал бы ребенка не бояться, приводя разумные доводы про безопасность дома. Но ребенок все равно просит оставить включенным свет и отказывается входить в темное помещение. Дело в том, что за страхом темноты скрывается страх неизвестности. Ребенку необходимо визуальное подтверждение своих мыслей, несмотря на детскую способность к воображению. Ему нужно увидеть собственными глазами, даже если ребенок знает, что его ждут знакомые предметы.

Если обесценивать и игнорировать страх темноты, у взрослого остается страх неизвестности. Это приводит к апатичности и замкнутости.

Страх потеряться

Чаще всего это состояние, навязанное родителями. Детям часто говорят: «будь на виду, иначе потеряешься», «будь на виду, чтобы я была спокойна». То есть тут речь в первую очередь об интересах взрослого. Бесконечно проговаривая установку «потеряешься», взрослый внушает ребенку мысль всегда быть на виду. И тогда все будет в порядке. Вырастая, такие дети уверены, что их благополучие напрямую зависит от их популярности. Они стараются «быть на виду» всеми любыми способами, в том числе и диссонирующими обществу. При таком патологическом стремлении к популярности не происходит здоровой социализации. Человек по сути все равно «теряется» в толпе, остается одиноким.

Страх смерти

Нередко ребенку приходится переживать смерть родственника в достаточно раннем возрасте. Основное, что нужно помнить родителям: детей не нужно брать на похороны и поминки. В такой ситуации на неокрепшую детскую психику обрушивается сразу несколько факторов: неизвестность, непонятная ситуация, атмосфера, поведение близких. Ребенок осознает, что с близким человеком (например, с любимой бабушкой) произошло нечто плохое и непоправимое, но при этом не понимает почему. А вдруг, это из-за того, что он не слушался? Пока взрослые заняты своими переживаниями, у маленького человека несколько раз переворачивается мир и приходит острый страх того, что это может случится с каждым. Во взрослом возрасте это приводит к стремлению «прожигания» жизни, неоправданному риску. Все это происходит, потому что человеку, пережившему страх смерти в детстве, необходимо чувствовать себя каждый день живым и невредимым, доказывать себе это всеми возможными способами. Проблема алкоголизма и наркотической зависимости также тесно связана с детским страхом смерти.

Страх быть отверженным

Еще одно часто встречающееся эмоциональное состояние «родом из детства». Возникновению такого страха способствуют многие факторы, основной из которых – отношение к ребенку в семье. Неприятие собственными родителями, постоянное обесценивание детских проблем и переживаний приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя чужим и ненужным не только в семье, но и среди сверстников. Взрослые люди, выросшие с такой установкой, чувствуют себя недостойными внимания и любви, боятся осуждения общества

Они стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, изолируются от социума. Такое состояние нередко приводит к депрессии

Диагностика

Выявить фобию острых предметов несложно, это изолированная форма болезни, то есть она имеет только одну группу подобных объектов. Если вы постоянно испытываете страх от одного вида ножниц или о представлении ножа, то вы явно страдаете этой болезнью.

Диагностировать причину фобии куда сложнее. Для этого нужно обратиться к психологу. В процессе беседы специалист изучит особенности жизни клиента, его историю детства и развития. Психолог быстро и точно определит, что стало спусковым механизмом.

Тест на айхмофобию

Тематического теста на выявление айхмофобии не существует. Предмет страха и так ясен психологу и больному. Но для выявления тяжести фобии используются тесты на определение уровня тревоги и на выявление фобий как таковых. Например, можно использовать шкалу Занга или тест Спилберга–Ханина.

Способы борьбы с боязнью острых предметов

Избавиться от боязни острых предметов непросто. Сложность лечения айхмофобии  в том, что от ее предмета и страха нельзя избавиться совсем. Здоровая боязнь острых предметов нужна, она связана с инстинктом самосохранения. Терапия должна быть направлена на снижение уровня страха, формирование здорового уровня тревоги (только в ситуации реальной угрозы) и поддержание этого уровня.

Самостоятельное избавление

Самостоятельно побороть боязнь можно только на начальной стадии. Легкой считается та форма, при которой страх связан только с одним предметом, а в момент приступа человек более или менее может контролировать свои реакции.

Для самостоятельной терапии подойдут такие методы лечения айхмофобии как релаксация, аутотренинг (самовнушение), управление вниманием (переключение внимания на приятное воспоминание, другой предмет), постепенное сближение с предметом страха

Определение проблемы

Разберите ситуацию, в которой возникает паника, по следующему плану:

  1. Внешний вид предмета: любой острый и колющийся предмет или конкретная группа. Отличается ли реакция на отдельные острые предметы. Какие именно реакции возникают. Например, кто-то может легко пользоваться ножом, но приходит в ужас от одного вида канцелярских кнопок.
  2. Сила страха. Что вы испытываете: легкую тревогу, желание убрать предмет подальше от глаз или вас мучают мысли о скорой гибели.
  3. Влияние ситуации и внешних условий. Меняется ли выраженность страха в зависимости от освещения, температуры, вашего настроение, отсутствия или присутствия людей и прочего.

Если самостоятельно провести анализ сложно, то рекомендуем обратиться к психологу.

Постепенное сближение

Один из видов лечения – когнитивно-поведенческая психотерапия. Предполагает постепенное сближение с предметом страха и усвоение техник саморегуляции. Фобия – это связь внутри мозга. Кратко ее можно описать так: «предмет – ожидание чего-то плохо – страх». А формируется такая связь на основе личного опыта «предмет – боль, предсмертное состояние или другой дискомфорт – тяжелое восстановление – страх». Когнитивная терапия предполагает встречу с предметом страха и закрепление положительного опыта. Человек должен перепрограммировать свой мозг, сформировать новую установку.

Гипнотерапия

Больного погружают в транс, внушают установку на иррациональность страха и безопасность острых предметов, выводят из транса. Метод подходит внушаемым людям и требует высокого уровня профессионализма. В противном случае можно навредить клиенту. Гипноз нельзя использовать при наличии смежных психических патологий.

Арт-терапия

Этот метод лучше всего подойдет для лечения детей. Можно предложить ребенку нарисовать свой страх, а потом вместе с юным клиентом высмеять его, например, дорисовать смешную шляпку. Или можно нарисовать рядом самого ребенка, который побеждает свой страх. И так далее – вариантом масса. Выбор действий с рисунком зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Традиционная медицина

Медикаменты назначаются только на запущенных стадиях фобии с осложнением в виде панических атак. В этом случае психотерапевт выписывает транквилизаторы и седативные препараты. Если фобия сочетается с другим неврозом или депрессией, то могут быть назначены антидепрессанты и другие лекарства.

Это важно! Препарат, его дозировка, схема приема и общая продолжительность курса подбирается индивидуально.

Последствия и профилактика айхмофобии

Человек с айхмофобией не может жить полноценной жизнью, невозможно представить быт без использования острых предметов. Болезнь заставляет отказаться от некоторых видов деятельности, работы, хобби. Даже у себя дома человек находится в постоянном напряжении. Фобия обрекает на одиночество и изоляцию, снижает качество жизни. Чем тяжелее стадия болезни, тем более оторванным от общества и цивилизованной жизни оказывается человек.

Профилактика должна быть направлена на повышение общей стрессоустойчивости, коррекцию образа жизни, режима труда и отдыха. Фобии развиваются у истощенных людей. Нужно следить за психическим и физическим здоровьем, изучать и развивать себя, доверять другим людям.

Это интересно! Страх острых предметов чаще встречается у людей в возрасте 15–30 лет. Притом у женщин этот страх встречается чаще, чем у мужчин.

Что такое айхмофобия

Айхмофобия (оксифобия) – это боязнь ножей и других острых предметов. Предметом боязни могут быть ножницы, вилки, лезвия, иголки, булавки, куски стекла и подобное. На запущенных стадиях страх переходит на острые листы бумаги, остро заточенные карандаши, углы стола и прочее.

Симптомы айхмофобии делятся на психологические и телесные. На уровне тела боязнь проявляется повышением давления, тахикардией, предобморочным состоянием, ощущением нехватки воздуха, потливостью, побледнением кожи и прочими типичными для всех фобий симптомами. На психическом уровне это проявляется боязнью конкретных предметов, ситуаций, мест. В данном случае всего, что связано с острыми предметами: столовая, стройка, офис, парикмахерская и т.д.

Это важно! В момент приступа человек не контролирует себя. Он может кричать, топать ногами, плакать

Приступы могут случаться несколько раз в день или только при контакте с раздражителем (зависит от стадии развития фобии).

Фобия — проблема современности

Страхи сопровождают человека с раннего детства: ребенок боится темноты, вымышленных чудовищ, пауков и всего, что рисует его детская фантазия. Опасения же взрослого приобретают иные черты, боится он уже более логичных вещей: потери здоровья, работы, денег и т. д. И если такие страхи (точнее, опасения) вполне нормальны и призваны оберегать человека от необдуманных поступков, то вот с фобиями дело обстоит совсем иначе.

Фобия — патологический вид страха, заставляющий человека бояться того, чего в нормальном состоянии бояться просто невозможно и нелогично. Фобия несет в себе разрушительный характер и призвана, в отличие от природного страха, не защищать, а, наоборот, уничтожать личность, высасывая ее энергию, уверенность, жизненные силы и любые проявления характера.

Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи.

Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.

Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.

В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).

В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью. 

Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?

Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка. Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.

Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»

Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.

Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…

Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!

Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи?  С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?

Причины фобии

Эта форма фобии не передается по наследству. Причины страха скрываются исключительно в истории жизни больного. Как правило, за этим стоит психотравма.

Смерть близких от ранения острым предметом

Если из-за ранения острым предметом человек потерял кого-то из близких, то в дальнейшем будет бояться повторения и пытаться обезопасить себя и других членов семьи. Как обезопасить? Избегать острых предметов, бояться и избегать.

Неудачная попытка суицида

Большинство суицидников в случае спасения жалеют о содеянном поступке. А та боль и страх, который они испытали, может сопровождать всю оставшуюся жизнь. Если человек пытался умереть при помощи острого предмета, например, порезать вены, то при неудачном суициде это может превратиться в айхмофобию.

Попытка убийства

Нападение на человека не может не оказать влияния на психику

Неважно, с какой целью было совершено нападение с ножом или другим колющим предметом. Важно, что человек испытал страх смерти, подвергся причинению вреда

Если жертва не знала нападающего, то страх, вероятнее всего, перенесется на орудие.

Страх из детства

Гиперопекающие и тревожные родители склонны запугивать детей. Они запрещают ребенку пользоваться ножом, ножницами и другими инструментами. А вместо рационального объяснения техники безопасности пользуются устрашающими рассказами.

Это важно! Таким образом родители маскируют свои страхи. Для избавления от фобии нужно понять, что это проблема родителей, а не того, кому страх достался из детства

Необходимо осознать, что если соблюдать технику безопасности, быть осторожным, то ничего не случится.

Несчастные случаи

Наверное, каждый человек резался ножом, бумагой или чем-то еще. Но некоторым людям довелось пережить более серьезное ранение в быту или на производстве. Несчастный случай с тяжелыми последствиями тоже может стать причиной фобии.

В детском возрасте фобия может развиться не только на фоне самого несчастного случая, но и на фоне реакции родителей на это. Притом сама травма может быть незначительной, но если родители из-за этого накричали на ребенка или сами испугались настолько, что впали в панику, то риск формированию боязни острых предметов повышается.

Боязнь убить

Некоторые люди боятся в приступе гнева или алкогольного опьянения ранить кого-то. Конечно, в таком случае речь идет о психологических, а возможно и психических нарушениях боящегося. Необходимо работать не столько над фобией, сколько над восстановлением психического здоровья человека. Если он сам понимает, что опасен для общества, то лечение пройдет легче и быстрее.

Психологическая защита и эмоциональное присутствие

Фото с сайта popsugar.com.au

Что касается физической безопасности, мы действительно можем учесть множество самых обычных вещей, которые способны сохранить жизнь. Но мы можем дать ему и защиту психологическую – а это не менее важно. Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться

Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться.

В психологии это называется «надежная привязанность» — эмоциональная доступность  мамы, ее чуткость, внимание к потребностям ребенка. Это важнее,  чем просто водить его за руку и физически беречь от опасностей. . Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис  о «стабильном присутствии матери»

Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие

Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис  о «стабильном присутствии матери». Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие.

Защитить ребенка здесь бывает непросто. Часто мы боимся, что кто-то нанесет ребенку душевную боль, даже больше, чем боимся боли физической. Но и это закон жизни: в мире есть разные люди, и с ними ребенок рано или поздно тоже столкнется.

Конечно, мы можем подобрать ребенку дружественную среду – хороший садик, кружки, круг знакомых. Но еще в наших силах сформировать ту самую надежную привязанность, чтобы ребенок знал:

если со мной случается плохое, я могу обратиться к родителям за помощью и поддержкой. Это ключевая вещь.

От нас зависит быть принимающими, любящими, эмпатичными, оказывать ребенку поддержку. Когда мы сами уважаем ребенка, он растет с ощущением, что так и должно быть: я хороший и я заслуживаю хорошего отношения.

Вот это надо закладывать с детства, а не английский-танцы-айкидо.

Самый большой подарок ребенку и самая лучшая защита – чтобы он чувствовал себя «имеющим право быть». Формальная забота без этого ничего не значит.

«Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов»Мария Котрелева, 9 детей, от 24 до 5 лет:
Детей у меня много, и свои страхи я постепенно научилась обуздывать. Моя старшая дочь в 18 лет решила поехать одна в Европу. Мне было очень страшно! Изложила ей все свои страхи, но она сказала: понимаю тебя, но это моя жизнь

И это важно: ребенок имеет право иметь свой опыт, он будет не такой как у вас. В этом смысле я стараюсь Богу доверять.
Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов.
Тут, каюсь, я совершила ошибку: ужасно боюсь пауков, и невольно передала эту фобию детям

Теперь мы визжим всей семьей, и нет никого, кто мог бы этого паука от нас прогнать. Так что страхи можно обсуждать, говорить, что такое бывает и как стоит этого избегать. Но транслировать их нельзя.
Конечно, и у нас случались всякие  «страшноватости», причем тогда, когда все расслаблены и не ожидают подвоха. И с высоты у нас ребенок падал, ногу ломал. И с детской площадки дочь уходила одна – искали с милицией. Хочется, конечно, пристегнуть себе коротким поводком, не отпускать. Но что тогда будет? Молюсь, когда совсем тревожно. Это помогает. Молюсь и отпускаю».

Причины боязни больших предметов

Почему возникает боязнь крупных предметов? Можно выделить две причины развития мегалофобии.

Мегалофобия, причины:

  1. Детская психотравма. Ситуация, в которой ребенок впервые ощутил беспомощность, слабость. Ситуация, в которой ребенок подвергся насилию, агрессии, унижению со стороны взрослого, старшего ребенка, крупного животного. Например, ребенка могли травмировать постоянные унижения от отца, который нависал над малышом и ругал его.
  2. Психотравма в детстве или во взрослой жизни, связанная с катастрофой, обрушением, затоплением и т.д. Сюжет из новостей, кадры из фильма, детские воспоминания об испуге из-за размеров или звуков, которые издавал большой объект – это и многое другое может быть причиной боязни во взрослой жизни.

Если больной боится не всех крупных предметов, а только отдельную категорию (что встречается чаще), то стоит искать первичную фобию и ее первопричины. Например, мегалофобия под водой может быть связана со страхом воды, утопления, акул, смерти. А мегалофобия перед самолетом может быть связана со страхом высоты, полета, авиакатастрофы, апейрофобией.

Это интересно! Боязнь памятников сопровождается страхом, что они оживут и причинят вред человеку. Если у больного наблюдается именно эта форма расстройства, то нужно провести диагностику на наличие бреда, шизофрении и других патологий.

Чего боятся дети в разном возрасте

До 6 месяцев. Детей в этом возрасте пугают незнакомые звуки, яркий свет, потеря опоры, слишком быстрое приближение предметов. Что делать? Избегать всего этого. Например, включать свет постепенно.

С 8 месяцев до 1,5 лет. Возникает страх чужих людей. Нередко в этом возрасте родители устраивают крестины или, например, впервые приглашают гостей. Прежде они ждали, пока ребенок окрепнет. А малыш, который в четыре месяца охотно сидел на руках у бабушки, теперь признает только маму с папой, а от остальных пытается уползти или оглушительно плачет. В норме это состояние длится лет до полутора, а потом проходит само. У одних — чуть быстрее, у других — позже.

Это механизм, заложенный природой. Дети в таком возрасте уже начинают двигаться самостоятельно. И чтобы они не попали в беду во внешнем мире, они боятся потерять маму. К тому же грудные дети не могут еще сохранить в памяти мамин образ, когда ее нет рядом. Поэтому даже если она уходит в соседнюю комнату, для них это катастрофа — кажется, что самый родной человек пропал из их жизни. Став старше, дети держат в памяти образ мамы, и этот страх ослабевает.

2 года. Ребенок начинает ходить и познавать мир. У него формируются страхи, связанные с движением. Он начинает бояться высоты, собак, движущихся машин, огня — того, что он видит вокруг себя.

3 года. Человек впервые отделяет себя от других в этом возрасте. Страхи его меняются. Теперь он боится последствий своих поступков. Малыши боятся, что их накажут или что на них не обратят внимания.

5 лет и старше. Это самый «страшный» возраст. У ребенка в этот период возникает максимальное количество страхов. Может доходить до 20 одновременно. И это абсолютно нормально!

У дошкольников внутренний мир становится богаче и развивается фантазия. Впечатлительный ребенок все события окружающего мира может домыслить так, что будет бояться. Интеллектуально он уже способен на это.

Дошкольник может бояться темноты (вернее, того, что в ней притаилось), открытых пространств, опасных объектов, домовых, монстров, привидений… Чего угодно. С большинством страхов дети простятся без особых проблем. Но есть незначительный процент дошкольников, у которых они трансформируются в более серьезные нарушения. Об этом мы поговорим позднее.

Катерина Мурашова: Не ждите месяц, чтобы сообщить ребенку о смерти папы

Еще один важный момент. Среди прочих страхов в 5–6 лет у ребенка впервые возникает страх смерти. До этого момента маленький человек не очень понимает, что это такое, и не думает, что может уйти из жизни кто-то из его близких. Нередко родители обращаются к психологу, когда ребенок боится, что умрет он сам или его родители.

От 7 до 12 лет. Страхи связаны с самооценкой. Младшие школьники больше боятся негативной оценки взрослых — родителей («мама будет ругать за двойку») или учителей («боюсь Марью Ивановну, она строгая»). Подростков же волнует мнение сверстников.

От 16 и старше. Юношеские страхи связаны с будущим. Они боятся ЕГЭ, выбора профессии, взрослой жизни. Нынешних подростков часто называют «поколением снежинок». Они появились на свет после 90-х и нулевых. Родители пытались дать им очень многое, потому они не получили в детстве минимум жизненных проблем, которые тренируют людей и помогают им в дальнейшем справляться с трудностями. Таким детям труднее решать вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Что такое страх?

Этот
раздел будет совсем небольшим. Нам он
необходим для дальнейшего ориентирования
в обсуждаемой проблеме. В нем мы
разберемся, что же такое страх, какие
его функции и чем он отличается от
тревоги.

СТРАХ —
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы
биологическому или социальному
существованию индивида и направленная
на источник действительной или
воображаемой опасности. В отличие от
боли и других видов страдания, вызываемых
реальным действием опасных для
существования факторов, страх возникает
при их предвосхищении. В зависимости
от характера угрозы интенсивность и
специфика переживания страха варьирует
в достаточно широком диапазоне оттенков
(опасение, боязнь, испуг, ужас). Если
источник опасности является неопределенным
или неосознанным, возникающее состояние
называетсятревогой.
Если страх связывается с широким кругом
более или менее случайных предметов
или ситуаций, он может стать фобией
(навязчиво возникающие состояния
страха)

Функционально страх служит
предупреждению субъекта о предстоящей
опасности, позволяет сосредоточить
внимание на ее источнике, побуждает
искать пути ее избегания. В случае, когда
страх достигает силы аффекта(панический
страх, ужас), он способен навязать
стереотипы поведения (бегство, оцепенение,
защитная агрессия)

(Психологический
словарь)

Найти и обезвредить

Так или иначе, мы все взрослеем вместе со своими детскими страхами

Чтобы минимизировать их влияние на взрослую жизнь, родителям нужно уметь обращать на них внимание в детстве, не отмахиваться и не игнорировать детские посылы

Даже самые простые действия, не требующие труда, способны поменять отношение ребенка к собственному страху. Как помочь:

  • Купить плюшевую игрушку – друга и рассказать историю о том, что она всегда будет охранять ребенка.
  • Поговорить с ребенком по душам, рассказать о себе маленьком. Вообще уделять ребенку больше внимания.
  • Рисовать, лепить вместе с ребенком. Предложить нарисовать того, кто пугает.
  • Всегда рассказывать о том, что вокруг. Не игнорировать вопросы «почему небо синее» и так далее.
  • Пересмотреть обстановку в семье. Решить конфликтные ситуации.
  • Избегать переутомления у ребенка, снизить нагрузки.
  • Следить за режимом сна и отдыха.
  • Чаще проводить время вместе.

И конечно нельзя делать следующее:

  • Стыдить и смеяться над детскими страхами: «Ты уже большой, а боишься темноты», «не придумывай, все это глупости».
  • Игнорировать просмотр агрессивных фильмов и компьютерных игр.
  • Акцентировать и напоминать про страхи.
  • Обзываться и наказывать: «Ой, посмотрите, какой трус растет».

Семья – это первая и самая важная социальная группа в жизни каждого человека. Нас всех иногда раздражают страхи наших детей, кажутся нам глупыми и наивными. Но нужно помнить, что проблемы, которые начались именно в семейной обстановке, во взрослом возрасте устранить достаточно сложно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: