Самоконтроль и взаимоконтроль на уроках в начальных классах статья на тему

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше. Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса

Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения. Накапливание сил

Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим. Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Механизмы саморегуляции

Практически во всех способах саморегулирования применяются два главных психофизиологических механизма: понижение уровня бодрствования мозга до определенной степени и максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче.

Бодрствование бывает активным и пассивным. Активное бодрствование проявляется в случаях, когда индивид читает книгу или смотрит фильм. Пассивное бодрствование проявляется в случаях, когда субъект ложится, закрывает глаза, расслабляет все мышцы, старается не думать специально ни о чем. Данное состояние является первым этапом на пути к засыпанию. Следующим этапом – более низким уровнем бодрствования, будет дремота, т.е. поверхностная сонливость. Далее, субъект как бы по ступенькам спускается в темное помещение и засыпает, окунается в глубокий сон.

По итогам проводимых исследований было выявлено, что мозг человека, который находится в состояниях дремоты и пассивного бодрствования, приобретает одно довольно важное свойство – он становится максимально восприимчивым к словам, к взаимосвязанными с ними мысленными образами и представлениями. Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту

Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования

Отсюда следует, что для того, чтобы слова, характеризующиеся целенаправленностью, и соответственные им мыслеобразы и представления выказывали ярко очерченное влияние на индивидов, их следует пропускать через мозг, который находится на сниженной стадии бодрствования – в состоянии, которое напоминает дремоту. Это является основной сутью первого механизма, который применяется в методах психического саморегулирования.

Второй важный механизм саморегуляции – максимальная концентрация внимания на разрешаемой задаче

Чем сосредоточеннее внимание, тем будет выше успешность деятельности, которой субъект уделяет внимание в данный момент. Так устроен человек, что он не в состоянии одновременно сосредотачивать внимание на нескольких явлениях или предметах

Так, например, невозможно одновременно слушать радио и читать книгу. Внимание может быть приковано или к радио или к книге. И когда внимание направлено на книгу – человек не слышит радио, и наоборот. Чаще всего при попытках делать два дела одновременно страдает качество выполнения двух дел. Поэтому нет смысла в занятии двумя действиями одновременно. Однако совсем немногие умеют целиком отключаться от мешающих факторов. Для того чтобы научиться полноценно владеть собственным вниманием, следует ежедневно тренироваться несколько раз в день пытаясь в течение пары минут удерживать внимание на чем-либо. При таких тренировках ни в коем случае не следует напрягаться. Нужно научиться удерживать концентрированное внимание, при этом не напрягая себя ни в физическом плане, ни в психологическом.

Среди основоположных механизмов мотивационного уровня личностной саморегуляции, которые наиболее эффективны в критических ситуациях выделяют смысловое связывание и рефлексию.

Механизм саморегулирования, при котором проистекает образование нового смысла посредством его эмоционального насыщения через соединение нейтрального содержания со смысловой и мотивационной сферами личности, носит название смысловое связывание.

Рефлексия позволяет индивиду как бы посмотреть на себя с другой стороны, трансформировать отношение к чему-то, переустроить свой мир, адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности. Рефлексия – это способ саморазвития личности, в отличие от неосознанных форм саморегулирования (психологической защиты).

Итак, саморегуляция – это системный процесс, способный обеспечивать адекватную обстоятельствам трансформацию, пластичность жизненной деятельности индивида на любой ее стадии. Данный процесс характеризуется целенаправленностью активности субъекта, которая реализуется посредством взаимодействия различных явлений, процессов и уровней психики. В саморегулируемых процессах определяется цельность и системная интеграция психики.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

В чем причина нарушения психоэмоционального равновесия?

Чтобы лучше понять суть способа поддержания душевного баланса, рассмотрим вкратце механизм его нарушения.

Под воздействием разного рода неблагоприятных факторов, психических нагрузок и беспокойств наш мозг устаёт, в теле появляются мышечные зажимы

Это приводит к накоплению стресса и напряжения в нервной системе.

Под влиянием психической усталости искажается наше мировосприятие. Что в итоге и приводит к нарушению психоэмоционального равновесия, саморегуляция выходит из строя.

Очень важно то, как мы воспринимаем реальность. Главными помехам, которые мешают слышать и чувствовать свое тело являются:

  • Огромное количество стереотипов и запретов на телесное тело;
  • Автоматические процессы. Постоянное пребывание в переживании прошлого опыта (что произошло, что было, почему, как, зачем, что с этим делать?) и будущего (различные страхи и ожидания о том, что будет?).

Другими словами, внимание присутствует не в настоящем, оно либо в прошлом, либо в будущем

Важно научиться возвращать его в настоящее (здесь и сейчас)

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося

Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна

Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

ориентировочно-мотивационную;

операционально-исполнительную;

рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;

 самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;

 контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.

сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Чем опасен высокий уровень

Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.

Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.

Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.

Саморазвитие – лучший мотиватор

Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением

Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию

Как понять, что есть проблемы

В психологии считается, что главной причиной в проблемах с самообладанием является такое качество, как импульсивность. У него есть много определений, но главная суть заключается в следующем – быстрая и незапланированная реакция человека на внешние и внутренние раздражители. Как качество личности, импульсивность можно условно разделить на четыре составляющие:

  • Поспешность – склонность действовать слишком быстро и опрометчиво, особенно в условиях стресса или под воздействием искушения.
  • Недостаточное обдумывание своих действий – решиться на какой-то поступок, упуская из виду возможные последствия.
  • Недостаток упорства – человек не способен долго трудиться над решением одной задачи, он часто отвлекается.
  • Постоянный поиск острых ощущений.

Подобная характеристика условна – все составляющие взаимосвязаны друг с другом, потому что являются следствиями одной и той же проблемы.

Активный образ жизни, полноценное питание, физические упражнения создают условия для развития самоконтроля

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Для чего нужен самоконтроль

Безусловно, каждый человек ставит определенные цели и всеми силами старается достичь их. Однако составить подробный план действий – недостаточно

Необходимо провести большую работу над собой и одна из задач – уделить внимание формированию навыков самоконтроля. Дело в том, что механизмы сознания человека нацелены на потакание слабостям, лени

Именно поэтому человеку так просто отвлечься от поставленной цели и свернуть с дороги. Главная причина – недостаточно развиты навыки самоконтроля, способствующие привлечению успеха в жизни.

В чем состоит значение самоконтроля:

  • формирует целеустремленность и способность держать эмоции в руках;
  • формирует силу воли – необходимое условие в достижении поставленных целей;
  • человек, освоивший методы самоконтроля, умеет наблюдать и оценивать обстановку, при необходимости направить ситуацию в свою пользу;
  • навыки самоконтроля позволяют в нужный момент приглушать эмоции, чувства и сохранять холодный разум;
  • полезный жизненный навык не дает эмоциям заглушить здравый смысл и разум.

Чем грозит чрезмерный самоконтроль

Постоянный контроль поведения, эмоций и поступков грозит развитием психических заболеваний, а также нарушениями в работе внутренних органов. Чаще всего пациенты жалуются на боли в области сердца и желудочно-кишечного тракта.

В задачи самоконтроля входит, прежде всего, контроль поведения, но не тотальное подавление эмоций. Психологи рекомендуют несколько действенных способов, как снять психологическое напряжение:

  • выехать в парк или лес и громко покричать – вместе с криком человек эмоционально разгружается;
  • посетить специальную комнату для психологической разгрузки – подобные помещения есть в каждом крупном городе, здесь можно бить тарелки, крушить мебель.

Если после таких мероприятий самочувствие не улучшается, потребуется помощь специалиста.

Частота сердечных сокращений

Каковы методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, позволяющие определить данную величину? Например, для измерения пульса в состоянии покоя тренирующийся должен находиться в положении сидя. При этом необходимо нащупать височную, сонную или лучевую артерию, ведя подсчет сердечным толчкам в течение пяти секунд. Сделать это надо два-три раза подряд. После получения данных производится умножение среднего значения на 12. Это дает возможность узнать количество сердечных ударов в минуту. У нетренированных людей ЧСС составляет 60-89 уд./мин.

Превышение нормативных границ указывает на вероятность тахикардии, а более редкий пульс может говорить о брадикардии. Также высокая ЧСС (80-85 уд./мин) в покое говорит об утомлении организма. Разумеется, после тренировок пульс у человека учащается. Однако в норме на его восстановление организм должен потратить от пяти до десяти минут. Эта характеристика станет свидетельством оптимальной физической нагрузки.

Субъективные и объективные показатели самоконтроля

Критерии самоконтроля подразделяются на 2 вида: субъективные и объективные.

Объективные показатели

Объективные показатели самоконтроля – это биометрические данные, по которым можно судить о работе организма. К объективным критериям самоконтроля можно отнести:

  • Работу сердечно-сосудистой системы;
  • Динамику частоты дыхания (о хорошем эффекте от тренировок свидетельствует снижение частоты дыхания в состоянии покоя и быстрое восстановление после физической нагрузки);
  • Пульс;
  • Артериальное давление.

Функциональное состояние, физическое развитие и подготовленность

Значимыми показателями физического развития являются рост и вес. На основе этих данных высчитывается весоростовой индекс: вес в граммах нужно разделить на рост в сантиметрах.

Дополнительная информация. Значения роста, веса и окружности грудной клетки позволяют определить крепость телосложения. Для этого из роста в сантиметрах нужно вычесть вес в килограммах и окружность грудной клетки в сантиметрах. Если получилось число меньше 10, делается вывод о крепком телосложении. Если результат находится в пределах от 10 до 20, это говорит о хорошем телосложении. Результат от 21 до 25 характеризует среднее телосложение. Значение от 26 до 35 характеризует слабое телосложение. Значение 36 и больше свойственно для очень слабого телосложения.

Для проявления физических качеств необходима мышечная сила. Она лежит в основе формирования выносливости, силы, ловкости, умения преодолевать препятствия. Измерить мышечную силу можно с помощью динамометра или по количеству отжиманий.

Отжимания

Основными способами оценки физического развития являются:

  • Антропометрия. С помощью антропометрии оцениваются уровень и особенности физического развития, устанавливается их соответствие возрасту и полу.
  • Наружный осмотр. Посредством наружного осмотра изучаются состояние опорно-двигательного аппарата и осанки, степень подвижности суставов, особенности телосложения, развитие мускулатуры.
  • Опрос. С помощью опроса собираются сведения об объективных данных самоконтроля.
  • Лабораторная диагностика. Функциональными пробами для оценки результативности тренировок являются результаты анализов крови, мочи, мокроты.

Важно! К объективным критериям самоконтроля обычно относят частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, частоту дыхания, массу тела. Именно по значениям этих показателей оценивается физическое здоровье и тренированность человека

Субъективные показатели

Самочувствие, аппетит, продолжительность и глубина сна, умственная и физическая работоспособность, эмоциональный фон рассматриваются в качестве субъективных данных самоконтроля.

Самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения

Стабильно хорошее настроение спортсмена указывает на то, что тренировочный процесс идет хорошо, занятия приносят человеку удовольствие. Спортивные врачи перечислили следующие показатели хорошего настроения: уверенность в себе, жизнерадостность, спокойствие.

Хорошая работоспособность у спортсмена проявляется быстрым восстановлением после тренировки. В идеале утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Эффективным средством восстановления сил после тренировки является сон. При хорошем физическом состоянии организма и оптимальном режиме тренировок спортсмен не испытывает проблем с засыпанием, его сон глубокий.

Здоровый сон

Внимание! Заболевание или переутомление обязательно проявляется в субъективных показателях самоконтроля. Снижение хотя бы одного показателя может служить признаком ухудшения функционирования организма

Болевые ощущения, возникающие во время тренировочного процесса, относят к особому виду субъективных показателей самоконтроля. Они возникают при выполнении циклических упражнений и могут быть локализованы в боку, правом подреберье, левой части живота. Причина возникновения боли – слишком глубокие вдохи, избыточная нагрузка, неправильный режим питания.

Дополнительная информация. В отличие от описанных выше разновидностей болевых ощущений, которые возникают во время физической нагрузки, боли в мышцах являются нормальным явлением. Они свидетельствуют об адаптации мышц к нагрузкам. Прекращать или снижать нагрузку в этом случае нет необходимости, нужно продолжать заниматься в обычном режиме.

Что такое самоконтроль?

это способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением

К примеру – целеустремленность. Вы можете поставить себе цель, иметь высокий уровень мотивации и просчитать план действий, но в итоге не дойти до цели. С чем это может быть связано? Вас может что-то отвлечь, соблазнить что-то более приятное, да и банальная лень в состоянии дать о себе знать. Собранная и владеющая собой личность сумеет избежать этих ловушек

Таким образом мы подошли еще к одному важному свойству — собранности, которая является предпосылкой самоконтроля. Также в связке с самоконтролем идет осознанность и сила воли

Психология говорит, что людям сложнее всего взять под контроль свои эмоции. Самоконтроль же позволяет подчинить их своему разуму. Самоконтроль – это понимание своего несовершенства, и стремление стать лучше, максимально управлять собой, избавиться от собственных комплексов, и свести к минимуму влияние на себя всего, что окружает. Это сила характера позволяющая действовать так, как того требует ситуация, несмотря на собственное состояние. Самоконтроль – это то, чем будет полезно овладеть каждому, вне зависимости от вида деятельности.

Итак, краткий перечень качеств, следующих за самоконтролем:

  • Воля
  • Осознанность
  • Хладнокровие
  • Дисциплина
  • Уверенность в своих силах
  • Собранность
  • Целеустремленность
  • Терпение
  • Самоограничение

Преимущества самоконтроля:

  • Управление своими эмоциями и действиями. Наверняка вы и так понимаете, что это жизненно необходимо. На высоком уровне самоконтроля даже окружающие будут попадать под ваше влияние.
  • Свобода от внешних и внутренних ограничений, которые могут сбить с толку и увести от цели.
  • Самоуважение и уважение окружающих.
  • Спокойствие и возможность прекрасно чувствовать себя в социуме.

Примеры самоконтроля

Теперь давайте рассмотрим на практических примерах, где помогает подобный навык.

  • Бытовые ситуации. Человек управляющий собой сможет не дать разгореться конфликтной ситуации, или быстро ее сгладить, так как управляет своими эмоциями.

  • Экстремальные ситуации. В таких обстоятельствах человек способный сохранить рассудительность и хладнокровие увеличивает свои шансы выйти без потерь. В противном случае люди впадают в панику, их действия становятся иррациональны, и как следствие, результаты могут быть плачевны.
  • Спорт. Спортивная деятельность требует от человека приложить немало усилий, включая дисциплину, самоограничение и самоконтроль. Можно сказать, что спорт является отличным тренажером для развития данных качеств, которые помогут получить высокие результаты как в спортивных дисциплинах, так и жизни.
  • Дипломатия и государственная деятельность. Здесь нельзя позволить дать волю чувствам, ведь это может стоить карьеры, зато нужно сохранить холодный рассудительный ум, и способность к поиску компромиссов.
  • Личные финансы. Обладая самоконтролем, вы сможете более грамотно распоряжаться заработанными деньгами, не идя на поводу у сиюминутных желаний, объективно оценивая свои возможности в настоящий момент, а также направить свои силы на увеличение дохода.

Как добиться самоконтроля

Хорошо когда родители приучают детей с детства к дисциплине и самоконтролю, однако, если в вашем воспитании были упущены эти нюансы никогда не поздно перестроить свой образ жизни и себя. Начать можно с режима. Вовремя ложиться спать, лимитировать время проведенное в интернете, есть по графику и так далее. К слову, здоровое питание тоже является хорошим средством развития самообладания, ведь не все могут устоять перед вкусной, но вредной пищей.

Следующий метод это развитие пунктуальности и выполнения обещанного. Таким образом развивается осознанность, появляется навык объективно оценивать свои силы, как бонус – людям станет приятно вести с вами дела. Еще один отличный инструмент — это саморазвитие. Касается физической и психологической сферы. Та же самая зарядка, или посещение психологических тренингов, или просто обучение новым навыкам и совершенствование имеющихся.

Как можно заметить, лучшим полигоном для развития самоконтроля является сама жизнь, и достаточно подкорректировать свой график, и больше уделять внимание обсуждаемым выше аспектам, встраивая их в свой обычную деятельность

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: