Восприятие дошкольников: особенности развития и диагностика

Как определить свой тип восприятия

Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.

  • Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
  • Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
  1. Прохладный шелк
  2. Пианист, играющий на фортепиано
  3. Горькая микстура
  4. Мчащаяся на полной скорости машина
  5. Волна, которая разбивается об утес

Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.

Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог. Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.

Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.

Основные типы:

  • Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
  • При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
  • Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
  • Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.

При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.

Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:

Визуал

Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.

Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.

Тактильная агнозия

Данное нарушение связано с поражением теменных отделов полушария мозга человека, что затормаживает тактильное восприятие информации. Тактильная агнозия включает в себя невозможность идентификации различных предметов в целом при сохранении восприятия его отдельных признаков. Например, при ощупывании любого предмета, вкладываемого в левую или правую руку больного, можно заметь явные затруднения.

При тактильной агнозии бывает затруднительно при ощупывании предмета определить его вес, величину, форму и материал, из которой он изготовлен. На сегодняшний день распространенным вариантом тактильной агнозии является дермоалексия. Она связана с поражением левой теменной области, для которой характерна невозможность восприятия различных символов (это могут быть буквы, цифры или знаки), которые “вычерчиваются” специалистом на руке больного.

Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания различных объектов и прикосновений к ним. Существует несколько разновидностей этого расстройства:

  • пальцевая – при данном нарушении больной не ощущает свои пальцы;
  • соматоагнозия – нарушение распознавания частей тела и их расположения;
  • предметная – при этой разновидности тактильной агнозии человеку не удается на ощупь определять свойства предмета, такие как его форма, размеры, материал, несмотря на то, что зрительно больной может описать данный объект.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни

Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».


Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны

В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению

Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.


Карточки “Назови, что нарисовано” для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Восприятие человека человеком

Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества

Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие

Избирательно выделяются также отдельные черты лица.

Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.

Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.

Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.

Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.

Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.

Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.

Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки

Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию. 

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Методика Пола Экмана получила широкое применение в психотерапии и психиатрии, а также у специалистов ФБР и ЦРУ. Благодаря ей можно создать прочную коммуникативную связь и получить необходимую информацию. Например, так психотерапевт может выявить психические нарушения.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции (используются в группах/коллективах):

  1. Дискуссия в группе. Обычно это обсуждение в коллективе каких-либо вопросов, решение проблем и совместное принятие решений. Это позволяет прояснить, а возможно и изменить мнение, установки и позиции каждого участника дискуссии. С помощью данной методики можно увидеть проблему со стороны (каждый расскажет свое видение) или коллективно рефлексировать (это сплотит людей и им будет легче раскрыться друг перед другом).
  2. Игры. Это могут быть деловые, тематические, творческие, ситуационные игры, которые обычно сплочают коллектив, помогают преодолеть скованность и напряженность. За счет игр можно сделать обучение еще более продуктивным, закрепить новые навыки в поведении, развивать вербальные и невербальные умения.
  3. Различные техники медитации. Очень полезны и эффективны, так как позволяют расслабиться и погрузиться в себя, избавиться от негативных мыслей, излишнего напряжения, стрессового состояния. Такие техники используются для физической и чувственной релаксации.
  4. Развитие восприятия. Люди развивают навыки восприятия информации и объективного оценивания себя и своих поступков, учатся распознавать эмоции и мимику собеседника, понимать человека. Тренер использует различные упражнения, где участники вербально и невербально узнают, как их воспринимают окружающие.

Перцепция – это не только зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира. Это видение себя со стороны, понимание собеседника, восприятие себя и других людей, а также целостной картины мира.

В этом видео вы узнаете о механизмах социальной перцепции:

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.


Посади зайчика в вагон по цвету – игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Психологические теории и школы

Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.

Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.

  1. Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.

Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.

  1. Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
  2. Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.
  3. В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.

Цвет или форма – что важнее для ребенка?

При развитии зрительного восприятия важными моментами становится восприятие формы и цвета. Психологи до сих пор спорят, какой из признаков является основным для восприятия предмета в процессе их чувственного познания дошкольниками. Некоторые учёные придерживались того мнения, что до 7 лет дети «слепы к форме». Советские же исследователи смогли показать, что в восприятии дошкольника форма не только играет ведущую роль, но и обнаружили несколько условий, позволяющих легче понять сложное соотношение цвета и формы предмета. Изучая восприятие дошкольников, учёные выяснили, что опознавательным признаком для ребёнка цвет предмета становится лишь тогда, когда более сильный признак формы не получил по какой-то причине сигнального значения. Особенно выраженными являются эти факты при восприятии малышом незнакомых предметов.
Также важна и поставленная перед ребёнком задача. Если требуется выложить узор из одноцветных фигур, то он будет ориентироваться на форму, а если на цветном фоне нужно будет спрятать аналогичного цвета фигуру, то преобладающим фактором станет цвет. Бывают задачи, где детям приходится ориентироваться сразу на оба признака. Если в предложенном задании нет конфликта между формой и цветом, то уже младшие дошкольники начинают правильно ориентироваться в форме предмета, предложенного силуэтом или лишь контуром. Уяснив названия геометрических фигур, малыши легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. Дверь они определяют, как прямоугольник, глобус как шар, воронку как сочетание конуса с узким цилиндром. В результате форма визуализируется, становится для малыша сигнальным значением, абстрагируется и обозначается соответствующим словом.В целом развитие зрительного восприятия – необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться

Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.


Игра «Угадайка» или «Что в мешочке» Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).


Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Принципы организации восприятия

Процесс восприятия реализуется по определенным законам, которые в психологии устанавливаются в виде принципов организации восприятия. К ним относятся:

  • принцип близости. Основан на совместном восприятии объектов, расположенных близко в пространстве и в рядом стоящих временных промежутках;
  • принцип непрерывности. Он основан на восприятии элементов, за которыми мы наблюдаем в конкретно установленной последовательности и направлении действия;
  • принцип сходства. Основан на коллективном восприятии объектов, путем установления схожих черт между ними;
  • принцип замыкания. Он предполагает воспринимать объектов, путем их завершения, в случае, если они являются незаконченными или имеют какие-то пробелы, недочеты;
  • принцип простоты. Все, что мы воспринимаем, независимо от сложности объекта и его структурного строения, проходит разделение на простые составные элементы т.е. мы не воспринимаем сложный объект целиком, а рассматриваем его, как совокупность простых его компонентов, каждый из которых играет значимую роль для его цельного восприятия.

Свойства восприятия

Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:

  • Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
  • Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
  • Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
  • Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
  • Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
  • Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.

Причины возникновения галлюцинаций

Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:

  • алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
  • нарушение работы головного мозга;
  • тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
  • побочное действие медикаментозного лечения;
  • нарушение органов чувств;
  • специалисты выявили еще один фактор, имеющий название «массовый психоз» — происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.

Восприятие в теории психики

Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей

К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.

К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.

https://youtube.com/watch?v=U-6bDDM4RF0

Способы восприятия информации

Восприятие является психическим процессом, который отражает происходящее в реальности. Данный процесс помогает человеку ориентироваться в пространстве, принимать решения относительно своих последующих действий и не повторять ошибок.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия:

  • Слуховое. Этот вид подразумевает под собой способность определять разные явление окружающего мира с помощью звуков.
  • Осязательное восприятие включает в себя тактильный, кожный контакт и систему прикосновений. В данном случае главным органом являются руки человека – именно благодаря им он получает необходимую информацию. С помощью тактильного восприятия человек общается с людьми и с окружающим миром посредством прикосновений.
  • Зрительное. Заключается в объединении процессов создания и построения зрительных образов окружающего мира людей.
  • Вкусовое. При употреблении пищи в наш мозг от рецепторов поступает сигнал, с помощью которого мы можем отличить кислый продукт от сладкого, горький от соленого.
  • Обонятельное. Заключается в познании мира с помощью различных запахов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: