Как вызвать амнезию: способы стереть память

Автобиографическая память

Автобиографическая память является личным представлением общих или конкретных событий и личных фактов. Автобиографическая память также относится к памяти истории человека. Человек не помнит точно всего, что произошло в его прошлом. Память конструктивна, когда предыдущий опыт влияет на то, как мы запоминаем события и что мы вспоминаем из памяти. Автобиографическая память конструктивна и реконструируется как развивающийся исторический процесс. Автобиографическая память человека достаточно надежна, хотя надежность автобиографических воспоминаний сомнительна из-за искажений памяти.

Автобиографические воспоминания могут различаться для разных периодов жизни. Люди вспоминают немногие личные события первых лет жизни. Утрата этих первых событий называется детской амнезией . Люди склонны вспоминать многие личные события подросткового и раннего взросления. Этот эффект называется ударом воспоминаний . Кроме того, люди вспоминают много личных событий из своих предыдущих нескольких лет. У подростков и молодых людей всплеск воспоминаний и недавние события могут совпадать.

Известно, что автобиографические воспоминания изначально хранятся как эпизодические воспоминания, но в настоящее время неизвестно, совпадают ли автобиографические воспоминания с эпизодическими воспоминаниями или автобиографические воспоминания со временем превращаются в семантические .

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

Эффект контекста

Мы вспоминаем отдельные элементы в контексте обобщающего события или ситуации. В нашей памяти сохраняется совокупность внешних факторов и наших собственных ощущений и восприятий. Так, например, студенту проще будет сдавать экзамен и воспроизводить выученную информацию, если подготовка к нему проходила в помещении, близком по интерьеру к экзаменационной аудитории.

Эта ловушка памяти — благодатная почва для маркетологов. Потребители охотнее покупают те товары, знакомство с которыми произошло в приятной обстановке. Ведь они запоминают не только продукт, но и всё, что его окружало, а также собственное эмоциональное состояние.

Прошлое НЕреально

Вопрос от ученика:

Ты все еще не уловил суть того, о чем я говорю, потому что пытаешься понять это ментально.

Ум не может этого постичь.

Только ты можешь.

Пожалуйста, просто слушай.

Ощущал ли ты когда-нибудь, делал ли, думал ли или чувствовал что- нибудь вне момента Сейчас?

Считаешь ли ты, что когда-нибудь будешь на это способен?

Может ли что-либо происходить или быть за пределами момента Сейчас?

Ответ очевиден, не правда ли?

Ничего не происходило в прошлом — все происходило в момент Сейчас.

Ничего не произойдет в будущем — все произойдет в момент Сейчас.

То, о чем ты думаешь как о прошлом, — это лишь след в памяти твоего ума, след минувшего момента Сейчас.

Когда ты вспоминаешь о прошлом, то реактивируешь след в памяти — сейчас ты поступаешь именно так.

Будущее — это воображаемый настоящий момент, проекция ума.

Когда будущее наступает, то оно наступает как настоящий момент. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас.

Прошлое и будущее со всей очевидностью не имеют собственной реальности…

Их реальность «заимствована» у настоящего момента.

Суть того, о чем я говорю, нельзя постичь рассудком. В тот момент, когда ты это ухватываешь, в твоем сознании происходит сдвиг от ума к Сущему, от времени к присутствию.

Из этого разъяснения мы с вами начинаем осознавать, что, по сути, наше прошлое – это набор мыслей и образов, которые помним мы или наши близкие.

Все аспекты своей жизни мы воспринимаем через свой прошлый опыт. Честно признаться, наш ум даже не может создать ничего нового, того, что еще не было в его прошлом.

Именно поэтому так редки «квантовые скачки» в жизни людей. Очень редко кто-то из постоянной бедности вдруг вырывается в богатую жизнь.

И вряд ли случиться так, что девушка, ощущающая себя всю жизнь некрасивой, вдруг станет мисс Вселенная.

Ей не позволят это сделать ее мысли.

Потому что в мыслях она никогда не была красивой.

То есть действует замкнутый круг – прошлое формирует будущее.

Какое прошлое, такое и будущее.

Но есть ли вы выход?

Да!

Это момент сейчас.

Точка силы любого человека находится в моменте сейчас.

В моменте сейчас мы можем не только создавать наше будущее, но и изменять наше прошлое.

Зачем?

А вы еще не поняли?

Для того, чтобы создать лучшее будущее, конечно!

И даже возможно совершить «квантовый скачок». Например, вдруг, неожиданно для окружающих, стать сказочно богатым, вдруг исцелиться от неизлечимой болезни или вдруг стать невероятно обожаемым и любимым противоположным полом.


Работа с прошлым

Зачем нужны воспоминания?

Про воспоминания, их смысл и важность рассказывает знаток аналитической психологии Патрик Эстрад, автор книги «Воспоминания, которые нами руководят»:

Наша память формирует нашу личность, доказывая человеческую уникальность. На ней базируется наша индивидуальность, образ жизни, страхи, таланты, желания и отношения с людьми.

Воспоминания о прошлом влияют на наши эмоции. А наши эмоции, в свою очередь, влияют на воспоминания. То есть, когда настроение плохое, в памяти будут всплывать только грустные моменты. Они заставят вас снова почувствовать те переживания. Например, воспоминания о былой любви заставят человека почувствовать себя одиноко.

Но и наоборот это работает: хорошие воспоминания могут помогать и освобождать нас из плена грусти. Патрик Эстрад рассказывает историю своего клиента. Того мучили плохие воспоминания об отце. Но когда тот встретил свою любовь, он начал вспоминать и счастливые моменты с отцом тоже.

Вспоминая что-то из прошлого, мы можем замечать вещи и чувства, которые не осознавали ранее. Это помогает людям лучше понимать себя и настоящее.

Упражнения для избирательной потери памяти

Существуют упражнения, которые помогут корректировать активность доминанты в головном мозге и преуспеть в таком деле, как искусственно вызвать амнезию в домашних условиях. Некоторые из них:

Упражнение 1. Ослабление влияния доминанты путем разрешения неприятной ситуации. Если можно исправить, изменить ход вещей, разрядить негативную ситуацию, нужно прибегнуть к этой возможности. К примеру, попросить прощения, если неприятные воспоминания связаны с , или попытаться наладить отношения, когда устойчивые переживания вызваны разладом, ссорой с близкими людьми.
Упражнение 2. Волевое торможение. Прямой запрет мысленно обращаться к пережитому прошлому каждый раз, когда в мыслях возникают гнетущие образы. Психологи не рекомендуют слишком часто открыто запрещать себе думать о каких-либо вещах. При регулярной коррекции мыслительных процессов таким способом нарастает конфликт между желаемым и действительным, что может привести к развитию невротических состояний.
Упражнение 3.Торможение активности прежней доминанты посредством стимуляции активности новой. Это отвлекающий маневр, который заставляет мозг концентрироваться на новом объекте для анализа, изучения и эмоциональных реакций

К примеру, чтобы не думать о чем-то, нужно создать в голове более яркий образ, который поглотит внимание.

Известный физиолог Павлов рекомендовал для прибегать к физическим воздействиям на организм. Потерять память на неприятные события безболезненно в домашних условиях можно, если в момент появления негативных мыслей использовать такие способы воздействия, как обливание холодной водой или совершение бодрой пробежки. Интенсивные занятия в тренажерном зале отодвинут эмоциональные переживания на второй план.

Очистить сознание от негативных впечатлений помогут такие восточные практики, как йога, ушу, цигун. Упражнения направлены на укрепление физического и психического здоровья. Активная жизненная позиция, желание изменить текущее положение – главные инструменты, если нужно в домашних условиях достичь такой цели, как стереть память человеку.

Отношение к семантической памяти

Эндель Тулвинг первоначально описал эпизодическую память как запись опыта человека, содержащую датированную во времени информацию и пространственно-временные отношения. Особенность эпизодической памяти, которую Тулвинг позже уточняет, заключается в том, что она позволяет агенту представить себе путешествие во времени. Текущая ситуация может дать сигнал к поиску предыдущего эпизода, так что контекст, окрашивающий предыдущий эпизод, воспринимается немедленно. Агенту предоставляется возможность связать предыдущие чувства с текущими ситуациями. С другой стороны, семантическая память — это структурированная запись фактов, концепций и навыков, которые мы приобрели. Семантическая информация извлекается из накопленной эпизодической памяти. Эпизодическую память можно рассматривать как «карту», ​​которая связывает вместе элементы семантической памяти. Например, все встречи с тем, как «собака» выглядит и звучит, составляют семантическое представление этого слова. Тогда все эпизодические воспоминания о собаке будут ссылаться на это единственное семантическое представление «собаки», и, аналогично, все новые переживания с собакой будут модифицировать единое семантическое представление этой собаки.

Вместе семантическая и эпизодическая память составляют нашу декларативную память. Каждый из них представляет разные части контекста, чтобы сформировать полную картину. Таким образом, то, что влияет на эпизодическую память, также может влиять на семантическую память. Например, антероградная амнезия , вызванная повреждением медиальной височной доли, представляет собой нарушение декларативной памяти, которое влияет как на эпизодические, так и на семантические операции памяти. Первоначально Тулвинг предположил, что эпизодическая и семантическая память — это отдельные системы, которые конкурируют друг с другом в поиске. Однако эта теория была отвергнута, когда Ховард и Кахана завершили эксперименты по латентно-семантическому анализу (LSA), которые подтвердили обратное. Вместо увеличения семантического сходства при уменьшении силы временных ассоциаций они работали вместе, поэтому семантические сигналы при поиске были наиболее сильными, когда были сильны и эпизодические сигналы.

Диагностика

Диагностику конфабуляций проводит психиатр или невролог. Первичное обращение предполагает комплексное обследование, по итогам которого можно установить основное заболевание.

Беседа пациента со специалистом проходит в присутствии близкого родственника. Это помогает опровергнуть вымышленные факты или наоборот подтвердить их правдивость.

Таким образом происходит сбор анамнеза с параллельным контролем за вербальным поведением пациента. Попутно вычисляется наличие либо отсутствие галлюцинаторных симптомов и бреда.

В процессе неврологического осмотра врач проверяет сохранность рефлексов, состояние тонуса мышц, чувствительность и двигательные навыки. После этого необходимо провести более детальную оценку состояния ЦНС и таким образом обнаружить основную проблему.

В зависимости от ситуации и степени выраженности конкретных симптомов для этого может понадобиться результат ЭЭГ и КТ либо МРТ головного мозга.

Психопатологическое обследование в этом случае потребует от пациента выполнения ряда несложных тестов:

  1. Диз-Родигер-МакДермотт парадигма. Пациенту предлагают прослушать аудиозапись с несколькими тематическими категориями слов. Если пациент уверенно называет слова, которые не звучали, это и есть яркий признак конфабуляции.
  2. Задачи воспоминаний. Пациент должен вспомнить любую хорошо знакомую всем и ему историю. На основании его рассказа фиксируются все искажения и ошибки, которые заключаются либо в подмене действительных фактов на вымысел, либо включение посторонних эпизодов, которых в истории быть не могло.
  3. Задачи распознавания. Тест заключается в серии быстро показанных изображений. При этом одни изображения демонстрируются только единожды, а другие по несколько раз. Если пациент уже видел изображение прежде, он должен об этом сигнализировать. Спустя непродолжительное время задание повторяется. Если пациент при повторе допускает больше ошибок, чем при первом показе, это свидетельствует о путанице и присущих ложных воспоминаниях.

У животных

Tulving (1983) предположил, что для соответствия критериям эпизодической памяти необходимо предоставить доказательства сознательного воспоминания. Продемонстрировать эпизодическую память в отсутствие языка и, следовательно, у животных, не являющихся людьми, невозможно, потому что не существует согласованных неязыковых поведенческих индикаторов сознательного опыта (Griffiths et al., 1999).

Эта идея была впервые оспорена Клейтоном и Дикинсоном в их работе с западной скрабовой сойкой ( Aphelocoma californica ). Они смогли продемонстрировать, что эти птицы могут обладать эпизодической системой памяти, поскольку они обнаружили, что они запоминают, где они хранят различные типы пищи, и разборчиво восстанавливают их в зависимости от скоропортности предмета и времени, прошедшего с момента кэширования. Таким образом, скраб-сойки запоминают «что-где-когда» конкретных прошлых событий кэширования. Авторы утверждали, что такое исполнение соответствует поведенческим критериям эпизодической памяти, но назвали эту способность «эпизодической» памятью, поскольку в исследовании не рассматривались феноменологические аспекты эпизодической памяти.

После исследования, проведенного Эдинбургским университетом (2006), колибри были первым животным, продемонстрировавшим два аспекта эпизодической памяти — способность вспоминать, где находились определенные цветы и как давно их посещали. Другие исследования продемонстрировали этот тип памяти у разных видов животных, таких как собаки, крысы, медоносные пчелы и приматы.

Способность животных кодировать и восстанавливать прошлый опыт зависит от схемы медиальной височной доли, структуры, включающей гиппокамп

Исследования поражений на животных предоставили важные выводы, касающиеся важности определенных структур мозга в эпизодической памяти. Например, поражения гиппокампа серьезно повлияли на все три компонента (что, где и когда) у животных, что позволяет предположить, что гиппокамп отвечает за обнаружение новых событий, стимулов и мест при формировании новых воспоминаний и последующем извлечении этой информации.

Несмотря на схожие нейронные области и данные экспериментов, некоторые ученые по-прежнему осторожно относятся к сравнениям с эпизодической памятью человека. Предполагаемая эпизодическая память часто кажется привязанной к определенной области или может быть объяснена в терминах процедурной или семантической памяти

Проблема может быть лучше решена, если изучить адаптивный аналог эпизодической памяти: способность гибко представлять будущие события. Однако недавний эксперимент был направлен против одной из конкретных критических замечаний Саддендорфа и Басби (2003) (гипотеза Бишофа-Келера, которая гласит, что нечеловеческие животные могут действовать только исходя из непосредственных потребностей, а не из будущих). Коррейя и его коллеги продемонстрировали, что западные сойки могут выборочно кэшировать различные виды пищи в зависимости от того, какой тип еды они захотят в будущем, и представили убедительные доказательства против гипотезы Бишофа-Келера, продемонстрировав, что сойки могут гибко регулировать свое поведение основанный на прошлом опыте желания определенной пищи. Сходства и различия между людьми и другими животными в настоящее время широко обсуждаются.

История изменения прошлого с помощью молитвы

В написании этой статьи мне помогла Ирина Ачеби, которая уже давно является постоянным читателем блога и уверенным создателем своей реальности.

У Ирины есть удивительная история моментальной корректировки прошлого, вот, что она рассказывает:

Имеет место такая теория (а у кого-то и практика), что при определенной ментальной силе, можно кардинально изменить прошлое таким образом, что наблюдатель увидит себя в совершенно новом настоящем (осознанно или неосознанно).

Но на самом деле это требует таких ментальных, психических усилий и затрат энергии, что, наверное, сознательно лучше не идти этим путем, а сконцентрировать усилия на более доступных техниках исполнения желаний в будущем, таким образом прошлое автоматически, в соответствии с законами природы, частично может быть откорректировано под выполнение конкретной цели в будущем.

Так же будет откорректировано и сознание человека, для которого не будет иного прошлого, кроме того, о котором он будет знать после корректировки.

Но есть случаи конкретного наблюдения изменения прошлого.

Например, со мной такое случилось в результате молитвы за человека, который получил сильную травму. Его привезли в больницу, и он был срочно обследован врачом и без очереди направлен на обследование.

В ходе молитвы за него я услышала явный внутренний ответ: чувство облегчения и уверенности в том, что моё желание, моя молитвенная просьба уже исполнена.

Так как мы все надеялись, что рентген покажет более мягкие последствия травмы (серьезность которой ранее подтвердил надежный врач) и ждали только правильной постановки диагноза и назначения эффективного лечения, то были удивлены дальнейшим ходом событий.

А получилось вот что.

Пока я молилась, человек находился в процессе рентгена.

Когда его снимок проявился, все удивились, так как снимок оказался пустым, так, как будто пленку вообще не использовали.

Все окружающие медработники были очень удивлены, такое впервые произошло, больные в очереди были рассержены, потому как нашего пациента повезли на новый рентген грудной клетки и снова без очереди, разумеется.

Я же стояла в состоянии близком к шоку, так как понимала, что моя молитва (по сути, загаданное желание с верой на успех) повлияла на события, которые мы все наблюдали, но знала о причине только я одна.

И у меня появилась мысль, что новый рентген будет, безусловно, благополучным в той или иной мере.

Когда вынесли второй снимок, снова удивлению не было предела, предварительный диагноз опытного врача оказался просто противоположным результату снимка.

Короче говоря, на снимке было показано абсолютно здоровое состояние пациента, даже то, что наблюдалось визуально (отеки, гематомы, про которые врач сказал, что они не только внешние, но должно быть, и внутренние), на снимке отражено не было.

В это же день человек уже ходил и чувствовал себя хорошо, все видимые эффекты прошли за очень короткий срок.

Я так понимаю, что снимок оказался пустым, потому что на снимке ранее уже отобразилась нежелательная действительность, но в результате молитвы, она была изменена в том настоящем моменте и, как следствие, в прошлом (хотя мы привыкли, что следствие бывает только в будущем)…

У меня были и другие случаи моего влияния на прошлое, но они скорее бессознательные, и, очевидно, были откорректированы по собственному усмотрению Вселенной (случаи очень личные, поэтому не могу их описать здесь, к сожалению, но сомневаться в них не приходится).

Такие наблюдения могут свидетельствовать о единстве будущего, прошлого и настоящего, или как иногда говорят, что времени либо не существует, либо оно одномоментно, что, конечно, трудно для понимания на данном уровне нашего развития, но, возможно, когда-нибудь понимание этого станет естественным для человека.

Детские воспоминания

Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.

Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.

Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:

  1. Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
  2. Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.

Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.

Прошлое человека – когда оно важно, а когда неважно? Вспомните все те рассуждения друзей и подруг, когда вы обсуждаете тему, нужно ли расспрашивать человека об его прошлом. Одни говорят, что не нужно, другие аргументируют нужность расспроса человека о прошлом, мол, «ты по крайней мере будешь знать, на что он способен»

Так, когда прошлое человека важно знать, а когда не важно?

Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.

Прошлое человека становится важным только тогда, когда то, что с ним происходило ранее, может происходить и сейчас. К примеру, это касается привычек: человек бросил курить, но как только он попадет в стрессовую ситуацию, он снова закурит. То, что было в прошлом, происходит или может происходить и сейчас

А значит, это важно знать, поскольку данное знание будет не просто информацией, но и предупреждающим звоночком

Одни говорят, что прошлое – это прошлое, о нем не нужно вспоминать. Другие говорят, что зная о прошлом, можно предсказать и будущее человека

Но верно только одно: прошлое важно лишь тогда, когда оно может проявиться в настоящем. Но если прошлое действительно не может быть повторено в настоящем, тогда оно не имеет никакого значения

Как управлять воспоминаниями?

Контекст — самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы помнили детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

Убеди себя в обратном

Многие специалисты свято уверены в том, что мы помним далеко не всё, что с нами происходило, и наши воспоминания представляют собой лишь мелкие частицы информации. Так что перед тем как «стереть» воспоминание, необходимо восстановить всю картину целиком и полностью сложить мозаику из разрозненных фрагментов.

После этой неприятной процедуры, после реактивации воспоминаний они становятся восприимчивы к изменениям. Например, китайские врачи провели опыт, в котором показывали несчастному испытуемому очаровательную панду. На следующий день они спросили его: «Что ты видел?». Услышав правильный ответ («панда»), они начинали загонять несчастному, что всё это вранье, и он видел гризли. Через два дня он уже сомневался в том, что видел.

Точно так же можно поступать и с негативными воспоминаниями. Нет ничего удивительного в том, что такая «память» мешает нам жить дальше, постоянно напоминая о произошедшем. Когда неприятные мысли в очередной раз вернутся, представь, что всё прошло совсем по другому сценарию. Раз за разом проигрывай в голове, как ты вышел победителем из сложной ситуации. Со временем мозг начнет воспринимать эту фантазию как то, что было на самом деле, и вскоре плохое воспоминание больше не будет портить твое настроение. Главное, не слишком верь своим воспоминаниям, иначе можно подумать, будто ты не такое дерьмо, каким являешься.

Как запоминать все хорошие события?

Приятные события не нужно «силой» впихивать в голову. Но можно запоминать больше, если вы будете пользоваться следующими советами:

• Когда что-то непременно хочется запомнить навсегда, нужно этим постоянно пользоваться. Старайтесь часто вспоминать этот момент.• Создавайте напоминания об этом событии: фотографии, записи в дневник и т.д.• Воспоминания можно связывать с материальными вещами, «сувенирами».• Старайтесь задействовать все органы чувств. Детально рассматривайте то, что желаете сохранить в памяти, запоминайте запахи. Делайте это осознанно.• У вас будет хорошая память, если вы будете следить за своим здоровьем. Правильно питайтесь, отдыхайте, делайте упражнения и найдите хобби. Иметь хорошую память полезно: воспоминания о путешествиях и крутых событиях будут ярче и детальнее.

Как изменить далекое травмирующее прошлое?

Наши с Ириной истории показали вам, как мы изменили очень близкое прошлое. А возможно ли изменить давнее прошлое, например, свое детство?

Да. И делается это точно также.

Сначала вам нужно разобраться, что было не так и определить свое прошлое как пагубно влияющее на ваше будущее.

Найти травмирующие воспоминания и поочередно их переписывать. И конечно, перестать вспоминать и говорить о них, рассказывать кому-то тем более.

Например, если вы боитесь повторения сценария жизни своих родителей, вы можете переписать мысленно ситуации в своей семье.

Папа не был главой семьи?

А вы хотите, чтобы в вашей семье мужчина был главой, и вас обошла участь вашей мамы тащить все на своих плечах?

Тогда визуализируйте и переписывайте в дневнике ситуации, как в прошлом папа вел себя как главный, и как мама слушала его.

Родители говорили о бедности?

Перепишите ситуацию, представьте, как они радуются большим зарплатам и покупают вам самые дорогие игрушки.

У многих есть детские травмы, связанные с нелюбовью родителей… Перепишите свое прошлое и вы сможете вылечить свою боль.

Заключение

Попытки «открытия» прошлого представляют собой «возможную» историю. Этот термин ввела Ариеэлла Азолуй, вдохноввившись идей Вальтера Беньямина о «незавершенной истории», которая не является формой контрпамяти, но представляет собой потенциальную попытку другой интерпретации. В таком случае акт неожиданного столкновения с историей по её мнений даёт возможность пересмотреть исторические факты, которые, как известно, не знают сослагательного наклонения. Так возможно высвободить противоречия, «нереализованную. множественность», случайности, резонирующие сквозь время и пространство. Но может ли все это произойти без сглаживания преступлений прошлого, без рудиментов и отголосков этих преступлений в настоящем?

Репрезентация альтернативных историй тоже является часть концепции постпамяти, когда мы буквально прочитываем историю не только вперед, но и назад, когда мы наследуем историю не только через собственные аффекты, эмоции или желания, но робко пытаемся смотреть на нее глазами самих исторических акторов и тех, кто, возможно, будет пользоваться нашими интерпретациями в будущем.

Пока одни институции защищают свою специфическую версию произошедшего, другие – ищут иные возможности увидеть историю с другого ракурса, посмотреть на нее другими глазами. Такая открытость в отличие от линейного нарратива позволяет собрать конфликтующие варианты «исторической правды», предлагающие альтернативные варианты будущего. Такие потенциально не завершаемые проекты кажутся мне действенными попытками постпамяти и присущих ей противоречий, неудовлетворенных желаний и непроработанных страхов. Эти попытки предлагают способ мобилизации пережитого насилия, позволяя поставить под вопрос, казалось бы, давно принятые способы сохранения и повторения прошлого.

Марианна Хирш
в пересказе Екатерины Сувериной

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: