Подростковая любовь

Своевременная поддержка

Хотя подросток и стремится во всем демонстрировать свою свободу, на самом деле он еще во многом зависит от взрослых. Чтобы ему научиться быть самостоятельным, требуется прикладывать значительные усилия. Родитель должен быть готов оказать своевременную поддержку, ведь она может потребоваться в любую минуту. Когда ребенок знает, что его проблемы вам не безразличны, то скорее согласится принять помощь. Но даже в этом случае рекомендуется действовать аккуратно, чтобы ненароком не обидеть, не причинить дополнительных страданий. Дело в том, что подростки совершенно не выносят, когда их жалеют. Подросший ребенок боится показаться слабым, навлечь на себя осуждение сверстников. По этой причине он будет стараться во всем демонстрировать свою независимость.

Таким образом, воспитывать подростка очень непросто. Родителям требуется соблюдать определенную деликатность, быть ответственными и тактичными. Нельзя просто навязывать сыну или дочери свою волю, пытаться разговаривать точно с маленькими.

Еще старше

Любовь в 14–15 лет приобретает уже совершенно другие формы. Подростки готовы говорить между собой откровенно. Они уже прекрасно понимают свои чувства и осознают эмоции. В этом возрасте становятся неуместными глупые «подкаты» в виде щипков или громкого смеха.

Девушки и парни серьезно обеспокоены вопросом о том, как подойти к человеку, а также на какую тему начать разговор, чтобы не показаться скучным или навязчивым.

Это очень важный этап в развитии подростка, когда он начинает осознавать, что понравившийся ему человек может быть неидеальным. Девочки в этот период учатся правильно принимать ухаживания, а парни — ухаживать.

Любовь тинейджеров — это разве любовь?

Главный аргумент родителей, ограничивающих, а то и вовсе запрещающих (пытающихся запретить!) сыну встречи c девушкой, состоит в том, что мальчик 15–17 лет ни на какое глубокое и стойкое чувство просто не способен, и не будет ничего страшного, если он откажется от отношений с девушкой ради учебы. Да и многие психологи полагают любовное чувство подростка временным, несерьезным и обманчивым.

Современная наука знает о любви, об этом важнейшем в жизни человека чувстве, а скорее — состоянии, пока далеко не все, но знает довольно много. В основе любовного чувства лежат две простые установки:

  1. Идеализация объекта любви, то есть приписывание ему множества положительных качеств.
  2. Представление о единственности этого объекта для тебя, говоря проще, мысль о том, что только с этой женщиной ты можешь счастливо жить вместе — и ни с какой другой.

В сложный комплекс любовного чувства входит и желание прежде всего давать объекту любви, а не брать от него; желание заботиться о любимом человеке, то есть активная заинтересованность в его благополучии и развитии; ответственность за него, уважение к нему, то есть принятие и положительная оценка его личности, характера, взглядов такими, какими они существуют в настоящее время. В любовном чувстве десяти- и одиннадцатиклассников все эти компоненты уже присутствуют. Да, они окрашены психологическими особенностями характера подростков, но ведь присутствуют же!

Важной составной частью состояния под именем любовь является стремление как можно быстрее оказаться в обществе объекта страсти и как можно дольше находиться в этом обществе. Когда влюбленные находятся рядом, даже просто гуляя в парке, даже не держась за руки, они пребывают в особом эйфорическом состоянии, в котором причудливо сочетаются эмоциональный подъем, возбуждение, прекрасное настроение и чувство безопасности

Когда возникает первая влюбленность?

Первая влюбленность у подростков возникает обычно к 11-12 годам. Этот период принято называть пубертатным. Началом перемены в отношениях между девочками и мальчиками служат повышение гормонального фона, стремительное развитие всего организма, появление чувства взрослости.

Подростки начинают осознавать, что существует разный пол. Мальчик ощущает себя мужчиной, а девочка — женщиной. Все больше времени и внимания уделяется внешнему виду, возникает желание нравиться. Замечено, чем привлекательнее подросток выглядит, тем лучше мнение сверстников о нем.

Первые чувства не отличаются постоянством. Переживания влюбленности настолько драматичны и ярки, что именно родители оказываются не готовы к новому состоянию их ребенка.

Взрослым необходимо спокойно разобраться в сложившейся ситуации и понять, как проявляется подростковая влюбленность. А также научиться правильно вести себя со своим взрослеющим ребенком, научиться понимать и принимать его переживания, не относится к ним как к какой-нибудь глупости, какими бы смешными по мнению взрослого не казались детские любовные переживания.

Первая любовь в 14 лет и ее особенности

Так устроено, что чувство влюбленности строится на инстинктах. Мальчику нравятся девочки. И когда он заводит свои первые отношения, они безумно ему интересны. Эмоции, получаемые от общения с объектом обожания, напоминают состояние легкой эйфории. И пребывать в ней хочется как можно дольше.

Причем подросткам свойственно любить такое состояние гораздо больше человека, который способствует его развитию. А значит, чтобы не допустить потери ощущения «бабочек в животе», подростку свойственно идеализировать возлюбленного, чтобы отношения не сошли на нет. Такое положение дел является абсолютной нормой и практически все через него проходят.

Особенности подростковой любви

Подросткам, еще не имеющим никакого опыта общения с противоположным полом, очень трудно пережить разочарование в первой любви, разрыв отношений и боль, когда осознаешь, что тебя бросили. В большинстве своем подростковая любовь непостоянна. Юные ищут в ней разнообразия, сменяя партнеров и партнерш.

Это и своеобразная школа общения, где «набиваются шишки» и таким образом приобретается опыт. Через разочарования и страдания тинейджеры осознают, что нет смысла тратить время на бесконечные поиски новых партнеров для испытания ярких ощущений, а следует строить прочные отношения с одним человеком. Ранняя любовь непрочна, т.к. не имеет финансового основания. Молодые пары не могут пожениться потому, что они не самостоятельны, не могут без помощи родителей содержать семью.

Подростковая любовь не имеет продолжения, т.к. молодые еще не имеют представления о том, чего они хотят от себя и каким видят своего спутника жизни. У них нет еще большинства необходимых качеств для семейной жизни: сострадания, терпения, благоразумия, умения распоряжаться деньгами, самопожертвования и т.п.

Психолог Евгения Стрелецкая о природе первой любви и почему так важно её испытать в видео:

Почему потеря первой любви так болезненна?

Разрыв взаимоотношений с другом (подругой) подростками переживается по-разному. Это зависит от его характера, темперамента, пола. Юноши стремятся не подать вида, переживая все в себе, но становясь замкнутыми, неразговорчивыми. Девочки подвержены более сильным эмоциям, свое горе они выражают безутешными слезами, часто слушая при этом печальную музыку. Многие из них делятся переживаниями с подругой.

Очень часто разрыв отношений вызывает у тинейджера сильную душевную боль, отчаяние, смятение. Причины этого кроются в том, что характер ребенка находится в стадии формирования. Идет бурная гормональная перестройка его организма, что проявляется частыми перепадами настроений. А расставание с любимым потрясает и без того неустойчивую психику.

Подростки в таких ситуациях склонны копаться в себе, ища причину разрыва отношений в своих недостатках. На самом деле, инициатор разрыва и сам толком не знает, почему это произошло, не может понять, куда делись его чувства к партнеру. Ведь в этом возрасте они подвержены частой и резкой смене, как и настроения.

После разрыва подросткам приходится пройти ряд периодов переживания его:

  • отрицание — обвинение партнера, себя, неверие в безвозвратность расставания;
  • гнев и беспокойство. Чтобы снять напряжение, лучше всего перенести злость ребенка на подушки. Можно бить их руками либо скалкой, выговаривая при этом все, что накипело на душе. Хороший эффект приносит также стрельба в тире, битье спортивного снаряда-груши;
  •  депрессия — уход в себя, потеря интереса к жизни, чувство беспомощности и т.п. На этой стадии нужна помощь близких, психолога, чтобы сократить ее до минимума и избежать попытки суицида. Известно, что половина самоубийств юношей и молодых девушек происходит именно из-за несчастной любви;
  • самокопание — попытки анализа произошедшего, желание пожаловаться кому-то из близких на происшедшее. Это уже переломная стадия переживания, когда полезен разговор с близкими о предмете любви с целью объективной его оценки. Пусть ребенок выговорится, как может, не сдерживая слез, гнева и т.п.;
  • принятие ситуации – «отпустить ее от себя». Пессимизм во взгляде на будущее сменяется надеждой;
  • возврат к жизни — повышение самооценки, поиск новых занятий и увлечений.

Самая важная стадия процесса — принятие. Но наступает она после всех других эмоций. Временные рамки ее прихода отсутствуют. Этот процесс сугубо индивидуален. Во многом ускорение его наступления зависит от помощи более опытных в жизненных ситуациях родителей либо друзей.

Вопросы для самопроверки

  1. Возможно ли, что ты сама подала повод для разрыва отношений?
  2. Что ты сделала не так?
  3. Что бы ты изменила, будь это возможно?
  4. Чему тебя научили эти отношения?
  5. Что ты изменишь в своем поведении, когда начнешь с кем-то встречаться?

Советы влюбленным подросткам

Взрослые помнят себя и свои переживания от подростковой любви, поэтому будут пытаться уберечь подростка от всех негативных проявлений, однако делать это будут не совсем качественными методами. Правда в том, что это первое чувство ничем не остановить – оно самое яркое и свежее, именно его променяют на все возможности и имеющиеся перспективы.

Влюбленным подросткам, оставшимся без поддержки в своем выборе, рекомендуется выбрать нейтральную позицию – не стоит конфликтовать, но и чрезмерно посвящать семью в свои переживания также не стоит. Нужно стараться, чтобы не страдали другие части жизни, пока вы развиваете свои отношения. То есть выделяйте время для учебы и друзей (вы можете делать это вместе), помогайте дома (например, устраивайте в субботу родительский день).

Чем больше вы сможете создать успеха в самых разнообразных частях своей жизни, тем меньше будут переживания и упреки со стороны взрослых, ведь боятся они не столько неправильности вашего выбора, сколько потерянных возможностей. Да и самим вам дальше будет легче – пока все влюбленные парочки провалят экзамены, вы поступите в выбранное заведение и заложить дальнейший фундамент для крепких отношений.

Что же касается части самого взаимодействия с партнером, то лучше всего не спешить погружаться в его мир полностью, теряя свою индивидуальность. Помните, о том, что гормональные всплески порой играют злую шутку и человек, удовлетворяющий в постели, может оказаться тем, кто подставит в других жизненных ситуациях.

Пока механизм распознавания собственных реакций не выработан, лучше немного притормаживать и давать себе время подумать. Тащите свою пассию во все места, где вам нравится, посвящайте в занятия, без которых вы не можете – если это ваш человек, то подобное времяпровождение только укрепит отношения.

И не стесняйтесь спрашивать мнение окружающих и значимых для вас людей – если уже десятый знакомый говорит об одном и том же негативном качестве, которое вы не может разглядеть в избраннике, возможно, стоит попытаться смотреть внимательнее, а не ссориться с десятым другом.

Советы влюбленным подросткам

Влюбленному подростку, столкнувшемуся с неприятием этих чувств со стороны родителей, рекомендуется занять позицию нейтралитета. Откажитесь от конфликтов, но и постарайтесь чрезмерно не посвящать близких в свои переживания. Развивая свои отношения, позаботьтесь о том, чтобы не возникло проблем в других сферах жизни. Не забывайте о времени для семьи, учебы, друзей, помощи дома.

Если вы столкнулись с непониманием со стороны семьи, то важно понять, что они не столько недовольны вашим выбором, сколько беспокоятся о том, что вы упустите прочие возможности в жизни, и в целом пойдете «по наклонной». Эта проблема будет решена, если вы докажете себе и им, что любовь делает вас сильнее

Добивайтесь успеха в прочих сферах жизни.

Не спешите полностью погружаться в отношения со второй половиной, при этом теряя индивидуальность. Вам это кажется невозможным, но такое растворение в партнере, невольно оттолкнет от вас партнера.

Если вы уверены в своих чувствах и чувствах второй половины – за них есть смысл бороться. Глупо бороться за те чувства, которые нужны только вам – это не стоит испорченных отношений с окружающими.

Страдания от безответной любви

«Почему не я, а она?» — плачет ваша девочка-подросток, которая влюбилась.

К сожалению, универсального рецепта, как уберечься от безответной любви, не существует. Попробуйте разобраться с подростком, что могло стать причиной такой реакции избранника?

Возможно, ваша дочь или сын очень назойливы и навязываются своему объекту любви. Посоветуйте на время перестать обращать на себя внимания: не писать, не звонить – одним словом, не замечать его. На его вопросы отвечать коротко

Часто такое игнорирование настораживает, и на девушку начинают обращать внимание.
Возможно, ваша дочь, наоборот, незаметна. Посоветуйте ей первой подойти и пообщаться со своим избранником

В этом нет ничего страшного. Только помогите грамотно выстроить разговор. Пусть она обратит на себя внимание первой.

То есть, главная задача родителей – помочь ребенку выяснить причину, а затем далее помогать советами.

Как наладить отношения с ребенком подростком?

В этой статье вы узнаете:

Детство любимого ребёнка быстротечно. Вдруг мы сознаём, что наш ребёнок – это уже совсем не умильный пухлощёкий малыш, а уже вполне себе взрослая личность, которая учится отстаивать своё мнение. 

И очень часто бывает так, что это время перехода от детства к взрослости в жизни вашего ребёнка, становится едва ли не самым сложным периодом вашего с ним взаимодействия. И вот незаметно наступает тот момент, когда мы неожиданно задаемся вопросом: «Как наладить отношения с подростком?»

Очень часто грустными мамами, вымотанными чередой безконечных ссор с их ещё недавно улыбчивыми и мягкими, а теперь непредсказуемыми и своенравными детьми, задаётся вопрос: «Как мне улучшить наши отношения с сыном/дочерью?»

И они не догадываются, что вопрос поставлен в корне не верно. Улучшить отношения с подростком – невозможно. Можно лишь улучшить МОЁ отношение к ребёнку-подростку. Это колоссальная разница.

Любовь в социологии и культурологии

В связи с развитием социальной теории, гендерных и культурных исследований в XX веке, социологическая наука оказалась очень восприимчивой к теме любви. Одной из самых ярких работ на эту тему оказалась монография израильского социолога культуры Евы Иллуз «Потребляя романтическую утопию: любовь и культурные противоречия капитализма» (1997), а также ее продолжение «Почему любовь ранит: социологическое объяснение» (2012) .

Для Иллуз тема любви находится на пересечении исследований эмоций, культурных паттернов и способов коммуникации.

В то же время эмоциями наполняются и сами товары, превращаясь в неотъемлемые элементы развития любовной истории (emotionalization of commodities). Иллуз изучает рекламу, кино и женские журналы, в которых представление романтических товаров задает вектор определенного эмоционального настроения: аксессуары и парфюмерные ароматы, позволяющие возлюбленным привлекать партнера, романтические круизы для двоих. Она проводит серию биографических интервью и предлагает участникам проанализировать изображения — например, семейный фотопортрет эпохи Великой депрессии и фотографию романтического ужина в ресторане из какого-нибудь гламурного журнала, определив, какая из них наиболее полно «отражает романтическую любовь». Иллуз интересует тот факт, что «товары» всегда сопровождают представления респондентов о «романтической любви».

Иллуз называет их «романтическими активностями». Серия интервью позволила ей выделить следующие категории «активностей»: гастрономические (например, совместная готовка еды или поход в ресторан), культурные (выходы в оперу, кино или посещение спортивных мероприятий) и туристические (поездки за город или в совместный отпуск за рубеж).

В дальнейшем Иллуз делит респондентов по их отношению к потреблению. Например, в зоне «явного потребления» вся романтика выстраивается вокруг покупки или приобретения «эмоционально заряженных» товаров. Сюда попадают, например, поход в дорогой французский ресторан, выпивка в баре, покупка билетов в оперу, поход в кинотеатр, круиз или поездка на Лазурный Берег.

Напротив, в зоне «косвенного потребления» участники интервью делали акцент на совместном времяпрепровождении, которое лишь отчасти связано с потреблением. Сюда попадает совместная готовка или романтический ужин при свечах в домашней обстановке, просмотр кинофильмов или прослушивание музыки, а также поездки за город на рыбалку или пикник (для их организации необходимо, например, взять напрокат фильм или купить продукты, но это не главное).

Наконец, в «слепую» зону попали активности, на первый взгляд не связанные с потреблением. Сюда входят совместные разговоры друг с другом или бесцельные прогулки по городу, а также сексуальная жизнь пары. Тем не менее, как говорит Иллуз, эти практики «осуществления любви» через проживание романтического момента не являются автономными, в культуре они, скорее, сосуществуют друг с другом.

В своей следующей книге «Почему любовь ранит» она возвращается к теме любви. На этот раз в центре не мифология романтической любви, а культурное значение выбора, вокруг которого выстраивается современный любовный дискурс.

Здесь Иллуз следует логике французского социолога П. Бурдье, который понимает под капиталом те преимущества и ресурсы (доходы, образование, социальный статус, репутация и т. п.), которые организуют наши действия, и — как следствие — эти капиталы каждый раз воспроизводят неравенство наших возможностей.

Иллуз также спорит с экономистами и психологами, которые настаивают на том, что выбор является естественным следствием нашей рациональности. На ее взгляд, на романтический выбор влияют, прежде всего, порожденное разными капиталами социальное неравенство, а также сложность выстраивания эмоциональных связей в обществе повсеместного капитализма, когда логика менеджмента и самооптимизации проникает в область наших чувств.

Любовь причиняет нам боль, потому что влюбленные в условиях «эмоционального капитализма» сталкиваются лишь с иллюзией выбора, который для них, по мнению Иллуз, уже предопределен.

А можно ли назвать любовь подростков настоящей?

От психологов можно нередко услышать о том, что любовь в таком возрасте является лишь репетицией настоящего чувства. Несмотря на то что в подростках просыпаются потребность сближаться и поддерживать отношения на романтической ноте. На самом деле для них собственные интересы и переживания всегда остаются на первом месте. Поэтому принято говорить, что школьников привлекает не столько симпатичный объект противоположного пола, сколько эмоции, получаемые от чувств, которые он испытывает.

Такая стадия «любовного эгоизма» — совершенно нормальный процесс развития.

Следует отметить, что настоящая любовь в 14 лет — явление довольно редкое. Чаще всего такой возраст характерен для мимолетных увлечений и кратковременной влюбленности. Но это ничуть не сказывается на силе и качестве эмоций, которые свойственно переживать подросткам.

Поэтому родителям не стоит говорить детям о том, что это все временное явление, которое не относится к настоящей любви. А также делать акцент на том, что такие чувства не возникают в 14 лет и прочее. В такой ситуации необходимо серьезно относиться к чувствам своего ребенка. Но ни в коем случае не паниковать и не бить тревогу, а постараться поддержать подростка.

«Теперь точно учиться не будет»

Многие родители опасаются, что, когда подросток влюбился, то он забросит учебу, начнет прогуливать уроки, кружки, дополнительные занятия. Да, такая опасность не исключена. Ведь когда в голове только «Он», то ни о чем больше не думается. Как быть в такой ситуации?

  • Во-первых, объясните ребенку, что любовь – не повод забросить учебу. Вы ведь работу не прогуливаете, когда влюблены? Это и старайтесь донести вашему ребенку.
  • Во-вторых, не изводите себя понапрасну. Как правило, не так часто дети забрасывают учебу по причине любви.

Будьте открыты, не грозитесь лишить всех денег, если вдруг станет хуже учиться. Лучше разговаривайте с ним откровенно и уберегите его в случае чего от необдуманного шага.

Помните: важно выстроить доверительные отношения, тогда будет легче направлять и давать советы в переходном возрасте

Уверенность, твердость, уважение

Родители подростка, помните: это у ребенка сейчас неустойчивая психика, а у вас — устойчивая. Конечно, все человеческие эмоции заразительны, а бурные проявления дочери или выходки сына вызывают в нас ответное клокотание. Но это ребенок не умеет контролировать свои эмоции. А мы умеем — это наша зона ответственности

Очень важно помнить, что каким бы тоном ни говорил вредный подросток, он нас очень любит и нуждается в нашей устойчивости. Даже если кажется, что он хочет нас уничтожить

Как писал Макаренко, “ребенок, победивший своих родителей, — самый несчастный ребенок”. Поэтому лучшей вашей заботой о подростке будет спокойное, невозмутимое состояние и твердость.

Положительный момент пубертата — в том, что дети в это время учатся быть взрослыми, и мы можем их этому научить. Поведением, умением вести беседу, реакциями на окружающий мир. Дети тайком (но очень внимательно) смотрят на нас и пытаются понять, как жить во взрослом мире, заботиться о себе, решать проблемы. Они сопротивляются нравоучительному занудству, но по-прежнему берут с нас пример (или с кого-то другого, если сами мы выглядим слишком беспомощно и несчастно).

Так что контроль, самодисциплина взрослого и уважительное отношение к подростку — это вещи первоочередной важности. Следите за тем, как разговариваете с деткой, не обрушивайте на него горы критики, не оскорбляйте

Даже если он грубит — будет ли лучше, если взрослый тоже потеряет лицо? Доброжелательность, спокойствие и незлой юмор помогут сохранить связь с ребенком и атмосферу в доме.

Любовь в разных странах

  1. Австралийцы не делают комплиментов дамам. К браку они подходят серьезно и вдумчиво, а основой связи считают взаимоуважение.
  2. В Америке распространен культ семьи, хотя процент разводов – один из самых высоких по миру. Дело в том, что они ищут счастливые и гармоничные отношения и не держатся за неудачный брак.
  3. В Англии романтика зарождается через дружбу. Люди длительное время узнают друг друга и только после этого решаются сблизиться.
  4. Немцы любят брать на попечение молодых девушек. Брак по расчету – обычное явление для Германии.
  5. В Испании ценят дружбу между мужчиной и женщиной. Многолетнее общение вполне может оказаться просто приятным времяпрепровождением. Но если испанец привел девушку в семью, значит свадьба не за горами.
  6. Эмоциональные итальянцы любят громкие слова и прилюдные сцены. Прирожденные актеры, они готовы говорить о любви, не испытывая ее.
  7. В Китае очень низкий процент разводов, так как решение о женитьбе – одно из наиболее важных и обдуманных в жизни китайца.
  8. Вопреки мифам, французы совсем не романтичны. К отношениям они относятся прагматично, в браки вступать не спешат и живут в так называемых свободных отношениях.
  9. Девочки народа тиви сосватаны уже при рождении.
  10. На Бали существует поверье, что заслужить расположение женщины можно дав ей отведать листья с божественным фаллическим символом.

Польза подростковой любви

Некоторые пары могут просуществовать всего несколько неделек или месяцев. Но несмотря на это, такие отношения уже полезны для обеих сторон. В условиях доверительного контакта людям проще узнавать друг друга. Они могут поделиться своими страхами, мечтами и планами на жизнь. Помимо этого, происходит сравнение с опытом другого человека

И важно понимать, что без чувств такое равнозначное общение просто невозможно

Состоя в отношениях, подросток учится:

  1. Разговаривать не только о своих увлечениях и интересах, но и слушать своего собеседника. А также давать огромное количество времени партнеру, чтобы он высказался.
  2. Стараются не перегружать друг друга своими проблемами и жизненными неурядицами.
  3. Создавать беседу таким образом, чтобы она стала более доверительной. Для этого задаются вопросы о возможных проблемах и личных переживаниях.
  4. Учится говорить о чувствах, а не только о происходящих ситуациях и событиях.
  5. А также плавно переходить от разговора к объятиям и поцелуям.

То есть человеку в таких отношениях свойственно получать множество важных умений и навыков, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни.

Как начать разговор

Столкнувшись с любовной лихорадкой, тинейджеры редко бросаются к маме с папой, даже если отношения в семье хорошие. Это — нормально! Тем не менее родители неизбежно становятся действующими лицами драмы. Роли взрослым, правда, отведены явно не звездные: «Они меня не поймут», «Им важны только оценки!».

Гэри Чемпен в книге «5 путей к сердцу подростка» подчеркивает, что в переходном возрасте ребенку нужна эмоциональная независимость. Ты невзначай спрашиваешь о друзьях противоположного пола и тут же получаешь отпор: «Не лезь не в свое дело!» Обидно, но объяснимо: влюбленный подросток растет стремительно.

Если разговор о чувствах не заладился, Чемпен предлагает полезные фразы: «Я знаю, что иногда ты не хочешь делиться со мной своими мыслями и чувствами. И понимаю это. Но если захочешь поговорить, знай, что я всегда готов». Вариант проще: «Если будет нужна моя помощь, только скажи». Эти слова дадут подростку возможность почувствовать себя любимым и защищенным и одновременно сохранить независимость. Так ему будет легче попросить о помощи, когда та действительно будет нужна.

Любовь подростка: что делать?

И как врач-психотерапевт, отдавший работе с тинейджерами 40 лет профессиональной жизни, и как отец, переживший 4 года мощного пубертатного кризиса собственного сына, я вас, уважаемые родители, хорошо понимаю. Во-первых, вы считаете, что десятый и одиннадцатый классы — не время для увлеченности и тем более для любви. Во-вторых, вам абсолютно не нравится избранница вашего сына. В-третьих, вы абсолютно не понимаете, как можно проводить вместе столько времени в ущерб всем остальным занятиям, прежде всего — учебе.

Вместе с вами подобное времяпрепровождение непонятно и нашей науке. Я понимаю ваше желание хотя бы донести эти мысли и чувства до сына. Но ситуация подростковой влюбленности и любви — это именно та ситуация, в которой нужно «наступить на горло собственной песне», причем песне вполне разумной и правильной.

Не страшно, если подросток выбирает себе «не ту» — на ваш взгляд — подругу, но родители не должны допустить, чтобы он оказался в компании девушки, которая способна приучить его к алкоголю и наркотикам или вовлечь в рискованные или противоправные поступки (или это может сделать не она сама, а ее подруги и друзья). В таких случаях надо вмешаться и положить конец подобному «роману». Но если подростку не грозит моральная или физическая опасность, пусть он сам разбирается со своими подругами.

Итак, критические высказывания в адрес самогo любовного чувства, типа: «Тебе это не нужно, тебе нужно думать о поступлении в институт!» и в адрес девушки сына, типа: «Она еще совсем ребенок, она ничего не знает и ничем не интересуется», — мы из общения с сыном полностью исключаем. А что оставляем? Прежде всего мы оставляем границы дозволенного, причем границы эти должны быть разумными и соответствовать принятым в вашей конкретной среде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: