«синдром отличника» — как он мучает нас и наших детей

Мальчика травят, а другие родители молчат

Ольга Б., классный руководитель: 

— В моем классе был чеченец, очень умный и прилежный мальчик. Но другие дети его обижали. Ребенок чувствовал себя неуверенно, пытался понравиться одноклассникам. 

Как я справилась с травлей в классе моего сына

В августе, перед началом учебного года, он играл в футбол с одноклассниками, и на поле между детьми произошла потасовка. Кто-то его толкнул, он упал, в результате чего сломал позвоночник. В том же учебном году дети вечером, после уроков загнали его на крышу школьного козырька и кричали, чтобы он спрыгнул.

Когда я начала собирать родителей на собрание по этому поводу, они отказывались приходить. Их все устраивало, обсуждать неприглядное поведение своих детей и сложившуюся в классе ситуацию не хотел никто. Говорили, что я делаю из мухи слона. 

Я не могла закрыть на это глаза, мальчика бы просто убили. Мне все же удалось организовать обсуждение этой истории. Мы много работали с детьми вместе со школьным психологом. 

Почти все родители в классе хотели, чтобы этого мальчика перевели в другую школу. Видимо, они полагали, что уже своим присутствием он провоцирует детей на агрессию. Ребенку тоже было психологически тяжело учиться в этом классе, но его родители не хотели менять школу, им нравилось, что сын учится в элитном учебном заведении. 

Постепенно ситуация немного сгладилась, но, конечно, не до конца. 

Екатерина Пастухова, семейный психолог:

— Увы, это самая распространенная проблема, возникающая в элитных школах. Это проблема закрытого сообщества, где нет места тем, кто отличается по статусу или другим особенностям. К огромному сожалению, это до сих пор так. За такие ситуации несет ответственность администрация школы, она должна проводить постоянную работу с родителями учеников.

Частью этой работы является доведение до родителей задач, миссии и основных ценностей школы. В обязательном порядке в учебном заведении необходимо вводить регламентированные правила поведения. Родители и дети должны быть осведомлены о санкциях, которые последуют за нарушение правил.

Любой буллинг должен пресекаться сразу же, как учителем, так и самой администрацией.

Описываемая ситуация трудная

Если для школы важно открывать образовательное пространство талантливым детям из разных уголков страны, мира, то школа должна заявить об этом родителям. . Родители должны заранее знать, что их ждет в том или ином учебном учреждении

Тогда они смогут осознанно сделать свой выбор

Родители должны заранее знать, что их ждет в том или ином учебном учреждении. Тогда они смогут осознанно сделать свой выбор.

В данном случае мальчику не дают возможности учиться и выстраивать отношения со сверстниками. В моей психологической практике были родители, дети которых совершили суицид на почве школьного буллинга. Взрослые сожалели о том, что обратились к этой проблеме так поздно.

Здесь решается вопрос выживания ребенка. На кону стоит не диплом престижной школы, а жизнь мальчика, поэтому родителям необходимо всерьез задуматься о смене места учебы.

Родителям обязательно стоит поменять школу, если:

  • конфликт угрожает безопасности, жизни и здоровью ребенка;
  • перепробованы разные методы по разрешению конфликта и ни один из них не дал результат — это означает, что ребенок продолжает находиться под влиянием конфликтного поля; 
  • ребенок замкнулся, не разговаривает о том, что происходит в школе, уходит от тем, связанных с взаимоотношениями между одноклассниками и учителями. 

Все это признаки того, что ребенок напуган и находится в ситуации тупика. К перечисленным ситуациям родителям необходимо относиться крайне серьезно и незамедлительно реагировать на них. 

Что можно сделать, чтобы ребенок не боялся получить неудовлетворительную оценку

Для начала необходимо переставить осуждать малыша за принесенную из школы двойку. С раннего детства необходимо говорить, что он – самый лучший. Да, то, как он поступил в определенной ситуации — не хорошо, но это поступок, а сам он – хороший. Нельзя оценивать чувства и переживания. Помните, злость, обида, гнев также нужны ребенку как любовь и радость. Об этом необходимо говорить как можно чаще, чтобы подросток мог запомнить и понять, что оценки – являются всего лишь частью его учебы.

Безусловно, получать оценки в школе является обязательным. Поэтому готовить школьника к этому нужно заранее, рассказывать, что вы его любите не из-за 5 в дневнике. Он может быть как отличником, так и двоечником, от этого ваша любовь к нему не измениться. В случае, если ребенок это поймет, то будет со спокойствием принимать неудовлетворительные оценки, если они конечно будут.

Порой страхи могут возникнуть, если начинать сравнивать ребенка с кем-то другим. Начните контролировать то, о чем говорите. Возможно, вы упоминаете одноклассников, которые получают пятерки и упрекаете своего ребенка в том, что он снова получил 2 за контрольную. После таких сравнений школьник как раз и теряет уверенность в себе и начинает переживать из-за плохих оценок.

Еще одной причиной боязни плохих оценок является то, что вы подавляете его инициативу. Возможно, ребенок с радостью берется за выполнение какой-либо работы, а родители ему говорит, что этого делать не нужно, ведь у него все равно ничего не получится. Естественно так и будет, ведь в него даже собственные родители не верят» Помните, если ребенок постоянно слышит, что он с чем-то не справится, сделает ошибку, то именно этого он и будет бояться в дальнейшем. Он будет бояться совершить ошибку, а также получить плохую оценку. Нужно всегда верить в своего ребенка, поддерживать в любых начинаниях, ведь ему это так нужно!

Благодаря этому он сможет анализировать, работать над собой, выбирать критерии оценок. Помимо этого, он сможет видеть несоответствие взглядов и сможет разделить свою точку зрения с точкой зрения другого человека. Безусловно, это очень сложно, но зато как полезно.

Причины развития у ребенка синдрома отличника

Сами того не замечая и не осознавая, мы сами порой являемся причиной формирования у ребенка синдрома отличника. Стремление ребенка стать лучше своих сверстников, получать постоянное признание и похвалу со стороны взрослых людей, получать высокую самооценку – это основные критерии синдрома отличника. Основной причиной служат внутрисемейные отношения между родителями и детьми. В основу входит компенсация родительских провалов. Дети повторяют ошибки взрослых людей. Родители мотивируют ребенка достигнуть поставленных целей, чтобы в результате их признало общество. Родители пренебрегают интересами и состоянием здоровья своего чада. С помощью успешного состояния школьника они повышают собственную самооценку.

Зачастую родительская любовь измеряется количеством хороших оценок у ребенка

Чтобы привлечь к себе внимание матери или отца, ребенок старается быть более успешным в школе. Это не плохо, но иногда под плохими оценками подразумевается не только двойки и тройки, а и четверки

Ребенок воспринимает за оценку только высший бал – «отлично».

Повышенные требования в семьях, где ценят только признание со стороны общественности и анализируют достижения школьника – является основной причиной синдрома отличника. Внутри семьи устанавливается собственная установка и определенный принцип морального поведения. Именно данные факторы родители передают детям. Дефицит внимания взрослых вызывает негативное состояние ребенка. Для них похвала оценивается как показатель проявления высшей любви со стороны родителей.

Иногда «плохие» оценки могут наказываться родителями не только в психоэмоциональном плане, но и в физическом. Бывали случаи, когда невозможность соответствовать отличным идеальным приводила к попыткам суицида у детей и иногда имели ужасные последствия.

Поощрение подкрепляет уверенность детской эмоциональной психики. Приобретение игрушек, просмотр мультфильмов, покупка элегантной одежды – это незабываемая похвала для детей

Родительское внимание является главным успехом благополучия детей. Подростки заниженную самооценку компенсируют достижениями в учебном процессе

К причинам также относится комплекс по поводу своего внешнего вида. Хорошие оценки и высокие достижения повышают их социальный статус перед друзьями.

Советы родителям или вместо заключения

Родителям следует прекратить сравнивать своего ребенка с другими подростками. В противном случае ребенок не сможет выбраться из напряженного депрессивного состояния

Нужно обратить внимание на его новые достижения и успехи, но без присутствия похвалы. Запрещается ругать ребенка за плохие оценки

Если он получил негативную оценку – стоит объяснить ему материал и помочь справиться с заданием. Стоит объяснять, что в жизни происходит много ошибок. Каждый человек может ее совершить. Ошибка – это определенный опыт, который делает человека уверенным в себе и позволяет получить еще большие знания.

Плохое настроение взрослых людей не должно негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей. Каждый родитель после рабочего трудового дня должен делиться позитивными эмоциями и впечатлениями со своим чадом. Регулярные беседы позволят создать прекрасное общение с одноклассниками и друзьями. Для всестороннего развития необходимо записать его в спортивную секцию или увлечь интересным хобби. Результат не заставит себя ждать. Ребенок снова станет мыслить позитивно и будет прилежным учеником.

Причины появления комплекса отличника:

  • Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.

  • Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.

  • Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.

  • Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.

Как помочь ребенку с комплексом отличника?

Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:

  1. Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.

  2. Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

  3. Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.

  4. Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.

  5. Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).

  6. Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна

И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника

Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.

Светлана Садова

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.
Пройти тест

Как избавиться от синдрома отличника

Поможет избавиться от синдрома отличника беседа с врачом-психотерапевтом или психологом. Специалист выясняет причину данного состояния, определяет появившиеся симптомы. Обычно пациенты говорят о напряженном состоянии, страхе, неуверенности и волнении перед учебным процессом. Рассказывают о подавленном состоянии из-за негативных оценок успеваемости. Профессионалы используют методики, которые позволяют выявить личную сферу деятельности пациента.

Они изучают самооценку данной личности, и исследует отношения между детьми и родителями. Психолог индивидуально подбирает тесты и диагностирует психические изменения детей. Существуют специальные проектные методики. С помощью рисунков и заданий специалист выявляет скрытые черты характера пациента и обследует его внутреннее эмоциональное состояние. В результате обнаруживаются внутренние проблемы между детьми и родителями. После проведения диагностики психолог назначает специальный психотерапевтический курс лечения.

А вообще, существует ли такая боязнь?

На данный вопрос ответить очень сложно, да и точного ответа на него не существует. Все дети разные, и ситуации, с которыми они сталкиваются – также

Важно помнить, что выход из сложившейся ситуации есть – в первую очередь необходимо разобраться из-за чего возникает такой страх, и каким образом его можно побороть

Самый известный феномен в психологии – это синдром отличника

Все дело в том, что ребенку очень важно получить не только похвалу и достойную оценку за работу на уроке, но и оценить его поведение. В случае, если оценка является неудовлетворительной, то самооценка ребенка значительно снижается, и это отражается на самой учебе

Такие ребята оценивают учебы как некое соревнование, и получение знаний в данном случае не играет никакой роли. Главное – результат. Из-за такого перфекционизма начинается получение плохих оценок, и стремление к идеалу вызывает настоящее нарушение психики, депрессию, а интеллектуальные способности снижаются.

В случае, когда боязнь получить плохие оценки связана со стремлением к идеалу, необходимо рассказать ребенку, что порой можно видеть красивые вещи в чем-то неидеальном.

Симптомы синдрома отличника у ребенка

У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Похвала способна вызвать у них восторг. Однако критика влияет негативно на эмоциональную систему, и они не в состоянии приступить к выполнению следующего дела. У них проявляется желание получить высокую оценку любым способом. В этот момент проявляется обман, который позволяет скрыть неудовлетворительные оценки от родителей. Появляется ревность к успеху других детей. Они радуются чужим неудачам. Ребенок имеет эмоционально неуравновешенное состояние.

В случае отсутствия похвалы со стороны родителей и преподавателей начинается депрессия, которая перерастает в чрезмерную истерику. Присутствует ощущение отсутствия удовлетворенности за выполненный труд. Они неспособны преодолевать сложные преграды на своем пути. В случае совершения ошибки на уроке моментально прекращают выполнять задание. Дети с синдромом отличника не воспринимают критику и самые мелкие замечания. Ради достижения отличных оценок отказываются от развлечений, мероприятий и общения со сверстниками. Неуспеваемость вызывает у них раздражение, и они погружаются в депрессивное состояние.

Ответственный ребенок – удобно для взрослых?

Если спросить себя честно, то ответ положительный. И, желательно, родителям признаться в этом себе честно. Действительно, такой ребенок – настоящая находка: сам сделает уроки, сам поиграет и найдет неопасное развлечение. Переживания сводятся к минимуму.

Когда в семье начинаются тяжелые времена или кризис, что чревато разводом, то ответственный ребенок начинает постепенно исполнять задачи взрослых. Именно они в состоянии отчаяния и растерянности начинают перекладывать свои обязанности на ребенка.

Это касается не только физической помощи, но и эмоциональной нагрузки. В итоге сын или дочка занимают позицию взрослого, а родители (или один из них) – позицию несчастной жертвы, обиженной судьбой.

Вместо того, чтобы освободить ребенка от гнета взрослых проблем, родители еще больше нагружают его. Это категорически неприемлемо для детской несформировавшейся психики. В результате дети не выдерживают ситуации и срываются.

Совет: Уважаемые родители! Помните, что не вы родились у своего ребенка, а он у вас! У него период детства, а вы обязаны обеспечить ему счастливые годы. Если малыш прекрасно учится, то это не значит, что он должен быть взрослым не по годам.

Что такое синдром отличника и как с ним бороться: симптомы и причины синдрома отличника у детей и подростков

Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.

Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы. 

Почему возникает синдром отличника

Как правило, причины синдрома отличника — следующие: 

  • нехватка внимания, любви и заботы со стороны близких людей, 
  • завышенные требования родителей, 
  • отсутствие похвалы и поощрений, 
  • психологическое давление родителей, 
  • наказания (физические и нефизические) за плохие оценки. 

Как определить синдром отличника у ребёнка

Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы». 

  1. Зависимость от чужого мнения

Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы

Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого. 

Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы. 

Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. 

Подпись: unsplash.com / @jeshoots

Как бороться с синдромом отличника

Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится. 

Проявляйте любовь

То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть

И неважно, какие оценки, — любить будут всегда. 

Поддерживайте

Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!». 

Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально. 

Чаще хвалите

Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей

Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги. 

Проработайте нереализованные амбиции

Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии. 

Уберите важность

Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать

Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни. 

Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.  

Резюме

Чтобы избавиться от синдрома отличника, пожалуй, главный совет — транслировать ребёнку здоровое и позитивное отношение к учёбе. Вовсе не нужно убиваться и получать ежедневные пятёрки с плюсом.

Объясните ребёнку, что ошибки — не смертный приговор, а часть обучения.

А если чувствуете, что требуется тщательная и комплексная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.

Почему так происходит?

1. Страх наказания

Часто родители преувеличивают значимость оценок и поступков ребенка. За плохую отметку может последовать серьезное наказание — запрет на прогулки,использование компьютера,телефона,посещение любимого кружка или факультатива. Некоторые родители даже готовы фактически отказаться воспитания от ребенка,если он «не совпадает» с ожиданиями и требованиями семьи. Например,отдать в кадетскую школу на перевоспитание или даже в приют.

Людмила Слободчикова,
психолог центра детской и семейной психологии «Каритас +»:

2. Высокие требования

Родители часто требуют от детей того,чему «забыли» научить. Бессмысленно ожидать от ребенка чистоты в комнате,если вы не научили его убираться.

В учебной деятельности так же

Обратите внимание на то,с чем ребенок может справиться самостоятельно,а где ему нужна ваша помощь. Не выполняйте за ребенка учебные задания

Научите ребенка учиться — и постепенно круг его умений и навыков расширится. Он сможет справляться с большим объемом заданий,научиться выполнять и проверять сделанное самостоятельно.

3. Боязнь огорчить родителя

Родители показывают сверхзначимость оценок. Иногда это может звучать как: «Мне стыдно говорить о том,как ты учишься», «Когда я вижу твои двойки,у меня начинает болеть голова.»

В этом,как и в любом другом случае,с ребенком лучше обсудить сложившуюся ситуацию. Постараться донести,что вы переживаете за его успехи,но ложь вас огорчает гораздо больше,чем правда.

Людмила Слободчикова,
психолог центра детской и семейной психологии «Каритас +»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: