Как понять, что у ребенка проблемы в школе
В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?
Во-первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.
Во-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его чтото беспокоит?
- Апатия.
- Плохой сон.
- Страхи.
- Плохой аппетит.
- Частые простудные заболевания.
- Нежелание идти в школу.
- Нервные тики.
- Замкнутость.
- Излишняя возбудимость.
- Нервозность.
- Частые слёзы.
В-третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста «Лесенка». Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих. Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.
О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.
Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя «ты-предложения». Например: «Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-то беспокоит тебя. Что-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился». Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.
Возбудимый ребенок идет в школу
Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».
В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.
Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.
В первом классе нет домашнего задания
Но для того, чтобы закрепить знания и сформировать навыки письма и чтения, необходимо дома делать упражнения. Помогайте школьнику выполнять их. Тяжело детям с прописями! Посидите с ребенком рядом, когда он пишет, подбадривайте его и обязательно хвалите. Читать первокласснику надо каждый день. Выберите удобное время для этого
Слушайте с интересом и вниманием, как читает школьник, помогайте ему, читайте по очереди. И опять хвалите
Пусть малыш читает какую-то книгу «про себя». Это приучит его получать удовольствие от процесса чтения. Не ругайте первоклассника за то, что у него что-то не получается. Лучше объясняйте, почему этому надо научиться. Только не занимайтесь после 20.00. Школьник должен ложиться спать не позднее 21.00. Иначе следующий учебный день не будет продуктивным.
Постарайтесь помочь первокласснику, проявите больше заботы и внимания. Рассказывайте о своих успехах и школьных трудностях. Тогда ребенок не будет чувствовать себя «не таким». Пусть учеба в школе будет самым радостным временем для вас и ваших детей.
3. Не понимает заданий и не хочет разбираться в них
Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.
Как бороться: главная задача родителей — помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.
Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход. Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть. Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.
4. Не созрел психологически
Как выявить: чаще всего эта проблема возникает у деток, которым нет шести лет или только исполнилось. Постоянные нарекания учителя на плохую дисциплину — главный сигнал неготовности ребенка к школьной жизни. При этом на вопросы о том, какое поведение в школе нормально, ребенок не может ответить правильно, а когда начинаешь ему объяснять, как надо себя вести, он, недоумевая, задает вопрос: «А почему?» Такому ребенку трудно даже 10 минут усидеть за уроками.
Как бороться: ребенок может уметь читать, писать и считать, но это ничего общего с эмоциональной и психологической готовностью не имеет
Высидеть четыре-пять часов за партой, постоянно удерживать внимание при минимуме движений под силу только «созревшему» ребенку. Если до конца сентября поведение ребенка не изменится — как правило, даже самый большой непоседа привыкает к правилам поведения в школе за месяц, — стоит посоветоваться со школьным психологом и, возможно, оставить его еще на год в садике
При этом родители не должны делать акцент на том, что они забрали ребенка со школы, потому что тот не справляется с программой, чтобы не посеять в нем неуверенность в своих силах в дальнейшем.
Какие занятия полезны неусидчивым детям
Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.
В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.
У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.
Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.
5. Недисциплинированный, невоспитанный
Как выявить: на вопросы от том, как нужно вести себя в школе, ребенок отвечает верно, а поступает наоборот. Например, на вопрос «Можно ли бегать по классу?» он отвечает: «Нет», а на вопрос «Как надо обращаться к учителю? отвечает: «На «вы» и по имени-отчеству», а на деле в школе нарушает свои же слова.
Как бороться: если это недостаток воспитания, ситуация исправляется в течение двух месяцев при ежедневной «работе над ошибками». Первый месяц контролируйте его поведение дома, а перед школой напоминайте ребенку о правилах поведения в социуме, о последствиях его выходок. Если плохое поведение не проходит за месяц, подключите школьного психолога.
Он будет посещать с ним уроки (сидеть за одной партой) и корректировать его поведение. Например, когда ребенок захочет встать во время урока, пояснит, почему нельзя, а если захочет выйти в туалет, напомнит, что стоит попросить разрешения. Если результатов корреляции к третьему месяцу нет, вероятно, у ребенка есть психические проблемы и его стоит обследовать у психиатра.
Советы родителям
Благоприятная обстановка дома. Моральная обстановка, которая окружает ребенка, очень важна, рассказывает Ирина Филоненко. Трения между родителями в этот период нужно свести к минимуму: или «сглаживать», или уводить от глаз ребенка, чтобы лишний раз его не нервировать.
Меньше критики
Сейчас очень важно оставить любую критику и сосредоточиться на похвале. Подбадривать ребенка в дни перед школой крайне важно
Хвалите его в том, что у него хорошо получается, и меньше обращайте внимания на то, в чем он слабее.
Положительные отзывы о школе и учебной деятельности в целом. Особенно это касается первоклассников. Дети постарше уже в курсе, что из себя представляет школа, а вот малышам положительный образ заведения, где они проведут ближайшие 10 лет, точно не помешает. То же относится и к детям, которые переходят учиться в другую школу.
31 июля, 8:54
Барнаульцы размышляют, нужно ли покупать школьную форму к 1 сентября
«А школа-то хоть будет? Форму покупать? Или так и продолжим учиться на дистанте?» – такие вопросы задают друг другу в соцсетях родители школьников Барнаула
Подчеркивайте положительные качества учителя. Для младшеклассников очень важен авторитет педагога. Все ли я пойму? Какие у учителя будут требования? Со всем ли я справлюсь? Такими вопросами обычно задаются бывшие детсадовцы.
Перед школой полезно подкорректировать режим дня: раньше ложиться, раньше вставать, чередовать познавательную активность с двигательной. Если ребенок переходит в новую школу или идет в первый класс, специалист советует летом сходить в учебное заведение на экскурсию.
Также перед учебным годом будет не лишним проконсультироваться с педиатром о профилактике заболеваний.
Если ребенок обидчивый
Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».
Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.
Сложный переход, который доступен только человеку
В семь лет тип мышления меняется на словесно-логический, тот тип, который является основным у взрослых людей. Смена эта также происходит постепенно, и задолго до кризиса у ребенка уже могут быть некоторые свойства этого типа мышления, а сам кризис обусловлен передачей руля от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению и знаменует то, что отныне словесно-логическое мышление будет занимать большую часть головы.
При этом родителям важно понимать, что этот весьма сложный переход, который доступен из всего живого мира только нашему виду, ни одно млекопитающее не обладает этим качеством мозга, этот важный переход длится довольно долго после того, как кризис уже минует. Окончательно словесно-логическое мышление во всей своей функциональной полноте формируется к 13-15 годам
Предыдущие формы мышления при этом не отмирают, но отходят на задний план. У взрослого человека тоже имеется и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление, он активно ими пользуется, но главным является словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление, например, ежедневно проявляется у нас в почёсывании затылка при вспоминании чего-либо, в жестикуляции, которой мы сопровождаем объяснения, в привычке расхаживать во время напряженного думанья и во многом другом.
Кроме смены типа мышления в 7 лет происходит следующий этап формирования личности – «Я – социум». До этого ребенок усваивал понятие «Я – другие Я», теперь он расширяет зону своего внимания и начинает замечать существование широкого круга людей, социума с его иерархиями, взаимоотношением и с необходимостью занять какое-то место в нём, и желательно место потеплее.
Также в этом возрасте меняется ведущий вид деятельности с игровой на познавательную. Это именно внутреннее изменение. Не оно вызвано походом в школу, а наоборот – именно это изменение, будучи замеченным поколениями наших предшественников, сформировало в разных странах одинаковую традицию отдавать детей на обучение ремеслу, профессии или ныне в школу в этом возрасте.
Именно прохождение этого кризиса является основным фактором готовности ребенка к школе. Если ребенок пошел в школу до того, как перешагнул этот рубеж, адаптация к школе наслоится на возрастные изменения и даст неблагоприятный результат. Это может выражаться как в затягивании процесса адаптации, так и в полном её провале, который ведёт к школьной дезадаптации, что приводит в свою очередь к серьёзной неуспеваемости.
Родителю, на мой взгляд, важно знать, что именно происходит с ребенком и почему. Знание процесса и его причин помогает в принятии ежедневных решений, помогает быть более терпеливыми, с пониманием относиться к трудностям ребенка, доверять ему, когда он прямо или косвенно жалуется на них
Зачастую именно поддержка и понимание – главная помощь, которую мы можем оказать другому человеку.
По времени адаптация к школе вписывается в те же рамки, что и адаптация к саду, собственно это общие для нас временные отрезки, в которые наша психика в среднем адаптируется к любым серьёзным переменам – до 2 месяцев активная фаза и до 6 остаточная. В отличие от адаптации к садику, активная и остаточная стадии адаптации к школе имеют более плавный переход, и заметные признаки адаптации в пассивный период – норма. Тогда как при адаптации к садику в остаточный период видимых невооруженным глазом признаков быть не должно.
Поэтому условно можно сказать, что нормальный период адаптации к школе – до 6 мес.
Течение адаптации к школе также можно разделить на более-менее чёткие группы. Однако в случае со школьником будет больше смешения и переходов между этими видами адаптации, больше индивидуальных особенностей.
Мама устала и решает: «Все плохо, пошли в другое место»
– Насколько важен настрой родителей на учебу в школе?
– Если родители не уверены, что школа – это хорошее место в целом или, скажем, считают, что конкретная школа недостаточно хороша для ребенка, – это очень сильно ему транслируется, ребенок тонко чувствует ситуацию, даже если этот разговор происходит между взрослыми на кухне вечером или по телефону.
То есть если вы сами сильно сомневаетесь и сами сильно устали от школы, мимо ребенка это не пройдет и все моменты его сопротивления будут усилены.
Ребенку гораздо легче, если родители настроены на то, чтобы этот период пройти обязательно. Родитель может сказать, что всем сейчас тяжело, в том числе и взрослым, может рассказывать про адаптацию, что нарушен привычный путь, нейронные цепочки нарушились и еще не восстановились.
Фото: nabludatel.ru
– Ты привык вставать в половине десятого, а сейчас – в 6.45 или в 7 часов. Конечно, тебе трудно, понятно, что ничего не хочется, и в школе шумно. Нужно время, чтобы к этому шуму привыкнуть. Человек так устроен, что ему на все привыкания нужно время.
Бывает, конечно, что столкнулись с тем, что школа действительно не подходит. Что-то изменилось, или ребенок вошел в какую-то уязвимую стадию, чем-то переболел, и у него начались какие-то невротические проявления. Но и тут решение уйти не должно быть очень быстрым.
Действовать немедленно нужно в ситуациях, связанных с насилием со стороны учителя.
А если у ребенка накапливается действительно неприятие школы, то оно никуда не денется через два месяца. Дело взрослых – наблюдать, советоваться, возможно, снизить нагрузку, но не размышлять вслух при ребенке, подходит ли ему школа. Потому что это очень сильная дестабилизация для детей.
Решение забрать ребенка из школы должно быть очень медленным. Если вы уходите из ситуации, в которой есть ощущение, что вы не справились, есть риск, что эта ситуация, где вы не справляетесь, перекочует и на другую систему обучения.
– Когда все-таки, на ваш взгляд, стоит переходить в другую школу, на домашнее обучение?
– Важно, чтобы прошло время, и лучше уходить в стабильной, хорошей ситуации, когда вы в принципе можете и остаться, но просто вам больше подходит другой вариант. Потому что ощущение неудачи и стремление уйти от трудностей по первому эмоциональному срыву – стратегически очень сомнительный выбор
Да, повторяю, бывают экстренные ситуации, что действительно надо уходить, например, когда учитель агрессивен или истеричен.
Но все-таки чаще на первой эмоциональной волне обычно ребенка забирают потому, что мама устала, а тут еще ребенок сопротивляется. Мама решает: «Все плохо, пошли в другое место». А через какое-то время трудности, эти же или другие, могут появиться и в другом месте.
Если ребенка каждый раз выдергивали и он полностью благополучно не прошел синдром адаптации, у него формируется привычка выскакивать в момент трудностей. И это очень нехорошо.
Так что решение уйти из школы нужно принимать со спокойной головой: «Все, здесь мы все взяли, нам сюда больше не надо».
Иногда со своими проблемами надо разобраться именно родителям. Может быть, в семье какие-то проблемы, родители в кризисе, и ребенок переносит их, в том числе на школу. Так что порой сначала нужно решить, смягчить проблемы в семье, и тогда проблемы со школой станут гораздо мягче.
Укрепляйте самооценку вашего ребенка
Лаура Фуэнтес недавно отправила в школу своего младшего ребенка
Она рассказала, что необыкновенно важно укреплять самооценку ребенка, тогда он будет уверенно себя чувствовать в классе и спокойно делиться своими мыслями во время урока
«Научите детей спрашивать, если им что-то нужно, знакомиться с другими детьми в классе и отвечать, когда с ними заговаривает учитель — все эти новые навыки ваш ребенок будет развивать в школе, — говорит она. — Заранее укрепляя самооценку ребенка, вы помогаете ему приспособиться к новым социальным условиям».
Лаура Фуэнтес предложила заранее научить детей говорить громко и четко и позволить им принимать собственные решения, чтобы повысить уверенность в себе, например, когда дело касается выбора одежды или еды на завтрак.
Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять
– У ребенка может вызывать неприятие то, что школа – это скучно, там надо работать, там есть обязанности?
– Да. У нас немецкая система образования, она присутствует в России и в большей части других стран и не связана с развлечением. Это система, которая основана на некоем принуждении, на том, что трудно, что ты трудности преодолеваешь и эти систематические усилия – часть воспитания. Если родители в целом с этой концепцией не согласны и у них есть возможность выбора, то нужно что-то другое искать.
Есть семейное обучение, и там график строится, исходя из потребностей семьи и ребенка. Это совершенно другие ритмы. Есть частные школы, где к ребенку индивидуальный подход и где можно вообще не делать никаких усилий. Есть другие системы обучения, где пытаются обойтись без зубрежки и без классно-урочной системы.
Только надо помнить, что у каждой системы есть свои минусы.
А еще то, что умение трудиться необходимо в жизни. Причем сам по себе труд не травмирует. Травмировать может плохое отношение педагога, перегрузка. Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять вообще.
Фото: Sergey Beynik «Первоклашка» (фрагмент)
– Но если истерики сильные, каждый день, ребенок категорически заявляет, что в школу не пойдет? Переводить в другую школу, на семейное обучение?
– Я бы решение не принимала, пока не пройдут эти полтора-два месяца. Нужно пытаться разобраться, в чем может быть еще дело. Причин дискомфорта в школе, помимо адаптации, может быть много: пришел новый мальчик в класс, шумный, драчливый, и ребенок его боится. Или пришла какая-нибудь девочка, которая больший лидер, чем ваш ребенок.
Может быть, что-то произошло в плане в отношений с другими детьми, может быть, поменялся учитель, может быть, сменилась раздевалка или класс, может быть, начался новый предмет со строгим учителем, может быть, поменялся поставщик обедов и там стало невозможно есть. А может быть, у ребенка проблемы, и он не может пользоваться школьным туалетом.
Истерика может появиться, если начались оценки или ребенок пошел в пятый класс, а средняя школа – совсем другое, другая жизнь, другие требования. Причин может быть много, может быть, какая-то касается вашей ситуации? Но в первую очередь нужно исключить какие-то моменты конфликта с учителем.
А еще, может быть, ребенок просто дорос до протеста. Скажем, в первом классе ему не пришло в голову, что можно в школу не хотеть, а теперь вырос и сообразил. От родителей здесь нужен адекватный ответ, настрой, что школа – это необходимая часть жизни…
Так что надо не сразу бежать и забирать ребенка, а смотреть, что происходит, в чем причина, не появилась ли психосоматика – головные боли или рвота, например. Но, опять же, сначала ищем причину и только потом принимаем решение.
Кто идет в первый класс: ребенок? Мама? Вся семья?
Мамы часто говорят так: «Мы идем учиться», «Мы пошли в школу». Слово «Мы» отражает реальное положение дел, потому что родители маленького ученика волнуются едва ли не больше будущего школьника, вместе с ним собирают портфель, делают уроки, переживают за его ошибки и радуются первым успехам.
Поступление в школу — новый этап в жизни вчерашнего дошкольника и его семьи. Задача родителей — создать благоприятные условия для ребёнка к обучению.
Хочу предостеречь мам завтрашних учеников: не нагружайте малыша кружками и секциями с первого класса, особенно если он медлительный или не блещет здоровьем. Пусть у первоклассника будет достаточно времени для игр, да не компьютерных, а подвижных, и на свежем воздухе.
Причины стеснительности на уроке
Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:
Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.
Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.
Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).
Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.
- Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
- Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
- Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.
Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.
Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.
Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке
Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.
В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника