Читайте так же…
Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ
Приступы мигрени у детей
Примерно 10% людей страдает от мигрени
Непривычная пища
Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.
Выход
Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.
Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.
5 причин отказа ребенка от детского сада
Ребенку предстоит пройти непростой период адаптации – к новому образу жизни, обстановке, распорядку дня
Если дома малыш может вставать в любое время, мама и другие близкие люди готовы в любую минуту уделить ему свое внимание, то в садике все кардинально меняется
Детей ждут незнакомое помещение, чужие тети, чужие дети, с которыми хочешь не хочешь приходится контактировать, а также новые правила и новая еда. Ребенку не уделяется так много персонального внимания, к которому он привык, и при всем при этом много часов он не видит родных людей. Большинство детей болезненно на это реагируют и не желают идти туда, где им некомфортно.
Чтобы хоть немного подготовить маленького человечка к предстоящим изменениям, родителям стоит заранее начать приучать его к четкому графику (организуйте подъем, питание и сон в одно и то же время).
Нежелание иди в детсад может быть связано с трудностями общения с другими детьми. Каждый ребенок индивидуален. Если один быстро находит общий язык со сверстниками, то другой предпочитает играть сам или с одним-двумя детьми, которые пришлись ему по душе, из-за этого также возникают конфликты.
конфликты.
Некоторые дети иногда выбирают одного из своих сверстников в качестве мишени для насмешек. Поводом для этого могут послужить нестандартная внешность, необычная манера поведения или даже личные достижения.
В подобном случае родители не могут контролировать ситуацию – заставить других детей перестать дразниться в общем-то невозможно. Тут необходимо работать со СВОИМ ребенком, учить его защищаться и адекватно реагировать на насмешки. Маленькому человечку придется подготовиться к тому, что в жизни не всегда будут рядом любящие родители и приятные доброжелательные люди.
Нелюбовь к детскому саду может объясняться тем, что ребенку не нравится какое-то конкретное действие, мероприятие, правило. Например, малышу может не нравиться питание, обязательный обеденный сон, процесс одевания/раздевания на прогулку, рисование или то, что рядом с ним находится кроватка мальчика, с которым он не дружит. Нужно определить источник раздражения, и в зависимости от этого принимать решение.
Иногда причина истерик кроется не в садике, а в семейных проблемах. В семьях, где взрослые ссорятся или собираются разводиться, дети глубоко переживают из-за происходящего. Протесты против похода в садик – одно из проявлений психоэмоционального напряжения ребенка.
Ну и, конечно, нельзя исключать проблему «нелюбимого» воспитателя. Сложные отношения с педагогами «виноваты» в ненависти к детскому саду примерно в 30% случаев, причем источником проблемы может быть, как воспитатель, так и ребенок.
Безусловно, есть такие наставники, от которых детям хочется сбежать. Обычно это чрезмерно требовательные воспитатели с авторитарным стилем, которые не умеют найти подход к ребенку и требуют беспрекословного послушания. Маленьким непоседам непросто соблюдать все правила на новом месте, а неумелый неуравновешенный педагог не в состоянии найти компромисс, в результате чего возникают конфликты.
С другой стороны, ради объективности, нужно отметить, что проблему может создавать и сам ребенок (кто как не родители знают, как с ним иногда непросто). Особенно сложно работать с гиперактивными, агрессивными и избалованными детьми, которые не подчиняются общим требованиям, а иногда и сознательно провоцируют педагогов.
В таких случаях у родителей есть два выхода – поменять детский сад (если не удается наладить отношения с воспитателем) или обратиться к детскому психологу, если требуется коррекция поведения ребенка.
Отдельно нужно упомянуть о том, что нервное поведение может объясняться возрастными особенностями. Так, по мнению психологов, в возрасте до 2–2,5 лет детям еще не слишком интересны их сверстники, поэтому они сильно скучают в саду по маме. После 3–4 лет малыш готов потихоньку «отрываться» от маминой юбки и заводить новые знакомства, поэтому в этом возрасте привыкание к детсаду обычно проходит быстрее и проще.
Как выглядит детский протест
Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста
- Чаще всего дети выражают свое недовольство словами. Некоторые довольно спокойно рассказывают дома о том, что их не устраивает в детсадовской жизни, другие закатывают истерики без объяснения четкой причины («не хочу!», «не пойду!»). В любом случае родителям нужно обязательно поговорить с ребенком, предварительно успокоив его.
- Нередко к словесным жалобам присоединяется плач, причем малыш может пытаться воздействовать слезами намеренно, рассчитывая на родительскую жалость. Не стоит поддаваться этому чувству, поскольку делу это никак не поможет. Как и в предыдущем случае, ребенка нужно успокоить и постараться разузнать, что конкретно его беспокоит.
- Хуже, когда дети замыкаются в себе, тем более, что некоторое время родители могут не догадываться о проблеме. Повышенная раздражительность и агрессивность, плохой сон, энурез, участившиеся ОРЗ – все это может быть связано с посещением детского сада. В таких случаях родителям не всегда удается вытянуть из ребенка ответ, что происходит. Скорее всего, понадобится помощь психолога.
Чего делать нельзя
Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: Разлука с малышом. Когда можно оставлять ребенка?) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.
Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония
Каковы пути решения этой проблемы: Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета. Зачастую дети просто не слышат воспитателя
Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель
Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.
Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!
Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.
Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей — как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.
Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.
А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком — к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) — то и является для него источником стихийной психотерапии.
Как воспитывать ребенка, чтобы его личность не задавили в детском саду и школе?
Мама: Моя дочь просто ангел, мне очень повезло. Ей 3 года. Сейчас я следую за ней, я ее слушаю, стараюсь уважать ее личность. Я самый лояльный и самый демократичный человек в семье. Вообще считаю, что надо воспитывать мужа и бабушку, а не ребенка. Я хочу спросить про школу. Как к ней подготовиться, когда в ней абсолютное солдафонство и нет никакой свободы? Я боюсь, дочку там задавят.
Ю.Б.: Вы хотите сказать, что проповедуете гуманизм и уважение к дочери, а наше общество проповедует все наоборот — насилие, жестокость, хитрость. И ваша малышка туда попадет. Дома все белое и пушистое, а потом она попадет в этот жестокий мир. Мне кажется, я правильно отразила вашу тревогу?
Во многом я с вами согласна. У меня один ответ: чем более личностно сохранным и закаленным выходит ребенок из дома в мир, тем более он защищен. Чем больше его понимали, уважали, чем больше он смог реализовать себя, свои способности и потенциалы, тем больше у него запаса выживания и сопротивления в жестких или жестоких условиях.
И наоборот, чем более жестко воспитывался малыш, тем более он незащищен при выходе в мир. Ровно наоборот! Так что идите этим курсом.
Обратите только дополнительное внимание на способность дочери преодолевать огорчения и обиды, при эмоциональном расстройстве находить в себе внутренние силы. Ребенка надо психологически закалять, развивать правильное отношение к людям и к себе, воспитывать его чувство достоинства
Тогда он будет готов к встрече с трудным миром
Ребенка надо психологически закалять, развивать правильное отношение к людям и к себе, воспитывать его чувство достоинства. Тогда он будет готов к встрече с трудным миром.
6 советов родителям: что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад
Бывает, что ребенок первый раз пошел в садик абсолютно спокойно, но со следующего дня начал закатывать истерики. Возможно, вы допускали, что придется потерпеть жалобы недельку-другую, но вот уже прошел месяц, а проблема осталась. Психологи советуют набраться терпения – период адаптации может затянуться до 3–4 месяцев.
Но, конечно, это не значит, что нужно просто ждать – родителям необходимо действовать. Ваша задача – найти и устранить причину недовольства. Если самостоятельно это сделать не получается, нужно обратиться к опытному детскому психологу. Специалист сможет «разговорить» ребенка или определит источник проблемы с помощью тестов.
Решение проблемы в зависимости от основной проблемы будет индивидуальным, но в любом случае стоит придерживаться следующих правил:
- Обеспечьте одинаковый режим дня (приближенный к расписанию в садике) на протяжении всей недели, включая выходные (можно сделать небольшие «поблажки»). Если истерики затягиваются, устраивайте иногда «каникулы» – постарайтесь некоторое время пораньше забирать малыша или устраивайте на неделе «выходные» от садика.
- Будьте терпеливыми к капризам во время адаптации – скорее всего, таким образом малыш реагирует на возросшую психологическую нагрузку. Постарайтесь успокоить и отвлечь ребенка интересными занятиями.
- Создайте дома спокойную обстановку – ребенок должен знать, что дома все хорошо, его любят, ждут и всегда поддержат.
- При малыше никогда не говорите плохо о садике и его сотрудниках, старайтесь сформировать у него хорошее отношение к детсаду.
- Наладьте отношения с педагогами, интересуйтесь, как ведет себя ребенок, как он общается с другими детьми, питается, спит и т.д. Психолог может порекомендовать родителям первое время побыть несколько часов в саду вместе с ребенком.
- Чтобы малышу было проще адаптироваться, дайте ему с собой какую-то небольшую игрушку, которая будет напоминать о доме и маме.
Изменения в распорядке дня: что делать родителям?
Что же может предпринять родитель в тех случаях, когда правила меняются? Может быть, к вам приехал родственник или детский сад закрыли на карантин. Может быть, сломался телевизор или айпад — и ваш ребенок не сможет посмотреть «Улицу Сезам» перед тем, как пойти в садик. Помочь ребенку пережить такие незначительные изменения — значит помочь ему выдержать более серьезные изменения в дальнейшей жизни.
Прежде всего признайте, что вашему ребенку, возможно, не понравится изменение привычного режима дня и что именно вам предстоит поддержать его, когда он расстроится. Вы знаете, что это временные изменения, — сумейте передать это ощущение своему ребенку.
Если об изменениях известно заранее, расскажите ребенку о них незадолго до ожидаемых событий. «Сегодня ты проснешься и увидишь, что к нам приехала бабушка. Мне надо на работу пораньше, поэтому бабуля пришла посидеть с тобой. Я приду домой к обеду, чтобы узнать, как у вас дела».
Детям необязательно понравятся перемены, даже если их предупредили, поэтому важно признать, что ребенок может расстроиться. «Может быть, ты огорчишься, но завтра (во вторник) праздничный день
Обычно ты ходишь в садик по вторникам. Но этот вторник будет особенным — без детского сада».
Многие родители излишне опасаются, что нарушение привычного распорядка плохо скажется на детях. Например, отклоняют предложение поехать в гости за город, потому что тогда придется обедать позже обычного, а «ребенку нужно соблюдать режим дня».
За долгие годы общения с родителями я обнаружила, что им тоже нелегко привыкнуть к изменениям. Поэтому если родители беспокоятся о том, сумеют ли приспособиться к какому-то распорядку, ребенку непременно передастся их волнение.
Успокойтесь сами, ищите компромисс
Зачастую истерика, особенно в общественных местах, застает нас врасплох. Становится настолько неловко, что хочется любым способом ее остановить.
Здесь важно не волноваться о том, что подумают другие – это самое главное. Если ребенок будет видеть, что на вас это не действует, значит, не будет он этого повторять. А если вы внутри себя вздрогнули, посмотрели по сторонам – ага, люди оборачиваются, то почему бы не выцыганить то, что хочу?. На самом деле, большинство окружающих отнесутся с пониманием к этой ситуации, они тоже были родителями и прошли через этот этап
На самом деле, большинство окружающих отнесутся с пониманием к этой ситуации, они тоже были родителями и прошли через этот этап.
Будучи совершенно спокойными, попробуйте переключить внимание ребенка – словом, репликой, неожиданным звуком (но не очередной поощрительной конфетой). Как вариант, сочините на ходу сказку: «Жил-был мальчик, который не слушал маму…».
Как вариант, сочините на ходу сказку: «Жил-был мальчик, который не слушал маму…».
Ищите мотивацию по примеру других детей. «Смотри, все дети идут в садик, пойдем посмотрим, чем они там занимаются».
Затем, когда ребенок, успокоился, обсудите ситуацию, попробуйте найти компромисс.
Объясните, что вам не нравится такое поведение. Вы очень его любите, но в следующий раз не сможете взять его в магазин, в котором он устроил истерику, придется остаться с бабушкой. А ты мне так нужен: кто будет помогать делать покупки?
Надо объяснять любое свое решение, даже когда кажется, что ребенок не понимает. Поверьте, рано или поздно он все поймет. Просто говорите – ищите компромисс.
Нелюбимая воспитательница
Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.
Выход
Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.
Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
Как помочь малышу в адаптации?
Хотя многих нелепых попыток решения проблемы следует избегать, есть способы действенно поспособствовать тому, чтобы ребенок любого типа адаптации приобрел дополнительную уверенность и самостоятельность. Это не решит проблему мгновенно, и малыш может плакать еще два-три месяца, но при правильном подходе вы добьетесь поставленной цели максимум через полгода, даже в самых тяжелых случаях (кроме наличия серьезных внешних причин для слез). Итак, советы психолога:
- Малыша очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного стресса.
- Пройдитесь по нескольким детским садам, в идеале – с малышом. Так и вы лучшее учреждение подберете, и он получит возможность заранее составить мнение о предстоящем как о чем-то нормальном, не являющемся проблемой.
- Пусть изменения придут в жизнь ребенка постепенно. Если он привык долго спать и большую часть времени сидеть дома, проведите репетиции – сначала просто будите его в предполагаемое время, затем добавьте сборы, а дальше выводите его на прогулки, которые однажды приведут прямиком в детский сад.
- Если вы сдаете малыша в садик довольно поздно, попробуйте словами объяснить ему, в чем польза новых знакомств и круга общения. Не забудьте и о том, что обычно это не дается в первый же момент, так что сначала надо немного потерпеть.
- Чтобы ребенок не думал, что его бросили, дайте ему четкую привязку к расписанию, дабы он знал, что родители действительно не забыли о нем, просто еще слишком рано.
- Пусть малыш учится общаться с другими детьми заранее – хотя бы в той же песочнице. Можно попробовать сымитировать ситуацию и дома, в ролевой игре по мотивам детского сада.
- Пусть маленький возьмет с собой нечто привычное, дорогое своему сердцу. Лучше всего подойдет, конечно же, любимая игрушка.
- Постарайтесь сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что опоздаете на работу.
- Демонстративно дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Опять же, если карапуз остается в хороших руках и его потом заберут, то почему мама плачет и не хочет прощаться с маленьким? Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться не может.
- Вечерами интересуйтесь состоянием дел ребенка. Самостоятельно проговорив свой день, он сам поймет. что ничего плохого не произошло, а если такое повторяется изо дня в день, то и нечего там бояться.
В следующем видео психолог поделится с вами практическими советами по .
Объективные причины
Вся описанная классификация уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и устранив такие причины
Вот на что стоит обратить внимание:
Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том, почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально все. А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в этом), третьи просто не желают слушаться чужих.
- Иногда детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно, что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому, что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
- Дети очень сильно нуждаются в общении – в куда большей степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере. Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не приуныть?
- Причиной острого нежелания посещать детский сад может оказаться поведение других детей. Не секрет, что дети – существа довольно жестокие, просто потому, что они пока не осознают, насколько сильно способны обидеть другого человека. Они могут дразниться и обзываться, но в таком возрасте объект насмешек еще не умеет критически относиться к подобным ситуациям и оставаться безразличным. Некоторые начинают обзываться в ответ или даже бросаются в драку, а кто-то обижается, чувствует неприятие себя коллективом и плачет.
- Самое забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду провоцирует сама мама, приводящая малыша. Она очень сильно переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря, такое поведение мамы их откровенно пугает.
Что делать, если ребенку не нравится воспитатель в детском саду
Мама: Сыну 3 года, он не хочет ходить в сад к определенному воспитателю. Воспитателя очень сложно поменять. Как правильно поступить?
Ю.Б.: Дети очень хорошо тестируют воспитателей и учителей. По-видимому, этот воспитатель «не тянет». Некоторые воспитатели вообще не должны работать в детских садах, они профнепригодны.
Об этом убедительно писал Карл Юнг еще 100 лет назад: «Воспитателей надо воспитывать!» Это он относил и к родителям, которые, по его словам, думают, что достаточно завести ребенка — и они уже годятся в воспитатели — нет! Еще хуже, писал он, что так думают люди с педагогическим образованием: если они окончили вуз или училище, то они профессионалы-воспитатели. Тоже нет! Их тоже еще надо воспитывать.
По-моему, в вашем случае надо верить сыну: если он не принимает воспитателя, значит, тот не годится!
А как с этим быть? Либо вы будете уламывать малыша: «Нет, все равно иди!», проявлять некоторое насилие, и это плохо. Второй выход — уговаривать, воздействовать на его эмоции: «Если тебя выгонят из садика, что мне тогда делать?». Рассчитывая на его сочувствие, принуждать делать то, что ему плохо. Это тоже не годится.
По-моему, самый лучший выход — идти к воспитателю и беседовать. Может быть, не просто с воспитателем, а с заведующей детским садом.
Я однажды была в больнице, где лежал близкий мне человек, и он рассказал об ужасной нянечке, которая оскорбляла больных, а иногда просто над ними издевалась.
Я пошла к заведующей отделением: «Один больной, вы меня извините, я не хочу выдавать его, рассказал, что очень много жалоб на такую-то нянечку!». Она мне: «Знаем, давно знаем, мы давно готовили увольнение. Но дело в том, что она была посажена начальником, который сейчас, слава богу, смещен! И теперь мы ее скоро уволим».
Может оказаться, что плохая воспитательница была взята на работу сватом, братом или любовником-начальником. А почему дети должны мучиться? Тут надо защищать благополучие малыша. Но защищать умело — беседовать так, чтобы не восстановить «рабочий коллектив» против ваших сына или дочери.
Чего делать не стоит
Нежелание ребенка идти в садик проявляется по-разному: от простых уговоров до истерик и угроз. Но в этом случае родители хотя бы видят и осознают проблему. Гораздо сложнее понять, в чем причина нервозности малыша, если свое нежелание идти в сад ребенок не высказывает прямо, а просто всячески пытается избежать этого события:
Не стоит сразу отказываться от посещения дошкольного учреждения, как бы жалко ни было своего кроху. Именно в детском саду ребенок приобретает необходимые социальные навыки, развивается, учится общаться со сверстниками и взрослыми, становится более самостоятельным. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, впоследствии проще адаптируется к школьной обстановке.
Нельзя поддаваться на уговоры ребенка «один денек посидеть дома», «только сегодня не пойти в детский сад». Добившись своего уговорами, в следующий раз ребенок при отказе станет уже кричать и плакать, а там недалеко до истерики. Существует строгое правило: если решено водить в детский сад, то нужно твердо стоять на том, что каждое утро малыш просыпается и идет в свою группу.
Водить ребенка через день, «чтобы он привык», также не вариант. Если уж мама сильно переживает, то допускается первое время оставлять кроху на несколько часов, например, до обеда, или же забирать после дневного сна.
Пускать проблему на самотек, думая, что через время она решится сама собой, тоже опасно. У наиболее чувствительных ребятишек из-за сильного психологического стресса родители отмечают так называемый регресс в развитии. Ребенок, который уже давно просится на горшок, вдруг перестает это делать, а рассказывающий стихотворения малыш не хочет связать и нескольких слов. Такое обычно наблюдается перед очередным скачком в развитии, кода кроха накапливает впечатления и опыт, а потом удивляем окружающих новыми «умелками». Но может и говорить о серьезных проблемах. Если у ребенка наблюдается подобный регресс, и связан он с началом посещения детского сада, консультация со специалистом обязательна.