Шизофрения у детей

Содержание мышления — что это?

Содержание мышления — это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира — индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.

Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.

Негативные установки мышления

Если вас мучают неприятные эмоции, постоянно кажется, что все не так и вы замечаете в других лишь недостатки – это совсем не значит, что с вашим мозгом что-то не так и все потеряно. Это лишь означает, что совместная работа нейронов в некоторых цепочках приводит к тому, что повышается вероятность концентрации на негативе, другими словами, появляются негативные установки мышления. Если в вашем мозге сформируется некоторый шаблон негатива, по которому вы идете, как проторенной дорожкой, уже несколько лет, то, скорее всего, вы попадете в своеобразную спираль, которая ведет только вниз. К счастью, пластичность и адаптивность нашего мозга позволяет не только скатиться по наклонной, но и выбраться, как только вы приложите достаточно усилий.

Теперь перейдем к более конкретному обсуждению особенностей мозга, а точнее, узнаем, какие именно изменения в структуре мозга вызывают жалобы.

Можно даже спорить, что вы хоть раз встречали человека, который только и делает, что жалуется, бурчит, выражает недовольство и обсуждает всех за спиной. От него не дождешься похвалы и позитива, он только и может извергать из себя недовольство. Кому повезло меньше, у того такой человек находится в близком окружении, а уж кому совсем не повезло, так это тем, кто сами являются такими людьми.

У недовольных есть много неприятных черт, но худшей является то, что они никак не могут сдержать все в себе, оно в них настолько бурлит, что просто необходимо излить жалобы в уши ближнего.

И хоть они и раздражают всех, от продавщицы на кассе до родной матери, их не следует осуждать. Намного лучше попытаться понять, что же их к этому подталкивает.

Формы

Шизофрения имеет множество форм, некоторые из которых легко перепутать между собой:

  • Простая (вялотекущая) шизофрения. Особенностью является постепенное начало, как правило, в возрасте 12-14 лет, и может медленно прогрессировать на протяжении всей жизни. Больные становятся замкнутыми, появляется двойственность суждений, нарастает апатичность и ненависть к окружающим. Характерна «фамильная ненависть» — агрессия по отношению к своим родителям. А теперь скажите, похоже ли это на шизофрению или же на подростковый максимализм и гормональные изменения? Галлюцинации и бредовые суждения могут быть выражены незначительно;
  • Параноидная. Ведущим симптомом является бред преследования, иногда – бред ревности. Часто встречаются слуховые галлюцинации, реже – зрительные. Голоса могут быть как нейтрального, так и насильственного характера;
  • Гебефренная — юношеская шизофрения. Пик заболеваемости приходится на 14-16 лет, у подростков отмечается манерность, изменение в поведении, неспособность выполнять повседневные дела, агрессивность, разорванность речи мышления, слуховые галлюцинации;
  • Кататоническая. Выражается в апатичности, ступоре, застывании в одной позе, часто присутствуют галлюцинации. После ступора наступает возбуждение с неконтролируемым копированием чужих высказываний, движений, мимики, жестов;
  • Недифференцированная. Смешанная форма, у которой нет ярко выраженной симптоматики;
  • Постшизофреническая депрессия — после дебюта шизофрении у человека начинается депрессивный синдром, симптомы которого выступают на первое место. А, как известно, при депрессии также возможны галлюцинации и бредовые переживания;
  • Остаточная. Симптомы шизофрении размыты, однако сохраняется эмоциональная холодность и тупость.

Классификация

Расстройства мышления отличаются по характеру проявления, при этом не ограничиваясь отдельной схемой. Среди психологов принято использовать общую классификацию, по которой выделяется несколько типов расстройств:

  1. Нарушения операционального компонента. Главными мыслительными операциями при этом являются — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение. Если возникают мыслительные расстройства, они проявляются в искажении, снижении уровней обобщения информации.
  2. Нарушения динамического компонента. Если субъект в норме, ассоциации образуются равномерно, при этом темп умеренные. Когда возникают нарушения, динамика изменяется кардинальным способом. Мыслительные процессы могут ускоряться или замедляться. При этом изменения происходят приступообразно.
  3. Нарушения, связанные с мотивационно-личностным компонентом. Это целая группа расстройств, к которым относится снижение направленности, целеполагания, саморегуляции. Человек не способен адекватно отвечать на вопросы, реагировать на сложившуюся ситуацию.

Зависимо от темпа расстройства мышления делятся на несколько групп:

  1. Замедленные — ассоциации формируются медленно, их меньше чем положено.
  2. Ускоренные — за одну единицу времени образуется гораздо больше ассоциаций чем положено.
  3. Шперрунг — полная остановка ассоциативного процесса.
  4. Ментизм — человек мучается от огромного количества возникающих идей. При этом мышление значительно ускоряется. Характер проявления — приступообразный.

Признаки

Патологии мышления в психологии сопровождаются такими симптомами:

  1. Инертность — процессы формирования ассоциаций происходят крайне медленно. Человек длительное время не может ответить на поставленный вопрос, речь замедляется, между словами наблюдается длительная пауза.
  2. Ускорение — речевые выражения, ассоциации возникают очень быстро. Мысли не связаны друг с другом, из-за чего человека сложно понять. Во время разговора проявляется активная жестикуляция.
  3. Непоследовательность — часто возникают неустойчивые суждения. При этом между собой чередуются ошибочные, правильные мысли. Человек продолжает здраво усваивать информацию, факты.
  4. Соскальзывания — люди, которые страдают от шизофрении, часто отклоняются от выбранной линии рассуждений. Они часто ошибаются, возвращаются к начальным темам.
  5. Откликаемость — если заболевание принимает тяжелую форму, пациент начинает называть видимые объекты слух. При этом человек не может ориентироваться в пространстве, забывает важные дела, даты, имена.
  6. Искажение обобщения. Пациент не в состоянии провести логичные связи между отдельными предметами. При этом предметы объединяются в отдельные группы только по форме, материалу или цвету.
  7. Снижение уровня обобщения. Больной человек не может правильно обобщать признаки. Ему трудно определить характерные свойства, которые связывают похожие предметы, но он называет их особенности.
  8. Резонерство — проявляется длительным, бесцельным рассуждением. При этом предложенные суждения не подкреплены какими-либо идеями. Длительные нити рассуждений постоянно разрываются, могут не иметь связи вовсе.
  9. Разноплановость — целенаправленности в действиях человека с таким нарушением не наблюдается. Он не может выявлять различия между предметами, но при этом воспринимает советы.
  10. Бред — возникают многочисленные идеи, которые невозможно осуществить в реальном мире. Пациент пытается отречься от реальности, из-за чего входит в бредовое состояние. При этом индивид полностью уверен в адекватности своих суждений, не воспринимает чужое мнение.
  11. Некритичность — мыслительные процессы незавершенные, поверхностные. При этом мысли не могут двигаться целенаправленно. Могут возникать неконтролируемые поступки.
  12. Навязчивость — сопровождается возникающими фобиями, переживаниями, которые невозможно контролировать со здравой точки зрения. Дополнительно к этому может возникать расстройство личности.

Признаки могут проявляться как по отдельности, так и совокупно.

Диагностика

Для выявления полной картины заболевания, нужно будет пройти много психических тестов и исследований

Чтобы лечение шизофрении принесло положительные результаты, следует как можно раньше обратиться к психиатру. Только специалист сможет определить, какие симптомы и нарушения указывают на расстройство. Часто пациенты путают шизофрению с простым неврозом, который возник на фоне стресса, эмоционального и физического переутомления или других психических патологий.

Для постановки диагноза, определения формы и стадии болезни, требуется пройти через комплексное обследование, которое включает в себя следующие пункты:

  • сбор анамнеза, определение клинической картины;
  • беседа с членами семьи пациента, близкими друзьями;
  • проведение анализов: сюда входит несколько видов исследований крови, анализ мочи, исследование головного мозга и его реакций на раздражители.

Диагностика обязательно должна проводиться комплексно – по одному или паре исследований поставить верный диагноз невозможно.

Виды нарушений мышления

В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:

  • Нарушение динамики мышления.
  • Нарушение операциональной стороны мышления.
  • Нарушение мотивационного компонента мышления.
  • Нарушение критичности мышления.

Нарушения динамики мышления

К ним относят инертность мышления и его лабильность.

Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.

Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:

  • обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
  • логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
  • образовываются одноимённые группы.

Нарушения операциональной стороны мышления

К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.

Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.

Нарушение мотивационного компонента мышления

Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.

Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».

Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.

Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.

Нарушение критичности мышления

При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Развивающие игры на тренажерах для мозга онлайн  — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Диагноз шизофрения — советы детского психиатра по лечению болезни

Для эффективного лечения шизофрении важна ранняя диагностика: чем раньше болезнь будет выявлена, тем больше у ребенка шансов стать более адаптированным к обществу. К тому же, если форма шизофрении еще не приобрела тяжелую степень, ребенок чаще всего будет проходить амбулаторное лечение, находясь в привычных домашних условиях.

Родителям ребенка, у которого поставлен диагноз шизофрения, стоит всегда помнить, что лечение данного заболевания должно проходить исключительно врачами специалистами. Любое самостоятельное вмешательство в ход и методы лечения шизофрении могут привести к непоправимым результатам. Поэтому не стоит предпочитать визит к народному целителю визиту в специализированное медицинское учреждение.

В современной психиатрии для лечения болезни шизофрения применяются препараты, которые довольно мягко корректируют состояние больного. На сегодняшний день, применяемые нейролептики и антидепрессанты помогают справиться с поставленной задачей, не сводя на нет умственное и физическое развитие ребенка

Однако стоит обратить внимание, что у таких препаратов возможен побочный эффект, проявляющийся в увеличении массы тела. Родителям детей с диагнозом шизофрения стоит регулярно проверять уровень инсулина в крови, контролировать работу поджелудочной железы, во избежание развития на фоне принимаемых лекарств сахарного диабета.

Детские психиатры рекомендуют проводить лечение шизофрении комплексно:

  • регулярно посещать лечащего врача. Только специалист сможет проанализировать динамику заболевания и вовремя назначить коррекционную терапию, произвести при необходимости полную замену назначенных ранее препаратов;
  • распланировать индивидуальные и групповые занятия с психотерапевтом. Хороший эффект дают и те, и другие сеансы, в группе больной ребенок учится вести себя с другими людьми, в личной беседе выявляются скрытые проблемы. Такие занятия учат ребенка принимать себя, осознавать свою особенность, справляться с приступами самостоятельно;
  • использование народных средств. Именно только по рекомендации детского психиатра стоит принимать настои из лекарственных трав, отвары, которые являются профилактическими средствами;
  • выполнять рекомендации, которые касаются любой сферы жизни ребенка во время перерыва между курсами лечения. Строгое соблюдение режима дня, диета, максимально возможное исключение внешних раздражителей помогут родителям уменьшить количество приступов, справится со вспышками агрессии.

Данные рекомендации детского психиатра касаются детей, болеющих шизофренией в легкой форме либо находящихся на ранних стадиях заболевания. Так как более тяжелые степени шизофрении подразумевают нахождение больных под постоянным контролем специалистов в специальных лечебных учреждениях.

Диагностика

Диагностика шизофрении у детей включает в себя лабораторные исследования и психологические методы. Психиатр предложит пройти комплексную диагностику, в которую войдут:

  • МРТ, для выявления типичных при шизофрении изменений в структуре мозга, исследования функциональной активности в каждой области мозга и исключения возможных опухолей.
  • Электрическая энцефалография, чтобы отразить явную картину мозговой биоэлектрической активности.
  • Дуплексное сканирование сосудов, для выявления возможных заболеваний – атеросклероза, патологий венозного оттока.
  • Нейротест, чтобы определить наличие аутоантител к белковым соединениям в нервных клетках – диагностика эффективности функций нервной системы.
  • Психологические тесты для определения адекватности мышления, памяти, восприятия и внимания, выявления сбоев в работе мозга.

Одновременно будет проведена диагностика систем пищеварения, дыхания, эндокринной и сердечно-сосудистой. Обязательны анализы на наличие наркотических средств в крови, вируса Эпштейн-Барра и герпеса. Иногда исследуют спинномозговую жидкость, чтобы удостовериться в отсутствии инфекций и раковых новообразований.

Рисунки

Рисунки больных шизофренией детей – это эффективный метод, дополняющий клинические исследования. Творческая работа помогает ребенку выразить свои переживания, раскрыть типичные тенденции психологического расстройства.

Лучшие рисунки, с точки зрения диагностики, получаются тогда, когда творческая работа осуществляется на свободную тематику, без уточнения задания.

Рисунки больных детей содержат определенные признаки, позволяющие выявить симптомы шизофрении в раннем возрасте:

  • Символизм – в рисунке определенным способом зашифровывается некая информация. Такой шифр окружающим разгадать сложно, иногда ребенок сам не в состоянии понять свою работу.
  • Стереотипность – больной постоянно повторяется в своих рисунках. Каждая новая работа включает тот же образ, объект, форму.
  • Разрыв «ассоциативного аппарата» – составные части объекта, который пытается изобразить ребенок, бессвязны, разорваны. Изображая, к примеру, человека или животное, больной рисует его частями, некоторые части вообще рисует на другом листе.
  • Невыясненные формы – работа состоит из разнообразных, бессвязных элементов, незаконченных объектов, форму которых определить сложно. Рисунки живых существ отличаются довольно странным видом – несуществующие животные.
  • Агглютинация – при рассмотрении нескольких картин, можно заметить как одна работа, плавно перетекает, «проникает» в сюжет другой.

Симптомы шизофрении хорошо прослеживаются на цветных рисунках. Частые признаки заболевания – неестественное сочетание цветов (солнце красного цвета, а трава – черная). Если картина нарисована тусклым серым цветом, но имеется яркое пятно, вспышка – это свидетельствует о надвигающемся приступе.

Тесты

Специфическая шизофрения, не позволяющая исследовать себя обычными клиническими методами, оставляет единственный ключ к пониманию внутреннего мира больного – психологические тесты.

Тест «Маска»

Пациенту показывают рисунок маски, которая имеет изогнутую форму и смотрящий видит её с вогнутой стороны. Ребенок с нормальной психикой воспринимает округлые формы, игру света-тени, поэтому маска кажется ему выпуклой. Но глаза шизофреника невозможно обмануть – он увидит, что маска вогнутая.

Цветовой тест Люшера

Тест состоит из 8 цветов. Ребенку предложат выбрать цвета по степени приятности – от цвета, который больше всего приятен, до цвета, который не приятен, раздражает. Тест проводится в хорошо освещенном помещении с естественным освещением.

Механизм теста прост – ребенок выберет цвета подсознательно. Анализ и расшифровка ответов теста говорят о том, что желтый цвет предпочитают психически нездоровые люди. Не зря желтый цвет отождествляют с безумием.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Причины и признаки

Точные причины шизофрении у детей не установлены. Но к факторам риска можно отнести следующие:

  • наследственность (заболевание может передаваться по наследству),
  • длительный стресс (регулярное насилие в семье, в том числе и насилие по отношению к ребенку),
  • внутриутробные инфекции и вирусы,
  • поздняя беременность,
  • прием психотропных средств в подростковом возрасте.

Как правило, шизофрения дает о себе знать ближе к семи годам. Часто заболевание проявляется в подростковом возрасте. Но в некоторых случаях признаки шизофрении можно распознать чуть ли не с рождения.

Признаки шизофрении у детей до 7 лет

В особо тяжелых случаях проблемы психического развития заметны у младенцев и детей первых лет жизни. Не характерный для грудных детей сфокусированный взгляд, оставляющий ощущение, что ребенок смотрит на нечто, не видимое взрослым. Иногда младенец не реагирует и не следит взглядом за перемещаемой перед его лицом погремушкой или другой вещью. Такие дети спят плохо, у них повышена реакция на громкие звуки или яркий свет, они вялы и часто плачут.

Дети, страдающие шизофренией с раннего возраста, имеют задержки в развитии речи и мелкой моторики. В 75% случаев у детей с шизофренией, диагностированной уже в семилетнем возрасте, наблюдались задержки развития в раннем детстве.

У детей одним из признаков шизофрении в раннем детстве является не правильное формирование игровой деятельности.

Ребенок предпочитает однообразную игру, от которой создается впечатление одержимости одним или несколькими объектами, или действиями.

Отличительной чертой детей страдающих шизофренией является агрессия, проявляющаяся с первых лет жизни. Такие дети медлительны и неловки, но при этом легковозбудимы склоны к крикам и истерикам. Все эти признаки нарастают с возрастом и уже к трем или четырем годам шизофрения развивается до такой стадии, что видны ее характерные симптомы.

Стоит заметить, что шизофрения, начавшаяся в раннем детстве или младенчестве, всегда протекает в тяжелых формах, и приводит к существенным дефектам в интеллектуальной сфере. Это связано с нарушением познавательной деятельности, которая только формируется в раннем детстве.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Первые признаки шизофрении у детей – это отстраненность от коллективной, да и обычной жизни. У ребенка меняются интересы и мировоззрение, его отношение к миру, другим людям. Это связано с тем, что заболевание приводит к разрушению личности, которая теряет единство и связь с окружающим.

Школьник, страдающий от шизофрении, начинает плохо учиться, ему кажется, что он хуже других и все плохо к нему относятся. Это приводит к замкнутости и мрачности. Ребенок теряет контакт с другими людьми: одноклассниками, родителями, кажется что все и все ему неприятны. Привычные интересы уходят из жизни ребенка, их могут сменить навязчивые маниакальные увлечения.

Больной шизофренией стремится к одиночеству.

Еще одним из признаков шизофрении у детей является нарушение восприятия. Ребенку сложно объединять элементы в целое или выделять значимое из целого. Больные зацикливаются на деталях, при этом им сложно отделить сон от реальности. Ребенок не может понять, где сон, а где реальность, это связано со странными и фантазийными снами, с навязчивыми необычными, яркими идеями и мыслями в реальности.

Признаком шизофрении является ощущение, что ребенок лишился внутреннего стержня, утратил стремления, он отрешен от внешнего мира и погружен в себя. Поведение начинает характеризоваться некой утонченностью, ребенку сложно общаться с посторонними, круг общения сужается.

Со временем все эти проявления нарастают, и шизофрения проявляется первым психозом (галлюцинации, бред, навязчивее идеи, приступы агрессии).

Признаки шизофрении у детей

Рассматриваемое психическое расстройство может проявиться и на первом году жизни, но чаще всего первые симптомы отмечаются в возрасте 7 лет и старше. Родители и окружающие отмечают, что ребенок внезапно становится замкнутым, у него отсутствует интерес к привычным и ранее приятным вещам, нарушается логическое мышление. Вообще детская форма шизофрении достаточно разнообразна и ее проявления имеют свои особенности в разные периоды детского возраста.

В возрасте от 1 года до 3 лет рассматриваемое психическое состояние проявляется кататоническими приступами – присутствует хождение однообразного характера (например, по кругу или по определенной траектории), бег в неопределенном направлении, качания в положении сидя из стороны в сторону или вверх/вниз, внезапный приступ истеричного смеха или слез.

В более старшем возрасте может появиться тревога, ребенка одолевают страхи, на этом фоне теряется способность логически излагать свои мысли, ребенок становится замкнутым, перестает общаться с друзьями и родителями.

После 12 лет врачи отмечают галлюцинации и бред на фоне развития шизофрении. Примечательно, что еще 30-40 лет назад для подросткового возраста была характерна гебефреническая форма рассматриваемого психического расстройства (ребенок ведет себя дурашливо, несуразно одевается), сейчас такой вид шизофрении практически не диагностируется.

Для шизофрении в детском возрасте характерно и отсутствие каких-либо эмоций у ребенка. Например, если окружающие смеются с какого-либо действия или происшествия, то больной ребенок не будет вообще никак реагировать.

Наиболее тяжелым видом шизофрении в детском возрасте считается олигофреноподобная. Она развивается только при нарушениях познавательных способностей и характерна для тех детей, у которых рассматриваемое психическое заболевание развивается в первого года жизни.

Если четко сформулировать симптомы шизофрении в детском возрасте, то получится следующее:

  1. Паранойя. Ребенок думает и уверен в том, что о нем плохо думают и говорят все окружающие – родители, бабушки/дедушки, друзья в детском саду или на игровой площадке.
  2. Галлюцинации. В детском возрасте они особо развиты при шизофрении – например, ребенок может видеть то, чего по определению быть не может.
  3. Безразличие к собственному внешнему виду. Окружающие отмечают, что ребенок абсолютно равнодушен к гигиеническим процедурам и настойчиво отказывается следовать общепринятым правилам – например, не будет умываться, мыть руки, может надеть грязную или мятую одежду, лечь спать прям на полу.
  4. Страхи и тревоги без видимых причин. Ребенок будет жаловаться на присутствие каких-то монстров в комнате или же утверждать, что за ним наблюдают НЛО/чудовища и так далее.
  5. Добровольная изоляция от возраста. Это считается одним из ярких признаков детской шизофрении – ребенок отказывается общаться с друзьями, избегает разговоров и присутствия рядом с родителями и близкими родственниками.
  6. Капризность. Конечно, подобное явление присуще всем детям, то тем, кто подвергается воздействию рассматриваемого психического расстройства присущи резкие перепады настроения по вполне видимым причинам. Например, отказ от покупки ему какой-либо игрушки превращается в длительную/затяжную истерику, переходящую в агрессию.
  7. Нарушение речи. Ребенок может потерять способность вести нормальный диалог. Причем, это может произойти внезапно или постепенно – родители сразу замечают, что малыша, владеющий уже несколькими словами и умеющий построить простейшие предложения, вдруг превращается в «агукающего» младенца.

Если хотя бы 2-3 вышеуказанных признака имеются, то стоит завести специальный родительский дневник и записывать в него все изменения, происходящие с ребенком. Но это нужно делать только после посещения врача! Подобные записи позволят не только родителям следить за изменениями в поведении и развитии малыша, но и облегчат процесс диагностики врачу – шизофрения подтверждается только после длительного наблюдения за больным.

Диагностика болезни

Для эффективного лечения, нужно как можно раньше обратиться к психиатру. Именно специалист может определить, какие из перечисленных нарушений мышления свойственны шизофрении. Очень часто обыватели путают банальный нервоз, возникший из-за стресса, переутомления с психическими патологиями. Для определения типа болезни, ее классификации, стадии и формы врач проводит тщательное обследование, в которое входит:

  • сбор анамнеза;
  • беседа с близкими больного человека;
  • общение с пациентом;
  • исследование анализов на наличие заболеваний, провоцирующих нарушение работы головного мозга.

5 Лечение

Лечение шизофрении осуществляется комплексно — с помощью медикаментов и психотерапии. Препараты позволяют купировать симптоматику, замедлить развитие болезни и шизофренического дефекта. Особенностью терапии подростков и детей является то, что средства оказывают значительное негативное влияние на организм пациента.

Лечение несовершеннолетних с ярко выраженными симптомами осуществляется в больнице. При легких формах этого заболевания терапия проводится амбулаторно. В зависимости от динамики болезни врач может отменить препараты. Средства назначаются специалистом с учетом возраста, веса, вида и течения болезни. Нейролептические лекарственные препараты предназначены для больных с галлюцинациями и бредовыми расстройствами. Снотворные назначаются для лечения бессонницы у пациентов. Иногда используются антидепрессанты при наличии депрессивных состояний. Чаще всего применяют следующие препараты:

Группа препаратов Название
Нейролептики Азалептин, Аминазин, Галоперидол, Клопиксол, Мажептил, Сонапакс, Трифтазин, Неулептил
Снотворные Диазепам, Феназепам, Рудотель, Оксилидин, Ново-Пассит
Антидепрессанты Амитриптилин, Персен

Психотерапия применяется для закрепления эффективности медикаментозного лечения. Благодаря этому у пациентов возникает стойкая ремиссия. Психотерапевт оказывает психологическую поддержку родителям, а ребенка учит принимать свою болезнь. Длительность сеансов зависит от вида патологии и возраста пациента.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций. По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений. Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Нарушение мышления у детей

У детей на ранних этапах развития достаточно трудно выявить шизофрению. Однако уже в дошкольном возрасте начинают возникать такие функции головного мозга, как установление отношений между предметами при проведении экспериментов с ними, перенесение ранее полученного опыта в новые обстоятельства, запоминание связей и применение их в новых задачах. Если наблюдается несоответствие развития мышления возрастным рамкам, тогда возможно выявление нарушения.

Выделяют следующие виды нарушения у детей:

  1. Соскальзывание. Ребенок может мало говорить, отвечать односложно. Его речь становится бессмысленной.
  2. Инертность.
  3. Разноплановость. Ребенок сочетает правильное и неправильное выполнение определенных задач.
  4. Разорванность. Отсутствует порядок и цель в действиях и словах ребенка.
  5. Опора на скрытые признаки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: