Сколько можно зависать в гаджетах? советы психолога для мам и детей

Совет 1. Ожидайте худшего от общения и приятно удивляйтесь

Вы не ждете позитива от предстоящего общения с престарелыми родителями? И не ждите, но если вечер все-таки окажется приятным – тем лучше. Кроме того, можно получить удовольствие и от себя, от своего поведения. К примеру, вы знаете, что предстоит тягостный разговор, к которому родители возвращаются не в первый раз. Посмотрите, ведь сколько бы раз ни обсуждалась эта тема, а ведь дальше слов дело все равно не пойдет, ну какой смысл злиться и раздражаться? Настройтесь на сдержанность и, перетерпев начало неприятной беседы, ободряйте и хвалите себя мысленно за терпение и самообладание. Спокойно выслушивая точку зрения родителей, подумайте о том, каким вы станете четверть века спустя. А если разговор получится не самый худший, то просто приятно удивитесь.

Какие изменения происходят в физическом и психическом состоянии юношей и девушек в период активного взросления? Какие рекомендации можно дать родителям?

Подростковый период разделен на три этапа: ранний, средний и поздний и каждый из них уникален.

Ранний пубертат начинается от 8 до 14 лет. Он примечателен тем, что в это время в первую очередь меняется тело: у девочек начинаются менструации, растет грудь, а у мальчиков увеличиваются яички и активно растут волосы на лобке и в подмышках. В это время организм взрослеет, а мозг и восприятие окружающей действительности остаются детскими.

Средний этап — от 15 до 17 лет. К этому моменту тинейджеры сформированы физически, мальчики входят в активную фазу роста, которая у девочек уже идет на спад. Но тут подключается психология. В этом возрасте у многих молодых людей возникают первые серьезные романтические привязанности и начинается сексуальная жизнь. Для родителей это самый тяжелый момент. Смотреть, как твой малыш стал взрослым и начинает принимать первые серьезные самостоятельные решения непросто: кажется, что каждый шаг ребенка должен быть подконтролен или случится ошибка. Вот тут берите себя в руки! Помните, что, если начнете давить на подростка, он пойдет против постоянного контроля и будет поступать назло из вредности. Если он захочет что-то сделать, все произойдет, но так, чтобы вы об этом никогда не узнали. Правда хочется именно этого? Вряд ли. Доверяйте своим детям, давайте им право выбора и считайтесь с их мнением. Уважайте их так, как вам хотелось, чтобы вас уважали ваши родители в их возрасте. Потому что иначе вам будут лгать. Причем всю оставшуюся жизнь.

Дети постоянно выдумывают и врут, подтасовывая реальность под фантазии. Но подростки могут говорить правду, если вы ее заслуживаете. Они выбирают путь обмана только в трех случаях. Если думают, что их обязательно осудят или накажут. Если уверены в том, что правда не имеет значения. И если вы их не уважаете. Чтобы тинейджер вам не врал, старайтесь сами говорить правду: подростки моментально считывают моменты, когда слова расходятся с делом и ведут себя соответствующе. Например, вы курите, а ему говорите, что это вредно. Поздравляю, вас обманут. Постоянно нарушаете обещания? Вам будут врать. Шантажируете подростка тем, что не будете его любить, содержать, поддерживать или что-то около того? Какая после этого может быть правда? Подростки слишком взрослые для того, чтобы принимать каждое слово за чистую монету — у них уже появляется критическое мышление. И слова, обращенные к ним, уже надо подкреплять поступками, а не просто давить авторитетом.

Поздний этап переходного периода начинается с 18 и длится до 20-24 лет. В это время молодой человек или девушка уже обзаводятся минимальным жизненным опытом, начинают экспериментировать, ища свой путь и отрываются от семьи. Кто-то уезжает из дома, чтобы получить образование, кто-то находит работу, а кто-то — вторую половинку. Даже если вам не нравится выбор вашего ребенка, постарайтесь его принять и уважить. Не навязывайте свои правила игры, а иначе от вас сбегут, сверкая пятками. И, уж тем более, не угрожайте лишить подростка финансовой или иной поддержки. Давать ли денег или нет, решать только вам.

И сами несете ответственность за свое решение ему помочь. Не надо контролировать подростка в финансовом отношении и угрожать, что если он не будет вести себя так, как вам хочется, то вы прекратите его обеспечивать. Как только вы что-то дали своему чаду — деньги на колледж, билеты в кино или гулянку с друзьями — это становится его собственностью, которой вы уже не можете распоряжаться. Если переводить на язык взрослых, то это выглядит так, что вы ходите на работу, а ваш шеф платит вам зарплату и говорит, на что вы ее потратите. Неправильно, правда?

Да, нужно устанавливать правила. Но такие, чтобы все им следовали, а не только подросток. Помните, что ваше общение, прежде всего, должно быть основано на любви и доверии, а не на контроле и подчинении. Дисциплина, безусловно, важна, так же как хорошее образование, воспитание и нормы приличия. Но детей, в первую очередь, нужно любить и стараться понять, а уже потом адаптировать ко взрослой жизни. Ваше чадо может выбрать не тот путь, который вы ему готовите, и только мудрый родитель сможет принять это. Так будьте же мудры и терпеливы.

Музыка помогает учиться

Это утверждение справедливо, но не для всех людей. Кому-то это действительно помогает, а кого-то лишь отвлекает.

Влияние оказывает стиль музыки и (неожиданно!) музыкальное образование. В одном эксперименте студенты с музыкальным опытом лучше учились на фоне нейтральной музыки, которая не отвлекала их. Напротив, студентам без соответствующих навыков помогали позитивные треки. Ученые считают, что такие мелодии вызывали приятные эмоции, что улучшает запоминание материала.

Также психологи выяснили , что если вы учите иностранные слова или фразы, то лучше делать это нараспев. Так вы запомните их быстрее и качественнее, чем если бы просто проговаривали вслух.

Таким образом, хотя музыка влияет на концентрацию внимания и способность запоминать, ее эффект может быть разным для разных людей. Понаблюдайте за собой и найдите то, что помогает именно вам. Если вы сильно отвлекаетесь на музыку, вам потребуется что-то нейтрально и фоновое, с простой структурой. В противном случае можете использовать любые приятные мелодии.

3

Воздействие на психику и настроение ↑

Настроение – постоянное, непрерывное эмоциональное состояние человека. От него зависят наши действия и поступки. Конкретная вещь или действие глобально на настроение повлиять не может – формирующим фактором настроения является жизненная ситуация в целом.

Современная психология выделяет такие факторы перемены настроения:

  1. События. Они могут зависеть от человека или формироваться независимо от него.
  2. Слова, сказанные человеку и сказанные им самим.
  3. Сфера внутреннего мира человека: то, что человек думает, переживает, как он относится к определенным действиям других людей и событиям в мире.
  4. Действия. То, на что человек готов тратить свои усилия.
  5. Плохое настроение приводит к тому, что события в жизни человек воспринимает в мрачных тонах, через негативизм. В состоянии пониженного эмоционального тонуса многие обращаются к любимой музыке.

Стоит отметить, что влияние каждого жанра – индивидуально и во многом зависит от личного восприятия. Психологическое воздействие оказывают:

  • ритм музыки;
  • разнообразие тональностей;
  • громкость;
  • частоты;
  • дополнительные эффекты.

Классика

Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости. Понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность. Способствует усвоению знаний.

Исследования показали, что произведения некоторых композиторов вызывают определенные реакции у большинства испытуемых:

  1. Бах и его «Итальянский концерт» понижает негативные чувства злобы и обиды.
  2. Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, понижают раздражительность.
  3. Моцарт и его произведения помогают бороться с раздражительностью и головной болью.

Рок, металл

Тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы.

Исследования влияния рока на психическую сферу человека показало, что ритм и монотонность большинства произведений имеют негативный последствия. Особенно это проявляется в возрастной группе 11-15 лет.

Рэп, хип-хоп

Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса.

Джаз, блюз, рэгги

Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Клубная, электронная

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, часто нагоняет тоску. Народная музыка, фолк – повышает общий эмоциональный тонус, поднимает настроение.

Что такое эффект Моцарта

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Как разные жанры музыки влияют на психику человека

Специалисты департамента внутренней безопасности США провели музыкальный эксперимент, в результате которого подтвердили, что музыка помогает справиться со стрессом. В основе исследования лежали сочетания различных частот, длительности и амплитуды треков, которые включали испытуемым, наблюдая за переходом их состояния от напряжения к расслаблению. Большинство успокаивающих композиций были вариантами классических произведений, близких к музыке Шопена. Такие произведения снижали уровень кортизола в крови, оказывали седативное и обезболивающее влияние.

А вот музыка Моцарта и похожие композиции активизируют внимание и улучшают концентрацию. По данным отчета медицинского центра Стэнфордского университета, музыка затрагивает области мозга, связанные с концентрацией внимания и развитием памяти

При этом пиковая мозговая активность возникает в периоды тишины между звуками — расслабленный мозг мгновенно включается в работу. Ученые проводили исследование при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Они отследили, какие участки мозга наиболее активны. Музыка эпохи барокко, написанная 200 лет назад, помогает человеку собраться с мыслями и обработать большой поток информации.

У тех, кто слушал сонаты Моцарта, увеличивались интеллектуальные показатели. Люди лучше запоминали новую информацию, менее предвзято относились к решению незнакомой задачи. В группах участников, прослушивающих «К Элизе», таких явных изменений не наблюдалось, поэтому результаты эксперимента назвали эффектом Моцарта.

Музыка усиливает выработку дофамина

Гормон дофамин вырабатывается в качестве вознаграждения за достигнутые цели и помогает создать хорошее настроение. Прослушивание музыки, которая вам нравится, активирует систему вознаграждения в мозге не хуже сладкой и жирной пищи или общения с близкими людьми.

Музыка также помогает погрустить без последствий.Музыкальный психолог Стефан Келш из Свободного университета в Германии пришел к выводу, что прослушивание грустной музыки положительно сказывается на эмпатических качествах и помогает человеку справиться с проблемами. По его мнению, слушатель ассоциирует себя с исполнителем, сопереживает ему, и в это время мозг регулирует эмоции, позволяя выплеснуть лишний негатив. При этом такая грусть не вызывает последствий наравне с реальной печалью, возникающей в тяжелых ситуациях. Таким образом, грустная музыка способствует переживанию боли без вреда для психологического здоровья.

Выплеснуть негативные эмоции

Хорошие новости для любителей тяжелой музыки вроде хэви-метала: исследование в Университете Квинсленда в Австралии подтвердило, что такая музыка вызывает выплеск, а не накопление агрессии. В эксперименте участвовали 39 человек, которым включали панк-рок, скрим и метал. Исследователи задавали участникам вопросы, которые могли их рассердить. Если при этом музыка играла половину времени интервью, ее выключали и включали снова несколько раз подряд. Во время прослушивания треков люди успокаивались быстрее

По мнению ученых, их внимание переключалось на другой объект, который позволял выплеснуть агрессию не на собеседника, а в музыкальное восприятие. Понять другого человека

Профессор психологии Келли Шварце утверждает, что любители тяжелой музыки — независимые личности, но при этом многие из них склонны занижать самооценку и сомневаться в своем выборе. Любители популярной музыки, по словам Келли, умеют держать эмоции под контролем, они ищут баланс между собственными желаниями и мнением окружающих. А те, кто предпочитает разные стили, умеют быстро приспосабливаться к ситуации и предпочитают избегать конфликтов.

Старческие болезни. При общении примерьте на себя

Непременный атрибут старения – болезни. Даже если вы не возите лично родителей к врачам, следует отслеживать динамику их заболеваний и понимать, что они собой представляют, какие могут быть последствия и, как вариант, примерить на себя эти старческие проблемы и болезни. Например, если папа теряет зрение, попробуйте один день провести с завязанными глазами, чтобы понять, что он чувствует. А как вы будете себя ощущать ничего не слышащим? А если ноги передвигать так трудно, будто на каждой висит по гире? С возрастом люди утрачивают физические возможности, с этим ничего не поделать, но можно научиться принимать данный факт и мыслить в ключе «а как бы им было комфортнее».

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год

Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Усиливает умственные способности

Журнал Learning and Individual Differences сообщает об исследовании, в ходе которого студентов разделили на две группы с равными показателями по возрасту, здоровью и успеваемости (среднему баллу). Участники из первой группы присутствовали на лекции, фоном на которой играла классическая музыка, а испытуемые из второго отбора прослушали тот же материал в тишине. После лекций студенты обеих групп решали одинаковый тест. Выяснилось, что добровольцы, которые занимались под классическую музыку, получили больше баллов за правильные ответы по сравнению с теми, кто слушал лекцию без аккомпанемента. Вывод: музыка способствовала лучшему усвоению новой информации.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми. Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома), доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту), возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться), а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика), эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития.

Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода. Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа). Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание), но и улучшение клеточной работы.

Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие. Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка.

Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев. Это сочетание всех факторов развития, которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического. Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Формы и виды музыкотерапии

Рассмотрим подробнее виды музыкотерапии:

  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.

У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.

На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.

Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий

Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Музыка улучшает производительность

Замечали ли вы, что заниматься спортом под музыку намного легче, чем в тишине? Ученые заинтересовались этим вопросом и провели ряд экспериментов. Они обнаружили, что бодрая музыка с быстрым темпом мотивирует людей работать эффективнее.

В специальном эксперименте 12 здоровым студентам мужского пола поставили задачу кататься на велотренажере с привычной для них скоростью. Участники занимались на тренажерах по 25 минут за раз, слушая плейлист из шести популярных треков с разным темпом.

Исследователи изменили скорость проигрывания музыки на 10% (увеличили, уменьшили или оставили той же), не сообщая об этом участникам. В результате производительность возросла у тех велосипедистов, кто слушал ускоренную музыку. Увеличилась скорость, мощность и расстояние, которое преодолели спортсмены. И наоборот, снижение темпа музыки ухудшило эти показатели.

6

Воздействие музыки на психику человека: механизм воздействия

Воздействие музыки на психику человека происходит через звуковое восприятие, физиологическое и на психологическом уровне. Музыка — это волна, которая оказывает влияние на мозг и весь организм человек через определённые сигналы мозга посредством нейронов. Таким образом, реакцию на музыку обеспечивает нервная система, взаимосвязанная со всеми органами человека.

Звук — это ещё и энергия, которая создаётся в результате вибрации. Музыка создаёт особое энергетическое поле, которое может нести положительный или отрицательный заряд в зависимости от громкости, гармоничности композиции, ритмичности, частоты. Именно поэтому музыку использовали в терапии, особенно для нормализации психического состояния ещё в древние времена — Платон, Аристотель. Они полагали, что музыка восстанавливает гармонию в человеке и во всём мире.

Особое значение при восприятии музыки оказывают следующие моменты:

  1. Громкость допустимая для человека — 60-70 Дб, 80 Дб — воспринимается как опасность, 120 Дб — уровень боли, шока (такая громкость встречается на концертных площадках), а 150-180 Дб — уровень звука, несовместимый с жизнью.
  2. Как долго человек слушает музыку? Если это спокойная и расслабляющая музыка, то можно и несколько часов слушать, громкая музыка в стиле металл вряд ли окажет позитивное воздействие.
  3. Шум — человек постоянно находится в шумовой среде, уровень 20-30 Дб воспринимается нормально человеком, выше — негативно сказывается на продуктивности деятельности. Если музыка звучит как фон, то она не должна быть громкой, чтобы не вредить занятиям, работе.

Жизнь человека протекает в определённом ритме, каждый орган также работает ритмично, часто музыка задаёт настрой к работе, улучшает состояние духа. Сейчас есть подборки музыки — для отдыха (спокойные композиции, звуки природы), для занятий спортом (динамичные и ритмичные), для развития детей (определённые классические композиции, особенно Моцарт), для борьбы с бессонницей (композиции Чайковского), справиться с головными болями помогает Бетховен и Полонез Огинского.

Воздействие музыки на психику человека колоссальное, самое важное — научиться правильно использовать музыку в жизни и не перегружать своё сознание тяжёлой и депрессивной музыкой. Нужно найти свои источники вдохновения

Можно сделать подборку любимых песен, которые возвращают к жизни в любом состоянии.

Очень помогают мелодии и песни 70-90-х, классика современной и зарубежной эстрады, рок-музыки. Всё очень индивидуально, зависит от восприятия и жизненного опыта конкретного человека, обычно музыка молодости и детства вызывает положительные ощущения, саундтреки, музыкальные композиции из фильмов.

Какие инструменты помогают в болезнях

Интересно, что музыка влияет на здоровье человека, в зависимости от частоты работы каждого органа были подобраны инструменты, которые улучшают работу организма:

  • Струнные инструменты (арфа, гитара, скрипка) — положительно воздействуют на сердце, рекомендуют чаще слушать при сердечно-сосудистых заболеваниях, наблюдается снижение давления при прослушивании тихой музыки.
  • Фортепиано — воздействует в целом на психическое состояние человека, оказывает позитивное влияние на почки, работу щитовидной железы.
  • Гармонь — способствует улучшению работы желудочно-кишечного отдела.
  • Саксофон — позитивно влияет на мочеполовую систему и сексуальную энергию человека.
  • Колокольный звон — лечит депрессивные состояния, позитивно влияет на лёгкие.
  • Трубы — оказывают общеукрепляющий эффект, применялись первыми из инструментов.
  • Барабан — улучшает сердцебиение, лечит болезни печени и кровообращения.
  • Цимбалы — находятся в гармонии с печенью, оказывают своё позитивное воздействие.

Таким образом, посещая концерты с живым оркестром, слушая классические композиции или другую мелодичную музыку, человек полностью оздоравливается — душой и телом. Может стоит больше слушать полезную музыку и меньше обращаться к докторам?

Влияние музыки на здоровье человека

Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов — это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс  – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.»

Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.

Пифагор ничуть не колебался относительно влияния музыки на организм человека, и повсеместно доказывал огромное ее воздействие на чувства и эмоции человека, на ум и тело. Он даже ввел такое понятие как — «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире» — говорил древнегреческий ученый.

Однако Пифагор был не единственный, кто в древние времена лечил людей с помощью музыки. Так, еще в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. Да и в самой Греции кроме Пифагора были другие мудрецы, верившие в целительные свойства музыки и ее влияние на здоровье человека.

Например, греческий врач Эскулап больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» — одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.

А что же говорит современная медицина о воздействии музыки на здоровье людей? За последние десятилетия проведены сотни экспериментов, написано множество научных трудов — http://novgorod.trud.com/jobs/obrazovanie_nauka/, опубликованы тысячи статей в серьезных медицинских изданиях,… рассказать обо всем в этой статье не получится. Вот лишь некоторые факты из мира медицины, подтверждающие положительное влияние музыки на здоровье и организм человека:

  • То, что музыка активизирует сенсорные пути, приглушающие болевые ощущения, выяснили ученые из Университета Юта. Ими были отобраны 143 человека, склонных к тревожности из-за боли. К пальцам участников эксперимента, в то время когда они слушали приятную музыку, подносились электроды, вызывающие незначительную боль. В итоге музыка помогала снизить у испытуемых тревогу и уменьшить болевой порог. Может благодаря пению и возникающему из-за него эмоциональному вовлечению бурлакам на Волге натертые в кровь мозоли не причиняли такой боли?
  • Ученые из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные наблюдения доказали, что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшалась пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.
  • Еще одним доказанным фактом положительного влияния музыки на здоровье человека является тот факт, что звучные мелодии помогают восстановлению после операции на сердца. Прослушивание радостной и веселой музыки, способной вызвать позитивные эмоции и хорошее настроение, рекомендуется при профилактике сердечнососудистых заболеваний. По мнению ученых, музыка помогает человеку улучшить циркуляцию крови, снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений.
  • Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, чтобы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.
  • Музыка предотвращает потерю слуха. Это было выяснено в ходе одного из простых экспериментов. 163-ем испытуемым, 74 из которых были бывшими музыкантами, предложили пройти несколько тестов, результаты которых показали, что даже семидесятилетние музыканты слышат речь в шумной обстановке и воспринимают звуки лучше, чем пятидесятилетние не музыканты.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: