Можно ли обучить дочь навыку эффективного противостояния нескончаемым негативным личностным оценкам: советы психолога

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТМЕТОК

Торжествующая «пятерка»

Гордость
и полное удовлетворение родителей, сидящих за
партами учеников на родительском собрании.
Радостные и довольные лица родных при каждом
возвращении ребенка из школы с новой «пятеркой»,
удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и
знала!», «Ах ты мой хороший!»
Особое положение «отличников» в классном
коллективе, осознание ими своей
исключительности перед одноклассниками и
ребятами во дворе. Отдаление от «отстающих»,
«слабых», «плохих» товарищей; высокомерная
помощь «отстающим».
Завышенные требования при подборе товарищей и
друзей. Расширенные права в школе и в семье,
привычка к поощрениям и подаркам родителей.
Полное доверие со стороны взрослых.
Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в
пользу «отличника» конфликты, самонадеянность,
усиление стремления быть первым во что бы то ни
стало.

Обнадеживающая «четверка»

Поощрения
со стороны родителей и надежда на большие успехи:
«Сохрани положение!», «Так держать!», «Можешь
стать отличником!». Повышение престижа ученика
среди одноклассников (и соответственно
родителей среди родственников, соседей и
сослуживцев), расширение прав ребенка,
увеличение доверия.
Но если «четверка» означает снижение
успеваемости, то следуют противоположные
реакции. Со стороны родителей — отсутствие
похвалы и ласкового обращения, сужение прав и
лишение некоторых удовольствий, приостановление
выполнения обещаний; со стороны ребенка —
переживание упавшего престижа перед
одноклассниками, членами семьи и близкими
людьми.
Высокая мотивация учебной деятельности.

Привычная «тройка»

Обычно
родители не выражают ни радости, ни озлобления,
может быть — сожаление, что ребенок упорно не
желает (или не может) перешагнуть через «тройку».
Без особых эмоций воспринимается такая «тройка»
и в классе.
Картина немного меняется, если ученик перешагнул
барьер и из «отстающих» вышел в «средние». В
таких случаях радость родителей перемешивается
со страхом: как бы не вернулся обратно. Желая
закрепить успех, родители сдержанно хвалят
ребенка, не поощряя подарком.
Средняя или низкая мотивация учебной
деятельности. В коллективе сверстников чаще
средняя или низкая статусность.

Угнетающая «двойка»

Раздражение
и гнев родителей, конфликты с учителями, скандалы
в семье. Полное лишение прав, установление
жесткого контроля и усиление требований.
Угнетенное, напряженное положение ученика в
семье и в классе, уязвленное самолюбие, сужение
сферы общения с одноклассниками; насмешки
товарищей, проработки на собраниях и дома и как
реакция — дерзость и озлобление.
Резкое изменение отношений и в том случае, когда
из «средних» попал в «слабые». Горькое
переживание ухудшения положения в классе и в
семье, постоянное выслушивание нотаций от
родителей, учителей и «сильных» одноклассников;
ложь, чтобы избежать наказания, и переживание
разоблачений.
На мотивацию учебной деятельности эта оценка
оказывает разное влияние в разных ситуациях, в
зависимости от личностных особенностей ученика.

Уничтожающая «единица»

Применяется
на практике в исключительных случаях, когда
нужно отметить незнание и дерзость школьника.
Педагог нередко озлоблен на такого ученика.
Такая оценка может вызывать у одноклассников
даже сочувствие к попавшему в беду товарищу из-за
несправедливости педагога, а у родителей — смех
сквозь слезы, горькую иронию в адрес как ученика,
так и его учителя.
На статусное положение учащегося в коллективе
сверстников эта оценка практически не влияет, а
вот на отношение учеников к своему учителю может
повлиять.
Мотивация учебной деятельности часто не
меняется, но может и снизиться.

Советы для родителей

Для формирования самооценки несовершеннолетнего, уверенности в своих силах и способностях к противостоянию неудачам родителям следует проявлять к ребенку:

  • доверие;
  • уважение личности и достоинства;
  • честность.

Кроме того, следует придерживаться определенных постулатов:

  • помогать только по просьбе ребенка;
  • позитивно относится к разрешению возникающих трудностей, демонстрировать варианты разрешения ситуации на собственном примере;
  • не сравнивать ребенка с другими;
  • воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки.

Об авторе: Коростик Надежда Владимировна, г. Минск, Республика Беларусь, педагог-психолог, образование высшее.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

На что стоит обратить внимание

Для определения наличия или отсутствия трудностей в переживании негативных эмоции необходимо периодически наблюдать за поведением ребенка, своевременно подмечать отклонения в поведении, отслеживать негативные деформации в формировании мотивации.

Мотив — основополагающая движущая сила, побуждающая человека к активным действиям для достижения поставленной цели

Для успешного преодоления ситуации неудачи важно доминирование мотивации достижений и отсутствие мотивации избегания

Мотивация избегания направлена на активное стремление ребенка любыми доступными для него способами избежать ситуации неудачи, оказывая отрицательное влияние на формирование волевых качеств личности.

Мотивация тесно связана с формированием ключевых качеств личности, самооценкой, поведением, межличностным взаимодействием, потому нарушения или отклонения в ее развитии неизбежно приводит к деформации всей личности ребенка.  

Самооценка — вторая составляющая успешного усвоения ребенком приемов преодоления негативных эмоций и ситуации неудачи. Формирование положительного отношения к себе и окружающим, своим способностям и достижениям, наличие адекватной «Я-концепции» — залог успеха.

Конфликт оценок и самооценки

Понятно, что чем меньше ребенок, тем некритичнее он усваивает родительские оценки. Но с ростом самосознания эти внешние оценки (особенно негативные) неизбежно вступают в конфликт (или хотя бы ставятся под сомнение) с нашими собственными само-оценками. Получается, что к моменту своего созревания (в 15-20 лет) самооценка каждого человека в той или иной степени является внутренне противоречивой, конфликтной. Мы вдруг осознаем, что некоторые наши характеристики – «это вообще не про меня!».

И тут появляется интересная развилка:

  • мы либо начинаем искать виновных и заниматься самоедством,
  • либо пересматриваем и перестраиваем свою самооценку в соответствии со своими персональными ценностями.

Первый путь приводит людей в кабинеты психотерапевтов, и там они сливают накопившийся годами негатив и претензии к родителям. Этот путь неплох, но у него есть свои риски. Главное, не нарваться на психотерапевта, который будет заботливо лелеять ваши «детские психотравмы» (реальные или надуманные), как можно дольше оттягивая ваше примирение (хотя бы на внутреннем уровне) с родительскими фигурами.

Второй путь является гораздо более зрелым. Он основан на принятии ответственности за свою жизнь, за самого себя, и за свою собственную самооценку. А также на понимании того, что наша самооценка (пусть даже сформированная без нашего сознательного участия в раннем детстве) – не приговор, и мы можем ее изменить.

Важно лишь понимать, что изменение самооценки – это не результат простого самовнушения. Недостаточно твердить: «На самом деле я не А, а Б» (где вместо А и Б можно подставить любые противоположные личностные/самооценочные характеристики), это мало поможет

Уверенное самовосприятие и прочная самооценка являются следствием наших решений (жизненных выборов) и конкретных дел.

Что делать

Кто-то как-то сказал, что детей не надо воспитывать. Надо начать с себя. Да, родители хотят только лучшего своему чаду. Чтобы умный был, скромный, талантливый, красивый. А у того при этом нет слуха, а есть лишний вес, он не строен, а неуклюж и т.д. Хуже того, папа-мама тычут пальцем, упрекают.

Между тем, все может быть иначе. Вот несколько советов психологов по формированию адекватной самооценки у детей.

Способы, не позволяющие ронять детскую самооценку:

1.Не унижайте. Даже не намекайте на то, что ребенок не оправдал ваших надежд. И уж точно не говорите, что он – «бездарь», «бестолочь», «неуч» и т.п. Разбил он чашку. Неудачно пошутил. Нерезультативно в конкурсе поучаствовал. Не унижайте. Не сравнивайте с другими, которые якобы лучше.

2.Доверяйте. Пусть пробует и проявляет себя. Доверьте ему посильную работу. Не подстраховывайте, как раньше. Поняв, что ему доверяют и что он сам делает то, что вчера за него делали взрослые, добавит самоуважения ребенку.

3.Ставьте простые задачи. Отдав ребенка в музшколу или на спорт, родители требуют от него высоких достижений. А если тот не оправдает их надежд, упрекают? Ему ничего не остается, как признаваться себе в том, что этого он не знает, того не может и не хочет.

4. Не доводите до стресса. Речь о неконтролируемом стрессе, когда человек не может к нему подготовиться, повлиять на него или избавиться. От тебя ничего не зависит. Ты ничего не хочешь, потому что не можешь. Это опасное состояние заученной беспомощности.

5. Не давите. Ведь у ребенка не всегда и не все будет получаться. Пусть он научится сам справляться с разными задачами и испытывать при этом ощущение успешности. Иначе станет в своей беспомощности депрессивным и боязливым.

Тот, кто зависим от внешних оценок, часто приходит в ярость, если их ребенок кому-то не угодил. И предпринимает непопулярные шаги. В том числе давлёж. Должен же ребенок соответствовать ожиданиям чужих.

6. Замечайте успехи детей. Плохие оценки, разбитая коленка или испачканные штанишки – не повод для бесконечной ругани. А вы не игнорируйте даже небольшое достижение. Похвала уместна и при реальных победах. Самооценка поднимется моментально.

7. Не бойтесь испортить самооценку ребенку. Да, случайная фраза сгубит детскую самость. Но избегайте крайностей в оценке поступков младшего. Что-то не то или не так сделал? Покажите результат. Ребенок поймет и захочет изменить.

8. Научитесь смирению

Учитывая возраст ребенка и другие моменты, важно запастись терпением. То есть постепенно идти к цели

И чем раньше начать что-то исправлять, тем лучше. Ведь вы хотите его вырастить и успешным, и счастливым, и здоровым.

9. Анализируйте отношение к ребенку. Спросите себя, чего вы ждете от него и почему. Возможно, транслируете на него требования своих родителей? Учитесь видеть проблемы с воспитанием

Обращайте внимание на свою самооценку

10. Атмосфера в семье. Оздоровите ее максимально. Обстановка должна быть доброжелательной, а отношения – искренними. Отсюда, из семьи, где взрослые искренне и с уважением относятся друг к другу, у детей начинает появляться самоуважение.

11. Умение видеть хорошее. Заметив это, проговаривайте вслух. Но так, чтобы это не были пустые слова! Критики быть не должно, тем более – беспощадной, даже если она обоснованна. Следите за каждым словом при общении с чадом.

12. Свобода выбора. Ребенку, чтобы он принял то или иное решение, нужно время. Поэтому не надо ему навязывать какие-то решения в выборе, например, еды, одежды и др. Научите его в нужные моменты говорить «нет». Здесь речь о праве голоса.

13. Учите позитиву. Пусть он замечает хорошие моменты в окружающем его мире. Ведь его самочувствие, настроение и его будущее во многом будет зависеть от позитивного взгляда на жизнь.

14. Помогите с социализацией. Не все умеют хорошо общаться с другими. Тренируйте. Формируйте полезный навык общения при любом удобном случае. Вооружитесь книгами, играми, упражнениями и т.д.

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
Чаще говорите ему, что любите

Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна

Без вашей поддержки малыш не справится.

Что может повлиять на самооценку ребенка

Все дети от природы рождаются с идеальной самооценкой. По мере взросления в кругу семьи они перенимают привычки и отношение к вещам от взрослых, прислушиваются к их словам. Именно родители закладывают основы успеха, помогают формировать позитивное мышление и правильное отношение к жизни.

Даже в младенческом возрасте родители влияют на формирование самооценки. До 2 лет они закладывают позитивный взгляд на окружающий мир, поощряют попытки стать самостоятельным. В садике происходит более глубокий процесс социализации, который активно продолжается в школе.

Взрослые влияют на характер и личность ребенка своим воспитанием. Многое зависит от степени свободы и строгости, доверия между разными поколениями, уровня контроля за поступками и действиями ребенка В подростковом возрасте на самооценку влияют отношения со сверстниками и учителями.

Факторы самооценки

Самооценка, по мнению психологов, формируется из многих факторов. Зная их, взрослые могут более внимательно относиться к ребенку, незаметно направлять и поддерживать.

Со стороны образовательной системы (школы)

1. Включать в программу упражнения на развитие оперативной памяти

Последние исследования показывают, что упражнения на оперативную память влияют на исполнительные функции, в том числе и на саморегуляцию.

2. Включать упражнения, направленные на практику осознанности

«Осознанность подразумевает концентрацию внимания на настоящем моменте и безоценочное наблюдение». Медитация осознанности, в том числе коллективная, способна снизить уровень стресса и помочь избавиться от многих психологических расстройств.

3. Включать аэробные упражнения

Этот вид деятельности стимулирует способности к саморегуляции, так как во время него улучшается здоровье мозга за счёт интенсивного кровоснабжения.

4. Ввести предметы по социальному и эмоциональному обучению

Детей нужно не просто учить мыслить в позитивном ключе, но развивать упорство, проигрывать различные жизненные ситуации (в том числе неуспешности).

5. Ставить перед учениками действительно сложные и интересные задачи

Стейнберг пишет, что учебная программа должна разжигать у школьника азарт с ней справиться.

Подростки в своём большинстве склонны принимать вызов, если его бросает школа, и стараются преодолеть препятствия.

Использование всех этих стратегий помогает взрослым совершенствовать в детях способности к саморегуляции, а значит сделать их сильнее в уязвимый период жизни.

Подробнее об упражнениях по совершенствованию саморегуляции можно прочитать в книге «Переходный возраст. Не упустите момент».опубликовано econet.ru

Распределение ролей

Как в любом деле, нужно четко распределить роли между всеми участниками воспитательного процесса. В процессе обучения школьника преодолению и принятию неудач задействованы родители, учитель и школьный психолог. Рассмотрим функции каждого из них в отдельности.

Родители

В процессе обучения формирующейся личности переживанию неудач роль родителей заключается в принятии ребенка, формировании положительной оценки ребенком своей деятельности, развитии сильных качеств личности, повышении уровня самооценки.

Нужно в процессе обучения преодолению ситуации неудачи не подавлять личность ребенка, не унижать его, не ругать и не упрекать. Для ребенка крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым. 

Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.

Учитель

Задача педагога — найти точки соприкосновения с каждым учеником в классе, наладить доверительные отношения со школьниками, использовать индивидуальный подход в работе с каждым подопечным, поддерживать благоприятный психологический климат в классном коллективе, активно сотрудничать с родителями по вопросам обучения и развития каждого воспитанника в отдельности с учетом его личностных особенностей.

Школьный психолог

Психологу отводится роль консультанта и координатора всего процесса. На начальном этапе педагог-психолог проводит изучение личности ребенка, оценку его поведения, уровень учебной мотивации, анализирует детско-родительские отношения в семье. Позднее, по мере формирования сплоченности в школьном коллективе, проводит оценку межличностных отношений в классе.

На основании полученных данных, психолог разрабатывает практические рекомендации по дальнейшей работе учителя с каждым конкретным учащимся, а также проводит индивидуальные консультации для родителей. С психологически уязвимыми детьми педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекционно-развивающим программам. Программы развития и коррекции умений и навыков составляются с учетом данных психологической диагностики, индивидуальных особенностей личности, характера и степени выраженности проблемы.

Важно привлекать к работе по формированию навыков учащегося родителей. Только в результате совместной деятельности возможно достижение наибольшего результата

В качестве форм совместной работы с родителями можно использовать:

  • Родительские гостиные;
  • Творческие мастерские;
  • Диалог поколений и другие.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка

К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.
  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

Со стороны родителей

1. Говорить ребёнку, что любите его

Любви не может быть слишком много. Стейнберг пишет, что родители, которые считают, что холодность в отношениях воспитывает характер, заблуждаются.

«Когда дети ощущают искреннюю любовь, почти всегда они высказывают меньше требований».

2. Не стесняться физических проявлений любви

Обнять, потрепать по плечу и другой физический контакт укрепляет взаимную эмоциональную привязанность.

3. Чутко реагировать на эмоциональные потребности ребёнка

«В подростковом возрасте задача родителей — помочь подростку развить уверенность в своей способности действовать независимо, в разумной степени предоставляя ему возможность принятия решений».

4. Создавать дома ощущение защиты

Дом действительно должен быть для подростка крепостью. Ребёнку необходим этот островок спокойствия, где он сможет отвлечься от многочисленных проблем.

5. Участвовать в жизни ребёнка

«Это создаст ребенку запас психологической устойчивости, которой будет поддерживать его на протяжении всей жизни. Кроме того, это принципиально необходимо для развития саморегуляции».

7. Проявлять строгость

Необходимо установить чёткие и постоянные границы дозволенного поведения, потому что

«человек учится саморегуляции благодаря тому, что сначала другие регулируют его поведение».

Строгость складывается из четких формулировок своих ожиданий, объяснения ребёнку правил и решений, последовательности действий родителей. Также Стейнберг советует быть справедливыми и поступать в соответствии с логикой и возрастом ребёнка, избегая суровых наказаний.

Самооценка родителей

Некоторые родители постоянно повторяют, что невозможно добиться цели, все сложно, все плохо. Они закладывают в ребенке негативное восприятие мира, неуверенность в собственных силах и талантах. Родители с заниженной самооценкой невольно передают ее детям, не давая развиваться и расти морально.

Умение принимать ребенка

Главное правило, которое не соблюдают многие взрослые,− любить детей, несмотря на плохие поступки, слабости и недостатки. Большинство родителей стараются переделать малыша, навязывают собственные нереализованные мечты и ожидания. Они закладывают в нем сомнения, что его можно полюбить безусловно и просто так. В зрелом возрасте он не может построить полноценную семью, испытывает психологические комплексы.

Отношение к детям

Ребенок всегда запоминает и анализирует слова родителей. Критика откладывается на подсознании, подтачивает уверенность и самооценку изнутри в течение многих лет. Он остро нуждается в частой похвале, положительных оценках, выражении любви со стороны родителей.

Как поддержать самооценку детей: советы родителям

Основное правило – больше поддерживать, хвалить, меньше критиковать и наказывать без повода

Дети обижаются, когда им не доверяют, поэтому чаще просите о помощи по дому, помыть посуду, выполнить важное поручение. Это посеет уверенность в силах и повысит самооценку

Перестаньте раздражаться, если у детей не получаются уроки, уборка или пример по алгебре. Многие простые с точки зрения взрослых вещи невероятно сложные для маленького ребенка. Научитесь поддерживать, чтобы не сформировалась привычка бросать дело при малейшей неудаче.

Учитесь делать замечания аккуратно, без оскорблений и критики. Говорите о себе и своих эмоциях, не затрагивая способности детей: «Я расстроилась, что ты не убрал в комнате», «Я переживаю, что ты не может выучить таблицу умножения».

Чтобы вырастить ребенка с высокой самооценкой, не критикуйте его на людях, не сравнивайте со сверстниками. Учитесь хвалить его за каждый успех, исключите из лексикона оскорбления и обидные фразы. Поддержка родителей становится фундаментом для будущего успеха и уверенности в себе.

фото Magdalena Sienicka

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

Как преодолеть

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут как для профилактики, так и для преодоления выгорания.

Изменения

Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел, изменить расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.

Снижение нагрузки

Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра: разделите все дела на важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные. В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например, пирамида Франклина.

Контроль над эмоциями

Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревогой: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг – спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.

Больше позитива

Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя банк ваших позитивных эмоций, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий

Хорошо помогает расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в театр, на экскурсию, участие в школьной самодеятельности, подготовке и проведении школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.

Забота о себе

Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться в физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, налаживание режима дня

Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.

Налаживание отношений

Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй за чаепитием, разговорами по душам, просмотром сериалов и фильмов, настольными играми. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: