Ребенок 8-9 лет. особенности воспитания, советы психолога

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.

Особенности воспитания мальчиков

14-летний ребенок требует к себе внимания, ищет в лице мамы или папы поддержку. Но не все родители это понимают. По их мнению, для того чтобы вырастить настоящего мужчину, нужно сделать его сильным, независимым, умеющим справляться со своими проблемами в одиночку.

Результат такой позиции, как правило, плачевный. Ведь ребенок оказывается без поддержки и ищет ее где угодно, только не дома. Чревато это связью с плохими компаниями, аморальным поведением и это еще не самое худшее из всего, что с ним может произойти.

Для того чтобы из мальчика получился мужчина необходимо обратить внимание на то, каким является воспитание подростков, типичные ошибки родителей, которые могут искалечить психику. Только исключив их, можно вырастить мальчика счастливым, заботливым, понимающим и мужественным

Поэтому родителям не следует:

  • Брать за основу воспитания метод кнута. Ничего хорошего из этого не выйдет. Запрещая ребенку все, к чему имеют доступ его сверстники, можно породить в нем озлобленность на весь мир. Кроме уважения, которое родители хотят в нем воспитать, они получат ненависть и страх. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное. Положительных воспоминаний о юности, о которой можно было бы вспомнить в старости, не будет.
  • Проявлять чрезмерную заботу, опекать и защищать мальчика от всего и всех. Эту ошибку допускаю мамы детей, у которых неполные семьи. Таким способом они пытаются додать ту любовь, которую ребенок не получил от отца. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу.
  • Прибегать к сравнению. В подростковом возрасте все дети разные. Кто-то замыкается в себе, а кто-то становится открытым всему новому. Ошибкой родителей является постоянное сравнение своего чада со сверстниками. Такие нападки способны пошатнуть уверенность в себе, ребенок начнет подражать эталону, и потеряет себя. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка, наоборот, ему нужно вселить веру в то, что все у него получится, он преодолеет трудности, получит прекрасное образование и станет успешным человеком.
  • Противоречить себе. Если отец учит сына защищать девочек, уступать им, а сам обижает, избивает на его же глазах мать, то подросток в будущем перенесет эту модель поведения в свою семью.

    То же самое касается учения нравственности, разговоров о том, что воровать плохо, в то время, как, например, с работы приносится что-либо незаконно.

Чтобы вырастить из сына мужчину, нужно показать ему на примере папы, каким он должен быть. Все остальные доводы будут напрасными. Ведь они не соответствуют примеру, который ежедневно наблюдает подросток.

Задача родителей – не потерять контроль

С другой стороны, в таких обстоятельствах кризис 8 лет осложняется, и нужно помнить о главных его опасностях – потерять эмоциональную связь с ребенком, потерять родительское влияние. Дети начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными, начинаю пренебрегать авторитетом родителей и учителей.

Чтобы не допустить плачевных последствий кризиса,
придерживайтесь некоторых правил при общении со своим повзрослевшим чадом.

  1. Не нужно его ограничивать в выборе, подчеркивая,
    что он маленький и поэтому решить сам не в состоянии. Это не так! Прошло то
    время, когда он был таковым. Теперь чадо в состоянии решать многие вопросы,
    которые его непосредственно касаются.

Чрезмерное вмешательство родителей в процесс
выбора приведет к плачевным последствиям в дальнейшем: вызовет комплексы и
сложности в установлении силы воли. Если ему настоятельно говорить делать то
или это, вырастит «маменькин» (или «папенькин») сыночек, который не сможет
элементарно понять, что ему одеть и как ему сделать уроки.

  • Но и пускать все на самотек не стоит. Если малыш
    желает самостоятельно делать какие-либо дела, позвольте ему это сделать. Если
    он просит помощи, то не пренебрегайте просьбе. Не стоит заставлять его делать
    дела, пусть по собственной инициативе он это делает.
  • В этот период времени ребенку нужен друг, с
    которым он может поделиться своими переживаниями. И лучше всего, если этим
    другом станет один из родителей или ближайший родственник.

Как стать ему другом? Побольше уделяйте ему
времени, участвуйте в его жизни, слушайте его проблемы

Разговоры – это важно
для любого ребенка вне зависимости от наличия у него кризиса. При помощи
разговоров родители формируют ценности в жизни

Для корректного формирования личности нужно
разговаривать с ребенком без сюсюкания, которое было в 5 лет. Не нужно
раздражаться в момент, когда он спрашивает глупость. Да, тяжело после рабочего
дня выслушивать детские «проблемы», но без этого ребенок замкнется в себе.
Обязательно поинтересуйтесь о  его новых
друзьях, что происходило в школе и какие сложности у него бывают.

Взрослые не учитывают возможности ребенка

Данная ошибка может проявляться в том, что родители не анализируют то, на какие секции отправляют ребенка, какие развивающие задания ему дают, какие результаты с него требуют.

Физические способности ребенка сильно зависят от развития разных участков мозга, каждый из которых развивается в разном возрасте ребенка. Поэтому требовать от малыша, чтобы он в 5 лет помнил расписание своего дня или сам готовил себе завтрак, а еще ни в коем случае не разлил воду, — это все равно, что заставлять рыбку летать.

Если требовать от ребенка невозможного, то у него может сформироваться низкая самооценка и зависимое поведение от родителя.

Как рассказать ребенку о сексе и построении тела?

zilaseger/Pixabay

Для такого важного разговора нужно выбрать подходящий момент, когда у ребенка хорошее настроение и он расположен к общению с вами. Тема не на 5 минут и это нужно помнить. Также задавайте наводящие вопросы

Так ребенок тоже будет участвовать в разговоре, и ему будет нескучно.

В 2 года ребенок начнет знакомиться со своим телом, и обязательно потрогает свои половые органы. Родителям не нужно грубо одергивать малыша, кричать и ругать – у ребенка должно сформироваться точно такое же отношение к гениталиям, как и ко всем остальным частям тела. Нельзя внушать, что это что-то грязное. В этому возрасте его лучше отвлечь от этих действий.

Часто в 3-4 года дети уже знают, что прикасаться к гениталиям – приятно и помогает снять напряжение. Но опять же, нужно отвлекать ребенка и учить его снимать напряжение другими способами. Напряжение – это признак психологического дискомфорта, одиночества, а также неуверенности. Нужно объяснить ребенку, что таким заниматься в присутствии других людей нельзя. К слову, мастурбацией «грешат» около 80-ти процентов детей 3-4-летнего возраста. Если вы заметили, что ваш ребенок это делает постоянно, проконсультируйся у психолога и терапевта, а также невролога. И, как уже говорилось, ребенок должен знать правильные названия половых органов: пенис, половой член, вагина, влагалище.

В 5-9 лет вы должны постараться утвердить в сознании ребенка мысль, что взрослые отношения возможны только между взрослыми людьми. Если ваш ребенок спрашивает: «А у меня тоже будут дети?», скажите: «Конечно! Когда ты вырастешь. Но сначала ты встретишь девушку (парня), полюбишь, вы будете дружить, потом, поженитесь, и вот тогда у вас родятся прекрасные детишки»

Лучше на своем примере показать, что любовь – это забота, ласка, внимание и стремление быть вместе

10-12-летнему ребенку можно вкратце описать физиологический акт любви

Однако обязательно обратите его внимание на то, что отношения тел начинаются лишь после душевного сближения, приятия друг друга, а также влюбленности. Если вам неловко говорить о таком с ребенком, то можете подарить ему какую-нибудь книгу об интимных отношениях

После можете обсудить прочитанное и ответить на дополнительные вопросы.

В 13–15 лет можно рассказать ребенку о контрацепции

Но подходить к этой теме нужно осторожно, чтобы не побудить ребенка к нездоровым действиям. Если ваш ребенок в свои 13–15 лет остается сущим ребенком, конкретные советы безусловно стоит отложить на годик-второй

Список всех важных тем, которые стоит обсудить с ребенком:

Название частей тела, важность гигиены.
Почему интимные части тела называются интимными? Почему не все люди должны видеть их?
Что такое границы тела?
Почему нельзя другим разрешать фотографировать свои интимные части тела? Почему нельзя отправлять фотографии своих интимных частей?
Как выйти из неудобных или опасных ситуаций? К кому обратиться за помощью?
Разговор о хороших и плохих прикосновениях других взрослых и даже детей.
Тема доверия между родителем и ребенком.

Почему ребенок меня не слышит

Если родители постоянно что-то требуют, держат ребенка в жестких рамках, выставляют завышенные требования, — то ребенок не будет слушаться и ответной реакцией будет бунт и агрессия. Все это может проявляться тихо или бурно. Если тихо, то ребенок просто будет выстраивать психологический барьер на подсознательном уровне так, что не будет слышать на самом деле. Он пойдет заниматься своими делами, игнорируя просьбы родителей. Бурная реакция будет проявляться в противлении и поведении назло.

Некоторые дети имеют привычку впадать в ступор. Это своего рода «заторможенное» состояние.

Он бы и рад исполнить то, о чем его просят, но не может, его психика отказывается воспринимать окружающие обстоятельства. Ранее ребенок уже был сильно травмирован, а у родителей не нашлось слов, чтобы попросить прощения за свое амбициозное поведение. Они не смогли сгладить ситуацию. Теперь она зашла в тупик. Свою боль в слезах и обиде он уже излил раньше, теперь он просто молчит, ожидая окончания разговора. Порог чувствительности настолько повысился, что ребенок не выдерживает даже требований в тихом тоне.

Говорят, что дети хорошие актеры и манипуляторы.

Они умеют прекрасно использовать свое детское обаяние, истерики, хитрость, чтобы добиться желаемого. Они делают вид, что слушают своих родителей, соглашаются, но заранее уже для себя решили, что поступать так не будут. Но когда обнаруживается их непослушание, всегда находится альтернатива – другой родитель либо дедушка с бабушкой.

Дети просто ищут поддержки и понимания: «Я не сделал так, как хотела мама, потому что мама была неправа. Правда, бабушка? Ведь она неправа…». Большой ошибкой взрослых является занижать авторитет одного из родителей, даже если он действительно был не прав. Любые спорные вопросы в воспитании детей лучше всего решать в их отсутствие. Если ребенка будут поддерживать другие члены семьи в его непослушании, добиться от него чего-либо будет очень сложно.

Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, им трудно дается новая информация.

Или, ребенок гиперактивен, загруженность учебой в школе и дома не дает ему возможность высвобождать свою энергию. Сидя за уроками у него нет к ним интереса, ведь все мысли там, во дворе с детьми в активных играх. Да, есть дети, которые готовы старательно приобретать знания.

А есть те, с кем родители занимаются каждый вечер, тратя на это уйму свободного времени. Но и во время совместных занятий, ребенок, будто не слышит, что ему говорят. Крик, нетерпение, эмоции, битье, суета только усугубят ситуацию

Любовь, проявленное терпение, внимание помогут ребенку слушать и слышать

Родители часто не замечают, как ребенок из пеленок оказался выпускником школы.

Они привыкли видеть его маленьким. Соответственно и отношение такое: контроль, недоверие, постоянные советы и запреты. Но детям нравится, когда родители замечают их «взрослость», доверяют. Если подростка опекать и учить, как маленького, он не будет воспринимать слова родителей. Это только станет поводом для него делать все назло и наоборот.

Главные ошибки родителей при разводе

При разводе страдают все члены семьи. Родители, испытывая друг к другу негативные чувства, порой допускают грубейшие ошибки в своем поведении. Это плохо сказывается и на психическом здоровье их детей, и на их дальнейшем развитии. Психологи разделяют поведенческие ошибки взрослых на несколько групп.

Рассмотрим основные ошибки родителей при разводе:

  1. Ссоры и конфликты в присутствии ребенка. Подобное поведение взрослых ставит ребенка в тупик. Ему нереально сложно принять сторону кого-то из родителей, да и не стоит этого делать, откровенно говоря.
  2. Стремление бывших супругов общаться через ребенка. «Передай папе, что он ….», «скажи маме, что ….». Подобная модель поведения характеризует взрослых не с лучшей стороны. Как бы сильно вы не были обижены на супруга, не стоит втягивать в свои «войны» детей.
  3. Манипуляция ребенком при попытке вернуть отношения с бывшим супругом. Если крах отношений неизбежен, не стоит «запугивать» супруга тем, что общаться с ребенком он не сможет. Особенно опасно это делать в присутствии самого ребенка.
  4. Игнорирование чувств и переживаний ребенка. Если ребенок расстроен, переживает, поговорите с ним по душам, объясните свои чувства, опишите ему ситуацию, ближайшее будущее, расскажите, как будет складываться ваша жизнь при новых обстоятельствах.
  5. Превращение ребенка в яблоко раздора, а также в предмет торгов.
  6. Попытка получения собственной выгоды в обмен на встречи с ребенком.
  7. Привлечение в конфликтные ситуации других родственников, которые, чаще всего, мешают, а не помогают найти компромиссные решения.

Если вы хотите, чтобы ребенок пережил ваш развод без приобретения психических заболеваний, не повторяйте ошибок тех, кто из-за них поплатился здоровьем собственных детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: