Кризис «Я сам»
Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.
А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.
На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».
Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:
- защита своей целостности и территории;
- выход негативных эмоций и снятие напряжения;
- отстаивает свои интересы и личное пространство;
- целеустремленность;
- показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».
Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).
В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.
Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:
- Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
- Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
- Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
- Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
- Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
- Формируются агрессивные привычки.
- Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
- Фрустрация.
- Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.
В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.
Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.
Почему дети кусаются в садике?
Причины, по которым ребенок кусается в садике, могут зависеть от целого ряда факторов, но основной — естественная потребность.
В младшем возрасте рот является главным органом, при помощи которого дети изучают окружающий мир. На том или ином этапе развития кусаются 9 из 10 мальчишек и девчонок. Кто-то начинает делать это в 6 месяцев, а кто-то — в 3 года.
Расскажем подробнее о возможных причинах:
потребность выразить эмоции. Особенно это касается тех малышей, которые пошли в садик до 2 лет. Словарный запас таких детей мал, а некоторые вовсе не разговаривают, а эмоций — целая масса. Поскольку выразить их так, как делают взрослые, кроха пока не может, он прибегает к хорошо знакомому способу взаимодействия с миром — он использует «инструмент» под названием рот;
способ отстоять свои права. Если кроху обидели или отняли у него игрушку, едва ли он может решить конфликт по-взрослому. Он прибегает к тому методу, который ему доступен;
борьба со стрессом. Когда ребенок начинает посещать сад, происходит резкая смена обстановки, что вызывает определенный бунт. Маленький человек начинает пробовать границы, чтобы понять, какие из них можно нарушать, а какие — нет
У одних малышей адаптация происходит быстро, а другие даже через год чувствуют себя в саду плохо (скучают по маме, боятся или не любят воспитательницу и т.д.), что и приводит к регулярным попыткам покусать всех вокруг;
желание привлечь внимание. Когда ребенок кусается, все смотрят на него, ругают, кричат или проявляют другой интерес
Если чаду не хватает любви и внимания в семье, он, скорее всего, попытается привлечь его другими способами, например, регулярным покусыванием всех вокруг;
психическое заболевание. Это касается старшей возрастной группы (4-7 лет), когда другие факторы уже не имеют существенного влияния;
неблагополучная ситуация в семье. Если дома ребенок наблюдает драки, ругань и постоянные конфликты, его психика страдает. Свой страх, недоумение, обиду и прочие негативные чувства он пытается выразить через укусы окружающих;
эмоциональное или физическое перенапряжение. Если кроха устал, он может начать кусаться, чтобы выразить недовольство своим состоянием. К подобным действиям может привести и скука, например, когда на улице неблагоприятная погода, и дети вынуждены долго находиться в замкнутом пространстве;
неправильное воспитание. В основном, дети начинают кусаться когда родители впадают в крайности: либо разрешают абсолютно все, либо, наоборот, держат в чрезмерной строгости.
В большинстве случаев период кусаться приходится на возраст 2-3 года. Как правило, его нужно просто переждать. Хотя бывают случаи, в которых консультация грамотного психолога будет необходима.
Может ли крик быть нормой?
— Понятие нормы в данном случае — это усредненное понятие. Как описать норму взаимоотношений в семье? Если для конкретных людей, живущих в социуме, эти взаимоотношения не являются болезненными, травмирующими, то мы не вправе называть это антинормой.
Если у ребенка атмосфера в семье достаточно спокойная и ровная, то крики чужого человека он воспримет болезненно.
Даже крики посторонних людей на улице. Если дома приняты эмоциональные и достаточно резкие взаимоотношения друг с другом, то есть муж, жена, бабушки, дедушки бранятся, ругаются, и это является частью семейных отношений, то есть в этой ячейке общества это норма, тогда ребенок не будет травмирован тем, что на него кричит воспитатель.
Голос является для человека инструментом, и нужно понимать, какие последствия использования этого инструмента в данной конкретной ситуации могут быть для данного человека (ребенка).
Диагностическая
В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
- логопедические проблемы;
- привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
- задержка в развитии;
- расстройства поведения;
- прочие проблемы.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Как минимизировать последствия?
— Детская психика очень лабильная, гибкая. Поэтому детям в большинстве случаев можно легко помочь, в отличие от взрослых.
Эффективный вариант – если ребенок сам покричит для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. Кроме того, прекрасный способ избавиться от накопившегося внутри негатива – подвижные игры с мячом, в сухом бассейне. Можно, набрав в ванну воды, дать малышу возможность хорошенько поплескаться, постучать ладошками по воде, ни в чем его не ограничивая.
Позвольте ребенку «разыграться», ведь это поможет ему отпустить весь негатив, а затем расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон. Чаще обнимайте своё чадо, ведь тактильный контакт способствует «заземлению» чувств», что помогает человеку после эмоционального всплеска прийти в себя.
Рекомендации родителям
Из-за большой чувствительности детей дошкольного возраста, обучать их общаться нужно с большой осторожностью. Следует избегать оказывать на малыша сильное тактильное и психологическое воздействие: не тормошить его, чтобы вывести из задумчивости, не смотреть пристально ему в глаза
Ребенок, имеющий негативный опыт общения, не должен понимать, что его намеренно хотят вовлечь в неприятную для него ситуацию. Не настаивайте на том, чтобы он делал это против желания, барьер замкнутости невозможно преодолеть одномоментно.
Избавиться от необщительности поможет спокойная, уютная, безопасная обстановка. Например, при разговоре держите его за ручку, поглаживайте по голове или посадите к себе на колени. Понаблюдайте, что он любит делать, какие игры ему нравятся, а не предлагайте незнакомые ему занятия. Постарайтесь постепенно разнообразить удовольствия от игры, усильте их выражением собственной радости. Это покажет ему, что играть вместе гораздо веселее, чем одному.
Первые успехи могут появиться достаточно быстро, но обольщаться ими не стоит. После «прорыва» скорлупы замкнутого ребенка наступит своеобразное «плато», когда придется работать долгое время без видимых результатов. Когда наладится контакт с близкими людьми, наступит длительный период адаптации с окружающим миром. Форсирование этого этапа может привести к обратному эффекту.
Педагогическая
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Не люб ты мне…
Бывает и такое, что вроде бы все нормально, но воспитатель вам просто не нравится. «Она какая-то безразличная», «ничего никогда толком не рассказывает», «вечно всем недовольна» — такие жалобы можно часто услышать от родителей. Конечно, все мы люди, и человек может просто вызывать у нас антипатию. Что делать в таком случае? Жаловаться заведующей вроде и не на что, но водить ребенка в садик к человеку, который тебя раздражает, неприятно. У вас есть два варианта — попробовать поменять садик или смириться. Что ж, после садика ребенок пойдет в школу, и где гарантия того, что там все учителя будут вам приятны? Тем более, в садик дети идут не только к воспитателю. Даже в яслях (что говорить о младшей, средней и старших группах) они идут к своим друзьям. Знаю случай, когда дети категорически отказывались переходить в другой садик от не очень доброго воспитателя, которого все боялись, потому что в эту группу ходили их друзья.
И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся «порвать» или «встретить в темном переулке» эту «воспетку», «чужую тетку», которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.
Рекомендации для родителей
Агрессивность детей от 1 до 3 лет считается нормальным этапом развития.
Ваша правильная реакция на такое поведение поможет быстро и благополучно пройти все возрастные кризисы.
Важно! В любом возрасте вам следует останавливать негативные действия, направленные против вас или другого человека. Если не понимает слов, то убирайте из зоны конфликта
Если ребенку 1 год
В 1 год ребенок еще не способен до конца осознать обращенную к нему речь. Чтобы минимизировать риски агрессии, вы можете:
организовать безопасное пространство для удовлетворения исследовательского интереса (подробнее читайте в статье Безопасность детей дома>>>);
переключать внимание на что-то другое;
объяснять и рассказывать, как пользоваться разными предметами;
делать вместе с ребенком, а не за него.
Старайтесь сокращать количество запретов. Да, это не так просто, но вполне реально.
Самое страшное в реакции родителей на агрессию ребенка — это физические наказания, крики, угрозы.
Подобное поведение только закрепляет негативное поведение малыша, и проблемы нарастают как снежный ком.
Чтобы научиться общаться с подросшим малышом и правильно формулировать свои запреты, смотрите интернет-курс Мама-главная>>>
Если малышу 2 года
В этот период делайте следующее:
- Укрепляйте взаимоотношения с ребенком;
- Чаще обнимайте, целуйте;
- Предлагайте альтернативы действий агрессивному поведению;
- Избегайте манипуляций в отношении;
- Выстраивайте границы дозволенного.
На заметку! Вам важно показать ребенку, что испытывать негативные эмоции — это нормально, но мы должны выражать их безопасным способом
Что делать в 3 года
В этом возрасте вы продолжаете работу по обучению ребенка распознавать, контролировать, сдерживать негативные эмоции. А также:
- помогаете социализироваться;
- проводите разъяснительные беседы;
- устанавливаете четкие правила поведения.
Градация рекомендаций по возрастам весьма условна. Один и тот же метод воспитания по-разному действует на каждого ребенка. Вам придется использовать все доступные способы для того, чтобы перевести агрессию в мирное русло.
Счастливого материнства!
- Сколько должен спать ребенок в 2 года?
- Ребенок бьет детей в детском саду
- Как заставить ребенка слушаться?
Почему дети становятся малообщительными
Психологи считают детскую замкнутость сложным феноменом, в основе которого лежат личностные особенности, издержки воспитания и другие причины. Без устранения истинного побудительного мотива скорректировать поведение замкнутого ребенка невероятно трудно. Почему же малыши растут нелюдимыми?
- Тяжелое заболевание, заставляющее думать о том, что он не такой, как все.
- Если ребенок интроверт по натуре, некоторая доля замкнутости свойственна ему от рождения. Исправить эту особенность темперамента коррекция не поможет. Такой маленький человечек умеет общаться, но отличается мечтательностью, неэмоциональностью, погруженностью во внутренний мир.
- Строгое воспитание. Ребенок может стать замкнутым, если родители предъявляют к нему завышенные требования, часто ругают, выражают недовольство его поведением, наказывают несоразмерно проступкам. В результате он чувствует свою ненужность, а его отстраненность становится средством защиты от негатива окружающих.
- Большую вероятность стать замкнутым имеет ребенок дошкольного возраста, отличающийся высоким уровнем интеллекта.
- Психологическая травма. Малыш может замкнуться вследствие сильного стресса для детской психики. Шокирующим обстоятельством может послужить потеря одного из членов семьи, развод родителей, частые скандалы в его присутствии.
Определить первопричину необщительности маленьких детей трудно, так как они очень закрыты и еще не осознают истоков своего поведения. С другой стороны, родителям, постоянно находящимся рядом, также трудно понять, почему он стал замкнутым. Если причина не лежит на поверхности, лучше всего обратиться к детскому психологу. Проведя совместную беседу, он определит степень его замкнутости, поможет отличить ее от застенчивости и даст советы по коррекции поведения.
Следует быть готовым к тому, что помочь замкнутому ребенку раскрепоститься – непростая задача. Некоторые малыши откликаются практически сразу, другим потребуется уделить немало времени и терпения.
Поступление в детский сад
Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.
В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:
- эмоций;
- взаимодействия с окружающим миром;
- познавательной активности;
- умений и навыков;
- речи;
- двигательной активности;
- сна;
- аппетита;
- здоровья.
Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.
Облегчение привыкания к садику
Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.
Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.
За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.
На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.
На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.
Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.
Готовая к скачиванию ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА по адаптации детей к детскому саду (5 листов + обложка).
Тяжелая адаптация: что делать?
Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.
При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.
Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?
С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.
Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как «несадиковский ребенок». Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?
Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.
Почему ребенок кусается в детском саду
Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.
В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.
Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.
Как помочь своему малышу?
Описанный выше алгоритм — действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.
А далее выбирайте одну из тактик, которые позволят обучить ребенка защищаться самостоятельно, ведь вы не можете присутствовать с ним рядом весь день, пока он находится в садике.
Психологи отмечают несколько методик.
«Метод пограничника»
Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».
Метод поиска союзников
Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь
При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница
Метод «аналогичного воздействия»
Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил — ударь в ответ, ущипнул — ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.
Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.
Подготовка ребенка к детскому садику
По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.
Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:
Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься
На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад
Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.