Книги, которые вам помогут
По вопросам взаимоотношения детей и взрослых, “правильного” и “неправильного” воспитания написано огромное количество книг, мы хотим поделиться, на наш взгляд, самыми лучшими из них. Настоятельно рекомендуем прочитать – вы не только найдете ответы на свои вопросы, но и получите настоящее удовольствие от чтения, и, бонусом, хорошее настроение и веру, что все точно будет хорошо!
Эта книга ставит под сомнение привычные методы кнута и пряника в воспитании детей и призывает увидеть в ребенке личность, нуждающуюся в безусловной любви. Автор предлагает задуматься о долгосрочных целях воспитания и дает практические рекомендации.
Воспитание сердцем — Альфи Кон
В книге легко и доступно рассказано о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?»
Тайная опора — Л.В.Петрановская
Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них.
Если с ребенком трудно — Л.В.Петрановская
Чрезмерно опекать
Некоторым кажется, что опека — признак любви и заботы. Но чаще всего за опекой стоит желание контролировать, то есть утверждать свою родительскую власть. Если ребенка постоянно опекают, ему начинает казаться, что он и впрямь не способен самостоятельно справляться с простыми вещами, перестает верить в свои силы, чувствовать свои желания. Именно так возникают анекдотические, но грустные сцены: «- Мама, я замерз? — Нет, ты проголодался!»
Гиперопека — не просто верный способ воспитать неудачника. Иногда дети буквально задыхаются от родительской «заботы», ведь у них нет ни капли свободы, ни единого шанса встретиться с реальным миром, который вообще-то таит не только опасности, но и массу прекрасных вещей
Поэтому родителям так важно научиться доверять ребенку и своевременно передавать ему ответственность за все новые и новые сферы жизни — от выбора футболки в детский сад до выбора профессии и спутника жизни
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Пытаемся заменить ему отца
Порой мамы, воспитывающие сына в одиночестве, стараются стать для него обоими родителями в одном лице. Не лишайте своего ребенка женской, материнской любви. Ведь вы никогда не станете мужчиной, а такое «имитационное» поведение будет выглядеть нелепо и неестественно. Кроме того, это чревато искажением его представлений о женщинах.
Некоторые одинокие женщины стараются во что бы то ни стало найти мужчину для примера собственному сыну. Не стоит переоценивать роль мужчины в воспитании мальчика. Во множестве случаев найденный «первый попавшийся» мужчина может искалечить представление о мужском поведении вашего сына на всю жизнь.
Почему мы это делаем?
Верим, что мальчик не станет мужчиной без мужского примера.
Что вместо этого?
Будьте собой. Просите о помощи, когда вам нужна помощь. Поощряйте его стремление заботиться о слабых. Учите полезным навыкам по дому в зависимости от возраста: убрать со стола, вынести мусор, передвинуть тумбочку
Дарите с самого детства ощущение, что он нужен – это крайне важно! – что он может делать прекрасные и полезные вещи. Не лишним будет учить мальчика помогать не только вам, но и окружающим женщинам: например, уступить место в общественном транспорте или донести тяжелую сумку до подъезда
Формировать образ «настоящего мужчины» в сознании мальчика хорошо помогают литературные, кинематографические и исторические персонажи. Читайте ему про былинных героев, благородные поступки, заботу и защиту.
Нежелательное поведение
Отклонения в поведении малыша в большинстве случаев, если речь не идёт о неврологических расстройствах, связаны с качеством реализации базовой потребности крохи – безусловной любви, принятия и поддержки взрослого.
К 5 годам малыш ещё не сепарирован от родителей и крайне привязан к ним. Они не просто любимы, а обожаемы и прекрасны. Дети очень хотят быть похожими на маму и папу, стремятся полностью соответствовать их правилам и ожиданиям, быть хорошими и послушными.
В психологии не существует такого понятия, как кризис 5 лет. Плохое поведение в этом возрасте и непослушание – сигнал, что крошке не хватает внимания и заботы. Он испытывает стресс и психологический дискомфорт.
Истерики по любому поводу
В пятилетнем возрасте в организме происходят интенсивные процессы, оказывающие большую нагрузку на нервную систему. Резкая смена поведения – это признак, что дошкольник перешёл на новую ступень развития.
Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации
Он очень быстро развивается. Теперь кроха уже может фантазировать, копировать родителей. Ему очень хочется быть похожим на них, но быстро повзрослеть не получается. Из-за этого чадо начинает нервничать, замыкаться в себе. 5-летний возраст также связан с развитием страхов разного характера: темноты, смерти.
Они делают детей неуверенными в себе, нервными и пугливыми. Повышенная возбудимость является причиной частых истерик и нытья. Ситуация особенно усугубляется, если родители предъявляют слишком много требований или перегибают с опекой.
Хамство и агрессия
Если малыш агрессивный, начинает вести себя грубо, драться, огрызаться, кричит и матерится, крушит всё на своём пути и отказывается подчиняться, то за этим кроется серьёзная причина.
Вероятно, когда-то была нанесена психологическая травма, с которой не может справиться пятилетка. Сложная обстановка в семье, неуважительное и грубое отношение членов семьи друг к другу, унижение и подавление личности крохи, злость и обида на родителей провоцируют дитя как бы отделиться от своего «взрослого», в котором он не находит понимания, и жить своей жизнью.
Такое поведение может иметь серьёзные последствия в будущем, поэтому очень важно сразу разобраться в причинах и устранить их. В этом может помочь консультация с психологом
Демонстративное поведение, “неуправляемость”
В пятилетнем возрасте начинает доминировать потребность в признании и уважении
Детям важно, как их воспринимают окружающие. Чадо выделяет своё «Я», в нём проявляется конкурентное начало
Активно привлекая к себе внимание, дошкольник пытается самоутвердиться. Часто это сопровождается агрессией, провоцированием скандалов, ссорами
Ребёнок неуправляемый в 5 лет, если ему не оказывают необходимое внимание. Своим непослушанием он пытается восполнить дефицит.
Отказ выполнять требования, непослушание
Если жизнь ребёнка состоит только из указаний и упрёков, его мнение не учитывается при любых обстоятельствах, на него не обращают внимания или не уважают, это может быть причиной непослушания.
Малыш обижен, не чувствует себя самостоятельным и взрослым
А это сейчас для него очень важно
Отказываясь подчиняться правилам, он обращает внимание на свою формирующуюся личность
В следующем видео о своем мнении по поводу этой проблемы рассказывает психолог Дмитрий Карпачев:
Минимальная мозговая дисфункция
У 20% детей дошкольного возраста встречается ММД. Это комплекс несильных нарушений центральной и вегетативной нервной системы. Часто они связаны с родовой травмой. Дисфункция проявляется в дезадаптации крохи в обществе, нарушениях в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферах.
У детей наблюдается дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность, что негативно влияет на поведение. При благоприятных условиях со временем эти симптомы пропадают.
Недооцениваем собственный пример
Быстрее и лучше всего ребенок учится, копируя ваше поведение. Все мы знаем об этом, но почему-то начинаем забывать, когда дело касается наших собственных детей. Мальчик воспримет ваши отношения в семье, ваше отношение к другим мужчинам как самое правильное. Если вы считаете, что ваш муж ни на что не способен, ваш сын будет так же относиться к другим мужчинам и к себе самому. Если вы постоянно выражаете свое недовольство поведением окружающих мужчин, не ожидайте, что ваш сын сможет уважать себя во взрослом возрасте. Вдобавок ко всему он получит глубокие комплексы в своих отношениях с женщинами.
Почему мы это делаем?
Не хотим брать на себя ответственность за собственное поведение.
Что вместо этого?
Относитесь к мужчинам с уважением
Невозможно переоценить, насколько важно мальчику на своем опыте видеть и чувствовать, что такое доверие и любовь женщины к мужчине. Ведь именно отношения мамы с папой станут для него ориентиром (а иногда и калькой) в построении отношений с женщинами во всей дальнейшей жизни
Постарайтесь набраться терпения: ваш малыш только учится жить. Не делайте все за него, лучше подождите, когда он сам заберется в машину, обует ботинок или застегнет куртку. Поверьте, то, что вы приедете куда-то на 10 минут позже, с лихвой окупится мужским характером вашего сына в будущем, а также его благодарностью к вам.
Как реагировать на ошибки ребенка?
Существует два подхода к ошибкам: подход Марии Монтессори и ТРИЗ-подход. В чем их суть?
- В системе Монтессори есть понятие презентации – когда мы показываем ребенку, как нужно обращаться с тем или иным предметом, как что-то делать.
Например, просим ребенка вытереть стол. Прежде всего, мы должны на собственном примере показать, как это делается. Если малыш просит помочь (или очень ясно дает вам понять, что ему нужна ваша помощь), спросите: «Мне показать еще раз? Может, сделать это твоей рукой?». Он выберет то, что ему поможет — вы поможете — стол чистый.
Если же ребенок не просит помощи и даже если он при этом делает все совсем не так, как вы показали, и у него получается из рук вон плохо, не помогайте. Просто наблюдайте за ним. Подумайте, почему он делает так. Может, он не понял или забыл, как надо? Может, у него еще для таких действий недостаточно развита координация? Когда он закончит, похвалите его. Если вы тут же броситесь его исправлять, он поймет, что не справился, что он «плохой». Лучше остановитесь на хорошей эмоции, а в другой раз покажите снова. В 2,5-5 лет у ребенка вырабатывается базовое доверие к миру и к себе. А о каком доверии может идти речь, если он все делает неправильно?
- ТРИЗ-подход. ТРИЗ – это Теория Решения Изобретательских Задач. Когда человек совершает ошибку, возникает сложная ситуация. А значит, интересная задача, головоломка, которую можно с удовольствием поразгадывать.
Нужно просто воспринимать ошибку не как трагедию, а как задачу. Если вы привьете такой подход своему ребенку, он будет одновременно учиться решать жизненные задачи и постигать связь каждого действия с последствиями. Тогда ему не будет страшно, и его энергия дерзновения не угаснет.
Родители слишком любят себя
Оказывается, многие родители очень любят хвалиться успехами своего школьника как собственными. Встречаясь с друзьями или родственниками, они то и дело хвалятся, что их ребенок отлично знает тот или иной предмет, получает только отличные оценки, посещает несколько кружков, да и вообще даст фору любому ровеснику.
Такое отношение воспитывает в детях понимание того, что успех родителей зависит от них. Конечно же, редкий ребенок желает сделать так, чтобы их мама или папа были безуспешными. К тому же, при таком отношении дети прекрасно понимают, что если их успех внезапно куда-то исчезнет, то для своих родителей они будут не настолько прекрасными.
В сложившейся ситуации полученная ребенком плохая оценка взращивает в нем чувство неуверенности в себе, которое побуждает негативные эмоции и расстройства. А все почему? Потому что родители слишком любят себя и готовы хвалиться за каждую положительную мелочь, пусть даже и не свою.
Родить ребенка с конкретной целью
Печальна и трудна жизнь детей, которым нашли «работу» еще до рождения, не важно, какая миссия им назначена: скрепить семью, воплотить в жизнь несбывшиеся мечты родителей, подавать стаканы с водой в старости. Даже если дети будут стараться, им никогда не оправдать все ожидания папы или мамы («Защитил кандидатскую, а когда докторская?», «Победишь на российских конкурсах, а когда поедешь на международные?»)
Но и родители будут разочарованы. По каким-то необъяснимым причинам, ребенку сложнее всего исполнять именно то, для чего его родили. Тот, кто появился на свет ради дружбы с братиком, чаще всего с этим братиком дерется. А дети, рожденные как «сувенир на память» от любимого, но недоступного мужчины, крайне редко на него походят, либо походят, но именно этим потом всю жизнь и раздражают.
Постоянно сравнивать
Типичная ошибка родителей — ждать, что ребенок будет похож на своих старших братьев и сестер или на сверстников. Но каждый человек уникален. Один в годик неплохо говорит, другой молчит, зато уверенно ходит. Одному легко дается физика, а другому — рисование. Дети не могут соответствовать идеальному шаблону. И все, что мы можем, это научиться принимать их такими, какие они есть — с острыми углами их характера, шустрыми или медлительными, общительными или погруженными в себя, в чем-то способными, а в чем-то не очень, иногда болеющими и капризничающими, но все такими же дорогими и любимыми. Они не лучше и не хуже детей коллеги, они не лучше и не хуже нас в их возрасте — они просто другие.
И мы, родители, тоже имеем право, чтобы нас ни с кем не сравнивали. Может быть, мы не печем таких прекрасных пирогов, какие нам пекла в детстве наша мама, зато любим играть с ребенком в подвижные игры. Может быть, у нас нет времени водить чадо на три секции, как у соседки, зато малыш видит, что у него успешная, увлеченная работой мама
Или, наоборот, не важно. В любом случае, ребенок любит свою маму и знает, что именно она для него самая лучшая
Превращать ребенка в главный проект своей жизни
Есть родители, которые полностью отдают себя своему чаду, зачастую, единственному. Чаще всего это женщины, решившие посвятить себя исключительно материнству. Они стараются все делать правильно, любить, заботиться, прислушиваться, давать самое лучшее… При этом они выбиваются из сил и зарабатывают невроз, потому что панически бояться ошибиться, причинить боль, нанести травму. А еще они совершенно не готовы отпускать взрослеющего ребенка в большой мир, ведь если он станет самостоятельным, в жизни матери останется звенящая пустота.
Куда лучше для всех, когда у родителей есть свои, не связанные с детьми, цели и интересы. Ведь тогда ребенок может прожить свою жизнь самостоятельно, а не возвращать ее родителям, как некогда навязанный без его согласия заем.
Фото: globallookpress.com
Как вести себя родителям, если ребенок тревожится из-за плохих оценок
Психолог объяснила нам, что поведение родителей очень сильно влияет на то, как дети будут относиться к выставленным им оценкам в школе.
Если ребенок вдруг приносит тройку в дневнике, родителям стоит спокойно выяснить, почему так получилось, и, если он скажет, что не понимает предмет, помочь ему разобраться в нем. Не обладаете сами такими знаниями — нанимайте репетитора, пытайтесь объяснить простейшие законы химии и физики на практике, развивайтесь сами параллельно с ребенком.
Если вы хотите начать развивать своего ребенка, обязательно предлагайте ему на выбор несколько дополнительных занятий — пусть он сам выберет то, что ему нравится больше всего. Не стоит выбирать интересы ребенка самостоятельно — пусть он сделает это. В любой ситуации пытайтесь взаимодействовать с ним, прислушиваться к каждому мнению, вникать в потребности.
Лично нам психолог посоветовала не требовать того, чтобы дочь была успешной во всем — так не бывает, ведь что-то у нее будет получаться лучше, а что-то хуже, и это вполне нормально. Она порекомендовала нам уяснить для себя то, что те предметы, которые даются для понимания ребенка хуже всего, нужны ему просто для расширения кругозора.
Влияние неправильного воспитания на психическое и физическое здоровье
Воспитание оказывает большое влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Но поскольку каждый малыш уникален, то родители не сразу понимают, как себя с ним вести.
Существуют десятки ошибок, которые портят воспитательный процесс. Однако все их объединяет одно и то же – они негативным образом сказываются на здоровье.
В результате неправильной модели поведения родителей дети вырастают неуверенными в себе и чересчур избалованными, упрямыми или замкнутыми, отвергающими помощь или несамостоятельными.
У таких детей не получается завести друзей, ладить с семьей и быть успешными. Поэтому не бывает маленьких или больших ошибок. Все они приводят к одному плачевному результату.
Регулярно читать нотации
Еще одна типичная ошибка родителей — верить в особую силу воспитательных бесед. «Вот я ему говорю-говорю: прибирай игрушки/делай уроки вовремя/предупреждай, когда задерживаешься, а он все равно не делает», — часто сетуют мамы, и неудивительно. Нотации быстро превращаются в фон, на который можно не обращать внимания. Куда лучше ребенок учится не на словах, а на реальном опыте или на примере близких.
Чем в сотый раз повторять одно и то же, лучше проверить, все ли члены семьи сами соблюдают предъявляемые к ребенку требования. Понимает ли ребенок, как сделать то, чего от него хотят, или его надо сначала научить сортировать игрушки по ящикам/планировать время и т. д.? И, наконец, подумать, есть ли у чада мотивация делать то, что вы от него хотите. Что будет, если школьник вовремя сделает уроки: свободное время, чтобы поиграть, или дополнительные занятия? А что будет, если не вымыть за собой чашку: мама поворчит и вымоет сама, или добавит в раковину свою посуду и попросит помыть то и другое?
Отзыв мамы, у которой получилось
Юлия, мама Ильи (5 лет) У меня начались проблемы с послушанием сына ещё в три года. Начал психовать и закатывать истерики по любому поводу. Но тогда я списывала всё на то, что он маленький. Однако, сейчас ему 5, а ситуация только ухудшилась. Например, сын начал смотреть мультфильмы в гостиной на большом телевизоре. Но потом пришла моя мама, и мы стали с ней разговаривать. Сын стал шикать и требовать замолчать. Мы предложили посмотреть ему мультфильмы в соседней комнате, и тут началось! Орал дурниной. В такие моменты мне становится страшно, что соседи вызовут полицию. И на руки брала, и уговаривала, но он просто меня не замечал и все равно продолжал кричать. И такие концерты он устраивал регулярно. Швырял вещи направо и налево, сучил ногами, огрызался и обзывался. Меня трясло. В итоге, однажды я просто выключила телевизор, забрала все игрушки и оставила его биться в истерике одного в комнате. Без «зрителей» и внимания с моей стороны, когда никто не реагирует на крик. Через какое-то время он сам пришёл в себя. Мы потом обсудили с ним ситуацию, я объяснила, что такие концерты теперь всегда будут заканчиваться лишением развлечений и моего общения с ним. А ещё научила его убирать игрушки. Раньше он совсем не хотел наводить порядок комнате. Тогда я придумала убирать вещи с ним наперегонки. Его это сильно увлекло, так что ещё одну проблему решили.
Далее мы предлагаем вам посмотреть очень подробное видео об этом возрасте от детского психолога Л.В.Петрановской:
Типичные ошибки в воспитании
Люди, у которых есть дети, знают, что есть разница в том, как воспитывать девочку или мальчика. Но иногда взрослые забывают это учитывать.
Мальчики
Воспитывая мальчика, родители растят будущего мужчину. Поэтому старайтесь всеми силами избегать тех ошибок, которые этому мешают.
- Чрезмерная опека. Часто матери не понимают, что ребенок – это отдельная личность, а не их собственность. Но такая модель поведения особенно опасна для воспитания мальчика, поскольку он вырастет безвольным и неуверенным в себе. Во взрослом такая личность превратится вмаминого сынка, который не может самостоятельно принимать решения и заботиться о своей семье.
- Подмена. Поскольку в основном воспитанием детей занимаются мамы, они зачастую стараются стать для них и отцом. Но мальчик должен различать, что такое материнская, а что такое отцовская любовь.
- Наказания. Нет в мире мальчиков, которым бы не хотелось хулиганить. Именно поэтому бесполезно отчитывать сына за каждую провинность.
- Запреты. Не запрещайте мальчику самовыражаться. Пускай он чувствует ответственность за свой выбор и за свои поступки.
- Правильный пример. Если мать не уважает отца, сын тоже будет чувствовать себя никчемным. Если же отец поднимает руку на мать, мальчик вырастет тираном. Начинайте изменения с себя.
О других особенностях воспитания мальчика читайте здесь.
Девочки
Дочь – это радость и для матери, и для отца. И чтобы такая идиллия длилась дольше, не допускайте типичных родительских ошибок.
- Подавайте правильный пример. Родители, которые не хотят, чтобы дочь курила, должны сами забыть о сигаретах.
- Не нужно взращивать в девочке ненависть к мужчинам, даже если у мамы не сложились личные отношения. В этом случае всю жизнь она будет искать в окружающих подвох.
- Давайте девочке больше свободы. Если она захочет помочь с уборкой, стиркой, приготовлением еды разрешите ей.
- Девочки склонны к взращиванию комплексов. Поэтому родители не должны говорить, что у нее есть какие-то проблемы с внешностью или талантами.
- Родители часто загоняют дочерей в рамки, говоря, что им нужно вести себя как девочкам. Навязывание стандартов пагубно сказывается на формировании личности.
Подростки
Подростковый возраст считается самым трудным периодом в воспитании. Именно поэтому большинство родителей совершает следующие ошибки.
- Настаивают на откровенности.
- Нарушают личное пространство.
- Игнорируют мнение подростка.
- Предъявляют необоснованные требования.
- Обесценивают чувства и забывают о последовательности.
- Много поучают и не позволяют жить своей жизнью.
- Постоянно критикуют и не интересуются его жизнью.
- Уделяют мало внимания.
- Негативно отзываются о друзьях.
Все это способствует тому, что подросток замыкается в себе и отдаляется, проявляя агрессивное поведение.
Дети-инвалиды
Воспитывать детей – это всегда сложно. Но когда речь идет о ребенке-инвалиде, становится еще тяжелее. Главное, избегать следующих ошибок.
Снижение требований и акцентирование внимания на заболевании.
Чрезмерная жалость на людях.
Перекладывание ответственности на нянь и другой персонал.
Повышенное внимание по сравнению с остальными детьми в семье.
Что такое «плохое» воспитание?
Неправильное воспитание – это серия действий, которые серьезно мешают становлению здоровой личности, наносят ущерб психики ребенка. Неверная стратегия не ограничивается одним поступком, однократным наказанием или поощрением. Это совокупность действий, которая негативно влияет на развитие и становление малыша.
В большинстве случаев плохая система воспитания – непреднамеренно сформированный конструкт. Но это не уменьшает его отрицательного воздействия на ребенка.
Нередко плохое воспитание происходит из-за недостатка знаний. Или же это результат нежелания изучать опыт педагогики, получать необходимые навыки.
№6 Излишняя требовательность и баловство
Ребенок не должен находиться в рамках постоянной строгости и непомерных требований. Небольшие промахи и шалости должны обязательно прощаться. Иначе вы разовьете в своем малыше упрямство, неуверенность, раздражительность.
Это совсем не значит, что нужно отступить от своих ежедневных требований и устраивать постоянные поблажки. Но в роли дрессировщика тоже выступать не надо. Используйте метод убеждения, объясняйте, почему нужно делать так и нельзя по-другому. В противном случае ребенок научится выполнять требования только в вашем присутствии и забывать о них, когда вас нет рядом.
Излишнее баловство тоже не выход. Выполняя все детские «хочу», вы просто растите эгоиста, которому не нужно прикладывать абсолютно никаких усилий для выполнения собственных желаний. Кроме того, воспитанный таким образом ребенок, неспособен нормально адаптироваться к условиям жизни во взрослом возрасте, он просто не сможет преодолеть даже самое мизерное препятствие.
Слишком строго наказывать или всё позволять
Наказывая ребенка, еще важнее избегать крайностей. Одна из самых распространенных и страшных родительских ошибок — лишать ребенка любви за плохое поведение. На самом деле, всегда есть возможность остановить недопустимые действия ребенка и при этом продолжать любить его самого. А вот угрозы, физическое или психологическое насилие никогда не достигнут воспитательных целей.
В то же время родители, которые ни в чем не ограничивают своего ребенка, тоже создают массу проблем — и ему, и себе. Если дитятке все всегда сходило с рук, а негативные последствия его поступков устраняли мама и папа, ему будет очень трудно вырасти во взрослого, ответственного человека, способного управлять своей жизнью.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.