В мире
США в меньшинстве.
В 145 странах(60.3% мирового населения) существуют некоторые запреты на физические наказания:
В 42 странах (10% мирового населения) запрещается бить детей дома, в школе и в местах тюремного заключения:Албания – Аргентина – Австрия – Боливия – Бразилия – Болгария – Капе Верде – Республика Конго – Коста-Рика – Хорватия – Кюрасао – Кипр – Дания – Финляндия – Германия – Греция – Гондурас – Венгрия – Исландия – Израиль – Кения – Латвия – Лихтенштейн – Люксембург – Македония – Мальта – Молдова – Нидерланды – Новая Зеландия – Норвегия – Польша – Португалия – Румыния – Южный Судан – Испания – Швеция – Того – Тунис – Туркменистан – Украина – Уругвай – Венесуэла
- В 52 странах (34% мирового населения) запрещается бить детей только в школах и в местах тюремного заключения: Андорра – Армения – Азербайджан – Беларусь – Бельгия – Босния и Герцеговина – Камбоджа – Камерун – Канада – Китай – Куба – Чешская Республика – Доминиканская Республика – Эль Сальвадор – Эстония – Эфиопия – Фиджи – Габон – Грузия – Гвинея-Биссау – Гаити – Гонконг – Ирландия – Италия – Иордания – Кувейт – Кыргызстан – Лаос – Литва – Макао – Малави – Мали – Маршалловы Острова – Монако – Черногория – Намибия – Никарагуа – Филиппины – Россия – Сан-Марино – Сербия – Словакия – Словения – Южная Африка – Швейцария – Тайвань – Таиланд – Турция – Великобритания – Узбекистан – Вьетнам – Замбия
- В 27странах (10% миррового населения) запрещается бить детей только в школах: Афганистан – Алжир – Бахрейн – Бангладеш – Белиз – Бурунди – Чад – Колумбия – Демократическая Республика Конго – Джибути – Эквадор – Гвинея – Иран – Япония – Кирибати – Ливия – Мавританские острова – Микронезия – Монголия – Оман – Перу – Самоа – Сан-Томе и Принсипи– Тонга – Объединенные Арабские Эмираты – Вануату – Йемен
- В 24 странах (6% мирового населения) запрещается бить детей только в местах заключения: Бутан – Буркина Фасо – Чили – Кот Д’Ивуар – Египет – Франция – Ямайка – Казахстан – Северная Корея – Южная Корея – Ливан – Либерия – Марокко – Мозамбик – Панама – Парагвай – Сенегал – Сейшелы – Синт-Мартен – Соломоновы Острова – Суринам – Свазиленд – Восточный Тимор – Уганда
- В 53 странах (39.6% мирового населения) не запрещается бить детей законодательно:Ангола – Антигуа и Барбуда – Аруба – Австралия – Багамы – Барбадос – Бенин – Ботсвана – Бруней – Коморские острова – Доминика – Эритрея – Гамбия – Гана – Гренада – Гватемала – Гайана – Индия – Индонезия – Ирак – Лесото – Мадагаскар – Малайзия – Мальдивы – Мавритания – Мексика – Мьянма – Науру – Непал – Нигер – Нигерия – Пакистан – Палау – Палестинские территории – Папуа Новая Гвинея – Катар – Руанда – Сент-Китс и Невис – Сент-Люсия – Сент-Винсент и Гренадины – Саудовская Аравия – Сьерра Леоне – Сингапур – Сомали – Шри Ланка – Судан – Сирия – Таджикистан – Танзания – Тринидад и Тобаго – Тувалу – США – Зимбабве
- В 2 странах (2% мирового населения) неизвестно, какие существуют законы о телесных наказаниях: Центральная Африканская Республика – Экваториальная Гвинея
Альтернативы телесным наказаниям
85% родителей выражают злость в средней или высокой степени, когда бьет своих детей.
54% матерей говорят, что в половине случаев они были не правы, когда ударили ребенка.
85% родителей говорят, что они предпочли бы не бить детей, если бы у них была альтернатива, которая, по их мнению, срабатывала бы.
Здоровая система обучения и воспитания готовит детей достичь в жизни:
- компетентности
- самообладания
- саморегулирования
- заботы о других
Эффективная дисциплинарная система должна содержать в себе три ключевых элемента. Каждый из этих элементов должен адекватно функционировать, чтобы дисциплина была эффективной:
1) Развивать положительные, поддерживающие и любящие отношения между родителями и ребенком:
Поддерживать положительный эмоциональный тон в доме.
Уделять внимание ребенку, чтобы закрепить положительную модель поведения /не уделять внимание, чтобы уменьшить количество случаев с негативной моделью поведения.
Быть последовательным в ежедневных делах, чтобы уменьшить сопротивляемость и сделать негативный опыт менее травмирующим.
Быть последовательным, реагируя на аналогичные примеры поведения ребенка.
Быть гибким, слушая, разговаривая, привлекая ребенка к принятию решений. Подобная методика связана с долгосрочным воздействием на моральную оценку событий и действий.. 2) Использовать стратегию поощрений, чтобы увеличить примеры желательного поведения:
2) Использовать стратегию поощрений, чтобы увеличить примеры желательного поведения:
Регулярно уделять положительное внимание или «специальное время».
Внимательно слушать ребенка и помогать ему/ей учиться использовать слова для выражения чувств.
Давать ребенку возможность делать выбор и осознавать последствия этого выбора.
Поощрять желательное поведение частыми похвалами и игнорировать мелкие проступки.
Быть хорошим примером правильного предсказуемого поведения, уважительного общения и разумного разрешения конфликтов.
3) Убирайте поощрения или применяйте наказания, чтобы сократить или устранить нежелательное поведение.
- Будьте последовательны, когда вы временно устраняете привилегии (увеличивает послушание от 25% до 80%)
- Четко объясняйте, что такое плохое поведение, и каковы его последствия.
- Демонстрируйте немедленные и сильные последствия плохого поведения, когда оно возникает в первый раз.
- Демонстрируйте соответствующие последствия каждый раз, когда возникает пример плохого поведения.
- Объясняйте и поправляйте спокойно и с симпатией.
- Объясняйте последствия. Это помогает детям научиться вести себя правильно.
- Используйте вербальные замечания редко, и всегда направляйте их на плохое поведение, а не на характер ребенка.
Так что если мой ребенок выбегает на проезжую часть? Я вынуждена шлепнуть ее, чтобы она больше так никогда не делала!
На самом деле самый эффективный сдерживающий фактор для детей в подобных ситуациях – это увидеть, что вы за них боитесь… а не то, что вы их шлепнули.
Перевод Алены Гаспарян
Как же быть мамам?
Разумеется, ни одна здравомыслящая мама не хочет убивать будущее своего ребенка. А сдерживать свои желания и долгое время ограничивать себя не получается, так как наше внутреннее состояние, наши психологические страдания сильнее нашей силы воли и доводов разума. Это хорошо наблюдаемо.
Поэтому необходимо попытаться понять, какая именно нехватка в психическом состоянии мамы управляет поведением женщины, что именно является причиной агрессии. Снять эти фрустрации можно, поняв причины их возникновения и начав реализовывать свои природные свойства и таланты.
Отличные результаты уже прошедших тренинг женщин с аналогичной проблемой говорят сами за себя:
Когда у мамы уходят плохие состояния, то это автоматически гармонизирует состояние ребенка. Ведь он «считывает» ее настроение. К тому же у женщины пропадает желание бить, унижать своего ребенка, кричать на него. При этом меняется восприятие не только себя и своих желаний, но и других людей.
Последствия битья для кожного ребенка, или Как воспитать вора
Последствия для ребенка бывают разными, в зависимости от его векторального набора, но всегда трагичными. Для детей с кожным вектором систематические унижения и избиения — это «залог» развития мазохистского сценария и жизненного сценария на неудачу, склонности к воровству.
Кожный ребенок самый адаптивный, он быстрее всех приспосабливается к любым, даже негативным изменениям. В ответ на унижения и боль его организм вырабатывает естественные опиаты. Для того, чтобы смягчить страдание. А потом ребенок уже неосознанно стремится к повторению подобного опыта получения опиатов. Для получения очередной «дозы» он даже может провоцировать родителей и окружающих на наказание. Так, постепенно он учится получать удовольствие от боли и унижений, бессознательно ищет их в своей жизни и успешно находит.
В итоге он получает во взрослом возрасте неспособность устроить свою жизнь, постоянные проблемы с работой, партнером по парным отношениям, притягивание к себе различных неприятностей. Битые кожные девочки могут даже стать проститутками, мальчики – ворами и «лузерами».
Почему именно я бью своего ребенка?
Понять в действительности, что именно происходит с нами и почему мы не можем себя контролировать в таких ситуациях, нам помогает Системно–векторная психология Юрия Бурлана. Она помогает человеку найти причину своих плохих состояний и устранить их. Вслед за причиной уходит и следствие.
Системно-векторная психология вводит понятие восьми векторов. Вектор – это совокупность врожденных психических свойств и желаний, Она определяет то, как мы видим и воспринимаем этот мир, систему ценностей, таланты и способности, поведение и реакции, жизненный сценарий. У одного человека может быть один или несколько векторов. Заложенные в нас свойства способны развиваться до окончания подросткового периода. А после пубертата мы всю жизнь реализуем их.
В данной ситуации нас интересуют обладатели анального вектора. Необходимо отметить, что люди с анальным вектором имеют в своем багаже очень много прекрасных качеств и талантов. В потенциале из них получаются самые лучшие в мире мужья и жены, отцы и матери.
Верность, честность, порядочность, справедливость, дружба, уважение, почет — все это так же входит в систему ценностей людей с анальным вектором. Аналитические способности, склонность к систематизации, хорошая память – тоже их отличительные черты.
Однако, в каждом векторе могут быть фрустрации из-за отсутствия достаточной реализации своих врожденных свойств. В анальном векторе нехватка реализации может выразиться через проявление неконтролируемой агрессии.
Есть ли универсальный совет для всех мам?
Что обычно советуют нам современные психологи в таких ситуациях? Например, постараться направить агрессию по отношению к ребенку в другое русло. В частности, предлагается бить детские игрушки, подушку, стену или при приступе агрессии начать прорабатывать неприятные мысли, чувства и воспоминания.
Или даже завести календарь, в котором рекомендуется отмечать дни, в которые вы срываетесь и кричите на ребенка, чтобы увидеть эмоциональный фон, создаваемый для роста своего чада. Также предлагается поощрять себя за каждый день без крика и рукоприкладства, например, внеплановым походом в салон красоты или на сеанс массажа.
Однако у всех этих советов есть один существенный недостаток: они не работают на практике. Потому что никаким образом не устраняют причину такого вашего состояния, а лишь предлагают хоть как-то понизить амплитуду его выражения.
И в тот момент, когда на вас накатывает очередной приступ агрессии к ребенку, становится совершенно невозможно остановиться, даже на какое-то время и, к примеру, уйти в другую комнату, чтобы начать осмысливать происходящее. Даже когда в голове есть понимание, что это неправильно и ребенок совершенно не заслуживает такого отношения к себе, рука все равно поднимается, и вы начинаете его бить.
Общественное мнение в 2012 году
По всей стране, в каждом штате родители сохраняют за собой юридическое право бить своих детей, если насилие остается «в разумных пределах», – «разумные пределы» определяются в суде в каждом отдельном случае.
Статистика показывает, кто согласен с тем, что детям иногда нужна «хорошая добрая трепка»:
- Родители: 72%
- Отцы: 78%
- Матери: 66%
- Азиаты/население Тихоокеанских островов: 30%
- Мужчины: 47%
- Женщины: 12%
- Белые: 71%
- Мужчины: 78%
- Женщины: 64%
- Испаноговорящее население: 74%
- Мужчины: 72%
- Женщины: 76%
- Американские индейцы/аборигены Аляски: 75%
- Мужчины: 86%
- Женщины: 64%
- Черные: 82%
- Мужчины: 90%
- Женщины: 74%
- Лица, не получившие среднего образования: 78%
- Мужчины: 76%
- Женщины: 80%
- Лица со средним образованием: 75%
- Мужчины: 83%
- Женщины: 66%
- Лица с образованием выше среднего: 70%
- Мужчины: 79%
- Женщины: 61%
- Лица с университетским образованием: 67%
- Мужчины: 70%
- Женщины: 63%
- Лица с нехристианским вероисповеданием: 66%
- Христиане: 78%
- Республиканцы: 80%
- Лица с независимыми политическими убеждениями: 69%
- Демократы: 65%
- Жители американского Юга: 78%
- Жители Среднего Запада в США: 72%
- Жители американского Запада: 64%
- Жители американского Северо-востока: 63%
Если опираться на эту статистику, становится не удивительно, что 15% детей подвергаются телесным наказаниям в первые годы их жизни.
Школа
Применение телесных наказаний в школе разрешено законодательно в 19 штатах США: Алабама – Аризона – Арканзас – Колорадо – Флорида – Джорджия – Айдахо – Индиана – Канзас – Кентукки – Луизиана – Миссисипи – Миссури – Северная Каролина – Оклахома – Южная Каролина – Теннесси – Техас – Вайоминг.
В 2009-10 учебном году в 11.6% бесплатных средних школ разрешалось шлепать детей в качестве меры дисциплинарного воздействия, и в 8.1% школ подобное воздействие, действительно, применялось. По грубому подсчету в 8,000 школ по всей стране трепка использовалась как дисциплинарная мера .
По подсчетам предполагается, что в 2009-2010 в школах шлепали детей:
- С инвалидностью
- Мальчиков: 28,655
- Девочек: 5,283
- Без инвалидности
- Мальчиков: 140,775
- Девочек: 43,753
- Всего мальчиков: 169,430
- Всего девочек: 49,036
- Всего: 218,466
Меры предосторожности
Не позволяйте слезкам появляться на лице Вашего ребенка
Находите время для себя, хотя бы пару часов в день, которые Вы сможете посвятить себе, своим делам
Отлично, если у вас есть хобби, занимаясь которым, Вы сможете получать положительные эмоции.
Если скопилось напряжение, хорошо помогают восточные практики, йога, медитация.
Большое значение стоит уделять планированию своего дня, правильному питанию и полноценному сну.
Важно позаботиться о наличии ежедневных физических нагрузках и быванию на свежем воздухе. Отлично, если Вам удастся ходить на прогулки вместе с детьми.
Если чувствуете, что на Вас надвигается гнев, то лучше сразу уйти подальше от ребенка, другим способом выплеснуть эмоции, например, посчитать до ста, умыться холодной водой.
Ищите альтернативу наказанию за неправильное поведение
Забудьте о том, что можно бить ребенка по попе, ставить его в угол на колени.
Важно понимать, если ударила ребенка, как вести себя в такой ситуации, как не допустить подобного впредь. Главное осознать, что подтолкнуло к подобному шагу, какие факторы повлияли на нестабильность нервной системы, почему было принято спонтанное решение воспользоваться именно таким методом наказания за непослушание
Разобравшись со своим внутренним состоянием, проработав произошедшее событие, нужно понять, как жить дальше, как вести себя, как воспитывать ребенка, не причиняя ему боль. Недопустимо при этом заниматься самокопанием, загоняя себя в еще более глубокое состояние депрессии, самобичивания, еще сильнее нарушая взаимоотношения с малышом.
Мнение специалистов
Комиссия ООН по правам детей считает, что физическое наказание, причиняющее боль в любой степени и неудобство (даже легкое), — это превышение полномочий в отношении детей. Комиссия утверждает, что устранение физического наказания детей – это «ключевая стратегия, ведущая к уменьшению и предотвращению любой формы насилия в обществе».
Американская педиатрическая академия рекомендует не применять физические наказания, поскольку потенциальный риск перевешивает потенциальные преимущества.
Мета-анализ 88 научных исследований, которые проводились в течение 62 лет, показал, что 94% исследователей уверены: телесные наказания приводят к нежелательным последствиям, таким как:
- увеличение детской агрессии
- увеличение антисоциального и преступного поведения детей
- ухудшение качества отношений между детьми и родителями
- ухудшение психического состояния у детей
- увеличение риска стать жертвой физического насилия
- увеличение агрессивности взрослых
- увеличение антисоциального и преступного поведения взрослых
- ухудшение психического состояния у взрослых
- увеличение риска обидеть собственного ребенка или супруга
Телесные наказания связывают лишь с одним благожелательным моментом в поведении:
увеличением примеров незамедлительного послушания
Дети, которых бьют, приобретают больше преступных наклонностей
Преступное поведение предполагает агрессию и нарушение правил. На него влияет:
- Демография в семье
- Преступные склонности и речевые способности в возрасте 3 лет
- Темперамент в возрасте 1 года
- Когнитивная стимуляция в возрасте 1 года
- Маленький вес при рождении
- Способ рождения
- Употребление наркотиков родителями
- Родительская забота
- Насилие в семье
- Поддержка отца
- Стресс матери/депрессия/импульсивность/умственные способности
Соотношение преступных наклонностей в поведении ребенка в возрасте 9 лет; те, кого били, и те, кого не били:
- Бьет мать
- В возрасте 3 лет
- Меньше 2-х раз в неделю: -0.04
- Больше 2-х раз в неделю: 0.21
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2-х раз в неделю: 65
- Больше 2-х раз в неделю: 83
- Бьет отец
- В возрасте 3 лет
- Меньше 2 раз в неделю: −0.19
- Больше 2 раз в неделю: −0.24
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.25
- Больше 2 раз в неделю: 0.18
- В возрасте 3 лет
- В возрасте 3 лет
Хочешь не дать своему ребенку развиться? Бей его!
Битый ребенок теряет способность развивать свои свойства, так как не чувствует самое важное от своей мамы. Это чувство защищенности и безопасности
Это базовое ощущение, самое главное, что родители должны дать своим детям.
Когда родители поднимают руку на ребенка, он теряет это чувство защищенности и безопасности. Это стресс, сильнейшая травма, от которой он перестает развиваться.
И для того, чтоб вернуть себе чувство защищенности и безопасности, малыш вынужден начать преждевременно выполнять свою видовую роль. Причем делает он это архетипично, по первобытному принципу, поскольку не успел развиться. Так, как когда-то делали наши далекие предки. Кожный человек, например, добывал пищу всеми возможными способами, которые были адекватными для тех далеких времен. Однако в современном мире мы называем подобную добычу воровством.
Кожный ребенок начинает «добывать» так, как умеет. То есть воровать. Ребенок с анальным вектором становится непослушным упрямцем, жестоким по отношению к животным, детям, окружению. Уретральный убегает из дома, зрительный остается в страхах, звуковой уходит в себя, закрываясь от мира.
Крик вреден, и это доказали ученые
Давайте признаем, что крик действительно вредит детям. На физическом уровне.
Алина Фаркаш. Фото: Facebook
И этот вред не исчезает от того, что «ребенок знает, что я его люблю больше всего на свете». И не становится менее вредным, если родитель кричит «для предотвращения чего-то более страшного». И не проходит после того, как родитель извинился и пожалел ребенка.
И спокойная реакция ребенка никак не говорит о том, что его мозг и тело не реагируют на крики.
Есть немало научных исследований, которые однозначно говорят о том, что крик очень плохо влияет на развитие ребенка — не только на его эмоциональное состояние и поведение, но и на интеллект. Ученые из Университета Питтсбурга выявили четкую взаимосвязь: дети, на которых регулярно кричат дома, гораздо чаще вырастают в агрессивных подростков с проблемным поведением. Также такие дети гораздо больше склонны к депрессиям.
Психиатры из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что регулярные телесные и словесные наказания вызывали у детей значительное уменьшение мозолистого тела, что ухудшало связь между двумя полушариями мозга
Активность работы мозга снижалась, ухудшались память и внимание, уменьшался приток крови к мозжечку. То есть человек, на которого часто кричали (и тем более — били) в детстве — банально становился глупее самого себя, но небитого
Какими могут быть последствия ударов
Своими ударами родитель наносит ребенку не только боль, но и психологическую травму
Родитель должен понимать, что случившееся вызовет у ребенка обиду, злость, малыш обязательно будет плакать. Слезы могут возникать не только по причине того, что ребенку было действительно больно, но и от обиды. Ребенок не понимает, как любящая мама, смогла его обидеть.
Если Вы или муж ударил ребенка, воспитывая его таким способом, то Ваша задача осознать и объяснить супругу, что подобное поведение является недопустимым
Важно понимать, что телесное наказание вызывает только горечь, боль, обиду в душе ребенка. После такого малыш будет готов выплеснуть свою злость на младшем брате или сестричке, или домашнем питомце
Послушней от родительских тумаков он не станет, а вот обиду затаит. Произошедшее отразится и в его взрослой жизни.
Важно понимать, что телесные наказания приносят только вред. У ребенка происходит перемешивание таких понятий, как наказание и воспитание. Воспитывая малыша, Вы должны его чему-то учить, а не пытаться контролировать с применением силы.
Если родитель говорит своему чаду, что бьет, потому что любит и хочет воспитать из него человека, то выросший ребенок, уже сам, будучи мужчиной или женщиной, будет, либо терпеть боль, думая, что партнер, таким образом, проявляет свою любовь, либо сам будет бить, якобы демонстрируя, как сильно он любит.
Физическое наказание оставляет сильный отпечаток на психологическом здоровье ребенка, нанося ему серьезную детскую психотравму. Кроме того, однажды родители могут не рассчитать свою силу и, ударив ребенка, приведут к необратимым последствиям, нанесению серьезной травмы или даже к летальному исходу.
Насилие, направленное на малыша, может породить насилие, которое ребенок будет направлять на тех, кто младше или на животных.
Наказывая малыша физически, родитель способствует снижению физического, умственного развития, угнетению эмоциональных и личностных качеств ребенка.
Были проведены исследования, демонстрирующие, что люди, которых били в детстве родители, больше склонны к алкоголизму, депрессии, агрессии.
Наказывая ребенка, ни в коем случае не допускайте физическое наказание, не оскорбляйте малыша, как личность, не обзывайте его, не лишайте еды, не насмехайтесь, не принижайте его достоинство.
У детей, которых бьют, хуже развивается речь
Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:
- Бьет мать
- В возрасте 3 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.30
- Больше 2 раз в неделю: −0.37
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.22
- Больше 2 раз в неделю: −0.92
- Отец бьет
- В возрасте 3
- Меньше 2 раз в неделю: 26
- Больше 2 раз в неделю: −0.56
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: −0.79
- Больше 2 раз в неделю: −4.21
- В возрасте 3
- В возрасте 3 лет
Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.
Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.
Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.
Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.
Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:
- Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
- Способность отличать себя от других объектов.
- Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
- Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
- Способность оценивать и предсказывать поведение других.
- Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
- Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%
Эти участки связаны с:
- зависимостями
- суицидальным поведением
- депрессией
- ПТСР
- Диссоциативными расстройствами
Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.
Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.
Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.
Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять
Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.
Что влияет:
- злоупотребление алкоголем или наркотиками
- ушиб головы
- злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
- опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
- перинатальные или неонатальные осложнения
- неврологические расстройства
- условия развития и роста