Как удовлетворить потребность в самореализации

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Самоопределение и самореализация

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны.

У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель – величайшее благо!

Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.

Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Выбор профессии — это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  • Помочь проанализировать всю информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  • Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Самореализация личности

Сегодня особая актуальность проблемы самореализация личности обусловлена тем, что являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации:

  • Профессиональную деятельность
  • И реализацию в семейной жизни

Социальная самореализация личности, заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида. Она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы. И, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели.

Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий. Целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей.

Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей.

Самореализация в обществе

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Самореализация в обществе заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Самореализация человека – длительный процесс. На протяжении которого развиваются и применяются в обыденной жизни врожденные таланты и приобретенные навыки.

В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

Самореализация в жизни

Что значит самореализация в жизни? Делать то, что хочешь? Заработать много денег? Обрести счастливую семью? Стать знаменитой?

Психологи утверждают, что самореализация – это стремление человека наиболее полно раскрыть свой потенциал и возможности. Как следствие – ощущение счастья от того, что ты делаешь.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки!

Допустим, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь.

При этом признание — это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение — это ваш уровень профессионализма.

Еще одна преграда — солипсизм, горделиво заявляющий: «Я сделаю себя сам!». А ведь самореализация, хотим мы этого или нет, совершается в связи с другим человеком. Она нуждается в дружеской поддержке, нежности, любви и доверии к другим.

Самоутверждение и его ловушки

С 19 и до 30 лет (примерно) мы проживаем следующий период в жизни. В это время мы учимся самостоятельно зарабатывать деньги, у кого-то это получается, у кого-то — нет. Отношения с деньгами на этом этапе связаны со степенью психологической зрелости и «взрослости». Доминирующие потребности в данный период — профессиональные и карьерные амбиции, а также желание найти вторую половину, иметь семью и детей. Эти две сферы взаимно стимулируют друг друга, подвигая молодых людей к созданию материального базиса и завоеванию определенного статуса в обществе. Деньги как фактор социального успеха становятся во главу угла, их наличие, умение их зарабатывать и умение с ними обращаться определяют личностную зрелость.

По пирамиде Маслоу, с помощью денег на этом этапе мы самоутверждаемся, реализовываем социальные потребности и обеспечиваем базис для реализации биологических потребностей, например в продолжении рода. И это соответствует раскрытию первых трех чакр. Понятно, что здесь происходит серьезное расслоение людей по ценностным ориентациям, по степени психологической зрелости, по степени успешности. Те, кто завоевал себе место под солнцем, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а те, кому это не удалось, продолжают «гонку». При этом и те, и другие в большинстве своем попадают в ловушку денег. Чувствуя их силу и власть, успешные люди не могут остановиться и продолжают увеличивать капитал, хотя на психологическом плане уровень счастья уже не повышается. Это подтверждают исследования американских ученых.

Оказалось, что не существует определенной суммы денег, получив которую, человек чувствует себя полностью счастливым. Человек может чувствовать себя комфортно, если его доходы превышают доходы окружающих его людей (коллег, родственников, знакомых). В этом случае нет конкретной цифры — тысяча, десять тысяч или миллион денежных единиц, главное — быть богаче остальных. Но существует сумма, после достижения которой ощущение внутреннего комфорта не растет. Это примерно 50-100 тыс. долларов в год. И даже если человек становится миллионером, уровень счастья остается прежним. Хорошей иллюстрацией переоценки отношения к деньгам выступает фильм «Духless» по книге Сергея Минаева. Существует еще одна категория успешных людей, которые стремятся к независимости и свободе с помощью денег. Это те, кто решил, что больше не будут работать на других, и становятся предпринимателями и бизнесменами. Многие из них искренне говорят: «Я создал бизнес, чтобы быть свободным, жить, как я хочу, иметь достаточно денег, иметь много свободного времени, ни от кого и ни от чего не зависеть».

Но в результате получилось, что вместо работы на государство или на другого человека 5 дней в неделю по 8 часов теперь приходится работать на себя по 16 часов 7 дней в неделю. При этом нет возможности свободно распоряжаться деньгами, из-за нехватки времени такие люди не читают книг, не ходят в театры, кино, мало общаются с близкими людьми, детьми, редко отдыхают… И эта ловушка денег очень мощная: постепенно — так уж устроена наша психика — люди начинают испытывать удовольствие от своего положения. Этот феномен даже получил название «стокгольмского синдрома» (когда-то в Стокгольме террористы захватили пассажиров самолета в заложники, и те, находясь на грани жизни и смерти, испытали странное удовольствие, из-за чего позднее, уже на судебном процессе, даже оправдывали агрессоров). Так и в бизнесе — собственник получает наслаждение от работы по выходным, а в понедельник раньше всех приезжает в офис.

Следующая категория людей — те, кто не добился успеха, с низкой самооценкой — прячется за деньги, стремится с их помощью укрепить свое положение хотя бы в собственных глазах. Присущая им тревожность находит отражение в беспокойстве по поводу трат, экономии и большом фантазировании на тему денег. Часть людей включает психологическую защиту типа «не в деньгах счастье», намеренно принижая значимость денег и поддерживая таким образом свою самооценку.

И есть те, кто нашел «золотую середину» в отношениях с деньгами, — это люди, научившиеся зарабатывать достаточное их количество для удовлетворения своих потребностей, не попавшие в ловушки денег и в зависимость от них.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и т. п.)

Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Иерархия потребностей – 5 ступеней

Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.

5 уровней пирамиды Маслоу

Физиологические потребности

Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.

Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.

Потребность в безопасности

Здесь играет роль инстинкт самосохранения

Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”

Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…

Потребность в любви, дружбе, принадлежности

С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет

Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями

В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.

Потребность в самореализации

На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.

Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.

Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.

Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:

  1. Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
  3. Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
  4. Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
  5. Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
  6. Эстетические – красота, вкус.
  7. Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.

Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.

Рисунок пирамиды Маслоу из 7 уровней

Методы самоорганизации

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

Деньги и выбор профессии

В юношеском возрасте (16-18 лет) молодые люди задумываются о своем будущем, о выборе профессии, о том, как бы они хотели прожить свою жизнь, основываясь на опыте детства и опыте своих родителей. В этом возрасте также оформляются мировоззренческие позиции. И не последнюю роль в этих процессах играют деньги.

На основании того, каков был детский опыт, связанный с деньгами, принимаются очень важные решения, касающиеся будущего. Например, те, у кого в семье был недостаток денег, принимают решение выбрать такую профессию или работу, которая приносила бы большой финансовый доход. При этом может игнорироваться такой фактор, как содержательная привлекательность будущей работы. То есть профессия или работа выбираются не по душе, не в соответствии с тем, что молодому человеку нравится, а по принципу «как можно больше зарабатывать». Понятно, что есть и такие, кто несмотря на финансовые трудности в своей семье выбирают профессию по интересам, увлечениям и способностям. При этом те, кто воспитывался в обеспеченных семьях, не всегда выбирают себе профессию согласно своим интересам.

Большое влияние могут иметь родители, которые решают за ребенка, где ему учиться, так как деньги-то у них. На этом этапе деньги выступают своеобразным «вершителем дальнейшей судьбы». И в зависимости от того, какое будет принято решение, такова будет и дальнейшая судьба молодого человека. Юноши и девушки еще больше понимают и чувствуют силу денег. Кто-то ей поддается, а кто-то имеет ее в виду, но следует своим личным предпочтениям и уже сложившимся ценностям.

Когда приходит духовность

После 30 лет многие осознают тот факт, что все желания невозможно удовлетворить, всех денег не заработать. Люди начинают склоняться к оседлой жизни, ищут комфорта, уюта, безопасности. Подводится определенный итог предыдущего этапа жизни, пересматривается место денег в системе ценностей. При здоровом развитии ситуации значимость денег снижается и на первый план выходят такие ценности, как семья, дети, увлечения, хобби. В случае нездоровой тенденции деньги остаются сверхценностью или же задвигаются далеко на задний план. Этот период продолжается приблизительно до 35-37 лет.

В этом возрасте наступает так называемый сущностной кризис. На первый план выходят потребности души. У многих появляется смутная тоска по чему-то возвышенному, возникает потребность в высших ценностях и смыслах. То есть, согласно Маслоу, базовые и социальные потребности в той или иной мере уже реализованы, приходит черед душевных и духовных потребностей, происходит «включение» четвертой чакры — Анахаты. Если так и случается, то деньги становятся хорошей поддержкой в духовном развитии личности.

Определенная часть людей начинает участвовать в различных тренингах и практиках, выделяет на это статью расходов, что в итоге становится вложением в раскрытие своего человеческого потенциала. Большая же часть людей продолжает «гонку за счастьем и свободой», предполагая, что эти состояния напрямую связаны с деньгами. Некоторые из тех, кто так и не добился финансового и социального успеха, обесценивают значимость денег в своей жизни и тоже включаются в «духовную» жизнь. Но такая духовность становится бегством от самих себя, компенсацией неудач предыдущего этапа жизни.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

потребность в признании в коллективе;

в развитии интеллекта;

стремление обзавестись семьей;

стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;

потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;

стремление постоянно совершенствовать себя;

стремление к социальному статусу.

Итог

Определенным итогом становится возраст 50 лет. Те люди, у кого потребности души так и не стали доминирующими, останавливаются в своем развитии, многие начинают болеть, в их душевной жизни возникает застой, еще больше усиливается эгоцентрическая позиция, жизнь идет на спад, несмотря ни на какие деньги. Уход из жизни после 50 многих богатых и известных личностей является тому подтверждением.

Как пережить возрастной кризис без потерь

Те же, у кого потребности души возобладали, продолжают свое развитие, многие увлекаются тем или иным видом творчества, открывая таким образом пятую чакру — Вишудху. И деньги на этом этапе продолжают оставаться хорошим подспорьем и окончательно превращаются в средство для дальнейшего развития. Это движение продолжается до конца жизни

И уже не важно, успевает ли человек полностью раскрыть свой потенциал, успевает ли открыть высшие чакры (шестую и седьмую) — жизнь его прожита не зря, он реализовал большинство потребностей своей души

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: