Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Меры профилактики: советы родителям

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые позволят избежать проявлений ПШД у ребенка.

Важно помнить о том, что те навыки, которые ребенок получит во время своего первого года обучения, останутся с ним на всю его жизнь.
Если он сможет выработать привычку учиться четко и организованно, это поможет справляться ему в будущем с самыми серьезными учебными нагрузками.
Привычка работать вырабатывается у малыша только посредством положительных эмоций. Поэтому родителям и учителям крайне важно отыскать ключи, каким образом ребенок мог бы получить эмоциональную награду.
Если малыш дергает родителя по поводу и без – это не означает, что он все время не понимает материала

Ему просто не хватает внимания.
Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлениях. Если даже эти инициативы не совсем удобны взрослым, их необходимо поощрять. Не делать что-то вместо ребенка, но создавать условия для самостоятельных действий. Опять-таки, «зона ближайшего развития».
Нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Оценивать его можно только по отношению к самому себе в прошлом.
Первоклассник должен научиться сам давать оценку своей работе. Это поможет ему не зависеть от мнения других, и никто не сможет травмировать его психику лишним замечанием.
Обязательно нужно выражать сочувствие ребенку. Во время общения с ним необходимо употреблять определенные фразы: «Я очень тебя понимаю», «Мне хотелось бы посоветоваться с тобой».
Обучение малыша любым личностным или же поведенческим аспектам должно происходить только посредством личного опыта, и только затем должны следовать какие-либо объяснения (допускается демонстрировать только поведение без объяснений).

Диагностика дезадаптации в современном мире

Для того, чтобы разрешить проблему социальной дезадаптации, необходимо приложить очень много усилий. В противном случае она будет лишь расти, что приведет к еще большим психологическим проблемам, к стагнации, а затем и постепенной деградации личности. Диагностика социальной дезадаптации, ее коррекция позволяет проработать внутренние страхи человека, выявить его сомнения и их источник, а также постараться вытащить на свет болезненные мысли и побороть их, как выражаются психологи.

Во-первых, очень важно проработать социальные контакты. Зачастую человеку следует полностью отказаться от старого круга общения и познакомиться с новыми людьми

Таким образом, он встретит единомышленников и близких по духу. К тому же, важно избавиться от страхов и комплексов, не бояться показаться смешным и глупым, а также высказывать свою точку зрения на какое-либо явление.

Во-вторых, необходимо акцентировать внимание на борьбе со страхами и сомнениями. У тех, кто страдает от дезадаптации, всегда есть круг неразрешенных проблем

Важно адекватно оценить, может ли человек решить их в ближайшее время, или некоторые проблемы просто следует отпустить, принять и работать над ними на протяжении всей жизни. В данном случае специалист (психолог) поможет разобраться со своими внутренними страхами и посмотреть на мир по-новому

Конечно же, выбор каждого человека – жить с состоянием социальной дезадаптации или бороться с ней. Если он чувствует, что не хочет допускать ее дальнейшего развития, то стоит принять активные меры, причем чем раньше, тем лучше. Не стоит бояться рассказать кому-то о своих страхах и неуверенности, особенно если это профессиональный психолог. Лишь разобравшись с проблемами, можно жить в гармонии с собой и окружающим миром, обрести уверенность в завтрашнем дне, а также в собственной нужности этому миру.

Всегда есть вероятность того, что, погрузившись в себя, человек никогда не сможет вернуться к нормальной и полноценной социальной деятельности. Профилактика социальной дезадаптации в таком случае состоит из систематического наполнения себя новыми положительными эмоциями. Следует как можно чаще взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться гармоничной и адекватной личностью. Также не стоит бояться сообщить о своей проблеме семье, ведь только самые родные и близкие люди смогут понять и принять человека, поддержать его. Причем, чем сильнее человек чувствует себя ненужным и одиноким, тем сильнее ему необходима поддержка именно со стороны близких родственников, детей и родителей.

Подходы к решению проблемы

В настоящее время педагоги совместно с психологами разработали три подхода к понятию школьной и социальной дезадаптации и разрешению этой проблемы:

  1. Школьную дезадаптацию определяют как психическое расстройство личности, справиться с которым можно только путем психиатрического лечения.
  2. Школьная дезадаптация рассматривается как педагогическое явление, где основным фактором возникновения является отношение с педагогами (их стиль преподавания и воспитания, манера общения). В этом случае коррекцию нарушения должны проводить именно они.
  3. Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и школьными требованиями. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.

Третий вариант выглядит самым оптимальным и всеобъемлющим по своей логике и обоснованности. Но, несмотря на это, у специалистов до сих пор возникают споры, потому что обширность проблемы не позволяет найти универсальные пути ее решения.

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Педагогический

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
  • неусидчивость;
  • резкие перепады настроения;
  • быстрая утомляемость;
  • тяжелое пробуждение и засыпание и др.

Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.

Психологический

Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.

Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.

Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».

Физиологический

Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.

Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.

Четких промежутков протекания каждого из уровней не существует, формы школьной дезадаптации индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому чем раньше ему будет оказана помощь, тем проще будет справиться с нарушением и не получить осложнений здоровья.

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки),
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая,
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного,
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест,
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Определение термина.

По своей сути, дезадаптация – это проблемы, возникающие у ребенка в школе, мешающие его нормальной адаптации в учебном заведении и снижающие потенциал в обучении. Разумеется, бороться с таким психологическим явлением лучше сразу, как только первые его признаки будут замечены. Среди первичных признаков можно отметить нежелание отправляться в учебное заведение, скептическое отношение к педагогическому составу и ученикам.

Разумеется, школьная дезадаптация подростков – явление довольно частое и популярное. Все дело в том, что в подростковом возрасте дети часто сталкиваются с первыми кризисами личности. Именно они влияют на то, что пропадает желание ходить в школу, общаться со сверстниками и просто учиться. Более того, если вовремя не справиться с этим психологическим явлением, можно столкнуться с более проблемными отклонениями. Так, например, из-за школьной дезадаптации часто появляются комплексы и излишняя замкнутость человека. В результате, ребенок чувствует себя некомфортно не только в школьной среде, но и в компании друзей и даже дома.

Симптомы

Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:

  • Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
  • Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
  • В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
  • У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
  • Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
  • Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
  • Мышечная зажатость, скованность.
  • Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
  • Загораживание тетради руками.
  • Различные нарушения письма, счета, речи.
  • Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
  • Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
  • Очень заметными становятся акцентуации характера.
  • На уроке ребенок играет с игрушками.

Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.

Послесловие

Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет. Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса. В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.

Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».

Школьная дезадаптация это комплекс проблем

При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.

И тогда бывает так, что ребенок:

  • боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.

Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.

Социально-психологическая дезадаптация

Адаптация дословно означает приспособление. Это одно из самых значимых понятий в биологии. Широко используется в концепциях, трактующих отношения индивидов с его окружением в качестве процессов гомеостатического уравновешивания. Она рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на этом базисе новых качеств личности.

Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.

Если рассматривать приспособительные процессы субъекта с позиции социально-психологического процесса включаемости в деятельность, то в качестве главных моментов деятельности следует выделить фиксацию интереса к ней, налаживание контактов с индивидами, которые окружают, удовлетворенность такими отношениями, включение в социальную жизнь.

Понятие социальная дезадаптация личности обозначает срыв процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой, которые направлены на поддержание баланса внутри организма, между организмом и окружающей средой. Данный термин появился сравнительно недавно в психологии и психиатрии. Применение понятия «дезадаптация» достаточно противоречиво и неоднозначно, что можно проследить, главным образом, в оценивании места и роли дезадаптационных состояний относительно таких категорий как «норма» или «патология», так как параметры «нормы» и «патологии» в психологии пока еще мало разработаны.

Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.

Факторы социальной дезадаптации:

относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);

психолого-педагогическая запущенность;

гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;

недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;

потеря уже сформировавшихся форм наставничества;

утрата привычного коллектива;

низкая степень психологической готовности к овладению профессии;

ломка динамичных стереотипов;

когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;

акцентуации характера;

психопатическое формирование личности.

Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних и внешних  обстоятельств социализации. Т.е. социальная дезадаптация личности – это сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.

Послесловие

Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет. Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса. В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.

Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».

Причины социально-психологической дезадаптации

Определение 1

Социально-психологическая дезадаптация – это явление, которое характеризуется утратой личностью способности общаться с другими людьми, воспринимать общепринятые нормы и ценности и ощущать себя неотъемлемой частью этого мира. Как у любого явления, у социально-психологической дезадаптации также есть свои причины, которые влияют на форму ее протекания и характер последствий, которые грозят личности в случае сложных нарушений.

Социальная дезадаптация практически во всех случаях свидетельствует о том, что личность испытывает определенные внутренние противоречия, и ее состояние далеко от благополучного. Среди основных причин выделим те, которые встречаются более часто в нашем обществе.

Во-первых, это педагогическая запущенность личности. Истоки дезадаптации находятся зачастую еще в детстве индивида

Невнимательное отношение со стороны семьи, пренебрежение ребенком, неумение понять и услышать его, принять во внимание потребности и интересы ведет к тому, что человек замыкается в себе, чувствует себя отвергнутым и ненужным. Такое состояние очень сильно влияет на его внутренний настрой, на возможность воспринимать нормы и ценности, оценивать свои права

Такое состояние усугубляется с возрастом. Чем старше становится человек, тем прогрессивнее в нем нарастают эти черты. Таким образом, социальная дезадаптация отнимает у него веру в самого себя, в собственные силы и возможности. Личность характеризуется низким уровнем мотивации и заинтересованности в своем личностном и профессиональном росте.

Во-вторых, утрата привычного коллектива. Чаще всего, человек как бы «выпадает из общества» по нескольким причинам: длительная болезнь, смена интересов и сферы деятельности, уход из семьи. Постепенно привыкая к одиночеству, человек берет на себя всю ответственность, поэтому не испытывает нужды в выстраивании контактов с окружающим миром. Появляются страхи в общении, комплексы, обиды. Человек не умеет прислушиваться к чужому мнению и воспринимать чужую точку зрения, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Конфликт, таким образом, можно выделить как третью важную причину, которая приводит к асоциальному поведению и постепенной социально-психологической дезадаптации личности.

Самостоятельная работа

Целью обучения в начальных классах является не только получение знаний — важно также научить ребенка учебному процессу. Малыш должен научиться выполнять задания учителя самостоятельно

В течение первых двух месяцев желательно делать уроки с ребенком, обучать его выполнению заданий. А затем – разъяснять все то, что непонятно, и оставлять школьника с домашними заданиями наедине. При необходимости – проверить выполненное.

Первый класс в школе – самый важный, точно так же, как и первый год жизни некоторые психологи соотносят с первым годом взрослой жизни. В этот период родители должны приложить максимум усилий и как можно больше времени проводить с малышом. В сентябре и октябре следует быть рядом, выполнять задания вместе с первоклассником. В ноябре, как правило, напряжение у детей возрастает до предела, появляется риск развития школьной дезадаптации младшего школьника.

Не стоит давать ребенку дополнительных заданий или же заставлять переписывать плохо выполненную работу в классе (домашнюю работу, написанную плохо, переделывать нужно). Если поведение родителей правильно, то уже к окончанию первого класса, даже если мама и папа дома, ребенок все равно делает уроки самостоятельно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: