Самоповреждение

Какими бывают психические травмы

Мы так часто употребляем теперь слово «травма», что сами уже не всегда понимаем, что оно значит.

Это могут быть конкретные единичные события, например неожиданная смерть близкого человека, автомобильные аварии, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, военные действия, угрожающие жизни болезни, физическое и сексуальное насилие. Иногда разовые шоковые травмы называют еще Травмой с большой буквы. При стечении некоторых обстоятельств у людей после таких событий может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Чтобы психиатр поставил такой диагноз, симптомы должны соответствовать критериям Международной классификации болезней (сейчас используется 10-е издание МКБ, но ведется активная работа над 11-м пересмотром) или Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), которое с 2013 года используется в США и разработано Американской психиатрической ассоциацией.

Первый и самый главный критерий, без которого нельзя говорить о ПТСР, — это столкновение со смертью или угрожающей жизни ситуацией, когда мы сами подверглись смертельной опасности, стали свидетелями гибели или смертельной опасности других людей или узнали о несчастном случае или насилии по отношению к близким. Поэтому, строго говоря, развод, увольнение или переезд в другую страну не могут быть поводами для постановки диагноза ПТСР, хотя последствия для психики могут быть не менее разрушительными, чем после аварии или нападения.

В симптоматике ПТСР приятного мало: после травмы нас могут атаковать навязчивые образы и картинки происшествия — такие реалистичные, будто всё происходит заново прямо сейчас. А иногда происходит «отключение всех систем»: механизмами диссоциации наша психика пытается склеить себя, будто стену дома скотчем, — лишь бы держалось. В крайних случаях это приобретает черты деперсонализации или дереализации, когда мир кажется ненастоящим, а всё вокруг происходит как будто не с нами.

Флешбэки, ночные кошмары, внезапно вторгающиеся воспоминания заставляют избегать всего, что напоминает о пережитой боли. Мало того, что говорить и думать о случившемся невыносимо, так еще и приходится обходить стороной людей, места, предметы, избегать запахов и вкусов, с которыми связан хотя бы намек на ассоциацию с деталями того страшного события.

Сейчас миллионы людей испытывают на себе влияние эпидемии коронавируса. Это ситуация, связанная для одних с реальной угрозой жизни, для других — с опасениями за здоровье близких, для третьих — с финансовыми и организационными трудностями, ощущением постоянной угрозы и неопределенности, разрушением социальных связей.

Профилактика подростковой аутоагресии

Для предотвращения возникновения самоповреждающего поведения и аутоагрессии у подростка необходимо наличие теплых отношений в кругу семьи. Если он знает, что в любой ситуации его примут, поймут и поддержат, то причин для аутоагрессии у него, скорее всего, не появится.

Также хорошей профилактикой такого поведения является обучение ребенка в более раннем возрасте навыкам адекватного взаимодействия с членами социума, позитивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, методам противостояния стрессу и выплеска негатива в безопасное русло.

Огромную роль в профилактике аутоагрессии играет занятость ребенка. Если он участвует в кружках, секциях и действительно заинтересован в этом, то риск значительно снижается. При лишнем свободном времени, которое не на что тратить, подросток, в силу возраста склонный к повышенной рефлексии, иногда начинает надумывать себе несуществующие проблемы и в результате в некоторых случаях приходит к аутоагрессии.

Воспитание

Культура воспитания детей весьма гуманизировалась за последние 100 лет в результате просветительской деятельности психологов и гуманизации общества в целом, и воспитательная стратегия розг уже осталась в прошлом.

Сегодня многие психологи считают, что воспитание должно представлять собой лишь предоставление для ребенка возможностей для развития. Может сложиться впечатление, что воспитание ребенка – это только научение и обучение чему-то новому. Конечно, научение и обучение занимает значительное место в процессе воспитания, но, особенно на первых годах жизни, воспитание содержит в себе значительную долю запретов и принуждений, к которым приучают ребенка, что вызывает у него неудовольствие. Но, чаще всего, эту стратегию принуждения приходится проводить до конца подросткового возраста.

Необходимость принуждений связана, прежде всего, с тем, что культура человеческого общества и нормы социума не имеют генетического наследования. Для того чтобы человек стал человеком, ему приходится отказываться от весьма значительной своей животной части, именно которая и наследуется генетически. Поэтому при воспитании ребенка родителям приходится налагать множество запретов, по сути, на естественные желания.

Запреты и ограничения приходится вводить с момента, когда ребенок начинает ползать. Первый запрет – это запрет на свободу передвижения, который проявляется, например, в том, что ребенка помещают в манеж. Запрет на свободу передвижения действует, в той или иной форме, практически, до конца подросткового возраста (хотя многие родители пытаются сохранять его значительно дольше).

Следующий запрет, с которым сталкивается ребенок – это приучение к опрятности, который, вводит в определенные рамки естественную потребность в немедленном удовлетворении естественных потребностей. Сюда же относятся требования не пачкаться, не есть руками, мыть руки и другие, которые, по сути, являются противоестественными животной составляющей ребенка.

Также ребенка изолируют от половых отношений родителей, что вызывает у него ревность и любопытство. Родители порицают детский онанизм, препятствуют сексуальным играм детей в раннем возрасте и половым сношениям в подростковом возрасте, отодвигая в далекое будущее удовлетворение сексуальных желаний.

Также родители регулируют пищевые пристрастия ребенка, режим сна и бодрствования, дисциплинируют его, ограничивают проявление агрессивности и требует послушания в других сферах, всякий раз желания ребенка тем или иным образом, вызывая его неудовольствие.

Именно ограничения естественных животных желаний очищает пространство, в котором может проходить научение и обучение, которое, по сути, является сублимацией инстинктивных влечений. Обучение и научение в цивилизованном обществе, конечно, должно проводиться без принуждения. А вот для того, чтобы ограничить естественные животные желания – приходиться, по прежнему, прибегать к принуждению и запретам. И это вызывает у ребенка неудовольствие и ответную агрессию в адрес родителей, которую им приходится подавлять.

При воспитании ребенка приходится прибегать к наказаниям, которые сводятся, в конце концов, в той или иной форме, к угрозе отказа в любви со стороны родителей

Потребность в любви для ребенка оказывается более сильной, чем все инстинктивные удовольствия вместе взятые, и он постепенно подчиняется требованиям родителей, сохраняя для себя самое важное – их любовь. (См

также )

Как помочь подростку, который причиняет себе вред

Если взрослый человек еще может при определенных условиях справиться с проблемой самостоятельно, то у подростков это требует участия всей семьи

Очень важно суметь поддержать ребенка и обсудить с ним его чувства и эмоции. К сожалению, большинство семей обычно пытаются скрыть факт самоповреждения своих детей

Они расценивают это как собственное фиаско в качестве родителей, позор и дефект в их воспитании. Иногда родители считают, что поведение ребенка – не более чем попытка манипулировать ими. Поэтому с таким ребенком родители начинают соревнование, игру, кто сильнее по воле и характеру. Это может закончиться катастрофой. Ведь подросток в попытке доказать, что его угрозы не пустые, может нанести себе ощутимый вред. Или и вовсе совершить невольный суицид, даже если он совершенно не планировал смерть.

Если родители боятся за будущее ребенка и не хотят, чтобы его поставили на учет, можно обратиться к частному доктору. Осмотр и консультация врача очень важны. Это необходимо, чтобы исключить или диагностировать психическое заболевание у ребенка. И только в зависимости от вердикта доктора можно будет определить, какая именно помощь понадобится. Но если у подростка нет полноценной поддержки семьи, любой вид и объем помощи будут довольно плохо работать. Он не сможет справиться, если собственные родители будут смотреть на него как на сумасшедшего или предателя, которому нельзя верить. В таком случае вероятно, что именно родителям будет необходимо предпринять шаги к изменениям внутри семьи. И в первую очередь им нужно будет посмотреть на себя со стороны.

Лечение патомимии

Лечение патомимии осуществляется комплексно, для этого применяются только консервативные меры. Одновременно потребуется симптоматическая терапия, направленная на купирование вторичной инфекции. Но основу оказания помощи при таком отклонении составляет устранение причины болезни, а именно – психического отклонения, которое приводит к аутоагрессии.

Обычно в таком случае используется:

  • психотерапия;
  • прием медикаментов;
  • местнодействующие средства;
  • физиотерапия.

При наличии самодеструкции на фоне депрессии, невроза или психоза можно применять амбулаторное лечение. Тяжелые нарушения, связанные с шизофренией или параноидальным бредом требуют первичного пребывания человека в стационаре. Это позволяет постоянно контролировать состояние больного и его реакцию на используемые препараты.

Психотерапия при патомимии

Так как агрессия по отношению к самому себе проявляется по причине психогенного расстройства, то первое место для оказания помощи отводят работе психолога. Его целью становится в данном случае возвращение человеку внутреннего баланса и восстановление любви по отношению к себе и своему телу. Наиболее эффективными для этого считаются следующие методы психотерапии:

  • аналитическая;
  • когнитивно-бихевиоральная.

При помощи анализа проблемы у человек получает возможность определить моменты самоповреждения, когда он не фиксирует их осознанно. Врач помогает выявить и проработать глубинные причины внутреннего конфликта и заменить опасные для здоровья действия безопасными. Одновременно пациент получает навыки самоконтроля и расслабления.

Если у него нанесение порезов сопровождается нарастанием напряжения, а навязчивое действие позволяет ненадолго успокоиться, то в этом случае лучше применять когнитивно-поведенческую психотерапию. Больному проводится разъяснительная беседа происхождения его заболевания, деструктивность такого поведения и обучают нормальной реакции на раздражающие факторы и события.

Использование препаратов и мазей

При тяжелых формах психических отклонений рекомендуется подбирать медикаментозную терапию после размещения больного в стационаре. В случае его невменяемости или неспособности к самообслуживанию, терапия может назначаться без его согласия, но только после консультации врача. Для купирования состояний, вызывающих аутоагрессию, рекомендуется использование следующих групп препаратов:

  • анксиолитики;
  • седативные средства;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты.

Назначение каждого препарата и длительность его использования контролируется врачом. Одновременно применяются местнодействующие средства для ускорения заживления тканей и недопущения присоединения инфекции. Лучше всего с данной задачей справляются:

  • анилиновые красители;
  • растворы с антисептическими свойствами;
  • антибактериальные мази и кремы;
  • медикаменты для ускорения репарации;
  • во время формирования рубцов применяются эмульсии для смягчения и ретиноиды.

Другие методики

Хорошее действие при этой патологии оказывает физиотерапия. Дерматиты такого происхождения быстро проходят в результате воздействия:

  • парафинотерпии;
  • лазера;
  • электрофореза;
  • ультразвука;
  • ультрафиолетового излучения.

Благодаря медикаментозной и физиотерапии процессы заживления ускоряются, предупреждается образование рубцовой ткани и участком с гиперпигментацией. Процедуры помогают не только на местном уровне, но и оказывают благоприятное воздействие на психику человека и весь организм в целом.

Лечение патомимии лазером помогает снизить воспалительную реакцию в области поражения, стимулировать процессы обмена и регенерации, повысить местный иммунитет и предупредить внедрение вторичной инфекции. Использование парафина помогает при поверхностных нарушениях целостности кожных покровов, когда нет глубоких ран и воспаления. Кожа становится менее сухой, восстанавливается ее водный баланс, и процесс выздоровления протекает во много раз быстрее.

Ультразвук помогает снять покраснение, отек и другие признаки воспалительной реакции в очаге. Электрофорез снимает болезненность, успокаивает, активирует местный обмен в тканях. Ультрафиолет в виде облучения позволяет справиться со всеми типами поражений, но при условии отсутствия глубокого нарушения, повышает местный иммунитет.

Психологические причины самоповреждений: пусковые механизмы

В патогенезе патомимии, как правило, лежат механизмы аутоагрессии. Аутоагрессия – способ пережить тяжелые душевные переживания для индивида, справляться с болью и сильными эмоциями.

У каждого свои причины: потеря близкого человека, токсичные отношения, непринятие в семье или социуме и так далее.

Самоповреждение также может быть признаком различных патологий психики: депрессивного состояния, посттравматического синдрома, истерического расстройства личности, обессивно-компульсивного расстройства, органического поражения мозга, алкоголизма, наркозависимости, эмоциональной неустойчивости, аутизма, олигофрении, шизофрении.

Ученые выделяют три главных составляющих формирования патомимими:

1. фрустрация: сдерживание своих эмоций и агрессии;

2. психотравмирующая ситуация: накопление агрессии из-за внешних объектов;

3. внутренняя потребность в разрешении конфликта

Также самоувечье может быть призывом близких обратить на себя внимание, что часто встречается в подростковом периоде. Как помочь близким людям с депрессией: 5 важных правил

Чем можно помочь?

Есть множество вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь человеку с самоповреждением. Ваше отношение к нему является одним из ключевых факторов, чтобы человек смог почувствовать поддержку.

С чего можно начать:

  • Старайтесь быть непредвзятым.
  • Дайте человеку понять, что вы хотите ему помочь.
  • Не сводите человека только к его проблеме самоповреждения
  • Постарайтесь отнестись с сочувствием и пониманием к тому, что он делает.
  • Позвольте ему самостоятельно контролировать свои решения.
  • Предложите ему помочь найти профессиональную поддержку.
  • Напомните ему о его хороших качествах и том, что он хорошо умеет делать.
  • Постарайтесь поддерживать с ним честное общение, где вы берете на себя ответственность за любые опасения, которые у вас могут быть.

«У меня были друзья, которым я мог звонить и болтать с ними о повседневных вещах. Это помогало временно облегчить мое отчаяние.»

Кто наносит себе повреждения?

Самоповреждение — это то, что может делать каждый. Нет конкретного типа людей, которые обязательно будут себя травмировать.

Возраст, в котором человек может впервые ранить себя, может варьироваться от четырех до шестидесяти лет. Службы экстренной помощи получают больше вызовов, связанных с самоповреждением, от женщин, чем от мужчин. Однако исследования показывают, что мужчины точно так же наносят себе повреждения, но не могут перебороть себя и обратиться за помощью.

Тем не менее, несмотря на то, что каждый может прибегнуть к самоповреждению, некоторые люди к этому склонны больше, чем другие.

Стресс перед экзаменом, травля в классе, запугивание и давление со стороны сверстников — то, что затрагивает множество молодых людей.

Вопросы и путаница в отношении сексуальной ориентации более свойственны для членов ЛГБТ-сообществ. Денежные проблемы могут создать большой стресс для людей с низким доходом.

Эти конкретные проблемы, наряду с дискриминацией и отвержением сверстников, могут привести к увеличению напряжения, что в свою очередь может привести к самоповреждению.

 “Каждый человек индивидуален — нет определенного типа людей, который склонен к самоповреждению. Опыт каждого человека уникален, как и путь к выздоровлению.”

 Как я могу помочь себе сейчас?

Во время сильного импульса сделать себе больно может быть трудно представить, что можно сделать что-нибудь еще.
Но есть действия, которые ты можешь предпринять, чтобы помочь себе сделать в это время что-нибудь другое:

  • Понять свою модель самоповреждения
  • Отвлечь себя от побуждения к самоповреждению
  • Отсрочить самоповреждение

“Я понял, что ты не можешь полагаться на других людей или вещи, чтобы спасти себя от самоповреждения — спасение должно исходить от тебя самого.”

Причины и последствия

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков включает анализ и выявление всех факторов, способных спровоцировать человека на такие действия. В немалом проценте случаев удается установить наличие психопатического нарушения, в силу которого возникает настойчивое стремление лишить себя жизни. При этом нет влияющих на персону внешних агрессивных факторов.

Суицидальное поведение обычно предполагает осознанное побуждение к смерти. Человек ведет себя намеренно, он способен осмысливать свои действия. Если причина попыток лишить себя жизни связана с психопатологией, то высока вероятность неправильного осознания пациентом совершаемого. В частности, если шизофрения сопровождается психическим автоматизмом, то поступки, способные стать причиной смерти человека, возможны из-за не поддающейся контролю силы, вынуждающей человека поступать подобным образом.

Исходя из особенностей случая, необходимо определить, к какому суицидальному поведению человек склонен: аномическому, альтруистическому или эгоистическому. В первом случае причина – это переживаемый жизненный кризис, какая-то трагедия, во втором мотивацией выступает представление о некоторых благах, получаемых окружающими от смерти человека. Третий вариант провоцируется конфликтной ситуацией, при которой человек не может принять требования общества, поведенческие нормы, соблюдать которые вынуждает социум.

Обратись за помощью

Обращение за помощью может показаться сложным шагом, особенно если ты беспокоишься о том, что другие люди тебя осудят, или если ты уверен, что другие люди не захотят тебе помочь. Напомни себе, что время от времени каждый человек может нуждаться в поддержке, и что просить о помощи — нормально.
Когда ты будешь готов обратиться за помощью, выбери того, кому ты доверяешь. Это может быть друг, член семьи, психолог или медицинский работник. Помни, что ты можешь контролировать то, что ты говоришь, и ты можешь не рассказывать о том, чем еще не готов поделиться.
Тебе также может быть полезно составить список всех людей, организаций и веб-сайтов, к которым ты можешь обратиться, если столкнешься с трудностями. Это будет напоминать тебе о том, что ты не одинок и знаешь, куда можешь обратиться за помощью.

“Наличие психолога, который никогда меня не осуждал и сохранял спокойствие, способствовало большим изменениям внутри меня, это помогло мне открыться.”

Проблема самоповреждения не решается по взмаху волшебной палочки. Путь к изменениям может занять долгое время, и ты можешь столкнуться с трудностями. Часто случается так, что сначала — прогресс, а затем возврат к прежнему уровню. Если с тобой такое произойдет, напомни себе, что это не неудача — это просто часть процесса.

Какие помощь и лечение доступны?

Иногда внешняя поддержка бывает необходима, чтобы помочь тебе добиться положительных изменений.

Возможно, тебе придется попробовать несколько разных вариантов поддержки, чтобы найти то, что тебе подходит. Так ты сможешь сочетать методы самостоятельной помощи с профессиональной поддержкой:

  • Консультация психолога
  • Психотерапия
  • Онлайн-поддержка
  • Лечение шрамов

Жизнестойкость на страже здоровья

Говорила мне мама: «Не ходи работать психологом, а то будешь всё воспринимать слишком близко к сердцу». Мамы — они такие, всё знают наперед. Как же тут не принимать близко к сердцу, когда я слышу по нескольку раз в день истории о жестокости, пренебрежении, насилии, непонимании, ненависти к себе, неудачах, расставаниях, травле, смертях и болезнях… Я знаю, что мое представление о человечестве сильно искажено обилием таких историй, но иногда начинает казаться, что в мире столько жестокости, что всем психологам, врачам, педагогам и духовным деятелям мира никогда с ней не справиться.

Я всегда настороже в отношении своего профессионального выгорания, потому что иногда вера в собственные силы гаснет под напором человеческого страдания. Специалисты помогающих профессий находят для себя разные противоядия выгоранию. Для меня, например, это личная терапия, супервизия с более опытными мастерами, интервизионные группы с коллегами, йога, велосипед, уединение, творчество, общение с ребенком.

Я об этом пишу не только, чтобы похвастаться, но и чтобы поделиться опытом.

В английском языке есть слово resilience, которое означает сразу три умения:

  • выдерживать большие нагрузки, прежде чем кончатся силы;
  • оставаться работоспособным и эмоционально стабильным даже под воздействием сильного стресса;
  • быстро восстанавливаться после испытаний на прочность.

Хорошая новость в том, что этой стойкости (ее иногда называют в академических кругах резильентностью) можно и нужно учиться. Это не врожденная черта, которая либо есть, либо ее нет. И именно она способствует восстановлению и исцелению даже после столкновения с неблагоприятным детским опытом.

Можно сравнить формирование жизнестойкости с обучением игре на музыкальном инструменте: если вы один раз в жизни потратите час на гаммы, то вряд ли научитесь играть симфонию Баха. Но если будете посвящать хотя бы 15 минут в день практике, то спустя какое-то время пальцы сами научатся создавать эту красоту. Так и с психическим здоровьем: маленькие, но регулярные шаги способны творить чудеса.

Патогенез

Самоповреждающее поведение имеет две цели: уменьшение негативных эмоций, вызывающих напряжение, и возобновление возможности чувствовать, действовать. В обоих случаях человек стремится восстановить контроль над своими переживаниями и действиями. Распространенный патогенетический механизм – самоповреждение как способ переключения внимания с тревоги, подавленности, чувства вины на физическую боль.

Нанесение себе увечий становится своеобразной копинг-стратегией, помогающей справиться со стрессами. Когда человек чувствует сильную боль, он отвлекается от тягостных переживаний. Такой способ поведения закрепляется как успешный, формируется аддикция (зависимость), которая на физиологическом уровне подкрепляется выбросом бета-эндорфинов после акта аутодеструкции.

Самоповреждающее поведение может быть проявлением стремления избавиться от ощущения внутренней пустоты, утраты эмоций и чувств. Симптомы характерны для депрессивных расстройств, выраженной астении, например, после тяжелого заболевания. Повреждения тела вызывают боль, страх, становятся способом проявления решительности. Редко самоповреждение является способом выразить себя, получить новый опыт.

Чего НЕ стоит делать родителям подростков, практикующих самоповреждение

Разумеется, невозможно знать и видеть, как собственный ребенок причиняет себе физическую боль, и сохранять хладнокровие. Когда родители сталкиваются с этим, то очень пугаются, паникуют. Кое-чего ни в коем случае нельзя делать в подобных ситуациях. Но чаще всего именно так и реагируют родители, испытывая страх за ребенка, шок и растерянность.

Нельзя ругать подростка

Все попытки отругать, застыдить, запугать его последствиями такого поведения обречены на провал. А если взывать к его чувству вины и совести, можно не только не помочь, но и вполне усугубить положение. К примеру, подросток наносит себе порезы, пытаясь справиться с чувством злости, тревоги, вины. А родитель начинает обвинять его («Ты хоть представляешь, что я чувствовала, увидев это?») и пугать («Останутся уродливые шрамы, занесешь инфекцию»). Все это только приведет к новому витку вины и тревоги в запутанном клубке эмоций подростка. Соответственно, ему снова понадобится способ справиться с ними. А значит, возрастет потребность в привычных действиях, к которым он прибегает, когда ему нужно разобраться с чувствами. Получается замкнутый круг. Ограничения не помогут. Любые попытки лишить подростка способов навредить себе в основном ни к чему не приводят. А если и приводят, то к чему похуже. У него могут появиться другие способы снять эмоциональное напряжение, гораздо серьезнее, чем до этого.

Пытаться справиться самостоятельно нецелесообразно

Родителям довольно сложно самостоятельно понять, как реагировать в таких ситуациях и что предпринимать. В большинстве случаев страх заставляет их в первую очередь думать о том, что это их вина, это они плохие родители. То есть таким образом они концентрируются на собственных переживаниях. В то время как на первом месте – переживания подростка. Поэтому лучше всего обращаться за помощью и поддержкой к специалистам. Они могут также консультировать и работать с родителями отдельно от ребенка. Такая практика принесет пользу всей семье и поможет быстрее справиться с проблемой.

Очень плохо замалчивать болезненные ситуации

Если в семье произошли серьезные, крупные травмирующие события, важно обсуждать, проживать это вместе. Такими событиями могут быть утрата и болезнь близких, развод, катастрофа, насилие, даже переезд

Нужно проанализировать, достаточно ли было разговоров об этом с ребенком, пережил ли это он или сами родители. Стоит проанализировать отношения родитель-ребенок, чтобы понять, присутствует ли в них доверие, открытость, принятие и поддержка. Бывают ли разговоры о происходящем в жизни подростка, о его переживаниях? Делятся ли сами родители событиями и переживаниями собственной жизни с подростком?

Чем нельзя помочь?

Иногда, даже из самых лучших побуждений, попытки оказать помощь могут иметь негативные последствия

Вот некоторые примеры, на которые стоит обратить внимание:

Попытка резко изменить ситуацию.
Действовать или общаться угрожающим тоном, пытаться взять под свой контроль.
Игнорирование травм, либо чрезмерное внимание к ним.
Навесить на самоповреждение ярлык «поиск внимания».

Иногда самоповреждение все-таки может быть способом привлечь к себе внимание

Даже если это так, важно помнить, что нет ничего плохого в поиске внимания, и что такое поведение может быть чьим-то способом намекнуть на то, в чем он на самом деле нуждается

Причины самоповреждающего поведения подростков

К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?

Признаки самоповреждающего поведения:

1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы

Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот. Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения

2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.

3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.

4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном). В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда

Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков

5

Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно

6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.

7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.

8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.

Признаки и диагностика

Самопораженческое расстройство не включено в современную международную классификацию болезней и не имеет своего списка диагностических критериев, чаще его рассматривают как элемент других расстройств. Однако на практике встречаются и самостоятельные случаи. Чаще это женщины, для которых характерно:

  • выбирать на фоне более успешных альтернатив людей и ситуации, заведомо обреченные на неудачу или грозящие плохим обращением;
  • отвергать или сводить на нет помощь со стороны;
  • на успехи и радостные события реагировать чувством вины, поступками, влекущими боль;
  • провоцировать людей на агрессию или отвержение, а потом чувствовать себя обиженной, униженной, побежденной;
  • отвергать факт получения удовольствия, запрещать себе радоваться жизни;
  • быстро сдаваться в борьбе за что-то для себя, сворачивать горы ради других;
  • игнорировать тех, кто хорошо к ней относится, вступать в отношения, где будет страдать;
  • влюбляться в вымышленного героя, звезду телеэкрана или просто придумывать несуществующий идеал.

Гиперответственность, самокритика и самообвинение – еще одни характерные особенности поведения мазохиста. Добиваясь чего-либо, «разобьются в лепешку», особенно если речь идет о чьем-то расположении, любви. А вот в работе, особенно творческой, будут до последнего оттягивать сдачу проекта. После сдачи постараются скорее забыть, ведь он в их представлении по определению ужасен и никому не может понравиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: