Что делать, когда все плохо, или как бороться с негативизмом

Негативизм: причины развития у детей, подростков и взрослых, симптомы и коррекция упрямства

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Общие сведения

В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера

Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений)

Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.

Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.

Ребенок портит и ломает игрушки, что делать?

Этот вопрос интересует добрую половину родителей. Причины такого поведения детей различны.

Прежде всего, игрушки нужно приобретать в соответствии возраста Вашего малыша, так как дети более раннего возраста еще плохо контролируют свою силу и могут ломать сильно хрупкие игрушки, предназначенные для детей постарше.

В этом случае вины ребенка нет – он это делает не специально. Но в большинстве случаев ребенок это делает специально и родителям нужно разобрать в причинах такого поведения. Возможно, что такое поведение несет «скрытое» послание ребенка родителям.

Рассмотрим наиболее частые причины такого поведения.

Игрушка является цельной и ее нельзя разобрать, а очень хочется!

В данном случае ребенком движет желание понять как устроена игрушка: он начинает отрывать колеса, наклейки, выдавливать стекла и. т.д.

Ребенок ее пытается разобрать из любопытства и потом собрать обратно. Решением здесь может быть покупка конструкторов.

Сейчас большой выбор конструкторов, как для девочек, так и для мальчиков, для разных возрастов – от самых простых до сложных.

Неловкость ребенка.

Есть категория родителей, которые растят грудных детей без игрушек совсем, считая, что дети все равно не умеют в них играть, а только раскидывают, в результате чего погремушки ломаются.

Результатом этого становиться задержка формирования навыков обращения с предметами – двигательная неловкость.

В следствие этого, происходит задержка развития ребенка: развитие мелкой моторики рук, восприятие окружающей среды.

В данном случае помочь ребенку может только специалист – невропатолог. Если этого не сделать, то не исключена возможность того, что возникнут трудности при обучении письму, вырезанию, лепке, рисованию.

Ребенка с самых первых дней жизни нужно приучать к погремушкам, кубикам: чем больше ребенок берет в руки предметы, тем быстрее происходит его развитие, как в физическом, так и в умственном плане – быстрее происходит развитие кругозора малыша.

Внутренняя агрессия.

Когда ребенок обижен или расстроен чем то, то он начинает бить или раскидывать игрушки. В такой ситуации нужно как можно сроке успокоить ребенка, узнать у него причину такой агрессии.

Игрушка не нравиться или вызывает страх.

Симптомы

Негативизм обычно проявляется как в поведении, привычках, так и в образе мышления, в идеалах, творческих проявлениях, почерке и даже во внешнем виде. При этом у пациента наблюдаются:

  • негативные эмоциональные реакции;
  • демонстративность (татуировки, агрессивные украшения и прически, маскулинность);
  • суицидальные мысли;
  • пониженный фон настроения, проявляющийся в виде мрачности, угнетённости, угрюмости и отгороженности;
  • асоциальность;
  • агрессивность;
  • повышенный уровень тревожности;
  • выраженная дезорганизация;
  • повышение мышечного тонуса;
  • кататоническое возбуждение — эхосимптомы, парамимия, периодические стереотипии, вычурность движений (к примеру, пациент берет еду, которая расположена справа, левой рукой, протягивает ее за спиной и т.д.).

Классификация

По форме различают активный, пассивный, парадоксальный, речевой, невротический и психотический негативизм:

  • Активная форма негативизма представляет собой протестное поведение – возникновение реакции сопротивления на любые требования, а также выполнение любых действий противоположно требуемым.
  • Пассивный негативизм – это игнорирование либо полный отказ от выполнения любых просьб или требований, но если кто-то попытается насильно заставить больного сделать необходимое, то в ответ скорее всего будет наблюдаться реакция активного негативизма – сопротивления на фоне повышенного мышечного тонуса.
  • Парадоксальные проявления негативизма сводятся к выполнению действий и развитию реакций у больных, диаметрально противоположных требованиям. К примеру, если пациента просят повернуться лицом, он поворачивается спиной, если нужно дать руку – он её прячет и т.д. В принципе, парадоксальную форму можно рассматривать как разновидность активного негативизма.
  • Речевой негативизм по сути является отказом пациента отвечать на любой из вопросов теста или беседы. Наиболее близким к этому типу реакций считается мутизм, при котором наблюдается отсутствие вербального контакта, причем люди понимают речь окружающих и способны разговаривать, но во время общения ни воспроизводится — ни ответной, ни спонтанной речи.
  • Невротический негативизм характеризуется отказом пациента от выполнения действий в ситуациях, вызывающих у него тревогу и страх. Например, наблюдается, при элективном мутизме у детей.
  • Психотический негативизм вызывает противодействие побуждениям, связанным с психотическими симптомами, включая бред, галлюцинации, кататонию, спутанность сознания.

Негативизм, вызванный плохим самочувствием, чаще всего носит тотальный характер и проявляется не только в поведении, но и в стиле общения, и взглядах на жизнь. В других случаях немотивированное сопротивление может иметь избирательный характер и проявляться в определённых условиях или по отношению к определенным людям.

Кроме того, в зависимости от происхождения побуждений негативизм бывает внешним и внутренним, то есть противодействие вызвано побуждениями извне или соответственно – собственными внутренними.

Проявления негативизма

Негативизм бывает двух видов:

  • пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований;
  • активный негативизм – человек громко протестует и делает все наоборот.

Негативизм имеет возрастные особенности. Он, в основном, характерен для детей кризисных периодов: трех лет, подросткового возраста. Часто это явление наблюдается у пожилых (старых) людей также в период возрастного или профессионального (творческого) кризиса. Негативизм обостряется в период личных неудач или в стрессовых ситуациях.

Однако часто наблюдается ситуация, при которой негативизм является не возрастной, а скорее всего личной особенностью. Люди с негативизмом ведут себя протестно независимо от ситуации и возраста.

Если негативизм связан с плохим самочувствием или неважным настроением, то он проявляется сразу во всем: в поведении стиле общения, взглядах на жизнь. Иногда негативизм связан с воспитанием человека, поэтому часто негативные слова расходятся с делом. Супруги могут ругаться и скандалить, но при этом в случае проблем заботятся друг о друге. Также часто ведут себя некоторые родители по отношению к детям. Существуют и противоположные проявления. Вежливые приятные люди по своей сути могут оказаться человеконенавистниками с асоциальными установками.

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям, а может быть направлен на весь мир. Человеку может казаться, что в обществе подавляется его исключительность. Негативщик старается сделать все не так, как делают другие, или чего ожидают от него окружающие.

Человеку с негативизмом трудно жить самому. Но ещё сложнее жить рядом с ним. Вести дела с негативным человеком очень сложно или практически невозможно. Такие люди склонны к негативному мировосприятию. Во всех деталях они склонны видеть негатив (подвох, подставу). Человек от своей деятельности ожидает ошибок, а не удач; проблем, а не возможности; недостатки, а не достоинства.

Интересным является то, что негативщики склонны дружить друг с другом. Им удобно негативно высказываться о жизни, «поливать грязью» окружающих людей. Таких людей совершенно не удивляет, что люди к ним плохо относятся, так как сами они также относятся к окружающим. Естественно, что они не ожидают добра от людей и мира, так как сами не желают добра окружающему.

Глубинный негативизм распознать очень сложно. Трудно заметить в кажущемся позитивным человеке ненавистное отношение к обществу. Такие люди не доверяют окружающим, постоянно видят умысел и вредительство, провоцируя других людей на негативные поступки.

Причины негативизма

Негативизм может быть вызван:

  • генетической обусловленностью;
  • гормональным всплеском в кризисные периоды;
  • особенности воспитания;
  • культурное окружение.

Стоит сказать, что негативизм часто является особенностью менталитета. Многие люди склонны в первую очередь замечать недостатки. Типичной ситуацией может быть то, что люди склонны ругаться, а не разговаривать.

Негативизм может отсутствовать в человеке изначально. Его могут вызвать определенные обстоятельства. Психологическими причинами могут быть:

  • беспомощность в решении проблемы, недостаток умений и знаний;
  • самоутверждение или борьба за власть;
  • желание привлечения внимания;
  • месть, неприязнь.

Иногда у негативизма могут быть причины психиатрического характера.

Борьба с негативизмом

Сложность в борьбе с негативизмом заключается в том, что человеку нельзя напрямую указывать на его проявления. Это опасно, так как люди с негативизмом агрессивно реагируют на любую активность в их сторону. Борьба с чужим негативизмом – явление сложное и неблагодарное. Она под силу только группе людей с творческим отношением к жизни.

Близкие люди негативного человека могут просто не замечать проявления негативизма, окружая родного человека теплом и вниманием. Правда это требует колоссального терпения и настоящей любви

Если же вы за собой наблюдаете проявления негативизма, то нужно постоянно вести контроль собственного поведения и мыслей.

Выработать позитивное отношение к окружающему – вполне реально. Для этого нужно всего несколько шагов:

  • 1 шаг: снять с себя позицию жертвы: не ныть, не жаловаться, не жалеть себя.
  • 2 шаг: берем на себя роль автора: умение строить свою жизнь.
  • 3 шаг: учимся благодарить окружающих людей и жизнь в целом.

Негативизм – явление неприятное, но вполне поддающееся коррекции, если рядом есть близкие позитивные люди.

Как стать жизнерадостным с технологией модификации поведения 7Spsy

Борьба с выраженным негативизмом — сложный путь, на котором в первую очередь придется признаться самому себе в существующей проблеме и разобраться в причинах ее возникновения. Подумайте, что именно толкает вас в пучину пессимизма, — финансовые трудности, неудачи в любви, тяжелые отношения с мужем/женой? В большинстве своем глубина существующих проблем зависит от того, с каким именно настроем человек подходит к их решению.

В борьбе с признаками негативизма психологи советуют изменить свое отношение к окружающему миру. Помогут следующие рекомендации:

Начните с малого — в любой ситуации, которая вас выводит из равновесия, пытайтесь находить хоть один положительный момент. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете каждую проблему считать безысходной.

Негативисты бывают очень грубы, что отталкивает людей

Важно с каждым собеседником научиться вести «нормальный» диалог без острой критики и оскорблений — домочадцами, коллегами, друзьями

Быстро изменить стиль общения не получится. Начните с самого простого — если вы не можете сказать собеседнику ничего хорошего, продуктивного или полезного, лучше промолчите.

Попробуйте вести дневник, где вы бы стали планировать приятные дела. В списке ежедневных задач оставляйте себе время на хобби и увлечения, которые приносят удовольствие, успокаивают и расслабляют. Чем больше в вашей жизни будет позитивных моментов, тем лучше.

Негативисты совершённые ошибки воспринимают очень остро. Любая проблема им кажется «концом света».

Попробуйте под другим углом смотреть на проблемы. Дайте себе право на ошибку

Важно понять, что неудачи — это естественно, они закаляют и мотивируют

Негативизм и упрямство проявляются как черты характера или ситуативная реакция на те или иные внешние факторы. По сути, это выученная модель поведения, которая побуждает человека видеть все будто через призму темных очков. Когда самостоятельно не получается стать уверенным в себе оптимистом, не упустите момент, когда еще можно остановить деструктивную работу негативизма.

Прохождение тренинга поможет вам изменить устоявшуюся модель поведения, которая развивает негативное отношение к миру. Курс направлен на приобретение вами позитивных установок. Они помогут понять, насколько непродуктивен пессимизм, и дадут уверенность в себе при решении проблем.

  1. «Большой психологический словарь», 2005 г., Б. Мещеряков.
  2. «Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация», 2013 г., А. Ш. Гусейнов.
  3. «Детский негативизм: признаки и причины его проявления» (журнал «Научный диалог», 2013 г., №8), Т. П. Клейникова.
  4. «Психология возрастных кризисов: Учебное пособие», 2000 г., К. Н. Поливанова.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

У детей

У детей негативизм – это симптом кризиса трех лет, который обычно связан с необходимостью отстаивать собственное «Я». Он начинается с отказа малыша выполнять требования попечителей и приобретать такие основные навыки как самостоятельная еда, одевание, приучение к туалету. Однако, этап вхождения в кризис трех лет обычно вызван реальными трудностями при попытке сосредоточения и подражания, а также параллельно возникающими ощущениями дискомфорта и страха. Помочь в таком случае может только терпеливый и осторожный подход поиска способа обучения и оказания помощи, внушения уверенности, что ребенок справится с поставленными задачами.

Родителям не стоит огорчаться по поводу непослушания, упрямства, истерик, ведь ребенку просто нужно время, чтобы научиться находить выход из конфликтных ситуаций и управлять собой, познать границы дозволенного. Причиной развития негативизма у детей также может быть непосредственное влияние окружающего сенсорного поля – развитие особой зависимости и невозможности «оторваться» от какого-то незавершенного действия либо впечатляющего явления, к примеру, телевизора. Однако, мироощущение и взаимодействия с окружающим миром у детей очень сложные и чрезвычайно динамичные. Весь полученный опыт в дальнейшем становится основой эмоционального, социального, личностного и интеллектуального развития, поэтому огромное значение имеет прохождение всех ступеней развития, приобретение опыта при воздействии различных факторов и требований.

При этом важно понимать, что негативизм проявляется у аутичных детей абсолютно по-другому. Они не протестуют против подавления самостоятельности, а стремятся сохранить такую необходимую для них неизменность окружающей среды и ограниченность форм взаимодействия

Отстаивание собственного «Я» происходит позже и вызвано выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом.

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы

В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

https://youtube.com/watch?v=t9mrvExVvmY

Итог

Негативизм является нормальным развитием любого человека, который постепенно осознает самого себя, свои желания и потребности. Начинается все с 2-3 лет и продолжается всю жизнь. Негативизм может ярко проявляться в проблемные или стрессовые периоды в жизни, а также при возрастных кризисах. В остальное время он становится либо ситуативным, либо постоянным явлением, что зависит уже от развития самого индивида.

К негативизму следует относиться снисходительно, поскольку он зачастую выражается в ситуациях нежелания человеком следовать общественным правилам или желаниям. Вместе с тем важны последствия. Если негативизм затрагивает свободу и желания других людей, тогда он становится вредным. Если же негативизм никому не вредит и не ущемляет, тогда можно позволить ему проявляться.

Не всегда человек должен идти за обществом. Окружение предлагает условия, в которых человек может жить и спокойно существовать. Подчинение общественным правилам позволяет каждому жить в мире и стабильности. Однако не всегда общественное соответствует личному. Многое зависит от того, насколько будут затронуты права и свобода окружающих. Можно вести себя негативно, если никому это не вредит. Тогда и общество будет снисходительно воспринимать негативизм подобного проявления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: