Что изучает когнитивная психология
Память
Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
Память означает воспроизведение прошлого опыта, ведущий компонент познавательной деятельности человека. Обладает широким практическим применением в реальной жизни и деятельности. Это основное свойство нервной системы позволяет индивиду хранить информацию о внешнем мире и реакциях организма, а также многократно ее использовать. Психология процессов базируется на припоминании, воспоминании, воспроизведении.
Мышление
Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.
Мышление прочно связывается с познавательным процессом. Оно влияет на формирование понятий, принятие решений, закрепление реакций. Развивается с помощью внутренней речи, ставя процесс в зависимость от языка, потому что язык и мысль неразрывны.
Наука выделяет 3 формы мышления:
- наглядно-действенный тип — производство и организация деятельности;
- наглядно-образный вид — обобщает мысли в образы;
- форма отвлеченного мышления — связана с абстрактными рассуждениями.
Когнитивная психология выделяет сознательное и бессознательное мышление.
Внимание
Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды
В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче
Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды. В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче.
К свойствам внимания относятся:
устойчивость — способность фиксировать внимание на выполнении задачи;
концентрированность — уровень сосредоточенности на конкретном объекте;
распределенность — умение распределять внимание;
избирательность — навык концентрации на сути и одновременно умение отфильтровывать несущественный материал.
Эмоции
Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Ч. Дарвин считал, что эмоции позволяют человеку определить значимость каких-либо условий для удовлетворения личных потребностей. Первичные эмоции таким образом поддерживают жизненный процесс. Когнитивные теории эмоций связывают их природу с механизмами мышления.
Известна теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, который указывал на значительную роль психологических факторов. Положительные эмоции в этом случае связываются с ожидаемыми результатами, которые трансформируются в реальность. Деятельность согласуется с заданным планом.
Способность принимать решения
Принятие решений связывается с определением способов достижения цели. Стоящая задача трактуется как некая трудность, решаемая в ходе мышления. Решение основывается на изучении, анализе и выборе оптимального варианта реакции. Суть состоит в преодолении препятствия и в выборе лучшего средства для достижения цели.
Способность принимать решения связана с определенным алгоритмом, имеющим этапы:
- распознание задачи;
- определение и оценка ресурсов;
- нахождение успешной стратегии;
- организация информации для решения;
- задействование интеллектуальных и физических возможностей;
- отслеживание прогресса: умение отказаться от первоначального решения и выбрать иное;
- оценка результата.
Принципы
Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов отделения одного от другого.
- Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
- Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
- Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
- Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
- Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
- Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.
Особенности
Когнитивистика (от лат. cognitionis – познание) объединяет в себе когнитивную психологию, лингвистику, нейрофизиологию, а также теорию познания и искусственного интеллекта. Развитие этой науки продолжается в нескольких направлениях. За основу берут концепцию биологической эволюции Жана Пиаже, теорию разумного мышления с включением процесса преобразования внешних действий во внутренние психические функции Льва Выготского и информационный подход к системе. Механизм работы структуры головного мозга изучают с помощью томографа и других современных методов сканирования.
Когнитивное мышление неразрывно связано с познавательным процессом. Оно отвечает за формирование понятий, принятие решений и вырабатывание реакций.
В психологии выделяют 3 вида такого мышления.
- Наглядно-действенный тип нацелен на решение определённых задач, связанных с конструктивностью, производством и организацией деятельности. Он присущ детям до 3-х лет, познавательный процесс которых неразрывно связан с задействованием рук.
- Наглядно-образный вид преобразовывает обобщённые мысли в конкретные образы. Он формируется у детей с 4-7 лет. В это время связь сознания с практическими движениями не так сильна, как прежде.
- Отвлечённое мышление связано с абстрактными рассуждениями. Оно наблюдается у школьников и взрослых, которые могут оперировать обобщёнными понятиями, лишёнными непосредственной наглядности и образов.
Природа когнитивных стилей мышления до сих пор не изучена во всей полноте. Рассмотрим некоторые из них.
Представители простого стиля когнитивного мышления интерпретируют происходящие процессы в упрощённой форме. Обладателям сложного стиля присуща склонность к многомерности при восприятии существующих понятий и выявлению в них множества взаимосвязанных сторон.
Обладатели конкретной мыслительной деятельности не терпят неопределённости, зависят от статуса и авторитета. Они имеют чёрно-белое мышление, стереотипность решений. Люди с абстрактным когнитивным мышлением склонны к риску, самостоятельности, гибкости
Им свойственно обширное объединение понятий.
Люди с аналитическим стилем обращают внимание на различие предметов, зацикливаются на их отличительных признаках, мельчайших элементах. Синтетический стиль присущ личностям, склонным концентрировать внимание на сходстве сведений и находить в них общие признаки.
Обладателям импульсивного стиля свойственно мгновенное принятие решений при имеющемся выборе
Поспешность нередко приводит к ошибкам. Имеющие рефлективный стиль действуют в замедленном темпе при принятии решений, поэтому появление ошибок сведено к минимуму.
Некоторым людям присуще широкое распределение внимания на множество деталей одновременно. Такие личности способны сканировать отображаемую ситуацию. Другие индивидуумы могут только поверхностно, фрагментарно характеризовать бросившиеся им в глаза факты и явления. Им присуща способность узкого контроля, которую называют фокусирующим стилем.
Толерантные субъекты способны принять неоднозначные события, не соответствующие представлениям человека. Они могут анализировать их по имеющимся характеристикам. Нетерпимые люди не готовы к получению познавательного опыта, где присутствуют противоречащие их знаниям сведения.
Основные ошибки
Нередко когнитивный мыслительный процесс приводит некоторые убеждения к искажению. И тогда появляются шаблонные отклонения в мышлении. Например, известны случаи склонности людей к отрицанию мнения посторонних людей, относящихся не к их группе, и к полному согласию с близкими по духу одногруппниками, даже если утверждения тех необоснованны и неоправданны.
Ошибок, связанных с когнитивным искажением, много. Мы перечислим самые распространённые из них.
Мышление в рамках шаблона «всё или ничего»
Некоторые люди, особенно перфекционисты, имеют склонность впадать в крайность. Они считают, что если задание выполнено не на 100%, значит, оно не готово. Мастер на вызов явился с опозданием, значит, он плохой специалист, и к услугам фирмы, где он работает, больше прибегать не стоит. Если человек, сидящий на диете, случайно съел пирожок, то больше нет смысла придерживаться диетического питания, так как все усилия сведены к нулю.
Генерализация частных случаев
Любой случайный проступок является поводом к тому, чтобы безосновательно перенести единичный случай на совокупное действие. Отдельное событие приводит людей к выводу, что так происходит всегда. Или, наоборот, никогда. Человек, вовремя не сдавший отчёт, переживает, что теперь его никогда не повысят в должности. Сотрудник некачественно выполнил заказ, значит, он плохой работник и всегда плохо справляется со всеми заданиями.
Чрезмерная драматизация
Иногда какой-нибудь незначительный казус превращается в катастрофу. Начинающий спортсмен во время прыжка получил лёгкую травму, после которой решает, что этот вид спорта ему не подходит, так как он вряд ли сможет правильно приземляться.
Со временем человек начинает видеть позитивные моменты и обучается выводить себя из любых неприятных ситуаций.
Наклеивание ярлыков
Нередко в коллективах закрепляется устойчивое мнение о каком-нибудь человеке из-за отдельно взятого конкретного события. Например, коллега на корпоративной вечеринке напился. На него навешивают ярлык пьяницы. Хотя на самом деле, это мог быть единичный случай, который больше никогда не повторится. Другой сотрудник углубился в собственные мысли и не поздоровался с окружающими. Его сразу посчитали надменным невежей.
Ярлыки порождают негативные эмоции и искажают действительность. Надо учиться объективно расценивать ситуацию, не опираясь на отдельно взятый факт. Однажды опоздавший человек не всегда демонстрирует свою недисциплинированность. Нужно уметь отделять эмоции от конкретных явлений.
Необоснованные умозаключения
Иной раз личность берёт на себя функцию домысливания и пытается прочесть мысли другой особы, делая вывод о негативном настрое её к своей персоне. Человек необоснованно считает, что к нему относятся плохо.
Нередко люди без всяких на то оснований предсказывают будущие события не в свою пользу. Например, во время выступления докладчик допустил несколько ошибок, которые дали ему повод посчитать, что теперь его на конференции не будут приглашать никогда.
Отрицание позитива
Некоторые не желают замечать собственные успехи и достижения. Им кажется, что они не достойны похвалы, так как любой человек справился бы с заданием не хуже
В данном случае важно осознать, что каждый периодически заслуживает признания. И это не подразумевает его высокомерие и горделивость