Равнодушие

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.

Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Проблема чёрствости

Основная проблематика чёрствости заключается в том, что человечество оценивает её по двойным стандартам. Вспомните, когда к вам врываются в неудобное время и требуют помощи, то кажется, что далёк от чувствительности и понимания именно тот, кто требует участия, это он воспринимается, как нарушающий границы, не уважающий время другого и ведущий себя неподобающим бесчувственным образом. При этом когда сам человек попадает в такую ситуацию, то чёрствым ему покажется друг, отказавший в поддержке и выбравший собственные дела.

В вопросах взаимодействия мужчин и женщин чёрствость становится камнем преткновения, причём основные претензии звучат именно со стороны дам. Это довольно нечестное требование, поскольку открытость и чувствительность им необходимо исключительно в личном взаимодействии, причём в конкретных ситуациях понятных только ей. Никто не учитывает, что если человек открыт, то он будет таким ко всему, а если не может проявить строгость или равнодушие, некоторое спокойствие и устойчивость к происходящему, то так будет не только, когда проблемы касаются душевного самочувствия девушки, но и в любых критических ситуациях.

Равнодушие в своей высокой степени и есть чёрствость, именно поэтому это воспринимается, как социальная проблема, требующая решения. Жить в социуме, где врачи не реагируют на жалобы пациентов, водители не следят за безопасностью, проходящие мимо люди могут толкнуть или не оказать первую медицинскую помощь при инфаркте становится небезопасно.

Это не преступления, продуманные с целью выгоды, совершаемые осознанно, это не действия антисоциальных элементов – это черта личности, пробиться за которую невозможно. Там нет раскаяния, а соответственно и попыток изменить ситуацию, там нет даже попыток понять другого, а значит диалог и конструктивное общение невозможны.

Сейчас это становится настолько распространённым явлением, что требует изучения и разработки методов профилактики. Пока известно только, что любая жестокость, чёрствость и равнодушие возникают на месте высокой чувствительности, когда стало больно. Недообнятые люди с тактильным голодом закрываются от мира от огромной потребности в тепле и невозможности его получить.

Натолкнувшиеся на предательство перестают открывать объятия и все больше убеждаются в несправедливости мира. Те кто не находился в близости и воспитывался эмоционально холодными родителями не представляет как жить иначе, и не ищет других путей. Решать проблему окаменения собственной души каждый может индивидуально при помощи психотерапии или, пытаясь доверять людям, смотреть на их проблемы через собственную призму или прямо спрашивать тех, кто живет иначе, как прийти к такому же.

Меланхолики

Наиболее слабый тип темперамента. Их личностные особенности — это набор незавидных характеристик, к которым относят повышенную вялость, инертность и полную неприспособленность к жизни. Но так ли это на самом деле?

  1. Меланхолики отличаются высокой чувствительностью. Самое незначительное замечание может спровоцировать у них слезы. Но что самое интересное, именно среди меланхоликов наибольшее количество выдающихся творческих персон. Из-за своей повышенной чувствительности они улавливают такие тонкости, которые иные типы даже не увидят.

  2. Перфекционисты с повышенным чувством вины. Меланхолики любят доводить свои дела до совершенства. И если кто-то недоволен их работой, то представители данного типа даже не подумают о том, что критик может просто придираться. Они сразу же замкнутся в себе, ругая собственную персону за недостаточное усердие.

  3. Пониженная работоспособность. Большой и шумный коллектив приводит меланхоликов в ступор. Им необходимы частые перерывы в работе с отдыхом от коллег. В обществе людей данный тип личности ощущает себя крайне неуютно. Но наедине с собой способен выполнять самую сложную работу. Вот почему среди меланхоликов много талантливых программистов и творческих людей.

Категория в психологии

Определение 1 Психологические категории ‒ это обобщенное понятие, которое раскрывает содержание предмета исследования психологии.

В каждом научном курсе существует собственный категориальный аппарат и основополагающая категория. Для психологии сознания – это категория сознания. Для бихевиоризма ‒ категория действия. В гештальт психологии ‒ категория образа. Во фрейдизме ‒ ключевой категорией являлась категория мотива.

В категориях представлены рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, образующие ход изучения. Категориальный аппарат психологии формирует «остов» механизма «изготовления» фактов и теорий психологии. Категориальный аппарат не является статичным. Категориальный аппарат психологии постоянно совершенствуется.

Замечание 1

В современной психологии выделяют основные категории, такие как категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория мотива и другие.

Творческие способности личности

Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.

Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.

Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.

А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание  некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.

Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.

Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен  запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.

Воспитание в семье

Личностные особенности, как мы говорили выше, это целый комплекс характеристик, включая положительные и отрицательные качества человека. Они проявляются с детства, это не секрет. Равно как и расположенность к тем или иным видам деятельности.

Воспитание играет огромную роль в становлении личности. Сейчас стало модным потакать детям и закрывать глаза на такие поступки, за которые еще лет двадцать назад наказывали отпрыска. Результат такого воспитания станет плачевным, ибо детям необходимо не только положительное подкрепление, но и отрицательное.

Наверняка не раз приходилось видеть, как ребенок кричит во все горло, требуя что-то от матери. А та нежно воркует над ним, уговаривает или просто дает желаемое. Это положительное подкрепление нежелательного поведения. Каким вырастет такой ребенок? Манипулятором хорошим станет, привыкшим добиваться своего по первому требованию

Поэтому важно вовремя ставить малыша на место, давая ему понять, что не все требуемое исполняется, а плохое поведение ведет к наказанию

Особенности личностного развития заключаются в том, что родители направляют свое чадо в нужное русло, учитывая его склонности и характеристики. Если ребенок одержим животными и заявляет, что хочет стать ветеринаром, не надо отмахиваться от него, ссылаясь на неосознанный возраст. Наоборот — поощряйте желание отпрыска, купите ему интересные книги по данной теме, покажите фильмы. Ребенок со временем может отказаться от задуманной идеи, продолжив поиск себя, а может и утвердиться в выбранной будущей сфере деятельности.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей

В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые

Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений

Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Равнодушный не может быть счастливым

Мне, прежде всего, хотелось бы, чтобы человек не отмахивался от этой проблемы, покопался в себе, заглянул в душу поглубже. Мы все заражены равнодушием, и я в том числе. Оно касается каждого из нас, мы встречаемся с ним ежедневно. Надо для начала в своей семье определить: что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь близких? Например, это могут быть хорошие добрые слова, с которых начнётся их день

Это очень простые вещи, но как же они важны! Не надо ждать, когда к нам будут проявлять внимание, будем сами стараться дарить его. Пусть вам несколько лет не будут отвечать на наши «доброе утро» и «как дела», но оттого, что вы это делаете, вам же будет лучше

Постепенно и люди вокруг вас изменятся.

Надо подумать, что можно сделать для своего прихода. Мы пришли на всё готовое в храме, ушли, не думая, кто создал всё, что нас окружает. Правильно ли это? Сейчас есть угроза того, что мы можем лишиться наших храмов. Думаю, это не случайно: большинству людей храмы, к сожалению, не нужны — за исключением небольшой группы людей, которые в них трудятся.

Не хотите равнодушия вокруг — сами не будьте равнодушными! Тогда обретёте земное счастье и спасёте свою душу. Если ты несчастлив, значит, равнодушен. Равнодушный не может быть счастливым. Счастлив тот, кто видит чужую боль и помогает, кто прощает обиды, сеет добро. Желаю всем понять это — и не оставить равнодушию ни единого шанса.

Зачем нужна психология личности?

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Новые названия старых болезней

Сейчас придумали много слов, которые как будто оправдывают чёрствость и равнодушие. «Я индифферентен», «я нейтрален» — предполагается, что это не равнодушие, а что-то другое. В этой связи мне вспоминается Мартин Нимёллер, протестанстский богослов и пастор. Сначала он поддерживал нацистов, антикоммунистическое движение, приход к власти Гитлера. Потом разочаровался в фашистской идеологии, стал лидером Исповедующей церкви. Ещё позже его арестовали и отправили в концлагерь.

После окончания войны он написал слова, облетевшие весь мир: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Он понял, что нельзя быть равнодушным. Политика «моя хата с краю», «я нейтрален» — губительна. Что значит нейтрален? Для тебя добро и зло равнозначны? А если взять религиозные аспекты, получается, что человек нейтрален и к Богу, и к Его противнику? Тогда куда ты попадёшь — в рай или ад? Думаю, в ад нейтральному человеку попасть совсем не хочется.

Что такое черствость?

Это понятие исследуется преимущественно в психологии. Здесь оно определяется как черта личности, которая сформировалась на основе утраты человеком способности сопереживать, сочувствовать, быть эмоционально чувствительным к проблемам и горю других людей или любого другого живого существа. Что такое черствость, не понаслышке знают те, кому пришлось столкнуться с черствыми людьми. К сожалению, таких все больше в нашем обществе. Мы можем встретить черствое отношение людей к нам на улице, в магазине, в больнице, на работе и так далее. Что же понимают специалисты под черствостью и какими еще качествами она дополняется?

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми

С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами

Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне

С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы.  К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные  психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не  учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

К чему могут привести черствость и равнодушие?

Эти морально-психологические характеристики человека, по своей сути, ничего разрушительного на первый взгляд не несут. Черствый человек может ничего плохого не делать, но результаты равнодушного поведения поражают

Сколько раз мы встречаем высказывания: «Если бы раньше кинулись…», «Если бы мне сразу помогли…», «Если бы ему сразу оказали медицинскую помощь…»? Действительно, если немного раньше обратить внимание на человека, его проблему, можно уберечь его от роковых ошибок, предотвратить личностные катастрофы и так далее

Б. Ясенский когда-то сказал очень хорошую фразу на эту тему. Он четко подмечает, что враги в худшем случае могут убить, друзья могут предать, но равнодушные люди страшнее всех остальных. Они могут молча дать согласие на убийства, предательства. Никогда не знаешь, чего от них можно ожидать. Черствость и равнодушие могут привести к травмам физическим, психологическим, потере смысла жизни, смерти в крайнем случае.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: