Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Зачем хвалить мужчину?

Вам приходилось готовить сложный ужин, перед этим полдня гоняясь за «печенкой дракона, рожденного в полнолуние»? Помните, как даже есть не хотелось от переживаний: «Понравится или нет? Получилось? Не зря ли старалась?».

А помните, когда впервые решились встретить его в соблазнительном белье? Здесь вроде бы и переживать не о чем, но все равно: «Вдруг я смешно выгляжу? Может, не вовремя? Почему он уже три секунды не реагирует?!».

Мужчины тоже хотят получать поощрения за свои старания. Они не умеют считывать эмоции «по необычному взмаху ресниц». Да и вообще, надо прекращать вот это: «Ну я же улыбнулась, моргнула трижды – неужели непонятно?».

Не будем углубляться во всякие Веды с их тезисами про мужчину-добытчика и женщину-вдохновительницу. Хвалить мужчин выгодно! Похвала подкрепляет желательное поведение. Хотите получать цветы регулярно? Прыгайте до потолка, даже если он принес ветку от елки.

Восхититесь, рассмотрите ее со всех сторон, сфоткайте для инстаграма, отправьте фото маме и всем подружкам. Мужчины-то, бедненькие, привыкли, что эмоционально на них только орут. А все приятности воспринимают как должное, отделываясь «спасибами».

Благоговейным шепотом скажите: «Таньке ее муж цветы не дарил уже лет пять. А тут еще и букет такой необычный! Ты – лучший!». Очень вероятно, что мужчина обалдеет, подумает и завтра доставит в квартиру половину цветочного рынка.

Зачем ребенку похвала

В первую очередь она помогает оценить правильность своего поступка. Если родитель говорит: «Не делай так, это не хорошо», ребенок осознает ошибку. Пусть и не сразу, но это произойдет. Похвала поможет исправить поведение. Например, он разрисовал обои, после чего извиняется перед взрослыми и хочет помочь с уборкой. Здесь она сыграет важную роль.

На что влияет одобрение родителей

Похвала помогает ребенку во многих жизненных ситуациях. Даже взрослые любят, когда их хвалят, а дети тем более. Они стараются поступать правильно и совершать только хорошие поступки, чтобы их снова похвалили. Это формирует адекватную самооценку и ребенок чувствует себя значимым. Одобрение его поступков по делу становится причиной развития само мотивации.

Если ребенка не хвалить совсем, то он становится плаксивым, беспокойным, склонным к плохому поведению, повышенной тревожности и неврозам.

Надо ли хвалить без причины

Психологи уверяют, что для похвалы не нужна веская причина. Они советуют хвалить ребенка даже за незначительные поступки. Если это делать регулярно, сначала самооценка ребенка повысится. Это, конечно, хорошо, но после этого ребенок приходит к выводу, что для того, чтобы заслужить похвалу, ничего не нужно делать. И из средства мотивации она превращается в нечто должное. Ребенок перестанет совершать хорошие поступки. К тому же, он потеряет самостоятельность и в старшем возрасте не состоится как личность.

10 способов отклонить комплимент

Социолингвисты делят ответы на комплименты на три основных категории: принятие, избегание и отказ. Эти категории представлены в виде спектра, большинство людей чувствует себя некомфортно в любой крайней точке, потому что полный отказ кажется грубостью, а полное принятие – тщеславием. Следовательно, мы ищем безопасную зону посередине, выбирая избегание и уклонение, которое выхолащивает и ослабляет комплимент, как будто бы он – горячая картошка, которую нужно кому-нибудь перебросить, как только она оказывается у нас в руках.

В книге «Пособие по уверенности в себе» Рэнди Патерсон составил список различных способов увернуться или отказаться от комплимента. Я добавил к нему несколько новых, которые почерпнул из личных наблюдений.

1. Игнорирование

Принимающий игнорирует комплимент, или потому что не слышит, или потому что не осознает, что его хвалят.Комплимент: “Ты так круто сегодня играл, был по всему корту одновременно». Ответ: “Да, очень пить хочется. Давай остановимся, купим бутылку Gatorade по пути домой”.

2. Отвержение

Принимающий с ходу отвергает комплимент.Комплимент : “Вы сегодня отлично звучали”. Ответ: “О да.. Играл отвратительно”.

3. Спор

Получатель комплимента начинает спорить по поводу того, заслужена ли похвала.Комплимент: “То, что ты сказал на занятии – это действительно потрясающая и глубокая мысль”. Ответ: “Да ну, все, кто прочитал предыдущие случаи, пришли бы к такому же выводу”.

4. Самоуничижение

Получатель нивелирует комплимент, высказываясь самоуничижительно.Комплимент: “Какая изящная шляпка”

Ответ: “Мне просто было нужно что-то, чтобы отвлечь внимание от моей жуткой физиономии”

5. Сомнения

Получатель ставит под сомнение суждение, вкус и т.д. того, кто делает комплимент.Комплимент: “Твоя фотография абсолютно лучший экспонат из того, что тут есть”. Ответ: “Ты шутишь? Видимо, ты посещал не слишком много выставок…”

6. «Сужение»

Получатель ограничивает комплимент более узкой областью.Комплимент: “Ты сегодня выглядишь сногсшибательно”. Ответ: “С этим галстуком любой костюм хорошо смотрится”.

7. Бумеранг

В ответ на комплимент, получатель выдает встречный.Комплимент: “Классные усики!” Ответ: “Да ты посмотри, какая у тебя борода, настоящий мужик!”

8. Подтверждение

Получателю трудно принять комплимент, и он начинает требовать подтверждений.
Комплимент: “Ваша речь была очень убедительной”.
Ответ: “Вы и правда так думаете? Мне показалось, я как-то «плавал».”

9. Обесценивание

Получатель выдвигает предположение, что то, что хвалит собеседник, на самом деле было хуже, чем тот считает.Комплимент: “Какой милый свитер.” Ответ: “Он такой старый, я его еще в колледже носил”

10. Перевод стрелок

Получатель переносит похвалу на других.Комплимент: “Это был самый лучший танец в жизни” Ответ: “Это все Джилл, это исключительно ее заслуга”

Комплименты мужчинам и женщинам

Комплимент может быть коллеге или другу…

Бытует неверное представление, что комплименты нужнее женщинам, нежели мужчинам. Может из-за того, что мужчины часто скрывают реакцию на комплимент.

Особенно, когда им указывают на банальные «галстук, часы, пояс, обувь».

Мужчинам важно чувствовать свое достоинство, превосходство. И часто выбирают быть с теми женщинами, которые говорят им комплименты, поднимая их чувство значимости

«Это мой Славик, я им так горжусь!»

Из-за отсутствия позитивной оценки, могут рождаться упреки.

«Меня здесь никто не ценит, не любит.»
«Я – пустое место».

Не зря родился афоризм, что выпивший мужчина задает вопрос: «Ты меня уважаешь?».

Близким женщинам, прежде всего, полезно слышать, что они любимы.

Это можно передать разнообразнейшими словами: «Люблю твой голос!», «Вспоминал тебя». Главное, не перейти на лесть. Напомню, что лесть отличается от комплимента наличием неправды. Избегайте слов: «Ты самая …» Так комплимент превращается в лесть. Сказать девушке, что она красивая – правда, а вот что «самая красивая» — хоть и приятная, но лесть.

Как научиться говорить комплименты

На фразу: «Я не умею говорить комплименты», отвечаю, что и этому учатся, добавляя: « Именно у Вас получится».

На возражение: «Я стесняюсь говорить комплименты людям, бледнею и краснею», отвечаю, что это лишь от малой практики или от завышенных целей.

Да, комплиментам не учат в школе.

А жаль…

Поэтому, учиться делать комплименты нужно самостоятельно.

И чем раньше начать этому учиться — тем лучше.

Начинайте с самых простых комплиментов.

«Рад встрече с Вами!».

Приобретите практику комплимента

Задайтесь целью, КАЖДЫЙ день делать по одному комплименту каждому собеседнику.

«Мне приятно с Вами разговаривать!»

А в ежедневнике отмечать, сколько раз мы это сделали осознанно, записывая самые удачные. Так приобретается полезная привычка. Спустя время, вы с легкостью будете говорить приятные слова, не задумываясь.

«Спасибо за Вашу улыбку!»

Не так важно получать комплименты, как их дарить. Энергия комплимента действует в обе стороны, и на другого человека, и на нас

Замечено, что люди, часто говорящие комплименты почти не болеют, более счастливы, чем остальные.

«У тебя доброе сердце!»

Комплимент в вопросе

Это — самый лучший комплимент. Потому что мы не только указываем на достоинства человека, но и предлагаем самому же рассказать об этом подробнее.

  • «Как у тебя так получается?»
  • «Где ты так научился?»
  • «Ты не знаешь, почему мне с тобой так хорошо?»

Почему комплименты в вопросе — самые лучшие?

Потому что выглядит это не как комплимент, а как вопрос.

Вопрос может быть риторическим (не требующим ответа)

У вас на фирме все такие профессионалы?

Вопрос можно задать девушке (парню), а можно — себе, но при этой девушке.

И почему мне нравятся такие красивые девушки как ты?

Дай пять!

Это ведь — тоже комплимент! Мы тем самым говорим человеку: «Ты молодец!» или: «Мы с тобой молодцы» (что подразумевает, что — ты молодец!»

Дай пять!

Дай пожать твою руку!

Пожать руку — лучший комплимент. Это — великолепный способ сделать человеку комплимент — пожать его руку.

Тут даже слов не нужно — это жест понятен без всяких слов.

Нападки

Когда тебя хвалит человек, с которым тебя связывают не самые приятные отношения, — попробуй абстрагироваться от вашего взаимного неприятия и восприми комплимент адекватно. Быть может, это вовсе не издевка, как тебе кажется на первый взгляд, а всего лишь попытка наладить общение.

Учись выделять приятное даже из негатива — не обесценивай слова собеседника. Ты должен исключить из возможных ответов такие фразы, как «Надо же, да ты умеешь говорить что-то приятное!», «Каким вежливым ты можешь быть!» или «Да ты, верно, издеваешься надо мной?» Их употребление идет во вред только одному человеку — тебе самому. Ты выставишь себя невежей, которому, скорее всего, посоветуют обратиться к психологу.

6. Прерывание собеседника

И этого делать тоже не стоит — даже если ты понимаешь, что количество комплиментов в твой адрес уже давно зашкалило. Кивай, соглашайся со всем сказанным, улыбайся, но не останавливай человека, дай ему выговориться. Не бойся казаться тщеславным — это не делает тебя хуже или лучше кого-либо.

7. Страх или стыд

Комплимент — это что-то позитивное, то, что должно вызывать у человека улыбку. Если твоя реакция — стыд или, того хуже, страх, то тебе непременно стоит записаться на консультацию к психологу и поработать над своей самооценкой. Такие эмоции в ответ на похвалу со стороны окружающих — это признак того, что тебе предстоит очень много работы над собой.

Чем критика может быть полезна

Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему. 

  • Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца. 
  • Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать. 
  • Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.

Как похвалить мужчину словами?

Похвала – это не только «молодец». Обратиться к мужчине можно по-разному, в зависимости от характера, привычек, ситуации, настроения (везде можно добавить слово «мой»):

  • любимый, любовь моя;
  • герой;
  • рыцарь;
  • защитник;
  • волшебник;
  • лев, тигр, котик, зайчик и прочие представители фауны (избегайте оленя);
  • муж, супруг;
  • умничка;
  • отец моих детей;
  • совладелец моей души;
  • самый хороший, отважный, храбрый, смелый, воинственный, нежный, внимательный, обаятельный, восхитительный, притягательный, умопомрачительный, соблазнительный, желанный, горячий, огненный, пламенный, страстный, ответственный, волнующий, будоражащий, сильный, умный, гениальный, обескураживающий, сумасшедший, безумный, неповторимый;
  • единственный.

Примеры похвалы мужчин

В нашем обществе принято хвалить формально. Мы просто не умеем выражать свои эмоции как-то иначе. Но после ночи любви не скажешь: «Ты хорошо постарался! Умничка». Как-то попахивает отношениями «ученик-учительница». А если вы давно в отношениях, так и стандартное: «Мне никогда не было так хорошо», тоже не годится. Возникает вопрос: как же тебе было предыдущие пятнадцать лет?

Как же хвалить?! Очень удобный способ – говорить то, что чувствуешь. Добавьте откровенности и получится примерно вот так:

«Я так горжусь твоей новой должностью. Ты так много работал для этого. Теперь этот город в надежных руках

Когда я говорю, что ты – детский офтальмолог/программист в этой фирме/преподаешь в институте, я вижу в глазах окружающих столько уважения!».
«После прошлой ночи я поняла, что важность сна слишком преувеличена».
«Мне так с тобой повезло! Ты – как мой личный Бэтмен, всегда спасешь».
«Иногда я завидую нашим детям. Мне кажется, у них идеальный отец

Первый раз я об этом подумала, когда ты Марту укачивал. Ей тогда неделя всего была».
«Знаешь, если бы мне предложили вернуться в прошлое, я бы ничего не меняла. Хотя вот некоторые наши моменты с удовольствием заново бы пережила».

Согласитесь, это интереснее, чем в любой непонятной ситуации писать: «Супер, зай».

Похвала, всегда актуальна

Ничего не сказали по факту события? Доброе слово всегда актуально – похвалите позже. В медицине есть такое понятие: «догоняющая вакцинация». Догоняющая похвала тоже имеет место быть. Например, так:

— «Сегодня рассказала сестре, как ты на родительское собрание ходил. Она сказала, тебе медаль полагается».

— «Знаешь, вчера ночью я поняла, что не зря вышла замуж».

— «Все забывала сказать, но я часто прокручиваю в голове, как ты тогда навещал меня в больнице. Чаще тебя никто ведь не приходил. Я на часы постоянно смотрела, минуты отсчитывала до твоего появления».

— «Не поверишь, до сих пор вспоминаю, как ты меня тогда встречать вышел. Вроде, ерунда, но так не хотелось одной идти по темной улице. А ты еще и кофе где-то раздобыл. Как будто только познакомились и гуляем».

— Как подбодрить любимого поступками?

Хвалим не словами, а поступками

Похвалить можно не только словами, но и поступками. Позаботьтесь о любимом мужчине, и он поймет, что вы его цените. Есть много способов сделать жизнь возлюбленного приятнее:

  1. принести чашку чая/кофе прямо к компьютеру;
  2. приготовить/заказать его любимые котлеты, вместо запланированной гречки;
  3. смотреть с ним то, что он любит (даже если это чемпионат по регби);
  4. поставить вашу общую фотку заставкой на рабочий стол;
  5. внезапно заехать к нему в обеденный перерыв и привезти еду;
  6. собрать сумку для тренировки, подбросив туда приятный сюрприз (романтичную записку, новые прикольные носки, спортивную бутылку для воды);
  7. подарить съедобный букет;
  8. написать про него публичный пост в соцсетях;
  9. и ему лично отправить мейл (как в «Одиночестве в сети», ага).

Совсем не понимаете, что порадует любимого мужчину? Прочитайте книгу Гэри Чепмена «Пять языков любви». Автор рассказывает о пяти способах проявить признательность: провести вместе время, говорить теплые слова, дарить подарки, обнимать и всячески прикасаться, помогать в делах.

Важно, что Чепмен объясняет, как узнать, какой язык любви максимально понятен вашему партнеру

Как быть с похвалой?

Бесспорно, ребенку очень нужна позитивная обратная связь от родителей и похвала является методом позитивного подкрепления — мы поощряем словом за действия или поступки, которые хотим, чтобы ребенок продолжал выполнять. 

Делая это более осознанно, мы сможем избежать побочных эффектов от похвалы и сделать её более эффективной для ребёнка. Как же правильно хвалить?

1. Следить за фокусом своей похвалы

Как не нужно. Когда мы говорим «Ты замечательно справился, ты очень умный», наши слова — своеобразное «поглаживание эго» ребенка, они как бы награждают его правом расслабиться. Что здесь плохого? Как мы уже отметили, эти слова не мотивируют ребенка выполнить задачу еще лучше. Более того, в следующий раз причиной неудачи для ребенка будет нехватка интеллектуальных качеств: не смог — значит, «не умный». 

Как правильно? Такое поощрение, как «Ты замечательно справился, тебе пришлось очень серьезно потрудиться» возвышает реальные волевые заслуги ребенка, что повышает его стремление в будущем продолжать проявлять упорство в делах, а неудачи будут восприняты им только как недостаточное старание со своей стороны.

2. Выбирать правильное поощрение 

Помните, когда спортивные тренировки оправдывают лакомства, вы набираете вес, вместо того, чтобы сбрасывать его

Именно поэтому так важно выбрать правильное поощрение, не идущее вразрез с самой целью

Как не нужно. Пример неправильного поощрения: «Если ты выполнишь все примеры без ошибок, я разрешу тебе сегодня играть в компьютерные игры без ограничений».

Как правильно? Пример правильного поощрения: «Если ты будешь ходить на тренировки по боксу более трех месяцев без прогулов, я куплю тебе самые лучшие боксерские перчатки или оплачу расходы на поездку на соревнования».

3. Проявлять интерес к деятельности ребенка, а не к его успехам

Как не нужно. Рассматривая детский рисунок, попробуйте не оценивать его фразами «Красиво!» или «Как здорово!»

Как правильно? Постарайтесь рассмотреть рисунок как следует и делитесь с ребёнком тем, что вы видите на нём, а также задавайте вопросы. Так вы начнете присутствовать в его мире, и именно такое присутствие помогает ребёнку понять, что он вызывает у вас интерес, что вы думаете о нём.

Внимание взрослого к ребенку повышает самооценку ребенка и утверждает его в собственной значимости. Говоря с ребенком о его увлечениях, учебе, тренировках не забывайте проявлять интерес к самому ребенку, не фокусируясь только на его достижениях в деле

В конце концов, это лишь одна деталь целого пазла его внутреннего мира.

4. Оставлять ребенку шанс самому оценивать свои поступки 

Как не нужно. Пристрастием давать положительную оценку ребенку («Молодец!») по каждому поводу мы формируем у него зависимость от похвалы. Ребенок начинает ориентироваться на нашу оценку и считать правильным поступком только тот, за который его похвалили или похвалят. Так он теряет уверенность в себе, ощущает потерю смысла собственной деятельности без одобрения со стороны. Его поступки уже не хороши сами по себе, а нужны только для того, чтобы получить одобрение мамы

Происходит обесценивание эмоций ребенка, полученных от самого действия, он начинает думать примерно в таком ключе: «Не важно какие я испытывал чувства, когда делал это и мотивы моих действий тоже не важны, важно только то, что мама довольна». 

Как правильно? Оставляйте пространство для того, чтобы ребенок мог сам думать и оценивать свои действия и поступки. Не стремитесь к тому, чтобы оценивать каждый его шаг. Применяйте похвалу только в особенных случаях, когда ребенок делает что-то по-настоящему сложное для его возраста, делится своими игрушками или проявляет терпение.

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Как правильно хвалить ребенка

К каждому ребенку в первую очередь должен быть свой подход. Некоторые дети после похвалы расслабляются, других она мотивирует. Но чаще все же похвала действует как мотивационная опора. Однако какой подход не был бы к ребенку, есть общие критерии, которые определяют правильное поведение родителей, когда нужно хвалить малыша.

Соотношение похвала/поступок

Хвалить ребенка обязательно за конкретное дело, и главное за реальное! Например, если малыша мы хвалим активно за то, что он начал ходить, то после 5 лет это уже не к месту. Навык то укрепился. И если проблем никаких нет, то тут похвала, как минимум, будет странно выглядеть. При этом похвала должна быть очень яркой эмоциональной. Хвалите ребенка не потому, что он молодец. А потому что он красивый рисунок нарисовал. Не за то, что он щедрый, а потому что поделился конфетой с другом. Ребёнок должен знать, что точно он сделал правильно и понимать за что его конкретно хвалят.

Что вы говорите и как

Помимо слов во время похвалы большую роль играют и эмоции, мимика, жесты и т.д., которые становятся частью всей картинки правильного одобрения действий малыша. Одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному. А на ребенка влияют и эмоции, которые вы вкладываете в похвалу.

Одного слова будет недостаточно. «Хорошо», — сказала мама, когда малыш принес ей новую подделку и продолжила читать свою книгу. Да, это похвала, мама одобрила действия ребенка. Но не поддержала его мотивационную часть. Ребенок может просто забросить делать подделки потому, что не смог удивить своих близких.

Другое дело, если ребенок, например, выучил новое стихотворение. «Какой ты у меня умничка! Я так тобой горжусь», — воскликнула мама и добавила к словам поцелуй и объятия. Счастливый малыш обязательно захочет еще раз получить такую похвалу и в ближайшее время ждите еще одного достижения.

Эмоции очень важная часть в одобрении, как и тактильный контакт. Когда хвалите ребенка используйте объятия, улыбку

Малышу важно не только услышать, что он молодец, но и почувствовать гордость родителей за него, увидеть счастливые глаза. Это гораздо сильнее слов

Особенно хорош способ с эмоциями, если вы хотите научить малыша определенному навыку. Добавляйте яркость в вашу похвалу, ребенок точно захочет ее получить снова.

Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!

Возьмём к примеру, домашнее задание в садике или школе. Нужна ли похвала маленькому ребенку за такие заслуги? Ведь, он может сделать его неправильно.

Конечно, ребенок может допустить ошибки, но это нормально. Сразу все всегда не каждому удается. И если малыш усердно работает над заданием, то его обязательно нужно похвалить за старания. Не только результат важен, но и процесс по его достижению, но только в том случае, если ребенок действительно пытается разобраться, а не витает в облаках.

Не у каждого взрослого получается достигать лучшего результата, и тем более не каждый ребенок подходит для роли отличника. Если ребенка хвалить только за то, что у него уже получилось, он может перестать любить процесс от дела, и забросить то, что ему так хорошо давалось.

А некоторым детям и вовсе очень трудно достигнуть конечного результата. А без поддержки, он сдувается и бросает начатое на пол пути.

Как правильно подобрать слова?

Похвала делиться на два направления «Ты», «Я». В первом случае подразумевается «Ты такой умница!», «Ты очень хорошо сделал!». Во-втором: «Я тобой так горжусь!», «Я приятно удивлена!», «Я так рада за тебя!».

Когда мама или папа хвалят через «Ты», то ребенок воспринимает это вполне хорошо («Я молодец», «Я хорошо сделал»). Это, конечно, приятно. Но похвала через «Я» несет больший эмоциональный всплеск, а, следовательно, и большую ценность для ребенка.

Но тут необходимо уместно использовать каждую форму. Например, когда вы используете форму «Ты», подпитывая ее эмоциями, то ребенок воспринимает это как то, что он хорошо сделал, и родители это видят, они ценят это. Если же используется форма «Я», то нужно понимать, что фраза «Я рада, что ты убрал свои игрушки», будет звучать лучше, чем «Ты такой помощник». Первая фраза в этой форме звучит более конкретно. И ребенок чувствует в этих словах уважение.

Но использовать можно в воспитании любую форму. Мало того, в каждой семье есть свои особенности похвалы. Некоторые каждую пятницу собираются за столом и подводят итоги недели, хвалят ребенка снова, напоминая о его подвигах. Другие используют ласковые слова. Это все можно использовать, главное, чтобы дети чувствовали обратную связь за свои действия. Это помогает ребенку развиваться и становиться счастливее.

Через призму умеренности

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вспомнили строчки из гениального произведения Крылова Ивана Андреевича? Так вот — не стоит рассчитывать на то, что ваши клиенты поведутся на откровенную лесть, и «выронят сыр».

Продумывая комплименты читателям, проводите их через призму умеренности. И здесь — пусть будет меньше, чем больше.

Да, всем нам нравится получать комплименты в свой адрес. Но мало кому захочется почувствовать себя в роли «вороны» из басни.

Следите за тем, чтобы ваши приятные слова не выглядели как лесть.

Ещё один интересный момент…

Не стоит снизу доверху набивать текст комплиментами. Опять же — всегда помните об умеренности (1-2 «вставки» — более чем достаточно). И, естественно, они не должны напоминать длинную и однообразную дорожную разметку: «Такому стильному, ухоженному, приятному, яркому, доброму… ».

«Я вижу тебя»

Какими словами похвалить ребёнка? Лучше всего, поздравив его с выполнением задания, использовать в обсуждении результата феноменологический подход: описать то, что сделал ребёнок, найти какие-то особенности этой работы

И важно не оценивать ни ребёнка, ни результат его работы

Например, вы видите рисунок с домиком и девочкой. Вы можете сказать примерно следующее:

— Ты нарисовала домик и девочку. Домик жёлтый. Он очень аккуратно раскрашен. А у девочки розовое платье, как у тебя. Вот это дерево около дома, оно прямо как живое получилось. Кажется, что ветерок шевелит листья. И много цветов на рисунке. Все они яркие, разноцветные. Очень жизнерадостный рисунок. У меня улучшается настроение, когда я на него смотрю.

Что говорит взрослый? Он не только описывает рисунок, он говорит гораздо больше: «Я вижу тебя, я вижу твой рисунок, я внимателен к тебе, и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы».

Если мы говорим, что рисунок красивый, значит, подразумевается, что другой рисунок может быть некрасивым. И тогда ребёнок всеми силами старается соответствовать и рисовать именно красивые рисунки. А ведь творчество безгранично, и иногда важнее нарисовать что-нибудь страшное, нежели прекрасное. Ребёнок может рисовать свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. И в этом случае слова взрослого о красоте рисунка будут звучать скорее как непонимание ребёнка и даже пренебрежение к его внутреннему миру.

Если он приносит вам лист, почти целиком замазанный краской — как можно похвалить ребёнка? В этом случае взрослому лучше опять обратиться к феноменологии и сказать, например:

— На этом рисунке много чёрного (зелёного, красного). Кажется, тебе хотелось всё зарисовать.

Такие слова дают возможность ребёнку почувствовать принятие со стороны взрослого. Давайте стараться не только хвалить работы ребёнка, но и видеть их.

Хвалите за конкретные поступки

Абстрактная похвала – совершенно бессмысленная вещь. Если родители хвалят ребенка, говоря, что «он хороший мальчик», то он просто не поймет сути сказанного. Правильнее сказать ему, что он молодец, потому что помог вытереть пыль.

Чем больше конкретики будет в вашей похвале, тем четче будет посыл для ребенка: это я делаю хорошо.

Указывая на поступки ребенка, старайтесь выражать свои мысли понятным для него языком. Доступных слов для похвалы малыша 2-3 лет предостаточно: «добрый» «вежливый», «честный», «помощник» и т.д. Четкая и доступная формулировка похвалы – необходимое ее условие.

Не обязательно каждый образцовый поступок нуждается в похвале. Если ваш ребенок аккуратен, без напоминания убирает за собой вещи и игрушки, то подчеркивание его аккуратности в качестве похвалы не имеет смысла. Это тот случай, когда мера поощрения превышена, но не количественно, а качественно.

Изучите свое чадо и акцентируйте внимание, в первую очередь, на тех действиях, которые даются ему с трудом

Какими словами хвалить

Важно уметь подбирать правильные слова в соответствии с ситуацией. Похвала может быть «ты-сообщениям» и «я-сообщениям»

В первом случае мы говорим: «какой ты молодец» тем самым констатируем сам факт. Ребенок воспринимает такую ​​похвалу как «Я сделал все правильно». Но «я-сообщения» имеет гораздо большую силу! Его суть заключается в том, что взрослый говорит: «Я в восторге», «Я горжусь тобой», «Мне приятно», тем самым выражая собственные ощущения и эмоции

Это воспринимается ребенком гораздо эмоциональнее: «у меня получается и для родителей это важно»

Кроме этого, важно избегать слова «самый». Например, сестра добежала до машины значительно быстрее, но младшенькому ради утешения сказали, что он самый быстрый

Таким образом у него может начать разрушаться целостный образ себя, ведь он видит, что не соответствует этим словам. Единственное исключение – уточнять: «Ты для меня самый лучший!».

Найдите свой подход, какие-то свои слова для похвалы, которые сделают вашего ребенка особенным.

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие «нельзя» должны учитываться в воспитании

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности

Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям

Рекомендации родителям

Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов
Главное — мама и папа одобряют его действия.
Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания
Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений

Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: «хорошо-хорошо, иди поиграй».
Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам

Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.

Что говорят исследователи

Американский психоаналитик, автор книги «Искусство жить» Стивен Гросс — один из «исследователей похвалы». Посвятив этой теме годы, Гросс обнаружил: вопреки ожиданиям взрослых, хвалебная речь в адрес ребенка зачастую не только не придает ему уверенности в себе, но также может вызывать обратный эффект.

Вот как это работает.

В 1998 году психологами Кэролл Двэк и Клаудией Мюллер было проведено научное исследование, в котором приняли участие 128 детей в возрасте 10-11 лет. Смысл проведенной работы сводился к тому, чтобы пронаблюдать связь между разными видами похвалы и возникающей мотивацией к делу.

В первом этапе эксперимента детей попросили решить ряд сложных математических задач, после чего одна часть испытуемых была похвалена за ум («Ты умный»), а вторая — за способность к стараниям («Ты отлично постарался»). 

На втором этапе детям предложили выполнить новые задачи. 

Результатом исследования стала очевидная разница в выполнении новых заданий между теми детьми, у которых отметили интеллект, и теми, кого выделили за старания, — последние добились наилучших результатов.

Почему так произошло? 

Приятное волнение от чувства собственной особенности, вызванное похвалой «Ты умный», вскоре сменилось тревожным напряжением

Все внимание «умных» детей захватила боязнь потерять свой высокий статус, которым их наделил взрослый. Дети чувствовали свою ответственность и в то же время беспомощность — ведь провал означал бы для них утрату выделенного индивидуального качества

В таком напряжении решать задачи становится значительно труднее.

Что же чувствовали дети из второй категории? В их случае самооценка не была в опасности, их похвалили лишь за старания, а своими стараниями они управляют самостоятельно. Значит, ситуация зависела от них самих и провал не означал бы потерю индивидуальных качеств. «Старательные» дети знали: неудача может быть исправлена, если приложить еще больше стараний. Кроме того, ученые отметили: эти дети проявили значительно больше стремления искать новые подходы к решению задач. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: