«потребность во внимании, признании и самовыражении является универсальной потребностью каждого индивида»

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.

Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.

Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.

Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.

Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее

Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и т. п.)

Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Что такое биологические потребности человека

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности отдельного организма, социальной группы, общества в целом. Потребности побуждают человека к действию.

Человек, как всякое живое существо, – это часть природы, часть окружающего нас мира, где все взаимосвязано. Биологические потребности – это первичные или врожденные потребности жизнедеятельности организма.

К ним относятся потребности дышать, питаться, двигаться, спать, отдыхать, воспроизводить себя, быть здоровым, находиться в безопасности.

Как биологический вид человек не меняется с момента своего появления. Поэтому эти потребности остаются неизменными на протяжении всего существования.

Как проявляются потребности?

Чувства дискомфорта, тревога, отрицательные эмоции – это внешние проявления биологической потребности.

Удовлетворенные потребности сопровождаются позитивными эмоциями.

Пример

Голодный человек остро улавливает запах еды. Нехватка воздуха сопровождается спазмами. Это четкие сигналы о необходимости удовлетворить потребность в еде и воздухе.

Биологические потребности делятся на две группы: базовые или первичные и естественные или физиологические.

Эти определения достаточно условны. В различных исследованиях они характеризуются по-разному. Наша классификация основана на работе известного американского ученого А.Маслоу о потребностях человека.

Какие потребности относятся к базовым

Базовые потребности обеспечивают выживание человека.

Они возникают в первую минуту рождения. Ребенок сообщает об этом своим криком. Первый вздох – это первая биологическая потребность. Далее идут еда, вода, сон. Отсутствие этих основных биологических потребностей приводит человека к гибели. Базовые биологические потребности обеспечивают выживание человека.

Самая важная – это потребность в воздухе, точнее, в кислороде. Кислородом насыщена каждая клетка организма человека. С его помощью происходят многие обменные реакции. Ежеминутно клетки расходуют 200-250 мл кислорода. В сутки количество составляет 300 литров.

Когда человек занят тяжелым трудом, потребность в кислороде возрастает в несколько раз. Без воздуха человек может прожить не более 5 минут.

Человеку важен чистый воздух. Антропогенные загрязнения воздуха отрицательно влияют на здоровье.

Важна потребность в сне. Во время сна «отдыхают» нейронные клетки мозга, организм работает в режиме экономии, восстанавливаются силы и здоровье. Если человек проводит двое суток без сна, в организме происходят изменения гормонального фона и нарушения нейронных связей в коре мозга. Спустя три дня возрастает нагрузка на сердце, начинают разрушаться клетки головного мозга. В конечном итоге человек погибает

Поэтому так важно человеку высыпаться

Как биологическая потребность очень важна сбалансированность питания. Пища обеспечивает энергетическую потребность организма. В еде должны присутствовать все необходимые микроэлементы: жиры, белки, углеводы, аминокислоты. Очень важны и вкусовые качества пищи.

Большую часть своих базовых потребностей современный человек получает за деньги: это еда, жильё, вода, вещи, лекарства. Природа подарила человеку только воздух.

То, каким образом человек зарабатывает деньги, имеет принципиальное значение, т.к. работа должна приносить не только материальное благополучие, но и удовлетворение.

Потребности человека — что это?

Потребность — это необходимость в каких-либо благах: материальных вещах, других людях, и прочих знаков, без которых человек чувствует себя неудовлетворенно.

Для перехода нуждаемости на стадию потребности должны произойти некоторые моменты:

Отсутствие потребности провоцирует раздраженность. Потребность — это настоящее желание.

Проявление эмоций: первоочередные отрицательные проявления до счастливых после того, как осуществлена поставленная цель. Когда мы действительно очень сильно что-то хотим мы переживаем, начинаем бить тревогу, а когда достигаем поставленных целей — начинаем наслаждаться спокойствием.

Концентрация внимания на объекте нужды. Наше подсознание достает те моменты, что действительно могут нас удовлетворить. Например, если мы хотим пить, то будем постоянно думать, и делать акцент внимания на воде.

Концепция потребностей создается по определенным законам:

  1. У всех существ, населяющих Землю, есть потребность. Однако, чем зрелее существо, тем выше степень нуждаемости. Растениям достаточно минералов из грунта, лучей солнца и регулярного получения жидкости в виде воды. Человеку нужно значительно больше.
  1. Чем выше возраст у человека, тем шире его мышление, и больше потребностей. Совсем маленькому ребенку не нужны некоторые вещи, которыми пользуется взрослый человек.
  1. Потребности имеют древовидную систему, одни — первостепенные, другие — второстепенные.

Все действия и поведения людей обоснованы присутствует каких-либо потребностей, которые являются их драйверами по жизни. Желаемая цель для человека является во многом его мотивацией, которая заставляет его принимать решения и двигаться в поставленном направлении по написанному плану. Все что разработано на сегодняшний день людьми во всех сферах деятельности — это итог действий для достижения удовольствия.

Отсутствие возможности достижения потребностей может привести к привязанности от их величины для человека к таким различным результатам:

Физическая смерть индивида в случае отсутствия удовлетворения нужны в пищи, сне, кислороде, обычной защите и так далее;

Расстройство замыслов. Длительное нервное состояние может привести к огромным расстройствам психики.

Сублимация. Снятие переживаний и переход энергии на достижение социально принятых целей. Например, недостаток половой жизни возмещается спортивными занятиями, рисованиями или другой творческой деятельностью.

В таком случае, свои потребности необходимо чувствовать, принимать, и стремиться их осуществить.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: