Мышление как высший познавательный процесс

ВВЕДЕНИЕ

«Мышление – орудие высшей ориентировки
человека в окружающем мире и в 
себе самом».                                                                                                
И.П. Павлов.

Мышление – психолого-познавательный
процесс отражения в сознании человека
сложных связей и отношении между предметами
и явлениями окружающего мира. Задача
мышления – раскрытие отношений между
предметами, выявление связей и отделение
их от случайных совпадений. Мышление
оперирует понятиями и принимает на себя
функции обобщения и планирования. Понятие
мышления является высшим познавательным
процессом, что существенно отличает его
от других процессов, помогающих человеку
ориентироваться в окружающей среде; так
как в данном понятии прослеживается совокупность
всех познавательных процессов. Мышление
является процессом, причём сложным, протекающим
в сознании человека и возможно без проявления
видимых действий.

Отличие мышления от остальных 
психических процессов познания
состоит в том, что оно всегда
связано с активным изменением условий,
в которых находится человек.
Мышление всегда направлено на решение 
какой-либо задачи. В процессе мышления
производится целенаправленное и целесообразное
преобразование действительности. Процесс 
мышления непрерывен и протекает 
на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь,
в связи с влияниями таких 
факторов как возраст, социальное положение,
стабильность среды обитания. Особенность 
мышления – его опосредованный характер.
То, что человек не может познать 
прямо, непосредственно, он познаёт 
косвенно, опосредованно: одни свойства
через другие, неизвестное – через известное.
Мышление различают по видам, протекающим
процессам и операциям. С понятием мышления
неразрывно связано понятие интеллект.
Интеллект – общая способность к познанию
и решению проблем без проб и ошибок т.е.
«в уме». Интеллект рассматривается как
достигнутый к определённому возрасту
уровень психического развития, который
проявляется в устойчивости познавательных
функций, а так же в степени усвоения умений
и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова).
Интеллект как неотъемлемая часть мышления,
его составная часть и в своём роде обобщающее
понятие.

Целью данной контрольной 
работы является рассмотрение мышления
как познавательного процесса.

Задачами для выполнения
поставленной цели являются:

  1. Дать определение мышления.
  2. Описать виды мышления.
  3. Рассмотреть основные мыслительные операции
    и приемы мышления.

Внимание и память

Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком

Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания

Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.

Внимание

Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса

Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.

В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом

Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.

Память

Вы уже знаете, что возникающие в процессе восприятия образы неустойчивы. Чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для нашего мышления, необходима работа памяти

Так же как и внимание, она не является самостоятельным психическим процессом. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которое поставляет информацию, или мышления, которое работает с тем, что в памяти сохранено

Весь наш опыт, в том числе и профессиональный, и чувственно-эмоциональный – это заслуга памяти. Но она выполняет и другие важные функции, не только формируя опыт, но и устанавливая связь между настоящим и прошлым. А утратив память, человек вместе с воспоминаниями и накопленным опытом теряет и собственную личность.

В памяти выделяют 4 взаимосвязанных процесса:

  • запоминание;
  • сохранение информации;
  • ее воспроизведение;
  • забывание.

Последний процесс тоже важен не только в сфере познания, но и для сохранения эмоционального равновесия человека.

Запоминание и сохранение данных тесно связано не только со всеми познавательными процессами, но и со сферой деятельности. Чтобы знания легче запомнились и дольше сохранялись, они должны быть включены в деятельность: повторение, осмысление, анализ, структурирование, использование в практике и т. д.

Память носит ассоциативный характер, то есть эффективное запоминание происходит через установление связи (ассоциации) с уже имеющейся у нас информацией. Из этого следует очень интересный и важный вывод: чем больше мы знаем, тем легче запоминаем новое.

Таким образом, познавательные процессы – это сложная система психических явлений, которые обеспечивают полноценное существование человека и его взаимосвязь с окружающим миром.

1.2. Физиологические основы мышления

Как и все психические процессы, мышление представ­ляет собой деятельность мозга.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

И. П. Павлов писал, что «кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление…» .

То есть физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса .

В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.

В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека — наука» .

Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности. Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.

Таким образом, мышление это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление – это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельнос­ти играет вторая сигнальная система. Постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительно­сти, каким является мышление, с чувственным позна­нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений .

Интеллект

Характеризуя
мышление человека,
в первую очередь
подразумевают
его интеллектуальные
способности
,
т.е. те способности,
которые обеспечивают
“включение”
человека в
достаточно
широкий круг
деятельностей
и ситуаций. Эти
интеллектуальные
способности
человека, прежде
всего, связаны
с такими его
характеристиками
как:

“умственное
развитие” и;

“интеллект”.

Под
умственным
развитием

понимается
совокупность
как знаний,
умений, так и
умственных
действий,
сформировавшихся
в процессе
приобретения
этих умений
и знаний. Наиболее
общей характеристикой
уровня умственного
развития является
подготовленность
функционирования
мышления в
пределах возрастного
социально-психологического
норматива

(СПН). То есть
уровень умственного
развития должен
отражать наиболее
типичные, общие,
характерные
для данного
социума особенности
мыслительной
деятельности,
касающиеся
как объема и
качества знаний
и умений, так
и запаса определенных
умственных
действий.     Достигнутый
человеком
уровень умственного
развития зависит
от его интеллектуальных
способностей.
Интеллект (или
общая умственная
способность)
– не сумма знаний
и умственных
операций, а то,
что способствует
их успешному
усвоению. Если
интеллект – это
условие усвоения
знаний и умений,
то умственное
развитие
характеризует
в первую очередь
содержание,
способы и формы
мышления. Интеллект
– относительно
устойчивая
структура
способностей,
в основе которых
лежат процессы,
обеспечивающие
переработку
разнокачественной
информации
и осознанную
оценку ее.
Интеллектуальные
качества

качества личности,
предопределяющие
особенности
функционирования
интеллекта.     Практически
диагностика
умственного
развития возникла
как тестирование
интеллекта
и в этом русле
развивалась
на протяжении
первой половины
ХХ века. Стало
даже довольно
привычным
употреблять
показатель
по тесту Стэнфорда-Бине
IQ в качестве
“обобщенного”
символа интеллекта
и уровня умственного
развития. Коэффициент
интеллектуальности
(IQ)
– количественный
показатель,
указывающий
на общий уровень
развития мышления
индивида по
сравнению с
выборкой, на
которой проходила
стандартизация
интеллектуального
теста.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Понятие и сущность мышления

Определение 1

Мышление – это интеллектуальная фаза, в которой мозгом осуществляется обработка информации с целью формирования последующего суждения о предмете, явлении или ситуации.

В психологии мышление рассматривается как последовательная цепочка элементов по обработке человеком определенной информации.

Одной из основных особенностей мышления является его опосредованный характер и обобщающая сущность.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что индивид не способен мыслить вне понятий и образов. Предмет или явление познается как бы косвенно, через те свойства, которые известны и понятны. Осмысление неизвестного осуществляется через известное.

Мышление опирается на имеющийся у индивида чувственный опыт, который заключается в ощущениях, восприятии и представлении. Кроме того, в мышление используются имеющиеся у человека теоретические знания.

Замечание 1

Таким образом, косвенное познание предмета или явления, и есть опосредованное познание. Соответственно мышление не несет в себе приобретение новых знаний, оно заключается в обработке и переработке уже имеющихся.

Обобщающая сущность мышления выходит из первого свойства и заключается в постижении через взаимосвязь с известным.

Обобщение как познание существенного и общего в объектах окружающей действительность является возможным в связи с тем, что свойства практически всех объектов находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, общее имеется в конкретном и отдельном, а проявляется в частном.

Обобщения, которые индивид получает посредством мышления, он выражает речью (языком, словом). Словесное выражение осмысленного, имеет отношение не только к определенному предмету, но и к группе предметов. Кроме того, обобщению могут быть подвергнуты образы, представления и восприятия. Единственным ограничением, которое может препятствовать мысленному обобщению, является отсутствие наглядности. В тоже время словесное обобщение безгранично.

Операции мышления

Проникновение
в глубь той или
иной проблемы,
стоящей перед
человеком,
рассмотрение
свойств, составляющих
эту проблему
элементов,
нахождение
решения задачи
осуществляется
человеком при
помощи мыслительных
операций. В
психологии
выделяют такие
операции мышления,
как:

анализ;

сравнение;

абстрагирование;

синтез;

обобщение;

классификация
и;

категоризация.

Анализ
– это мыслительная
операция расчленения
сложного объекта
на составляющие
его части. Анализ
– это выделение
в объекте тех
или иных его
сторон, элементов,
свойств, связей,
отношений и
т.д.; это расчленение
познаваемого
объекта на
различные
компоненты.
Например, школьник
на занятиях
кружка юных
техников, пытаясь
понять способ
действия какого-либо
механизма или
машины, прежде
всего, выделяет
различные
элементы, детали
этого механизма
и разбирает
его на отдельные
части. Так – в
простейшем
случае он
анализирует,
расчленяет
познаваемый
объект.     Синтез
– это мыслительная
операция, позволяющая
в едином
аналитико-синтетическом
процессе мышления
переходить
от частей к
целому. В отличие
от анализа
синтез предполагает
объединение
элементов в
единое целое.
Анализ и синтез
обычно выступают
в единстве. Они
неразрывны,
не могут существовать
друг без друга:
анализ, как
правило, осуществляется
одновременно
с синтезом, и
наоборот. Анализ
и синтез всегда
взаимосвязаны.     Неразрывное
единство между
анализом и
синтезом отчетливо
выступает в
таком познавательном
процессе, как
сравнение.
Сравнение
– это операция,
заключающаяся
в сопоставлении
предметов и
явлений, их
свойств и отношений
друг с другом
и в выявлении,
таким образом,
общности или
различия между
ними. Сравнение
характеризуется
как более
элементарный
процесс, с которого,
как правило,
начинается
познание. В
конечном итоге
сравнение
приводит к
обобщению.     Обобщение
– это объединение
многих предметов
или явлений
по какому-то
общему признаку.
В ходе обобщения
в сравниваемых
предметах – в
результате
их анализа –
выделяется
нечто общее.
Эти общие для
различных
объектов свойства
бывают двух
видов:

общие
как сходные
признаки и;

общие
как существенные
признаки.

Путем
нахождения
сходных, одинаковых
или общих свойств
и признаков
вещей субъект
обнаруживает
тождество и
различие между
вещами. Эти
сходные, похожие
признаки затем
абстрагируются
(выделяются,
отделяются)
из совокупности
других свойств
и обозначаются
словом, затем
они становятся
содержанием
соответствующих
представлений
человека об
определенной
совокупности
предметов или
явлений.     Абстрагирование
– мыслительная
операция, основанная
на отвлечении
от несущественных
признаков
предметов,
явлений и выделении
в них основного,
главного.     Абстракция
– отвлеченное
понятие, образуемое
в результате
мысленного
отвлечения
от несущественных
сторон, свойств
предметов и
отношений между
ними с целью
выявления
существенных
признаков.     Выделение
(абстрагирование)
общих свойств
разных уровней
позволяет
человеку установить
родовидовые
отношения в
некотором
многообразии
предметов и
явлений, систематизировать
их и тем самым
построить
определенную
классификацию.     Классификация
– систематизация
соподчиненных
понятий какой-либо
области знания
или деятельности
человека,
используемая
для установления
связей между
этими понятиями
или классами
объектов.     Следует
отличать
классификацию
от категоризации.
Категоризация
– операция отнесения
единичного
объекта, события,
переживания
к некоторому
классу, в качестве
которого могут
выступать
вербальные
и невербальные
значения, символы
и т.п.     Закономерности
рассмотренных
операций мышления
и есть суть
основных внутренних,
специфических
закономерностей
мышления. На
их основе только
и могут получить
объяснение
все внешние
проявления
мыслительной
деятельности.

Проблемы
для обсуждения
:1.
Сущность мышления
как процесса
решения задач.2.
Содержание
основных этапов
развернутого
мыслительного
процесса.3.
Основные типы
мыслительных
действий, характерных
для процесса
решения задач
и их содержание.4.
Основные операции
мышления и их
сущность.

Виды мышления

В психологии
принята и
распространена
следующая
несколько
условная
классификация
видов мышления
по таким различным
основаниям
как:

1) генезису
развития;

2) характеру
решаемых задач;

3) степени
развернутости;

4) степени
новизны и
оригинальности;

5) средствам
мышления;

6) функциям
мышления и т.д.

1. По
генезису

развития различают
мышление:

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное
мышление

вид мышления,
опирающийся
на непосредственное
восприятие
предметов в
процессе действий
с ними. Это мышление
есть наиболее
элементарный
вид мышления,
возникающий
в практической
деятельности
и являющийся
основой для
формирования
более сложных
видов мышления.     
Наглядно-образное
мышление

вид мышления,
характеризующийся
опорой на
представления
и образы. При
наглядно-образном
мышлении ситуация
преобразуется
в плане образа
или представления.     Словесно-логическое
мышление

вид мышления,
осуществляемый
при помощи
логических
операций с
понятиями. При
словесно-логическом
мышлении оперируя
логическими
понятиями,
субъект может
познавать
существенные
закономерности
и ненаблюдаемые
взаимосвязи
исследуемой
реальности.     Абстрактно-логическое
(отвлеченное)
мышление

вид мышления,
основанный
на выделении
существенных
свойств и связей
предмета и
отвлечении
от других,
несущественных.     Наглядно-действенное,
наглядно-образное,
словесно-логическое
и абстрактно-логическое
мышление являются
последовательными
этапами развития
мышления в
филогенезе
и в онтогенезе.     2.
По
характеру
решаемых задач

различают
мышление:

теоретическое;

практическое.

Теоретическое
мышление

мышление на
основе теоретических
рассуждений
и умозаключений.
Практическое
мышление

мышление на
основе суждений
и умозаключений,
основанных
на решении
практических
задач.     Теоретическое
мышление – это
познание законов
и правил. Основная
задача практического
мышления – разработка
средств практического
преобразования
действительности:
постановка
цели, создание
плана, проекта,
схемы.     3.
По
степени развернутости

различают
мышление:

дискурсивное;

интуитивное.

Дискурсивное
(аналитическое)
мышление

мышление,
опосредованное
логикой рассуждений,
а не восприятия.
Аналитическое
мышление развернуто
во времени,
имеет четко
выраженные
этапы, представлено
в сознании
самого мыслящего
человека. Интуитивное
мышление

мышление на
основе непосредственных
чувственных
восприятий
и непосредственного
отражения
воздействий
предметов и
явлений объективного
мира. Интуитивное
мышление
характеризуется
быстротой
протекания,
отсутствием
четко выраженных
этапов, является
минимально
осознанным.     4.
По
степени новизны
и оригинальности

различают
мышление:

репродуктивное

продуктивное
(творческое).

Репродуктивное
мышление

мышление на
основе образов
и представлений,
почерпнутых
из каких-то
определенных
источников.
Продуктивное
мышление

мышление на
основе творческого
воображения.     5.
По
средствам
мышления

различают
мышление:

вербальное;

наглядное.

Наглядное
мышление

мышление на
основе образов
и представлений
предметов.
Вербальное
мышление

мышление, оперирующее
отвлеченными
знаковыми
структурами.     Установлено,
что для полноценной
мыслительной
работы одним
людям необходимо
видеть или
представлять
предметы, другие
предпочитают
оперировать
отвлеченными
знаковыми
структурами.     6.
По
функциям

различают
мышление:

критическое;

творческое.

Критическое
мышление

направлено
на выявление
недостатков
в суждениях
других людей.
Творческое
мышление
связано
с открытием
принципиально
нового знания,
с генерацией
собственных
оригинальных
идей, а не с
оцениванием
чужих мыслей.

12.Основные виды мышления, его специфические характеристики и признаки.

В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:

1) генезис развития;

2) характер решаемых задач;

3) степень развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средства мышления;

6) функции мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление :

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе .

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

теоретическое;

практическое.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы

7 стр., 3421 слов

Доказательство как логическая основа аргументации

ТЕМА 26. Доказательство как логическая основа аргументации ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Определение доказательства и его структура…………….……….….…3 2. Виды доказательства. Правила и ошибки……………….……….……..12 3. Упражнения……………………………………….…………….……..….17 Список использованной литературы……………….……………….……..18 1. Определение доказательства и его структура Теоретическое познание и любая интеллектуальная деятельность …

3. По степени развернутости различают мышление:

дискурсивное;

интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

репродуктивное;

продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения

5. По средствам мышления различают мышление:

наглядное;

вербальное.

Наглядное мышление — это мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

критическое;

творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей

Функции мышления

Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:

  • понимание
  • решение задач
  • целеобразование
  • рефлексия

Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.

В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.

Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.

Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector