Музыкотерапия: лечение музыкой касаясь струн души

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия использует музыку для улучшения самочувствия. Это альтернатива другим видам терапии, таким как консультирование или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Музыкотерапия помогает улучшить коммуникативные навыки, независимость, самосознание, а также навыки концентрации и внимания.

Живое музыкальное взаимодействие между пациентом и психотерапевтом очень важно во время музыкотерапии. Импровизация также может быть ключевой частью музыкальной терапии, которая включает в себя создание музыки в ответ на настроение

Способ воздействия музыки на головной мозг очень сложен. Все аспекты музыки — включая высоту тона, темп и мелодию — обрабатываются различными областями мозга.

Например, мозжечок обрабатывает ритм, лобные доли декодируют эмоциональные сигналы, создаваемые музыкой, а небольшая часть правой височной доли помогает понять высоту тона.

Центр вознаграждения мозга, называемый прилежащим ядром, может даже вызывать сильные физические признаки удовольствия, такие как мурашки по коже.

Музыкотерапия может использовать глубокие физические реакции организма на музыку, чтобы помочь пациентам с психическими заболеваниями.

История развития

О целительных свойствах мелодичного звучания знал ещё Пифагор. Древнегреческий учёный широко использовал для терапии и коррекции разных проявлений лиру и флейту. Со своими соратниками философ практиковал групповые сеансы музыкальной терапии, а также при необходимости проводил «настройку», «прикосновение» и «музыкальное сочетание». Глубинное понимание сути инструмента позволяло Пифагору успокаивать людей, вселять в души радость и даже выводить агрессоров из состояния аффекта – и это всё только с помощью мелодий!

Ветхий Завет содержит свидетельства о том, что занемогшего Царя Давида удалось вылечить игрой на арфе. Древнеегипетские жрецы применяли мелодии при лечении бесплодных людей, а хоровым пением избавляли от бессонницы.

Традиционное шаманское горловое пение – это сакральный метод глубинной психотерапии. Практика очищает сознание, настраивает на положительное мышление, гармонизирует работу всех систем и органов тела.

Российские медики и учёные также интересовались музыкотерапией: на стыке 19-20 веков В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов писали о благотворном воздействии мелодий на функционирование центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Московский музыкальный терапевт Валентин Петрушин (действующий Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов) разработал собственную методику музыкально-рациональной психотерапии, объединив опыт древних и современные представления. Профессор придумал новый жанр – лекцию-концерт: в ходе интерактивного мероприятия посетители слушают музыку, медитируют и танцуют.

Что такое арт-терапия: два направления

В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства

О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.

Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.

В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.

В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.

Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.

К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С

Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии

Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.

Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.

Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества

Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью

Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое

Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.

Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.

История развития

Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха «О пифагорейской жизни», если некто «слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил». Армянский врачеватель XII века Мхитар Гераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.

В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.[источник не указан 2336 дней]

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.[источник не указан 2336 дней]

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Osterreichische Gesellschaft zur Forderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии — Bundesarbeitsgemeinschaft-Musiktherapie (BAG Musiktherapie), куда входит 10 членов.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми. Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома), доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту), возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться), а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика), эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития.

Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода. Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа). Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание), но и улучшение клеточной работы.

Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие. Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка.

Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев. Это сочетание всех факторов развития, которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического. Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Какая музыка подходит для терапевтических занятий

Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.

Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта

Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание

Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.

Терапевтическое упражнение состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностика общего состояния пациента.
  2. Выбор мелодий, отвечающий целям коррекционной работы.
  3. Прослушивание мажорных мелодий для снятия эмоционального напряжения.
  4. Прослушивание расслабляющих мелодий для получения положительных эмоций.

После музыкального воздействия рекомендуется записать или нарисовать свои впечатления. Это поможет отследить влияние мелодии на восприятие и при необходимости скорректировать подбор музыки.

Что такое «эффект Моцарта»?

Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые. Таким Посвящённым талантливым композитором был Вольфганг Амадей Моцарт. Автор «Волшебной флейты» Моцарт, который в течение последних семи лет своей жизни был масоном, ещё в 18 веке писал произведения, которые сейчас рекомендуют слушать беременным для гармоничного развития плода.

Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта». Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора. Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).

Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.Справка. Врачи взяли «на заметку» способность музыки Моцарта укреплять мельчайшие мышцы среднего уха, благодаря чему возвышенные классические мелодии помогают при нарушениях речи и слуха. Слушая Моцарта по два часа ежедневно, актёр Жерар Депардье избавился от заикания и проблем с памятью. Правительство Канады использует произведения великого композитора для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях.

Лечение музыкой проблем пожилых людей

В пожилом возрасте человек сталкивается с постепенным угасанием когнитивных процессов и социальным отчуждением. Музыкальная терапия помогает справляться с такими проблемами:

  1. Нарушениями работы памяти. Выборочная амнезия — частая проблема, предшествующая болезни Альцгеймера. Прослушивание музыки становиться профилактическим средством.
  2. Нарушениями расслабления и напряжения мышц. Неспособность контролировать собственные движения вызывает у пожилых людей панику. Музицирование позволяет частично повысить мышечный контроль и избежать связанных с ним страхов.
  3. Развитием неврозов. Снижение мозговой активности становится причиной большинства заболеваний в старческом возрасте. Прослушивание классической музыки улучшает работу мозга.

Эмоциональная разгрузка в групповой терапии помогает избежать отдаления от других людей, найти новое увлечение и круг общения.

Какая музыка подходит для терапевтических занятий

Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.

Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта

Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание.. Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности

Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние

Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.

Терапевтическое упражнение состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностика общего состояния пациента.
  2. Выбор мелодий, отвечающий целям коррекционной работы.
  3. Прослушивание мажорных мелодий для снятия эмоционального напряжения.
  4. Прослушивание расслабляющих мелодий для получения положительных эмоций.

После музыкального воздействия рекомендуется записать или нарисовать свои впечатления. Это поможет отследить влияние мелодии на восприятие и при необходимости скорректировать подбор музыки.

Принцип действия музыкальной терапии

Взаимодействие человека и музыки возможно благодаря одинаковой (волновой) природе субъекта и объекта. Человек «резонирует» со звучанием внешней среды, и от того, каким будет этот звук, зависит состояние – как тела, так и души. У каждого человеческого органа имеется собственный ритм и частота вибраций. Константы нарушены? Появляется болезнь. А восстановить баланс можно музыкой, которая «созвучна». Музыкальные терапевты знают, какую мелодию играет сердце, и в каком ритме живёт печень.

Пение под музыку в группе

Благоприятное (как и разрушительное) влияние музыки – это следствие реакции организма на внешний раздражающий фактор (в данном случае – звук или мелодию). Центральная нервная система и мышечный каркас тела реагируют на ритм, появляется физиологический ответ.

Учёным и целителям известны методы работы с отдельными органами и системами – с помощью грамотно подобранного музыкального «лекарства» целевой орган получает нужные вибрации и приходит в гармоничное состояние, а это путь к выздоровлению на уровне физики. Отмечается также лечебный эффект от конкретных музыкальных инструментов: например, самая крупная стационарная установка – орган – оказывает системное воздействие на организм, повышая вибрации человека.

Видео о лечении музыкой:

Печень хорошо отзывается на звучание кларнета, а саксофон поможет при заболеваниях мочеполовой системы. Струнные инструменты буквально затрагивают «струны души» — и это не красивая аллегория: скрипкой лечат заболевания сердечно-сосудистой системы.

Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии

В психологии музыкотерапию используют в основном для уменьшения влияния стресса. Чтобы нормализовать психическое состояние, психологи рекомендуют ежедневно прослушивать любимые мелодии в течение 10–15 минут. Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира. Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.

Слушать классическую музыку рекомендуют людям с проблемами в общении. Часто боязнь людей и общения кроется в детских комплексах. Пережитое негативное впечатление может навсегда лишить человека способности создавать близкие отношения и даже просто начать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают при попытке коммуникации.

Умиротворяющие мелодии помогают научиться выражать эмоции.

Нередко эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не в состоянии определить собственные эмоции и адекватно выразить их. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает прочувствовать подавленные эмоции, и заново научиться демонстрировать их.

Музыкальная терапия для детей и взрослых

В России музтерапия развивается силами энтузиастов-подвижников. Среди них сертифицированный музыкальный терапевт с большим опытом клинической работы в больницах, госпиталях и школах Алиса Апрелева, основатель сообщества Музтерапевт.ру.

 
По её словам, очень важно отделять шарлатанское «музыкальное знахарство» от настоящего медицинского направления. Сама по себе музыка не является панацеей и не может заменить традиционные медицинские процедуры и методы лечения, однако она значительно облегчает течение болезни и ускоряет выздоровление

Особенно музыкальная терапия показана беременным женщинам и матерям, детям с особенностями развития и неврологическими заболеваниями, людям с хроническими заболеваниями и болями неясной этиологии.

Также, одним из наиболее эффективных направлений считается музыкотерапия для детей. Поскольку детский мозг и психика находятся в состоянии пластичности, воздействие на них при помощи музыки приносит огромную пользу. Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях.

 
Музыкальный и экспрессивный терапевт (соединение различных видов арт-терапии, как аудио, так и визуального),  певица и фотохудожник, автор проекта «Колыбельные для всей семьи» Наталья Фаустова, получила повышение квалификации по курсу «Музыкальная терапия в неврологической практике» у Алисы Апрелевой. Миссия Наталии — популяризация и применение  музыки, как средства укрепления связи между ребёнком и взрослыми, профилактики стресса, облегчения до- и послеродовой хандры, компенсация отсутствия родительского тепла у детей сирот.

Совместные занятия музыкой поддерживают хороший семейный микроклимат и помогают легче переносить повседневный стресс.
Другой сертифицированный специалист, Наталья Каменева, отмечает, что музыкальная терапия для детей помогает справиться с проблемами коммуникации при особенностях развития (синдром Дауна, аутизм, ДЦП). Она снимает тревожность, помогает в формировании речи, стимулирует развитие мелкой моторики.

Кроме того, метод музыкальной терапии активно используется в неврологической и логопедической практике. Он поможет при синдроме дефицита внимания, дислексии, заикании, проблемах со сном, а также в периоды возрастных кризисов (3 года, 6-7 лет, подростковый период).

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.

Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:

Марание

Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.

Монотипия

Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.

Пластилиновая аппликация

Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.

Рисование историй

Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.

Каракули

Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.

Кляксография

Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.

О других терапевтических методиках используемых в психологии и психотерапии читайте в статьях:

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия

Вам также может быть интересно:

Определение понятия

Что такое музыкотерапия? С точки зрения практической психологии, музыкотерапия представляет собой специально организованные коррекционные занятия, где в качестве главного метода терапии используются музыкальные инструменты, аудиозаписи, пение. Наше тело подстраивается под окружающую среду, реагирует на звуки напряжением или расслаблением. Изменения в теле приводят к изменению эмоционального состояния.

Психотерапевты с помощью музыкотерапии решают задачи реабилитации пациентов после лечения, депрессии, неврозов, психозов, бессонницы.

Музыка в медицине используется как вспомогательный метод при лечении тахикардии, гипертонии, туберкулеза и соматических заболеваний. Данная методика позволяет снизить дозировку медикаментов, оказывает анестезирующее действие.

История возникновения

Терапия звуками появилась во времена античности. Так, Авиценна, Аристотель, Платон и Пифагор знали о целебных свойствах разных мелодий флейты и лиры.

В Древней Греции хоровое пение считалось эффективным средством от бессонницы, а звуки кларнета и арфы способствовали лечению бесплодия.

В 12 веке М. Гераци использовал музыку в лечении душевнобольных людей. Он утверждал, что музыкальные ритмы облегчают их страдания.

В качестве средства коррекции психики музыкотерапия стала применяться в 19 веке во Франции. Основоположником данного метода лечения считают психиатра Эскироля.

В эзотерике горловое пение считается методом очищения сознания. Вокализы помогают оптимизировать работу всех органов и систем тела.

В начале 20 века И.М. Сеченову и В.М. Бехтереву удалось экспериментальным путем доказать положительное влияние музыки на кровообращение, дыхание и нервную систему. Открытие ученых привело к тому, что с 1918 года в качестве экспериментального курса в Колумбийском университете студентам-психологам стали читать лекции по музыкотерапии. Эта дисциплина стала первым научным курсом по арт-терапии.

Позднее по инициативе В.И. Петрушина в Москве были организованы курсы по музыкально-рациональной психотерапии. В своей инновационной программе занятий профессор объединил медитацию, танец и музыку.

Первый Центр музыкотерапии был открыт в Англии в 1975 году. Начиная с 21 века, подобные центры и ассоциации практикующих музыкальных терапевтов стали открываться в разных странах. Так, самыми крупными ассоциациями музыкального направления арт-терапии сейчас являются:

  • форум музыкотерапии в Швейцарии;
  • общество музыкальной терапии в Австрии;
  • активное сообщество музыкальных терапевтов в Германии.

В 2010 году данное направление арт-терапии было признано эффективным восстановительно-педагогическим методом психотерапии.

Польза музыкальной терапии

Есть дополнительные преимущества в прослушивании или создании музыки. Например, изучение музыкального произведения может улучшить навыки памяти, координации, чтения, понимания и математические навыки, а также может дать уроки ответственности и настойчивости.

Люди могут наслаждаться чувством достижения от создания музыкального произведения, которое может улучшить их настроение и самооценку.

Музыкотерапия также может познакомить людей со многими различными культурами, поскольку человек может исследовать любой тип и жанр музыки во время терапии. Понимание истории, стоящей за музыкальным произведением, может помочь людям установить контакт с музыкой, которую слушают или играют.

Хотя самовыражение является частью разговорной терапии, музыкотерапия позволяет людям выражать себя творчески, что может быть более приятным способом изучения сложных эмоций.

Лирический анализ — это еще один доступный способ для людей исследовать и обрабатывать сложные эмоции, переживания или воспоминания с помощью музыки.

Некоторые из документально подтвержденных преимуществ музыкальной терапии включают в себя:

  • улучшение самооценки
  • снижение тревожности
  • повышение мотивации
  • успешная и безопасная эмоциональная разрядка
  • повышение вербализации
  • прочные связи с другими людьми

Показания и противопоказания

Показаниями для музыкальной арт-терапии являются:

  • ярко выраженный болевой синдром при различных заболеваниях;
  • функциональные расстройства нервной системы в форме бессонницы, неврастении, невроза;
  • функциональные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • расстройства пищеварения;
  • умственное или физическое переутомление, сверхурочная работа, нарушение баланса между трудом и отдыхом;
  • расстройства аутистического спектра;
  • психопатия, шизофрения;
  • болезнь Альцгеймера;
  • суицидальные попытки, тяжелые формы депрессии;
  • заболевания дыхательной системы;
  • сексуальные отклонения, фригидность, импотенция, патологическая работа выделительной системы;
  • задержка психического и речевого развития;
  • наличие фобий, повышенная тревожность;
  • заикание;
  • трудности социальной адаптации.

Если есть показания к проведению музыкальной терапии, то возраст клиента не может стать препятствием для прохождения положенного курса занятий

Также не обязательно иметь серьезные отклонения в физическом и психическом развитии: упражнения музыкотерапии будут полезны абсолютно здоровым людям, так как они улучшают внимание и память, положительно влияют на мышление.. Противопоказаниями для музыкотерапии являются:

Противопоказаниями для музыкотерапии являются:

  • послеоперационный период;
  • эпилепсия;
  • аневризмы;
  • грыжа;
  • неадекватные реакции человека на происходящее;
  • тяжелое состояние больного.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Основные формы музыкотерапии: особенности методик

В психологии используют 3 основные средства музыкотерапии:

  1. Активный — пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
  2. Интегративный — совместно с музыкой используется дополнительный метод терапии: рисование, лепка, подвижная игра. Действия выполняют под музыку или сразу после прослушивания, выражая ощущения.
  3. Рецептивный — пациенты слушают музыку, не выполняя никаких других действий. Для этого вида лечения выбирают классические музыкальные произведения, для создания которых использовали различные инструменты. Пациентам предлагается вслушиваться в мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.

Методы лечения музыкой подбираются индивидуально. Главная задача психолога — выбрать вариант, который будет вызвать у пациентов только позитивные ассоциации. Если музыка пробуждает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: