Необходимость применения количественного анализа
Замечание 1
Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.
Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками. Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.
Выборка Контент-анализа. Контент-анализ — описание метода
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов
исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий
для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу
Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми
для контент-анализа
Этапы применения контент-анализа
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
- заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
- один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
- заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
- сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
- частота появления сообщений;
- способ распространения сообщений;
- место распространения сообщений;
- время появления сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:
- она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
- она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
- она должна легко идентифицироваться;
- число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
- Тема не может выходить за пределы абзаца.
- Новая тема возникает, если происходит смена:
- воспринимающего,
- действующего,
- цели,
- категории.
Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.
Четвёртый этап
Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:
- физическая протяженность текстов;
- площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
- число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
- длительность трансляции по радио или ТВ;
- метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
- количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч..
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап
Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.
Обычно составляются таблицы вида:
Единицы анализа | Единицы анализа | Единицы счёта | Единицы счёта |
---|---|---|---|
Категории | Подкатегории | Частота упоминания абсолютная, раз | Частота упоминания относительная, % |
1 Категория | 01 подкатегория | 15 | 32 |
02 подкатегория | 7 | 15 | |
03 подкатегория | 25 | 53 | |
Итого: | 47 | 100 |
Шестой этап
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Дальнейшие действия
После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.
Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.
Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.
Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.
С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы. Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.
Проведение контент-анализа
С.И. Григорьев
Слово «контент» означает содержимое (или содержание)
документа. Контент-анализом называют метод
сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в
документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст
(типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное,
все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или
журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи,
фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также,
разумеется, и официальные документы.
Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет.
С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни,
устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических,
устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых
в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности
суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц,
стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность
демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая
подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в
разных СМИ, исследовались многие другие темы.
В последние десятилетия данный
социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы,
политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи,
библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении
объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.
Пример контент-анализа рекламы. Анализ контекстной рекламы
Конкуренция в контекстной рекламе «Яндекс.Директ» и Google Ads иногда зашкаливает, поэтому важно знать об используемых ключевых словах и качестве рекламных объявлений у конкурентов. Такой анализ поможет выявить:
какие призывы к действию используют конкуренты, на чем акцентируют внимание в объявлениях;
используют ли дополнительные расширения для работы с контекстной рекламой;
какие идеи можно позаимствовать и переделать под себя;
какие примерные затраты у конкурентов на рекламу.
Вот несколько программ и сервисов, которые помогут провести исследование:
DirectEditor – программа для редактирования и анализа рекламных кампаний Яндекс.Директа. Особого внимания заслуживает функция «Конкуренты», с помощью которой можно провести анализ конкурентов в Яндекс.Директ по всем ключевым словам выбранного уровня. Данные дополняются также прогнозом стоимости бюджета контекстной рекламы от Яндекс.Директ с учетом реальных позиций.
SpyWord – анализирует количество и качество ключевых слов конкурентов. Для этого необходимо ввести домен конкурента или ключевое слово.
Прогноз бюджета «Яндекс.Директа» позволяет не только оценить будущие затраты на рекламу, но и посмотреть рекламные объявления конкурентов по введенным вами ключевым словам:
Serpstat – многофункциональная SEO-платформа. В разделе «Анализ ключевых фраз» можно посмотреть, какие именно страницы получают трафик из контекста и сколько объявлений настроено на конкретную страницу.
Обработка, презентация и интерпретация результатов.
Кодирование данных при контент-анализе обычно осуществляется с помощью достаточно простых анкет или компьютерных программ, в которых фиксируется каждое появление в анализируемом тексте искомой единицы. (Проблема подготовки кодировщиков, очень важная в практическом плане, в настоящей статье не затрагивается.) Эта элементарная схема может быть усложнена многими разными способами. Прежде всего, наборы единиц с сопоставленными им количественными оценками, как правило, сопоставляются с другими количественными оценками тех же единиц. Это могут быть, например, результаты подсчета частотности упоминания одних и тех же тем для различных выпусков одного и того же печатного издания или одной и той же регулярно выходящей в эфир новостной программы (временные ряды); результаты аналогичного подсчета для различных изданий/программ или, скажем, обобщенных категорий изданий. Очевидно, что такие данные могут быть представлены с помощью разнообразных графических средств – диаграмм, графиков и т.д., обеспечивающих наглядность.
Наглядность, следует заметить, важна не только для аналитика: наглядная диаграмма или впечатляющий график обладают большим потенциалом воздействия, особенно в обществе, привыкшем с почтением относиться к естественнонаучному инструментарию.
Классификации зачастую бывают многомерными, и для представления это также могут использоваться различные формальные средства. На практике результаты контент-анализа чаще всего представляются рядами диаграмм, столбчатых или круговых, хотя понятно, что в распоряжении контент-аналитика имеется все разнообразие средств представления количественных данных. А также и качественных: для отображения отношений между единицами контент-анализа и результатов их категоризации используются такие стандартные средства отображения структур, как различные графы.
Квантификация данных, естественно, создает необходимые предпосылки для применения к ним средств математического анализа. Помимо анализа частотного распределения, к ним относится анализ различного рода корреляций между переменными, ассоциаций, анализ сопряженности, кластерный анализ. Разумеется, весь этот инструментарий должен применяться корректно. Если при определении единиц контент-анализа и идентификации их в тексте добиться полной объективности возможно лишь в некоторых (как правило, не самых интересных) случаях, то при экспликации и обработке данных обеспечить следование строгим стандартам вполне возможно.
Содержательная интерпретация результатов зависит от целей анализа; она является прежде всего творческим актом, результаты которого во многом предопределены политологической квалификацией и интуицией аналитиков.
В ходе контент-аналитического исследования как для анализа текста, так и для последующей обработки его результатов может использоваться вычислительная техника. Второй тип использования не вызывает особых проблем: после квантификации, т.е. перевода данных в числовую форму, их математическая и, в частности, статистическая обработка может осуществляться многими разными программными средствами, в том числе стандартными статистическими пакетами типа SPSS. При анализе текста и последующем сохранении результатов этого анализа в базах данных могут использоваться специальные программы, предназначенные для целей лингвистических исследований. В частности, анализ метафорики в русских политических текстах велся с помощью разработанной в Институте русского языка РАН программы Dialex, способной осуществлять составление частотных словарей и конкордансов, а также поиск лексических единиц с их контекстами и сохранять его результаты в базе данных; в настоящее время завершается работа над более совершенной системой, предназначенной для решения тех же задач. Некоторая подсистема контент-анализа входит составной частью в отечественную систему прикладного анализа текстов ВААЛ. Имеется также ряд зарубежных контент-аналитических компьютерных систем, а также систем, потенциально применимых для целей контент-анализа – такова, в частности, система KEDS, разработанная Ф.Шродтом в Канзасском университете и используемая для анализа потока политических событий, отображаемых на ленте информационного агентства «Рейтер».
См. также ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА; КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА.
Павел Паршин
Функциональный анализ в социологии
Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.
Функциональный анализ важен для когнитивной науки, поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета
При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации
Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Основные способы, процедуры анализа
Вот где и как появился контент-анализ. Как метод исследования он включает в себя сразу несколько основных процедур, которые мы сейчас и рассмотрим.
1. Во-первых, нужно выявить смысловые единицы анализируемого контента, в роли которых могут выступать:
а) Некие термины, являющиеся смысловыми понятиями, используемыми в отдельных научных отраслях.
б) Темы, причем не только всего текста или выступления в целом, но и те, которые подразумеваются разными смысловыми абзацами или фрагментами речи выступающего.
в) Особенно важны имена и фамилии людей, которые встречаются в данном материале.
г) Анализу следует подвергать все упоминаемые события и факты.
д) Если у речи или документа есть потенциальные оппоненты, то нужно разобраться и со смысловыми реляциями, которые на них направлены.
Нужно заметить, что единицы обязательно должны выделяться в контексте содержания, а также задач и целей, которые преследует данная публикация. Конечно же, всегда нужно учитывать еще и те научные гипотезы, которые были использованы (если они были) при ее создании.
2. Во-вторых, выделяются единицы счета. Они могут как совпасть, так и не совпасть с элементами анализа, о которых мы только что говорили. Если совпадают, то исследователю остается банально определить частоту появления каждого термина (или аналогичного понятия) в тексте.
Во втором же случае ему самому, на основе тематики какого-то произведения и собственного здравого смысла, предстоит выделить эти самые единицы, которыми могут являться:
а) Общая протяженность написанного текста или произнесенной речи.
б) Площадь произведения, где в большей концентрации имеются смысловые единицы.
в) Общее количество печатных знаков или же абзацев.
г) Если речь идет о публичном выступлении, видеозаписи или аудиофайле, то определяется общее их время.
д) При анализе старых кинохроник можно принять во внимание также общий метраж использованной пленки. е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием
е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием.