О школьных фобиях: почему некоторые дети боятся идти в школу и как родителям с этим справиться. советы профессионалов

Советы

Родители должны ответственно относиться к состоянию ребенка, не закрывать глаза на его страхи

Заметив, что у Вашего малыша проявляются признаки боязни школы, необходимо сразу выяснить, что могло на это повлиять

Важно аккуратно, ненавязчиво с ним побеседовать, узнать, что именно пугает.
В данный период недопустимо повышать голос на сына или дочку, оказывать давление, вынуждать заниматься из-под палки. Подобные действия еще больше усугубят развивающуюся ситуацию, ведь без того угнетенное состояние подкрепится негативными эмоциями.
Ваша задача наладить общение с отпрыском

Ребенок должен доверять родителям все свои проблемы. Необходимо больше времени проводить с малышом, отдыхать.
Объясните отпрыску, почему все дети должны посещать школьное заведение. Отметьте, что хотели бы, чтоб Ваш ребенок был умным, и Вы могли бы им гордиться. Расскажите сыну или дочери, что в стенах школы его ждет множество детей, с которыми он мог бы подружиться.
Поведайте ребенку, как Вам нравилось учиться, какие хорошие вещи с Вами случались в школьные годы. Не стоит убеждать малыша в том, что в школе его ждет сплошной позитив. Ребенок должен быть готов к возможным трудностям.
В начальной школе желательно, чтоб мама провожала и встречала своего малыша, особенно это касается первого года обучения. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным, быть в безопасности.
Проблемы могут возникать у неподготовленных детей. Вот почему так важно ходить в садик и дома заниматься с ребенком, готовя его к разным школьным наукам.
Нередко первым толчком для развития фобии являются плохие отметки. У ребенка буквально занижается самооценка. Задача родителей правильно реагировать на двойки отпрыска. Своими действиями Вы должны мотивировать малыша, а не настраивать против школьных дисциплин.

Теперь Вы знаете, как называется страх перед посещением школы. Любой ребенок может столкнуться с такой проблемой. Задача родителей суметь вовремя заметить изменения в поведении своего чада, понять, что именно на него влияет. Не бойтесь обращаться за консультацией к психологу, в частности к школьному. Закрывать глаза на наличие фобии у ребенка недопустимо.

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

Не совершайте эти ошибки

Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!

Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:

  • Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
  • Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
  • Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
  • Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
  • Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
  • Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
  • Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Часто родители будущего первоклассника видят свою задачу в том, чтобы обучить его счету и чтению, воспитать навыки усидчивости и послушания. Между тем есть еще одно абсолютно необходимое условие — у ребенка должен быть достаточный опыт общения, опыт жизни в коллективе сверстников.

Почему это вдруг ребенок отказывается идти в школу, еще не зная толком, что его там ждет? Потому что он не уверен в себе, в своих силах и заранее настроен только на неудачи. Разумеется, причины этой неуверенности могут быть и внешними. Малыши очень доверчивы, внушаемы, они принимают на веру любые слова старших (даже если старшему всего на три-четыре года больше). А эти «старшие» нередко важничают перед малышами, преувеличивают трудности и неприятности, с которыми им приходится встречаться в школе.

Бывает, что и взрослые — по необдуманности, по неосторожности — оказываются причиной страха, если в рассказах о школе они чересчур напирают на суровость дисциплины, трудности учения, если чересчур часто и явно жалеют малыша, которому придется «ко всему этому» привыкать. Значит ли это, что следует рассказывать детям только о привлекательной стороне школьной жизни? Нет — ведь с трудностями им на самом деле придется столкнуться

Главное, вы вот что должны показать ребенку: трудности преодолевает труд; всякое дело или поручение выполнимы, стоит только приложить усилие.

А истинную меру, истинную проверку своих сил и возможностей малыш может найти только в коллективе сверстников. Разумеется, наши мнения и оценки важны и значимы для него; но верны ли они, справедливы ли — это и проверяется в общении со сверстниками. Ребенок, внутренне не настроенный на такое общение, может быть и развитым и умным — и все же будет чувствовать себя неуверенно, ему покажется трудным всякий экзамен перед аудиторией, большей, чем папа и мама.

Приглядывались ли вы к тому, как ведет себя дочка в играх с другими детьми? Чувствует ли она себя уверенно, или, напротив, слишком уступчива и пассивна, или вообще больше любит играть одна? Последнее уже плохо: игры со сверстниками малышу просто необходимы. Право же, легче лишний раз подмести и убрать за детьми, чем впоследствии с тревогой следить за беспомощностью и застенчивостью ребенка.

В совместных играх малыш приучается сравнивать и соизмерять свои усилия с усилиями других и отстаивать свои права. Правда, здесь не обходится без сложностей. Чувство зависти, ненависти, как правило, незнакомо детям младшего возраста, но желание добиться успеха может задеть самолюбие ребенка, привести к преувеличению духа соперничества в игре, и тогда он всячески стремится добиться первых ролей, не очень-то разбираясь в средствах (и применение силы, и попытки унизить соперника, ругая и дразня его). Сильному, хорошо развитому ребенку нет нужды изощряться в средствах, определяя свое место в группе. Слабый или просто застенчивый ребенок вынужден более изобретательно относиться к выбору средств.

Стремление избежать неудачи здесь нередко приводит к уклончивости, хитрости, трусости. Это не удивительно: застенчивость и робость весьма часто соединяются с очень сильным (хотя и скрытым) самолюбием и повышенной чувствительностью ко всему происходящему. Ребенок, для которого чрезвычайно много значит любой упрек, шутка, насмешка, столь же чутко воспринимает и любую похвалу, любое одобрение.

Помните об этом и соблюдайте здесь меру. Но всякий раз, когда от ребенка потребовалось какое-то усилие, хотя бы незначительное, не забудьте одобрить или как-то отметить это. А главное, помогите ребенку выработать добродушное, с юмором, отношение к происходящему, дайте ей понять, что детские дразнилки, насмешки — свидетельство скорее не превосходства, а слабости.

Застенчивые дети

Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.

Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути

Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:

  • Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.

  • Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
  • Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
  • Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.

Первоклассник не любит школу

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа: 

— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться, 

— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,

— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,

— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми. 

Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.

«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»

Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться. 

Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом. 

На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»). 

Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.

Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.

  • Итак, в привычной домашней обстановке знания демонстрируются всегда легко и без стеснений. А кому ваш ребенок озвучивает доклад? Или он один-на-один в своей комнате читает книгу, и вы в полной уверенности, что так и должно быть, ждёте результатов? От другого ребёнка – да, можно ожидать, но не от того, у кого есть такая боязнь публичного ответа. Давайте найдём благодарных слушателей и создадим аудиторию. Мама, папа, бабушка, да даже ушастый питомец могут стать теми слушателями, которые помогут тренировать умение взять себя в руки. Ещё вчерашние детсадовцы, что только пришли в 1 класс, готовы посадить кукол и мягкие игрушки, чтобы они внимательно слушали их уроки.
  • Психологи советуют при подготовке домашних заданий в обязательном порядке их пересказывать, даже если уже «оскомину набило» и кажется, что знаешь всё. Повторение – сами знаете, мать… И при этом ещё и пользоваться зеркалом, наблюдая время от времени, как ты выглядишь со стороны.
  • Свой устный ответ надо подробно представить. Такие советы дают спортсменам перед выступлениями на соревнованиях. Ситуацию надо вообразить во всех вариантах, даже продумать, что будет при провале. Как держаться и не вспылить, где можно ошибиться и как сразу исправить эту ошибку, что ответить задире Петьке, как устоять перед надменным взглядом ботаника Васьки и как красиво выйти из положения перед той самой Танькой. В народе это называется «соломы подстелить». Когда знаешь, что тебя ждёт, страшно уже только наполовину.

И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Ваша «ШколаЛа»:)

Проблема опекающих родителей

Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.

А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого)

К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане

Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!

Как помочь ребенку, если его обижают

Начните с разговора. Обвинять в слабости и неспособности общаться, высмеивать, преуменьшать ситуацию — большая ошибка. В следующий раз, ребенок не отреагирует на просьбу рассказать о сложившихся обстоятельствах.

Внимательно слушайте — полученная информация поможет определить, насколько серьезно положение и предпринять соответствующие меры. Возможно, в начале беседы ребенок будет замкнутым или раздражительным, скорее всего, обидчик запугал строгим запретом на сообщение об издевательствах. Обеспечьте чувство безопасности, объясните, что помощь требуется всем, кто так или иначе, участвует в конфликте. Не обвиняйте притеснителя или себя, подумайте над тем, как это исправить.

Научите противодействовать агрессии в школе. Разработайте план ответов обидчику, которые остановили бы его или дали понять, что жертва способна постоять за себя. Практикуйте сложную обстановку в виде игры, проинформируйте ребенка, в каких ситуациях он должен немедленно обращаться к взрослым. Если это вербальные послания — злое выражение лица, неприличные жесты, лучше показать безразличие.

Так, агрессор поймет, что послания не производят желаемого эффекта, и он потеряет интерес. Словесные угрозы, шантаж и унижения, можно также игнорировать, но если они не прекращаются или дополняются физическими действиями, без реагирования не обойтись.

Избиение, толкания, плевки, грабеж, уничтожение или повреждение имущества — требуют строжайшего наказания. Физическая агрессия усугубляется неспособностью ответить на провокацию, плач или внезапный побег стимулирует атакующего унижать ради забавы. Здесь не спасут оговорки вроде «тебе, что делать нечего» или «отстань от меня», поэтому требуется немедленное вмешательство взрослого.

Однако, не рекомендуются такой способ, как жалоба родителям обидчика, в первую очередь, о проблеме должны узнать сотрудники образования и школьный психолог. Предоставьте борьбу с юным «преступником» школе, не забывайте о том, что агрессивное поведение, результат многих факторов — неврологические отклонения, неблагополучная или неполная семья, недостаток внимания и пр.

Помощь в данном случае требуется и вашему малышу и юному «негодяю». Вы не должны использовать насилие против агрессора (иногда отчаянные родители действуют таким образом), также не стоит агрессивно относиться к школьным работникам.

Что предпринять, если ребенка обижают в школе:

  • вести учет всех насильственных ситуаций, о которых рассказывает пострадавший
  • сообщить полиции, если малыш избит или ограблен
  • встретиться с классным руководителем, рассказать о ситуации и спросить, какие действия будут предприняты. Заявить о готовности к сотрудничеству
  • запомнить договоренность с учителем и его решение
  • связаться с преподавателем несколько раз, если издевательства в школе продолжаются
  • когда меры педагога не дают результатов, назначить встречу с директором, описать обстоятельство и предпринятые меры
  • если агрессия ухудшается (способы директора и педагога не эффективны), обратиться в орган осуществляющий надзор за образовательными учреждениями с просьбой расследовать дело ребенка и оценить деятельность школы в решении проблем насилия
  • уведомить регионального уполномоченного по правам детей, если все перечисленное выше, не решило конфликт.

Кроме того, найдите хорошего психолога, который восстановит ребенку самооценку и научит правильно общаться с недоброжелателями. Проверьте, есть ли другие родители с подобной проблемой, объединитесь ради ее решения общими усилиями. Вариант перевода в другую школу не самый лучший, неприятные люди встречаются и в востребованных частных заведениях, в крайнем случае, рассмотрите перевод в другой класс.

Ликвидируйте насмешки не только составленным планом диалогов для всех инцидентов

Если над учеником смеются, что он плохо одевается — приобретите новую одежду или позвольте выбирать то, что диктует мода (для социального мира молодежи, это очень важно)

Плохо учится? Уделите внимание знаниям, займитесь с ребенком самостоятельно, найдите пояснения в интернете или наймите репетитора. Дразнят из-за очков? Подберите с модной оправой или формой

Спросите ребенка, что изменило бы отношение одноклассников, например, занятия спортом. Ищите выход вместе, станьте надежным другом, это наилучший способ содействовать в разрешении любых конфликтов.

Родители чувствуют свое бессилие в сложившейся ситуации

Родителям нелегко понять страдания своего ребенка. Более того, они не всегда адекватно могут реагировать на поведение, логика которого ускользает от них. Любая фобия кажется абсурдной тому, кто ее не чувствует, и нет ничего более странного, чем оказаться перед ребенком, когда он выражает панический страх и не слышит призывы к разуму. Иногда также трудно понять различие между отказом идти в школу, потому что она является источником стресса для ребенка, и прогулами, более сопоставимыми с прихотью или проявлениям мятежа в отношении родительского авторитета.

Когда покупаете персики, берите «мальчиков», они слаще: 5 подсказок от садовода

«Судьба Человека»: россияне раскритиковали Корчевникова за интервью с Волочковой

Женщина возмутилась, узнав, как подруга собирается назвать свою будущую дочку

Родителей первыми обвиняют в прогулах своего ребенка. Да, конечно, они несут огромную ответственность за посещение ребенком школы, но могут влиять далеко не на все возможные факторы стресса.

Подросток отказывается учиться

Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне

Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.

Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой. 

9 типичных проблем детей в старшей школе

Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно

Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это стеснительность и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

  • В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.
  • Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
  • Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.
  • Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
  • Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? А если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Лечение

Важно наличие психотерапии, а именно ее игровой формы. Важно, чтоб в процесс исцеления от страха включался психолог со школы, в которой учится ребенок

Этот специалист сможет наглядно оценить состояние ученика непосредственно в школьных стенах, и разберется в причинах, спровоцировавших страх. Школьный психолог научит, как реадаптироваться в школе.
Хорошо себя зарекомендовали групповые занятия, обучающие коммуникативным навыкам и конфликтному взаимодействию с другими детьми.
Если причина фобии кроется в буллинге или моббинге, то обязательно должна проводиться работа психолога со школьным коллективом.
Арт – терапия. Возможность при помощи искусства, выражения своих чувств в нем, избавиться от фобии. Тут и хореография, и рисование, и вокал, и занятия музыкой, и многое другое
Часто специалист останавливает внимание ребенка на рисовании, просит изобразить свой страх.
Когнитивно – поведенческая терапия. Задача психолога заменить негативные мысли позитивными
Специалист будет задавать специальные вопросы, необходимые для выяснения степени фобии. Важно, чтоб малыш сам желал излечиться от страх, был заинтересован в выздоровлении. Такой тип терапии включает в себя две части: индивидуальные сеансы (между школьником и специалистом) и домашние задания (познакомиться со сверстниками, самостоятельно сделать школьные упражнения, поучаствовать в классном мероприятии).
Решая вопрос с применением медикаментов, необходимо учитывать два важных момента. Первый – возраст больных указывает на необходимость подбора безопасного медикамента. Второй – средства такой категории влияют на состояние ЦНС, которая еще находится на стадии развития, поэтому не исключен риск возникновения последствий. Именно поэтому прием медикаментов допустим в очень тяжелых и запущенных случаях, когда малыш совершенно неспособен себя контролировать. Когда имеет место легкий случай, то хватает терапии с психологом и лечения социализацией.

Важно, чтоб родители понимали, что самопроизвольный прием медикаментов недопустим. Процесс лечения должен быть под строгим наблюдением специалиста, а лекарства, если они необходимы, должны выписываться в индивидуальном порядке, с учетом особенностей ребенка и запущенности его состояния.

Ошибки родителей при разрешении конфликтов

В поиске виноватых многие родители ведут себя некорректно. К таковым действиям взрослых относят:

  1. Необъективность. Взрослые уверены, что их чадо не могло поступить неправильно, и защищают его. Так, вы разовьёте в ребёнке безнаказанность. Будьте справедливы, и не оправдывайте малыша, если виновен именно он.
  2. Запрет на общение. Ссора не должна стать поводом для запрета. Дети постоянно ругаются, мирятся, а иногда и дерутся – это всё варианты нормы. Следует воздерживаться от общения только с асоциальными детьми.
  3. Навязчивое вмешательство. Разрешать разногласия нужно только в случаях, когда это действительно требуется. Во многих ситуациях дети сами находят решение. Ваша задача – подсказать, дать совет, как помириться наилучшим образом.
  4. Полное доверие. Как бы странно это не звучало, но детям нельзя доверять. Они прекрасные манипуляторы, и умеют показать происходящее, как выгодно им. Поэту прежде, чем принять решение, полностью убедитесь в правоте ребёнка.
  5. Публичную критику. Если вы станете отчитывать чадо в присутствии неприятеля, но воспримет это как предательство (ведь вы всегда должны быть на его стороне). Поэтому скажите жалобщикам, что ваше чадо исправится и вы поговорите с ним дома, а также не позволяйте другим людям ругать вашего ребёнка.

Не приучайте детей сразу бежать к вам при малейшей ссоре. Так, они вырастут ябедами, которых не любят в детских коллективах.

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Характерные проявления

Как и для любой фобии, боязнь школы будет проявляться наличием симптомов предпанического состояния и собственно паники:

  • повышенное потоотделение;
  • тахикардия;
  • затрудненное дыхание;
  • признаки удушья;
  • ощущение спертости в грудной клетке;
  • тремор;
  • ощущение приближения обморока;
  • астения мышц;
  • бледность кожных покровов лица.

Данные признаки характерны при непосредственном приближении к школе. В повседневной жизни фобия проявляется повышенной тревожностью и отрицательными высказываниями в адрес школьного заведения.

Для такой фобии также характерны психосоматические реакции, которые могут проявляться:

  • болями в животе;
  • головокружением;
  • затрудненностью дыхания;
  • тошнотой;
  • общей слабостью.

Родители должны понимать, что дети часто свои психологические переживания переводят в соматические заболевания. У них могут начаться частые приступы астмы, аллергические реакции, приступы кишечной колики. Все будет происходить без видимой на то причины и станет признаком психологического неблагополучия ребенка.

Виноваты родители?

В тот день папа, как обычно, пришёл в гимназию за своей десятилетней дочкой. Заплаканная девочка тут же пожаловалась, что одноклассник толкнул её, и она упала с лестницы. Разъярённый отец разбираться не стал, просто остановил в школьном дворе предполагаемого обидчика и при других детях надёргал его за уши, влепил пощёчину и обозвал. Гимназист рассказал о нападении родителям, те обратились в полицию. Оказалось, что школьница просто оступилась, когда спускалась по лестнице. Это подтвердили и другие дети. Одноклассник проходил мимо, поэтому девочка подумала, что это он её толкнул.

Новость по теме

Кемеровчанин ошибочно избил одноклассника своей дочери

семейный психолог, кандидат психологических наук Ксения Белогай.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: