Социализация и адаптация детей. как выбрать правильный путь социальной адаптации?

Жизнь в детском садике

Обычно в 3-4 года ребенок впервые сталкивается с тем, что он остается без поддержки родителей в крупном коллективе.

С этого момента взрослые теряют полный контроль над тем, как дальше будет социализироваться малыш.

Но это не значит, что ему нельзя помочь:

Если есть возможность, надо подобрать садик с дружной группой и грамотными воспитателями. В идеальной ситуации на одного педагога должно приходиться до 5-10 детей. Но вне частных учреждений это большая редкость, поэтому лучше просто идти к воспитателю, который нравится больше других.

Подготовить ребенка. Прежде чем оставлять его надолго, лучше несколько раз просто прийти в сад, погулять по его территории, посмотреть на детей, познакомиться с воспитателем. Потом надо побыть с малышом, пока он пару часов поиграет в группе. Обычно уже через неделю-две малыш перестает замечать, что мама уже ушла и вернется только вечером.

Интересоваться ситуацией в группе

Важно не только контролировать происходящее через воспитателя. Многие моменты рассказывает сам ребенок и стоит к нему прислушиваться, обсуждать, что случилось в группе

Не лишним также будет пригласить новых друзей и их родителей к себе домой, чтобы ускорить социализацию.

Если в детский сад попасть не получается — это не смертельно. Ребенок может научиться общаться с другими, если будет регулярно посещать кружки и мероприятия, гулять на детской площадке, бывать в гостях. Просто это потребует чуть больше усилий от родителей.

Как помочь необщительному ребенку

Правила все те же. Надо только следить за тем, чтобы не впадать в крайности. Не надо заставлять малыша общаться с другими, если он не хочет.

Но не стоит и создавать социальный вакуум вокруг ребенка. Пусть вокруг него будут дети и взрослые, с которыми можно контактировать и играть в удобном формате.

В любом случае, если возникает ощущение, что что-то идет не так, всегда можно получить бесплатную помощь от психолога в детском саду, поликлинике или соцзащите.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей.
В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку.
В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами.
Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах

Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах

Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Как повысить уровень социализации ребенка?

  • Если речь о малыше — отвечайте на его запросы оперативно, прислушивайтесь к нему. Не стоит игнорировать плачь ребенка или считать его проблемы «глупыми», не стоящими внимания;
  • Следите за мимикой ребенка и повторяйте его, улыбайтесь ему в ответ, сделайте грустное лицо, когда он печален. Это поможет ребенку разобраться со своими эмоциями.
  • Не бойтесь взять маленького ребенка с собой в гости или в торговый центр. Рядом с родителями малыш будет чувствовать себя в безопасности, он — по вашей защитой. А опыт общения с окружающей средой даст новый толчок к развитию.
  • Не позволяйте людям брать ребенка на руки, если ему это не нравится, так он научится выстраивать границы.
  • Если ребенок кричит в магазине или в кафе, не кричите в ответ, отвечайте спокойно и тихо. Ребенок сделает простой вывод: в обществе не принято кричать. Конечно, в силу эмоциональной незрелости, он не сможет постоянно контролировать себя, но это знание — важный базис для будущей жизни.
  • Научите ребенка веселиться и шутить, развитию чувства юмора помогут забавные песенки и стишки, игры, при которых можно вместе подурачиться — драка подушками, например.
  • Не оставляйте маленьких детей наедине с конфликтами на детской площадке, вмешайтесь, чтобы помирить обе стороны и показать ребенку, что вы рядом, когда нужна помощь. А вот дети старшего школьного возраста уже нуждаются в большей самостоятельности, но вы должны быть рядом на случай, если ребенку понадобится поддержка. Посоветовать, как быть и защитить, если речь не об обычном конфликте, а о настоящей травле.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку комфортную среду и возможность регулярно общаться с другими детьми разного возраста, но не стоит и перегружать общением, если ребенок хочет побыть один. Иногда это требуется всем нам.
  • Не давите на ребенка и не заставляйте его дружить с сыном вашей подруги или ребенком соседки. Ребенок может сам выбирать себе друзей.
  • Подавайте детям позитивный пример. «Я тебе сказала, дурак, не смей обзывать людей», — плохой способ показать ребенку, что обзываться не надо.
  • Будет лучше, если у ребенка появится опыт взаимодействия в разных коллективах: спортивном, творческом, с друзьями во дворе, с одноклассниками. В каждом из них общение будет разным, ребенку будет легче находить баланс в будущем между рабочими и личными отношениями и выстраивать общение с коллегами и друзьями.

Не хочет социализироваться?

Иногда родители перестают понимать, что же творится с малышом. Например: они сделали усилие, привели ребенка на детскую площадку, в гости, на занятие, а он не хочет общаться. Родители сердятся и огорчаются. Некоторые пытаются поговорить с друзьями: а было ли у тебя такое, как ты с этим справлялся? Иногда мамы бегут к специалистам, думая, что нужен невролог.

Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать.

Некоторые люди думают, что маленькие дети — ангелы, и расстраиваются, когда это ангеловидное прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции.

И родителям бывает не просто столкнуться с реакцией других людей на такое поведение ребенка. Они сами бы справились и разобрались с отрицательными реакциями ребенка, но в прожекторе чужого внимания отсутствие ключей понимания у родителей становится более заметным. И родители отказываются от любых проектов, называемых социализацией, потому что они боятся восприятия другими людьми особенностей поведения их ребенка.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.


Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения. Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

От трех до пяти лет: возраст социализации

Возраст активной социализации — от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. В сложной эмоциональной ситуации он перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.

Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику — нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок к тому, чтобы выражать свои мысли словами, и период от трех до пяти лет — самый подходящее для этого время.

Ребенок этого возраста активно пользуется воображением, и в ярких случаях может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Нередки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Для воображения и игр, в которых участвует фантазия, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.

В возрасте от трех до пяти лет творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой

И тут помогают возможности, предоставляемые садами, творческими студиями.

Чем грозит детям ранняя социализация?

  • Знакомство с другими людьми и, тем более, детьми может быть весьма неприятным. Малыши – самые уязвимые на детских площадках. У них легко отобрать игрушки, толкнуть или обидеть. Мама всегда должна быть рядом. Но и это не гарантирует, что стрессовых ситуаций не будет. Поэтому до года родителям лучше гулять с малышом без компании.
  • Навязанное общение может привести к неврозам и последующему нежеланию в принципе находить контакт с окружающими.
  • Тревожным, стеснительным детям не стоит находиться в больших группах до момента, когда они сами смогут постоять за себя.
  • Ранний отрыв от мамы (до трех лет) может пошатнуть уверенность ребенка в безопасности мира. Малыш может стать трусливым, застенчивым или замкнутым.

Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах

В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.

На практике, хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.

Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации.

Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении.

  • Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
  • Детские площадки во дворах и торговых центрах.
  • Роллердромы, катки, парки отдыха.
  • Встречи хоумскулеров. Родителей семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей.    
  • Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.        

В Домашней школе Фоксфордатакже немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.

Социализация в первые 6 месяцев

Удовлетворение потребностей в тепле и еде — это основа. Но чтобы ребенок быстро научился социализироваться, можно сделать еще несколько подготовительных упражнений.

Это не только полезно, но и весело:

  1. Кривляться. Постоянно меняющееся лицо человека — лучшее развлечение для малыша. Наблюдая за тем, как окружающие кривляются, изображают разные эмоции, малыш учится их повторять, тренирует мимические мышцы. Заодно это возможность сделать множество отличных фото.
  2. Разговаривать. Когда младенец начинает агукать и пытаться воспроизводить разные звуки, будет полезно повторять за ним, мяукать и квакать, рычать, просто разговаривать или петь песни. Вскоре ребенок будет удивлять всех окружающих своей разговорчивостью и разнообразием “слов”.
  3. Не перебивать. Наблюдая за тем, как родители внимательно слушают его лепет, кроха видит отличный пример социализации и учится основам вежливого диалога.
  4. Приглашать гостей. Не надо ограничивать общение с родственниками, братьями и сестрами, запираться дома. Чем больше людей общается с ребенком, тем больше различных манер общения он запоминает.

Первые результаты таких тренировок будут заметны уже в месяц, когда малыш начнет активно лепетать, улыбаться близким, позитивно реагировать на приближение мамы и папы, других людей, которых он часто видит.

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми

В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.


Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями

Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки


Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.


Психическое развитие детей – закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.


Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.


Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Социализация: что это?

Определение 1

Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.

Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:

  1. Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.

Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.

В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак. В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества. Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт. С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.

Воспитание ребенка 5 лет: наказание и поощрение

Редко когда воспитание ребенка 5-6 лет может обойтись без наказания. Хотя психологическое и физическое воздействие на ребенка современным обществом осуждается, достойной альтернативы данным методам еще, к сожалению, не придумали. Следует наказывать ребенка правильно. Ни в коем случае не ругайте его за шалости. В данном случае придется неоднократно объяснять малышу, что его поступок причиняет людям неудобство и может иметь нежелательные последствия. И только в том случае, если ваш малыш после нескольких подобных объяснений не послушался вас, тогда можно прибегнуть к наказанию.

Само наказание может быть как психологическим, так и физическим.

К психологическому наказанию можно отнести нежелание общаться с ребенком тогда, когда он к вам обращается. Объяснить это можно следующим образом: «ты же меня не слушаешь, так почему я тебя должен слушать?». Как правило, это очень эффективный метод и ребенок стремится самостоятельно выйти на контакт.

Вторым вариантом психологического наказания, применяемого в воспитании ребенка 5-7 лет, может стать запрет или ограничение просмотра мультфильмов или игр за компьютером.

К физическим методам наказания относится ограничение свободы ребенка (поставить малыша в угол) либо телесные наказание (розги, ремень). Следует отметить, что последняя форма телесного наказания должна применяться крайне редко и только в исключительных случаях.

Иногда ребенок может быть слишком балованным вследствие рассеянного внимания и усталости. В этом случае нельзя наказывать малыша, а следует пересмотреть режим дня и давать ему больше времени на отдых.

Воспитание ребенка не принесет положительного эффекта, если наказание будет неадекватно поступку, или сам процесс наказания будет неправильным. Ни в коем случае нельзя наказание откладывать. Ребенок очень быстро забывает свои поступки и впоследствии просто не сможет понять, а за что же его наказывают.

Также не стоит разбрасываться пустыми угрозами, иначе очень быстро ваш ребенок перестанет на них реагировать вообще.

Очень часто детей наказывают за вранье. Но это не совсем правильно. У детей очень развита фантазия и иногда они просто путают реальность и выдумку. Взрослым тяжело понять своих детей в силу того, что груз проблем заставляет их мыслить приземленно. Ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он врунишка, просто скажите, что он фантазирует или придумывает. Если же вы видите, что ребенок обманывает вас специально, то необходимо объяснить ему на доступном примере последствия лжи.

Воспитание ребенка 5-7 лет не может обойтись без поощрений. Это могут быть обычные слова похвалы в адрес ребенка либо же разнообразные подарки за примерное поведение. Однако психологи не рекомендуют награждать детей слишком шикарными подарками. Прекрасно подойдут различные принадлежности для рисования, лепки, конструкторы, пазлы и т.д.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: