Ребёнок дерётся: выживет сильнейший или вмешаются родители

Почему дети обманывают родителей

В первые годы жизни у детей сильно развито магическое мышление. Они действительно верят в вымышленных друзей, зубную фею, Деда Мороза и супермена. И когда ребенок говорит о таких вещах, он не обманывает, а искренне в них верит. Наша задача — постараться научить ребенка разделять реальность и вымышленный мир.
Попытка отменить проблему. Например, в случаях, когда на вопрос:  «Ты чистил зубы/вымыл руки,» — ребенок хитрит и говорит «да». До школьного возраста, а иногда и до 7 лет, дети могут считать, что если сказать  «да», то зубы будут почищены и проблема таким образом исчерпана
Маленькие дети, если не хотят брать на себя ответственность, искренне верят, что такой способ решения проблемы работает. 
Привлечь внимание взрослых. Часто дети приукрашают действительность или сгущают краски, когда начинают ходить в детский сад
Они используют этот способ, чтобы увидеть реакцию взрослых и задержать внимание на себе подольше. Согласитесь, как только ваш ребенок произносит: «А сегодня Марья Ивановна…» —  вы тут же начинаете его слушать с двойным интересом. 
Ребенок сталкивается с проблемой, которую не может решить сам, и прибегает ко лжи

При этом ему важно мнение сверстников. Это ложь-преувеличение или приукрашивание

Чаще бывает у детей после 10 лет. Ребенок лжет, чтобы быть принятым в социуме, в среде друзей, одноклассников. 
Страх наказания или реакции родителей. Это самая распространенная причина вранья. Например, ребенок разбил кружку и думает: «Если мама увидит, то накажет или будет кричать… Поэтому я лучше спрячу осколки, чтобы никто не узнал.» Скорее всего, ранее у него уже был подобный опыт и он знает, каких последствий ожидать в семье.
Ребенок копирует взрослых  — видит, как мама или папа общаются с другими, и впитывает, что бывают ситуации, в которых нормально соврать. Поэтому важно осознавать, когда мы лжем. И если при этом малыш нас слышит, объяснять ему, почему мы это сделали. 

Истерика началась — 4 простых шага

Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.

Этап 1. Оцениваем свое состояние

В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.

Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.

Этап 2. Присоединение
Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.

Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду». 

Этап 3. Принятие эмоций

Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:

Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.
 

И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.

Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».

Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.

Этап 4. Диалог.

Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:

Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.

Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему. 

«Еле жив»

Кстати, значительную часть своих исследований посвящал истерикам и истеричкам и Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие болезни, на самом деле, уходят корнями в истерию, которая может имитировать любое заболевание. Например, истеричка может ссылаться на головную боль, и все верят в эту имитацию, которая выглядит очень правдоподобно.

«Истерия и имитация тех или иных страданий происходит не назло кому-то: это врожденное. Когда истерик падает на пол и бьется в судорогах, имитируя эпилептический приступ – это реакция на внешний, как правило, отрицательный раздражитель. Таким образом, истероид может непроизвольно имитировать любую болезнь, – поясняет психотерапевт. – В Израиле я работал в одной частной клинике, и меня вызвали к девочке лет 22. Ее бросил парень, она лежала дома, не могла встать. Уверяла, что у нее отнялись ноги и руки, и она не может двигаться. Если бы я сказал ей, что она истеричка, и ее состояние – следствие психотравмы, она бы обиделась, поэтому я сделал хитрее. Попросил попить, она сказала, что я могу взять на кухне в холодильнике все, что нужно (сама-то она якобы лежачая больная). Я пошел туда, все нашел, но крикнул ей, что в холодильнике пусто. И тут она, возмущенная до глубины души, бодро прискакала на кухню. Тогда я объяснил ей причину ее внезапного паралича, и мы расстались достаточно доброжелательно».

Другая девочка, уже в Москве, каждое утро не могла идти в школу, где ее травили – ее рвало. В субботу и воскресенье ничего такого не случалось, но вот необходимость идти в школу вызывала именно такую реакцию.

Кстати, такое типичное для истероида поведение объясняет, почему многие женщины десятилетиями ждут на сайтах знакомств принца, который должен «обслуживать барыню» – угождать во всем и подносить дары. При этом еще, желательно, оставлять под дверью собственноручно приготовленную горячую еду, звонить в дверь и скромно убегать, пригнувшись к земле. Если исходить из гипотезы, что большинство женщин – истерички, реагировать на внешний мир они могут только так, и никак иначе.

Если истеричка находится в относительном адекватном состоянии – полбеды. Но если у нее период обострения, взаимодействовать с ней – себе дороже. Чтобы выжить и не сойти с ума, мужчине в таких ситуациях лучше бежать – но не обслуживать барыню, а в прямо противоположном направлении, уверен психотерапевт. «Истеричке в фазе декомпенсации нельзя доверять, она поменяет свою точку зрения пять раз в течение часа, на нее нельзя положиться. Проявления истерии должны быть умеренными, или  остается только бегство», – подчеркивает врач.

Что делать

Здесь два варианта.

Если ребенок постоянно выдумывает какие-то истории и всегда приукрашивает свои возможности, это может свидетельствовать о том, что его собственная жизнь ему кажется скучной, неинтересной и обыденной. Именно для того, чтобы наполнить ее яркими красками, ребенок разукрашивает ее вымышленными историями. Чтобы решить эту проблему следует запастись терпением.В этой ситуации побольше разговаривайте с ребенком для того, чтобы услышать и понять, чего же ему не хватает, о чем именно он мечтает. Если он хочет новых друзей, попробуйте организовать вечеринку, если мечтает о скейте, купите его, отправьтесь отдыхать летом на море, сводите в цирк. Постарайтесь сделать его жизнь интересной, увлекательной, насыщенной и тогда ребенок сможет раскрыть себя, показать грани, которые были закрыты, и тогда он перестанет выдумывать всякие небылицы.

Детские фантазии являются началом творческих способностей малыша

Важно не пропустить этот момент, увидеть полет воображения, который поможет развить талант ребенка.

Главный пример обманщика — родитель

Возможно, что вы при ребенке говорите неправду. Если вы хотите, чтобы ребенок был честным и никогда не вводил в заблуждение, постарайтесь быть для него самым лучшим примером и говорить только правду.

Противоречия в вашем поведении поставят ребенка в тупик. Он не поймет, почему вам можно лгать, а ему запрещено.

Как поступить

Если вы замечаете, что ребенок начал врать, эта ложь становится неконтролируемой и вредит вашим взаимоотношениям, то для начала необходимо изменить уже устоявшуюся модель в его сознании.

Чаще всего ребенок врет, чтобы избежать нежелательной реакции родителей. Вам необходимо показать, что в правде нет ничего страшного и когда ребенок говорит честно, он поступает правильно. Родители могут помочь делом или добрым советом. Его не ждет никакое наказание, крики или чувство вины. «Говорить правду бывает полезно», – попытайтесь донести до него эту мысль.

Не сердитесь, сейчас очень важно вернуть контакт с ребенком и поменять сложившиеся установки на новые. Как бы он не оступился, важно показать, что родители – это в первую очередь друзья, а уже потом руководители

Если ложь возникла внезапно и вы предполагаете, что она может являться результатом внутренних переживаний ребенка, но выяснить их в результате откровенного разговора у вас не получается, попробуйте сходить вместе с подростком к семейному психологу. На то, чтобы наладить контакт может уйти слишком много ценного времени. Специалист позволит быстрее разрешить ситуацию и помочь вашему ребенку.

Что делать, если ребенок врет

План действий зависит от причины лжи. Например, если так отпрыск пытается защитить себя от строгости родителей, то мама с папой должны снизить требования, стать сдержаннее и мягче.

Если ложь вызвана желанием привлечь внимание, то родители должны научиться удовлетворять потребность ребенка другим способом: объятия, общение, совместный отдых

И не слушается

Необходимо понять, что лжец пытается донести до родителей. Непослушание может быть актом привлечения внимания или протестом. Нужно отказаться от наказаний, принять ребенка и понять, чего ему не хватает или от чего он защищается. Например, бывает такое, что плохим поведением дети пытаются сплотить маму и папу, если видят, что те часто ссорятся.

Нужно учитывать особенности возраста. Например, в 3 года – это норма. А в 7 лет вранье и непослушание может быть последствием адаптации к школе, влиянием стресса. Нужно найти причину и помочь ребенку преодолеть проблему.

И ворует

Такое поведение всегда связано с неблагополучием семьи и психологическими проблемами. Основная причина – недоверие в детско-родительских отношениях.

Вторичные причины:

бедность семьи;
неудовлетворенные потребности;
желание привлечь внимание родителей;
буллинг (возможно, кто-то заставляет ребенка воровать);
вызов родителям, попытка заявить о себе.

Необходимо предложить отпрыску поговорить наедине. Нужно разобраться в причинах воровства. Например, если ребенок врет и крадет деньги из дома, то за этим может скрываться вымогательство в школе, увлечение азартными играми или желание порадовать понравившихся мальчика /девочку (нет карманных денег, но хочется сделать подарок).

Врет родителям

Бывает такое, что ребенку просто стыдно рассказать о чем-то, а потому он врет. Или страшно признаться в чем-то, потому что родители будут кричать, бить или потому что это разочарует их.

Задача родителей – сформировать доверительные отношения с ребенком. Нужно изменить педагогическую позицию.

Вместе с этим нужно на примерах объяснить, почему врать плохо. Например, рассказать историю про мальчика, который постоянно кричал «Волки». А когда волки и правда напали на него, то никто не помог, потому что подумали, что мальчик опять обманывает.

Другим детям

Обычно это связано со стремлением заслужить признание, влиться в компанию. В 7–9 лет дети начинают больше ориентироваться на мнение сверстников. В подростковые годы это достигает своего пика.

Необходимо обратить внимание на предмет лжи, поговорить наедине с ребенком, проанализировать ситуации, в которых проявляется ложь. Необходимо помочь отпрыску обрести чувство самоценности, тогда он не захочет казаться лучше

В школе

Необходимо поговорить с педагогом, классным руководитель. Возможно, преподаватель пока не разглядел особенности ребенка, не нашел к нему индивидуальный подход. Или педагог не знает об актуальных проблемах в семье.

Иногда дети врут, что у них болит голова или живот, чтобы уйти домой. За этим могут скрываться проблемы с усвоением школьной программы или конфликты с одноклассниками. Нужно все разузнать.

В случае с детским враньем нет универсальных техник и методик по избавлению от этого. Более того, нельзя решить проблему, если концентрироваться на самом факте лжи.

Обман – это следствие. Необходимо искать и устранять первопричину. Она может быть связана с микроклиматом в семье, со взаимоотношениями ребенка и сверстников, с особенностями педагогического процесса в школе, с личными переживаниями.

Автор

Светлана Трошина
Психолог

Поделиться

Нужно ли учить ребёнка давать сдачи, чтобы постоять за себя

Учить малыша давать сдачи или нет? Неимоверно сложный вопрос для многих ответственных родителей. И однозначного ответа на него нет, ведь даже у психологов мнения разнятся. Так, одни считают, что учить ребёнка бить в ответ неправильно. Причин тому несколько:

  • чадо в дошкольном и младшем школьном возрасте не умеет контролировать свою силу и может сильно поранить обидчика;
  • ответный удар может вызвать ещё один выпад, и в итоге начнётся бой без правил, ведь агрессия вызывает агрессию.

Оптимальный вариант — обходить задиру стороной, а в случае конфликта научить ребёнка говорить, что ему не нравится, когда его бьют.

Сложная дилемма для родителей: учить или не учить ребенка давать сдачи

Другие же психологи считают, что неправильно запрещать ребёнку давать сдачи, особенно мальчикам. Специалисты приводят такие аргументы:

  • мы живём в жестоком мире, и человек, который не умеет защищать себя, может плохо кончить;
  • ребёнок, которого приучили терпеть побои, ощущает себя очень униженным, так можно сломать его личность.

Маленького человечка нужно приучать к тому, что первым бить нежелательно, хотя иногда это единственный способ ответить на нефизическую агрессию. Расскажите школьнику, что нельзя бить по голове, в живот и ниже пояса, это смертельно опасно. И вообще, главное — дать понять любимому чаду, что он должен реагировать на оскорбление согласно ситуации, проявляя гибкость мышления.

Отметим, что по большей части всё вышесказанное относится к мальчишкам. А вот к девочкам нужен особый подход. Им стоит дать понять — с мальчиками драться нельзя и провоцировать их тоже, ведь рано или поздно она может столкнуться с мужчиной, которого не учили, что бить представительниц слабого пола плохо. Когда её обижают, стоит вначале поговорить с обидчиком, если не поможет, рассказать взрослым.

Важный момент: не стоит учить детей, что нельзя рассказывать взрослым о проблемах со сверстниками — это вовсе не ябедничество, а призыв о помощи. Лучше объясните: когда ваше чадо чувствует, что само не справляется, лучше рассказать старшим. Возможно, это даже спасёт кому-то жизнь.

Драки — естественная часть взросления ребёнка. Существует множество причин агрессивности — как внешних, так и внутренних. Но только от вас зависит, закрепится ли привычка размахивать кулаками, или маленький человечек научится решать конфликты мирным путём.

Признаки того, что ребенок говорит неправду

Тот момент, когда ребенок говорит неправду, можно определить по ряду специфических жестов и действий. Надо лишь только внимательно приглядеться к малышу. Выдать маленького лгунишку могут следующие признаки:

  • ребенок смотрит при разговоре в сторону и старается не смотреть собеседнику в глаза;
  • малыш переминается с ноги на ногу и не способен устоять на одном месте;
  • в ходе разговора внезапно может меняться выражение детского лица;
  • в процессе вранья малыш неосознанно подносит руку ко рту. Чем младше дети, тем этот жест выразительнее;
  • ребенок начинает покашливать во время разговора;
  • кроха может часто прикасаться к носу, при этом сам того не осознавая;
  • во время обмана малыш периодически потирает глаз, подбородок или висок;
  • неосознанно ребенок может трогать руками шею или дергать воротник;
  • о вранье может свидетельствовать и то, что малыш теребит мочку уха;
  • когда малыш держит при разговоре руки в карманах, это говорит о его желании что-то скрыть;
  • повторение ребенком последних слов адресованного к нему вопроса свидетельствует о желании затянуть время для поиска подходящего, но не соответствующего действительности, ответа.

Это далеко не полный список признаков, по которым можно с достаточной долей вероятности определить, что ребенок говорит неправду или что-то скрывает или не договаривает. Внимательный родитель способен уловить малейшее изменение в поведении своего чада. Главное, чтобы между родителями и детьми были близкие дружественные отношения, тогда момент произнесения лжи будет определен четко и своевременно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: