Ребенок не хочет идти в школу, что делать

Полезные советы

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Если ребенок обидчивый

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: “Меня нельзя обижать! Я хороший!”, “Кто обзывается, сам так называется!”, “Это моя игрушка. Надо спросить разрешения”.

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.
  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу

Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
Семейные проблемы – сложное испытание для детей

Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина

Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно “окультурить” возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Как научиться языку общения с подростком

Да, для ребенка необходимо каждодневное общение с родителями, дом, семья – это базовая вещь. Психическое и физическое благополучие начинается для каждого ребенка с того, в какой обстановке он просыпается, говорят ему «доброе утро» или нет, ловит ли он на себе внимательный, заботливый взгляд родителей или…

Для того, чтобы понимать, что волнует вашего ребенка сейчас, в данный момент, ему нужно уделять 10-15 минут вашего времени ежедневно, а не только по выходным дням. И это только его время, без телефона, еды и телевизора. Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он родителям не безразличен, им интересуются, интересуются его жизнью, его увлечениями. Это вроде бы звучит как общие слова, но на самом деле – это конкретные рекомендации, без выполнения которых не обойтись.

Если не получается найти общего языка с ребенком, надо идти к специалисту, к психологу. К нам в Московскую службу психологической помощи населению родители приходят часто именно по таким вопросам, жалуясь, что не могут наладить диалог со своими детьми. Когда начинаешь анализировать ситуацию, выясняется: родители не умеют разговаривать со своими детьми. Они или сразу начинают на ребенка давить, стремятся поставить его на место, дают понять, что в диалоге с ребенком они главные. Или просто пропускают мимо ушей все, что ребенок им говорит, о чем спрашивает. А с ребенком, тем более с подростком, надо договариваться, причем по-дружески, уметь выслушать его позицию, доступно и понятно изложить свою.

Нужно все время быть за столом переговоров, общаться, идти на компромиссы, обсуждать какие-то вещи – все это требует времени и большого терпения. Потому что подросток раздражает своей непоследовательностью, претензиями, самонадеянностью.

Это все надо уметь принимать. И через это, справившись с эмоциями, все равно с ним говорить и помнить, что он еще не способен самостоятельно справиться со своими чувствами и проблемами.

Если у ребенка в семье есть поддержка, он может справиться с проблемами, которые у него возникают и в школе, и на улице. Без поддержки родителей, один, он может и не справиться, и тогда здесь начинает работать принцип все увеличивающегося снежного кома: проблемы, с которыми ребенок не справляется, могут накапливаться, деформировать его личность, развиваться в комплексы, влиять на его учебу, поведение и самочувствие.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя

Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет

Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле –  предоставлен сам себе.
Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, почему ребенок не хочет учиться

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Особые ситуации

Photosight.ru. Фото: Андрей Козорог

1. Особая  сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка – осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если  в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести  с ошибкой – радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы – поддержка, забота, принятие. Роль учителя – контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время – делаем домашнее задание. Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) – система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Photosight.ru. Фото: yakshee

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает,  и это – атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

Одна из болезней современности – уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что  люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку  и себе.

1.Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6-7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.

2.Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника:

40 минут – 1 час.

2 класс – 1 час – 1,5 часа

3-4 класс – 1,5 – 2 часа (не 5 часов)

к 5-6 классу эта норма переходит к 2-3 часам,

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он – хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника – 20-25 минут, для подготовишки еще меньше – минут 15, для детей истощаемых – может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время – и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

— могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей – мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);

— могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;

— спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;

—  кухонные таймеры;

— записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче;  ребенок вырабатывается – перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

Но рабочее место ребенка – не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке

Хорошая экология учебного места – очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков – предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно – можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни

Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня – занятия, а вторая – уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом – свободное время, т.е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не “у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться”, а “у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость”

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. “У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить”. Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — “возбудимость”, “эмоциональность”, “импульсивность”, это звучит гораздо лучше, чем “невменяемость”, “бешенство” — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а “импульсивность” будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность

Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для “быстрых” детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector