Подростковая депрессия: симптомы и признаки у девочек и мальчиков
В целом все проявления можно поделить на три группы. Это изменение настроения, поведения и физиологические перемены. Перечислим симптоматику:
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
- Апатия. Это нежелание действовать, общаться, учиться и даже гулять с друзьями. Можно заметить незаинтересованность в том, что раньше вызывало интерес.
- Психосоматические боли – они могут появляться в животе, спине или голове.
- Общее угнетенное состояние.
- Испорченный иммунитет, ребенок стал чаще болеть простудными заболеваниями.
- Усталость, упадок сил, хочется постоянно спать, сложно вставать по утрам.
- Забывчивость и плохая сосредоточенность на задачах, деле. Школьник может просто забыть, что ему задали и о чем попросили родители.
- Тревожность, переживания.
- Постоянная грусть, депрессивный взгляд на вещи.
- Безответственность к учебе и домашним обязанностям.
- Проблемы со сном, это может выражаться как бессонница или сонливость.
- Оценки в школе становятся ниже.
- Девочка или мальчик перестают встречаться с друзьями, не желают посещать школьные или иные мероприятия.
- Теряется мотивация, например, если раньше подросток хотел поступить в определенный университет и прикладывал для этого силы, то теперь он ни к чему не стремится.
- Изменение пристрастий в еде. Это может быть как потеря аппетита, так и, напротив, – «заедание» проблем сладким.
- Раздражительность, язвительность в общении. Можно сказать, что это характерные для подростков проявления в переходном возрасте, но при начинающемся депрессивном состоянии это можно назвать агрессивностью.
- Склонность к алкоголю, сигаретам. Если у ребенка есть друзья постарше, то они могут покупать спиртосодержащие напитки и табак.
Если вы подозреваете, что ваш подросток имеет суицидальные мысли
Даже если это всего лишь подозрение, нужно немедленно выяснить насколько оно оправданно. Действуйте спокойно
Важно, чтобы вы говорили о своих опасениях спокойно, без обвинений. Иногда, когда родители очень волнуются, они в конечном итоге говорят: «Не думай так» или «Ты не должен это чувствовать»
Так и родители, и дети сталкиваются не с любовью и заботой, как задумано, а с критикой. Дети негативно реагируют на такие заверения.
Психологи также рекомендуют:
- Пусть ваш ребенок знает, что вы любите и поддерживаете его всякий раз, когда ему тяжело.
- Подтвердите оправданность его чувств, сказав то, что демонстрируют ваше сочувствие, например: «Похоже, это было действительно трудно», «Это может быть очень больно».
- Постарайтесь получить профессиональную помощь, и объясните ребенку, что обращение за помощью не является признаком слабости.
Когда дело доходит до молчаливой помощи, помните, что вашей вины здесь нет
Вы должны определиться что именно для вас важно и дать своему ребенку возможность расти. Кроме того, вы также должны ставить здоровье и благополучие своего ребенка превыше всего, а это значит оставаться на связи, даже если ее поддержание становится нелегким и совсем не веселым делом
Как не вмешиваться при поступлении в вуз и не платить за обучение
Дочь выбрала вуз и специальность в начале 10-го класса, и следующий этап был посвящен достижению этой цели. И это стало новым вызовом для меня
Важно было делегировать ей эту цель, при этом обеспечив нужную поддержку. Репетиторы по предметам, которые «прошли мимо» в предыдущих классах, тьютор, выстраивающий ее образовательную траекторию и сохраняющий мотивацию, а я — на подхвате, с ресурсами для всего этого великолепия, но совершенно без ответственности за цель
Это было очень непривычно, очень волнительно и постоянно на грани.
И вот подошли к ЕГЭ. В какой-то момент стало ясно, что как бы мы ни старались, как бы ни были велики наши вложения — на бесплатное обучение она не проходит. А у меня всегда была установка, что за вуз я не плачу — и точка.
В эти моменты очень сложно сохранить здравый смысл — даже если все предыдущие 17 лет ты была сверхосознанная мать, всегда старалась поддерживать контакт с ребенком и быть на его стороне, и понимаешь философский смысл бытия и тщету социальной стороны вопроса. Мне было нужно пройти по тонкой грани: продолжать поддерживать дочь в ее выборе и чувствах, но при этом сохранить важную для меня установку «не платить за вуз».
Я поставила ее в очень трудную ситуацию: при наличии баллов, которых явно не хватало на бесплатное обучение, искать варианты, при которых достижение ее мечты — возможно. Я не подсказывала возможные шаги, не вела переговоры с вузом, не искала деньги, но откликалась на ее просьбы о помощи подстраховать ее в конкретных вопросах: расчеты, обсуждения с родственниками, план действий.
Дочь справилась и, после восстановления сил, почувствовала триумф от того, что она достигла цели, которую поставила. По факту это была 50% скидка на обучение и договоренность с родственниками об оплате вуза, которой она достигла самостоятельно.
Родители слишком любят себя
Оказывается, многие родители очень любят хвалиться успехами своего школьника как собственными. Встречаясь с друзьями или родственниками, они то и дело хвалятся, что их ребенок отлично знает тот или иной предмет, получает только отличные оценки, посещает несколько кружков, да и вообще даст фору любому ровеснику.
Такое отношение воспитывает в детях понимание того, что успех родителей зависит от них. Конечно же, редкий ребенок желает сделать так, чтобы их мама или папа были безуспешными. К тому же, при таком отношении дети прекрасно понимают, что если их успех внезапно куда-то исчезнет, то для своих родителей они будут не настолько прекрасными.
В сложившейся ситуации полученная ребенком плохая оценка взращивает в нем чувство неуверенности в себе, которое побуждает негативные эмоции и расстройства. А все почему? Потому что родители слишком любят себя и готовы хвалиться за каждую положительную мелочь, пусть даже и не свою.
Что происходит с ребенком в подростковом возрасте
К подростковому возрасту относится период с 12 до 17 лет. Именно в это время поведение ребенка резко становится противоречивым, непредсказуемым и протестным. Меняются физическое и психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, к окружающему миру.
Наиболее сильные перемены претерпевают следующие стороны.
- Тело. В подростковом возрасте в организме мальчиков и девочек начинают активно вырабатываться половые гормоны. Из-за этого рост и развитие детского организма существенно усиливается. Происходит резкий скачок роста, меняются пропорции тела, наступает период полового созревания. Подросток уже не ребенок, но еще пока не взрослый.
- Настроение. Гормональные всплески делают настроение подростка крайне неустойчивым. Оно резко меняется без видимых причин. Радость моментально превращается в обиду, эйфория сменяется яростью. Не каждый взрослый сможет справиться с такими скачками.
- Отношения с родителями. Взрослых пугают перемены, происходящие с их сыном или дочерью. Многие не понимают, как правильно себя вести, и начинают сами себе противоречить. С одной стороны, они продолжают в приказном тоне указывать подростку, что ему делать (“садись делай уроки”, “чтобы в 9 была дома”, “уберись в комнате” и т. д.). А с другой – начинают требовать от него взрослой ответственности и самостоятельности (“вот я в твои годы уже кандидатом в мастера спорта была”, “сам думай о своем будущем” и т. д.).
Происходящие с ребенком изменения пугают родителей. Они не знают, как реагировать на вызывающие выходки своего подростка, на его нарочитую грубость, нежелание общаться. А ведь подобным поведением ребенок пытается скрыть свои слабости, справиться с неловкостью и стеснительностью. Он всеми силами стремится стать взрослым и самостоятельным.
Поэтому, дорогие родители, для подростка нормально, если он:
- отказывается рассказывать, как прошел день в школе;
- стал больше времени проводить в компании друзей;
- просит не входить в его комнату без стука в дверь;
- запрещает лазить в его личных вещах (шкаф, портфель);
- стал хуже учиться;
- отлынивает от домашних обязанностей;
- часто меняет интересы (пробует то рисовать, то фотографировать, то играть на гитаре, то писать стихи и песни и т. д.);
- чересчур эмоционально реагирует на ваши замечания;
- начинает вести дневник (в основном девочки 13 лет и старше).
Подросток делает это все не из вредности и не назло вам. Просто он пытается познать себя, сформировать свою личность, понять, что вообще с ним происходит. Его уже не волнуют оценки в школе или одобрение родителей. Гораздо важнее становится то, как он выглядит, какой у него статус в коллективе и как на него реагирует противоположный пол.
Так что, уважаемые родители, запаситесь терпением и проявите чудеса мудрости, чтобы легко пережить этот непростой период вместе с вашим уязвимым, ранимым и беззащитным ребенком-подростком.
Вспомните себя в его возрасте: чем вы увлекались, о чем мечтали, с кем дружили и общались, как проводили свободное от учебы время, как учились в школе. Постарайтесь хоть немного снова прочувствовать то состояние, пережить те эмоции. Вы ведь были таким же, как и ваш подросток. Вы понимаете свою дочь или сына.
Это самое главное, что надо уяснить, чтобы сохранить доверительные отношения со своим взрослеющим ребенком. Не надо вступать на тропу войны с ним, заключите мирный договор и учитесь правильно общаться.
Школа: не буду я к ним приспосабливаться
По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. «Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем».
В середине второго класса Саше устроили «темную». Во время «разбора полетов» — никаких объяснений от детей, кроме «он противный». Учительница сказала родителям: «Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает и даже не очень старается это скрыть. Я не знаю, откуда это в нем, но обычно такое все-таки из семьи. Вы можете забрать его из класса, но в этом нет особого смысла, пока не разобрались, в чем дело… ведь все свои проблемы он унесет с собой».
В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно всё наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.
В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним, как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.
Сначала родители не решились — до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться… Но в пятом классе все сразу стало так плохо! «Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает, как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает… Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!».
«Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!» «Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен…»
Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, то здесь, в гимназии, он оказался в середняках. «Он считает возможным перебить учителя на уроке, он неуважительно относится к товарищам, он отказывается выполнять указания учителей… И вообще… Вы не хотите показать его… ну хотя бы психоневрологу?»
Как принять, что у вас с подростком — разные интересы
Нет, подросток не мучал меня истериками и настаиванием на своей точке зрения. Мы довольно мирно вошли в этап, когда дочь отвоевала свое право на чувства: лет в 12-13 я вдруг перестала быть контейнером и помощью для ее гнева или обиды. Это была ощутимая перемена, но мы разобрались, как поменялись наши зоны ответственности. Теперь при ее эмоциональных рассказах о неудачах мне больше не нужно было подсказывать модели поведения в тех или иных ситуациях — теперь нужно было просо слушать и без запроса не реагировать. Это был первый ощутимый сепарационный шаг.
Второй шаг произошел, когда она стала отпрашиваться на ночевки и на — о господи — футбол. Я всегда обходила стороной болельщиков и считала этот контингент опасным, а моя дочь вдруг изъявила желание оказаться в эпицентре этого неадеквата. Но вспомнив, как я сама в подростковом возрасте общалась с мальчиками, чье поведение было на грани закона, подумала, что мне стоит довериться тем ценностям, которые я в нее вложила. Футбольные матчи прошли без осложнений, а потом интерес остыл.
Один из сложных шагов в сепарации, как мне кажется, — признание права в ребенке на интересы, которые ты не разделяешь. Это, конечно, парадоксально, ведь все мы понимаем, что растим детей для того, чтобы они стали взрослыми, отдельными, самостоятельными личностями. Но вместе с тем нам очень сложно принять, что они могут интересоваться чем-то, что мы, родители, считаем неинтересным для себя. А если у нас, не дай бог, включается обесценивание, контакт с ребенком в этот момент находится под угрозой.
Так было, например, с онлайн-играми (никогда не понимала, что в них может быть полезного). Дочь играла в них примерно год, ночами, общаясь с командой по скайпу, а я пыталась найти в этом положительные моменты — и таки нашла. Это оказалось отличной тренировкой проектной деятельности и командного взаимодействия. К этому моменту я уже отдала ей ответственность за ее график и обучение в школе, поэтому не волновалась, что что-то в этом процессе пойдет не так. Только просила громко не вопить ночью, потому что однушка не располагает одновременно к бурному выражению чувств и к нормальному сну.
К слову, период увлечения компьютерными играми занял чуть меньше учебного года, а потом дочь, по ее словам, «захотела жить в настоящем мире», и следующим увлечением стало чтение книг и стрельба из лука.
Подростки — об одиночестве
Я рассказываю в колонке о своем опыте — личном, материнском, профессиональном, иногда делюсь мыслями моих детей, но очень хочется дать слово самим подросткам. Сегодня я обратилась за помощью к моим клиентам и читателям.
Екатерина Сиванова
Итак, тема нашего разговора сегодня: одиночество подростка. Послушаем, что об этом пишут и говорят наши дети.
«Я люблю быть одна в своей комнате. У меня есть младший брат, от него много шума. А в мою комнату он не заходит, игрушки не разбрасывает. Я делаю уроки, слушаю музыку. Если бы не надо было есть, я бы выходила еще реже. Потребности в общении с родителями не испытываю». Е.,15 лет.
«А что плохого в одиночестве? Мне интересно с собой. Я рисую. Мне этого достаточно. Тем более, в школе и в художке все время с кем-то общаешься. Родители? Да я заранее знаю все, что они скажут». М., 16 лет.
«Не люблю быть одна. Когда мама вечером приходит с работы, мы вдвоем ужинаем и разговариваем обо всем. Я и так все время одна. Мама работает врачом на скорой. Встретиться дома — редкость для нас. И в выходные тоже. Очень не люблю и даже боюсь одиночества». К., 14 лет.
«Я недавно думал о том, способен ли я провести 20 лет в одиночной камере. Пожалуй, нет. Мне нужны люди рядом, друзья. На карантине это было самым трешем — невозможность пойти гулять с друзьями. Нет. Одиночество — это плохо». С.,16 лет.
«Почему я не хочу выходить из своей комнаты? А зачем? Чтобы опять слушать, что я все не так делаю? Я настроение мамы знаю уже тогда, когда она вставляет ключ в замочную скважину. Зачем нарываться?» О., 14 лет.
Как отвечать на хамство подростка
Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.
- Не включайтесь в соревнование «кто громче», если ребенок повышает на вас голос. Вы можете ответить ему шепотом или проигнорировать подобную манеру общения. Тем самым вы не дадите ему желаемой обратной связи.
- В идеале грубость надо рубить на корню. При первых вспышках говорите с ребенком и объясняйте, почему его поведение неприемлемо, чем оно огорчает лично вас. А еще лучше — снимите на видео и покажите ему себя со стороны. Немногим такая картинка придется по душе.
- Еще не поздно скорректировать свою линию воспитания. Идеальный стиль — демократический. Когда у каждой из сторон есть и права, и обязанности. Когда вы приучаете ребенка договариваться на берегу, уметь выставлять свои условия и при этом выполнять ваши. При таком взаимном уважении принимать и понимать чувства другого человека гораздо легче.
- Ставьте только реально достижимые цели. Часто это наша вина! «Исправь русский до пятницы», — а как это сделать, если там двадцать двоек?! Помните, что ваш ребенок не волшебник! И, как известно, совершать ошибки гораздо проще, чем исправлять.
- Введите специальное слово, жест или определите предмет, тормозящий каждого из вас. Изначально договоритесь: слышишь слово «апельсин» — это значит выйди из помещения и отдышись хотя бы 5 минут, после этого мы можем продолжить разговор. Помните, подобное правило должно применяться и к вашему хамству по отношению к ребенку… Или о себе вы предпочитаете говорить «воспитательный тон»? Подумайте, не живете ли вы в мире двойных стандартов? Это очень важный момент для построения гармоничных отношений с детьми.
Ну, и пара общих рекомендаций — они помогут в любом случае:
- Проводите с ребенком больше времени. Знаю, как это сложно, времени нет совсем, но подростку сейчас это необходимо!
- Следите за своей речью, ее наполненностью и наличием в ней агрессивных или потенциально агрессивных форм и фраз.
Почему быть одному — нормально
А что вы, мои взрослые собеседники, думаете об одиночестве? Каково вам находиться в этом состоянии? Быть одному и быть одиноким — это ведь разные вещи.
Поверьте мне на слово: все будет хорошо. Уже потому, что вы читаете эту статью, можно сказать, что вы — хороший, заботливый и внимательный родитель.
А оставаться одному, проводить время в одиночестве для подростка — вариант нормы.
Хотя бы потому, что задача подросткового возраста — ответить на вопросы: «Кто я? С кем я? Куда я иду?» Согласитесь, размышлять на такие темы и принимать решения лучше вне компании. Да и компанию подростку свойственно менять именно для того, чтобы ответить на вопрос: «Мои люди. Кто они?»
Что делать, чтобы стать ближе
Но как же можно думать о себе, когда я соскучилась по своему ребенку, а он здесь, в соседней комнате, а его даже обнять нельзя?
Да. Согласна. Невозможно думать ни о чем.
И единственно правильное решение в этой ситуации — постучать в дверь комнаты сына или дочери, попросить разрешения войти, и сказать:
«Мне очень хочется тебя обнять. Когда захочешь пообщаться, приходи на кухню, я чай пью».
Это все, что мы можем сделать здесь и сейчас.
И если повезло, если подросток вышел из своей «берлоги», то говорить с ним надо не о школе/внешнем виде/ужасных друзьях, а о том, что сейчас происходит в вашей жизни (прочитала книгу, посмотрела кино, гуляла, думала, поняла, на работе интересный проект).
Как бы это ни было странно, но именно о подростковом одиночестве написано не так много статей и тем более — научно-популярных книг. А тема ведь очень острая. Но у нас с вами есть художественные книги и фильмы тоже. В сети можно найти уже сформированные списки.
Я же обращу ваше внимание на книгу (фильм тоже хорош) Фоер Джонатан «Жутко громко и запредельно близко» и кино «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Обычно я рекомендую читать и смотреть их вместе с детьми, но, поверьте, даже если ваш подросток к вам не присоединится, время, которое вы проведете за чтением книги и просмотром фильма, пойдет на пользу вам-родителю. . Итак, если вы исключили негативный сценарий, то, соприкасаясь с одиночеством, которое проживает ваш ребенок, наберитесь терпения
Расти всегда нелегко, а местами и больно. Нашим детям надо пройти через это, чтобы стать взрослыми, которые сделают наш мир лучше
Итак, если вы исключили негативный сценарий, то, соприкасаясь с одиночеством, которое проживает ваш ребенок, наберитесь терпения. Расти всегда нелегко, а местами и больно. Нашим детям надо пройти через это, чтобы стать взрослыми, которые сделают наш мир лучше.