Неадекватное поведение вашего ребенка в школе

Причины

К факторам, провоцирующим неадекватное поведение подростков, относятся:

  • Наследственная предрасположенность – особенности родителей, а также воздействие на плод неблагоприятных факторов среды (вредные привычки матери, условия труда и другие).
  • Социальные и экономические – бытовая неустроенность семьи, семейные конфликты, низкий социальный уровень родителей и малый доход.
  • Непосильные нагрузки – физическое и психоэмоциональное переутомление, связанное с большими объемами заданий в школе либо дополнительными занятиями.
  • Физиологические особенности – физические изъяны, недостатки внешности, дефекты умственного развития, которые приводят к сложностям в адаптации в коллективе, неприятию среди окружающих, тем более сверстников.
  • Психические отклонения – заболевания, нервные и психические расстройства, низкий порог возбудимости.
  • Психологическое воздействие – давление и упреки со стороны родителей, излишняя строгость или вседозволенность, личные особенности характера (перфекционизм либо эгоизм, равнодушие).

Психология подростка 14 лет: советы родителям

Роль родителей для 13–14 летнего ребенка огромна. Именно они способны сделать так, чтобы чувство ответственности у чада ясно увязывалось с наградой или наказанием. Родители могут стать тем «конструктивным началом» жизни тинейджеров, которое поможет постепенно приобрести самоуважение, избавит от желания бороться со взрослыми.

Главное, не скатиться к злобному неприятию ребенка, начать видеть его исчадием ада, которое специально только делает, что вредит. Нужно научиться слышать подростка, идти на разумные компромиссы. Тогда постепенно удастся вновь вернуть утраченный авторитет.

Неэффективная суицидологическая помощь

Следует заметить, что существующая у нас в стране система суицидологической помощи в значительной степени устарела и не соответствует требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики.

В большинстве своем суицидологические службы (а в некоторых регионах их вообще нет) не имеют детско-подросткового звена, а это — особая работа, особые подходы. Зачастую родителям ребенка попросту некуда обратиться, даже если они заподозрили суицидальную опасность у своего ребенка.  Поэтому требуется реформа всей системы суицидологической помощи с обязательным введением детско-подросткового звена.

Как определить суицидальный риск у ребенка: памятка для родителей

Главным признаком суицидального риска является то, что у ребенка (подростка) без каких-либо причин изменяется поведение (как говорят мамы, «словно подменили», «стал совсем другой»). Основные изменения поведения следующие:

— Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает  односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.

— Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.

— Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.

— Употребление психоактивных веществ.   Подросток, который в жизни не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.

Помимо этого существуют и так называемые лингвистические индикаторы суицидального риска.  К ним относятся:

  • прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
  • ослабление или выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания или представления;
  • специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность  интонаций.

Появление таких особенностей должно насторожить родителей. Первое, что следует делать в таком случае —  найти возможность откровенно  поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь. Такой разговор будет иметь эффект, если  существует хотя бы малая степень доверительности в отношениях с родителями. А она создается, как я уже говорил, в раннем детском возрасте. Если у подростка эта доверительность исчезла, и отношения носят формальный характер, то ребёнок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту, квалифицированному психологу, занимающемуся именно детьми и подростками.

Я бы только не советовал искать психолога (психотерапевта) по объявлениям: у нас масса неквалифицированных людей и даже шарлатанов, подвизающихся под этой маркой. Не следует бояться обращения к детско-подростковому психиатру в обычный психоневрологический диспансер, куда не нужно  никаких направлений. Для начала туда можно прийти маме или папе без ребенка, поговорить, посоветоваться, и совместно решить, как поступать дальше. Наконец, существуют анонимные Телефоны доверия, куда может позвонить любой родитель, да и сам подросток

Поэтому важно, чтобы дети и подростки знали этот номер, и в каких случаях по нему звонить

Возможные причины

Пока девочка еще совсем маленькая, она не задумывается над тем, как выглядит. Ребенку достаточно того, что родители восхищаются ей, называют красавицей, маленькой принцессой

По мере взросления, в частности, когда наступает подростковый период, девочка замечает, что кто-то выглядит красивее, чем она, что на других девочек мальчишки обращают внимание, а на нее нет. В это время от ребенка можно услышать фразу «считаю себя некрасивой»

Иногда всему виной то, что родители излишне критиковали ребенка, снизили самооценку. Не исключено, что в школе дети могли начать дразниться, если у девочки имеются какие-то особенности, что делают ее непохожей на других. Например, большие уши или родимое пятно, неровные зубы, лишний вес. Девочка может считать себя некрасивой, потому как смотрит журналы моды или показы модной одежды по телевизору

Она обращает внимание на то, как выглядят модели и как она. Девочка считает, что они идеальны, а она не такая, значит, некрасивая

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком — акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная. Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно

Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:

  • Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
  • Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.

Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения. Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить. Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.

Советы родителям

Когда Вы замечаете, что дочка стала считать себя некрасивой, самое время вмешаться. Данную проблему нельзя оставлять без внимания, иначе у девочки возникнут серьезные комплексы, которые будут отравлять ей жизнь и сейчас, и во взрослом возрасте.

Не пытаетесь убедить дочку в том, что внешность не должна стоять на первом месте, она Вам не поверит. Необходимо понимать, что подростку красивая фигура, лицо позволяют заслужить авторитет среди ровесников, повысить самооценку, быть в центре внимания у мальчишек. Можно попробовать поговорить с дочкой, попытаться разобраться во внутренних причинах, которые повлияли на внешние недостатки. По мнению психологов, например, возникновение прыщей на лице , это не только проявление гормональных перестроек в организме, но и внутреннее стремление ребенка уединиться от окружающего мира, избыточный вес не только проявление отклонений в эндокринной системе, но и сигнал, который указывает на потребность ребенка сделать счастливее свое окружения посредством ущемление себя. Встаньте рядом с дочерью перед зеркалом, укажите на ее достоинства, привлекательные черты. Например, можно сказать, что у девочки длинные ресницы, красивые волосы, улыбка. Это позволит повысить, как настроение, так и самооценку ребенка. Необходимо найти образцы моды разных столетий, показать ребенку, что эталоны красоты не всегда одинаковые, что в былые времена ценились полные женщины. Также можно подготовить список знаменитостей, которые имели незаурядную внешность, и при этом многого добились. Дочери можно обновить гардероб. Если в ее фигуре имеются какие-то недостатки, то можно подобрать одежду, которая сможет выгодно все скрыть. Например, полноту можно минимизировать посредством вертикальных полосок на одежде, объем груди можно визуально увеличить при помощи рюшек. Отправьтесь с девочкой на фотосессию. В подростковом возрасте барышни любят позировать на камеру. Необходимо подобрать определенные позы, которые смогут подчеркнуть достоинства ребенка. Самые удачные фотоснимки нужно распечатать и украсить ими комнату девочки. Если барышня уверена, что она некрасивая по причине того, что носит очки, то можно их заменить линзами

Важно показывать дочери, что Вы ее любите такой, какой она есть. Не забывайте хвалить девочку за ее заслуги

Если у ребенка явная проблема с внешностью, не стесняйтесь, идите на прием к врачу. Специалист посоветует диету, скажет, как исправить прикус, какие физические нагрузки нужны ребенку с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Причины непослушания детей

Родители излишне активных детей задаются вопросом, является ли такое поведение нормой или это какое-то отклонение в развитии крохи. Если ребенок в 5 лет неуправляем, психологи советуют постараться разобраться в мотивах поведения малыша. Причина может быть скрыта как в психических отклонениях, так и в банальном дефиците родительского внимания.

Гиперактивность

Здоровый ребенок всегда подвижный и активный — это является нормой. Однако, если он не в состоянии сосредоточится на словах взрослых, не слушается и даже во время игры отвлекается на посторонние вещи — это гиперактивность, что является отклонением от нормы. Разница между активным и гиперактивным малышом заключается в том, что активные дети доводят до конца задуманное и четко отвечают на вопрос, зачем они так поступили. Гиперактивный не в состоянии объяснить мотивы своего поведения.

Возможные причины гиперактивности детей:

  • генетическая предрасположенность;
  • биологические отклонения;
  • психосоциальные факторы.

Гиперактивность объясняется родовыми травмами головного мозга, патологиями внутриутробного развитием плода либо наследственной предрасположенностью. Все очень индивидуально и диагноз должен ставить компетентный специалист.

Дефицит внимания взрослых

Темп жизни взрослых и их постоянная занятость своими проблемами часто приводит к появлению у малыша осознания своей ненужности. Чтобы как-то напомнить о себе карапуз начинает вести себя не так, как остальные дети. Он капризничает, шумит, разбрасывает игрушки и совершенно не слушается. Все его поступки направлены на привлечение внимания взрослых и как только он этого добивается, он успокаивается.

Дети нуждаются в любви и ласке, потому родителям нужно уделять внимание капризам детей, ведь на ровном месте они не возникают. Если малыш, будучи здоровым психически, часто скандалит и закатывает истерики — он испытывает дефицит внимания со стороны взрослых

Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять — и его психологическое состояние придет в норму.

Важное

Ни в коем случае нельзя  считать, что если ребенок говорит о собственном самоубийстве, то это шантаж, с помощью которого он хочет чего-то добиться. К сожалению, такая точка зрения очень часто встречается у родителей. С подростками нужно вести себя гибко, а не «ломать через колено».

Могу привести один трагический случай, произошедший несколько лет назад.  У мамы —  очень целеустремленной, правильной, но жесткой  и авторитарной, были натянутые отношения с дочерью – подростком лет 15-ти. Очередной конфликт возник, когда девочке надо было куда-то идти, а мама не пускала. Слово за слово, эмоции накалились. Девочка сказала, что если мама ее не пустит, она выбросится из окна (а жили они высоко). Мама, считая, что это шантаж, и она не позволит  собой манипулировать, подошла к окну, распахнула его и сказала: «Ну что же, прыгай». Она была уверена, что сразу «собьет всю дурь». Девочка подошла к окну и… выпрыгнула. Фактически мама сама спровоцировала совершение самоубийства до которого, может быть, девочка и не дошла бы…

При любом  подозрении  о риске суицида,  к любым словам ребенка или подростка, касающимся этого, нужно относиться максимально внимательно. Лучше ошибиться, пытаясь сохранить жизнь, нежели наоборот.

Подготовила Оксана Головко

Когда и почему появляется неуверенность?

Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.

Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.

Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка

Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка

Об этом важно помнить.

Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.
Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.

Уверенный ребёнок – какой он?
Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.
Качества, характерные для уверенных в себе детей

Способность быть лидером.
Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки

Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку

Умение нормально воспринимать критику.
Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.
Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.

Может защитить себя и других.
Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию

Признаки психических расстройств у подростков

Именно в подростковом возрасте начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы. Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на психические расстройства у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Особенности воспитания девочки в переходном возрасте

Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца

Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.

Изменения во внешности

Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.

Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку

Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней

Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.

Сексуальность и готовность к сексуальной жизни

Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.

Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.

Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир

Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит

Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.

Узнать о типичных ошибках родителей при разговоре с ребенком о сексе, вы можете из нашей статьи: Как объяснить ребенку, как появляются дети?
 

Изменения в мышлении девочки

Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.

На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.

Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным

Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть

Изменения в отношениях с родителями

Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.

Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности

Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.

Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке

Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.

Узнать об особенностях подросткового возраста и о том, с чем связаны сложности в воспитании, вы можете из нашей статьи: Воспитание подростков: типичные ошибки родителей
 

Симптоматика

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены. На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: