Детская депрессия

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона “стресса” (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов, которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. “зимних” депрессий.

Лечение подростковой депрессии

Важно понимать, что депрессия – это серьезное заболевание, которое должны лечить специалисты. Не нужно пробовать решить эту проблему самому, особенно если она начала иметь прогрессирующий характер

Депрессивное состояние разрушает хрупкую психику подростка, поэтому не стоит надеяться, что проблема решится сама собой. Психотерапевт, психиатр проведут необходимые тесты, исследования, проанализируют выраженные симптомы и назначат необходимое лечение. Терапевтическая программа состоит из таких компонентов:

  • психологические тесты, терапевтические исследования, лабораторные анализы, неврологическое обследование;
  • витамины, антидепрессанты, гормоны при необходимости, иммунокорректоры, обезболивающие и стимулирующие препараты;
  • психотерапевтические индивидуальные и групповые занятия.

При легкой форме депрессии подросток должен оставаться в своем привычном режиме, посещать школу, заниматься повседневными делами. Лечение тяжелых случаев депрессивного состояния с попытками суицида происходит только в специализированных учреждениях под постоянным контролем. Квалифицированные специалисты назначат оптимальный вариант терапии, которая будет направлена на то, как выйти из депрессии. Иногда бывает достаточно курса психологических консультаций, чтобы выявить основные проблемы подростка, научить его бороться с негативными мыслями и контролировать себя. Если ситуация в семье сложная, то такие консультации отдельно проводятся и с родителями подростка

Если в семье были родственники, которые страдали от депрессии или какого-либо другого расстройства, важно рассказать об этом лечащему врачу

Чтобы вывести подростка из глубокого депрессивного состояния, часто назначают антидепрессанты. Любые препараты можно принимать только по назначению врача, чтобы избежать негативных последствий. Механизм их действия заключается в выравнивании в организме подростка количества дофаминов, серотонина и норадреналина. Нехватка именно этих веществ и приводит к возникновению и развитию депрессивного состояния. Лечение антидепрессантами у подростков еще до конца не изучено, поэтому прежде чем начать их принимать, необходимо хорошо все взвесить. Эти медикаменты небезопасны для молодого организма, поэтому выбор препарата и дозы должен совершаться только квалифицированными специалистами. Дело в том, что выводить подростка из депрессии с помощью антидепрессантов нужно очень аккуратно, так как в первые два месяца их прием может увеличить риск самоубийства. Антидепрессанты имеют свойство давать побочные эффекты также в виде нарушений сна, повышенной усталости, сонливости, привыкания к ним. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением! Это очень опасно для здоровья подростка!

Пациенты должны находиться под постоянным контролем, и при усугублении их состояния необходимо пересмотреть лечение. Для того, чтобы выводить подростка из тяжелой депрессии, успешно используются антидепрессанты последних поколений с минимальным количеством негативных побочных эффектов: «Пиразидол», «Азафен», «Амитриптилин». Также успешно применяются растительные седативные препараты и транквилизаторы, такие как: «Тенотен», «Адаптол», настойки пиона, пустырника, валерианы. Наиболее успешным способом лечения депрессии у подростков является комбинированный метод, когда вместе с приемом медикаментов применяется психотерапия.

Намного быстрее выходят из депрессивного состояния подростки, которых со всех сторон окружают вниманием, обеспечивают поддержку и принятие вне зависимости от создавшейся ситуации. Рациональное питание, здоровый образ жизни, физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, положительные эмоции, здоровые отношения в семье и с друзьями, занятие любимыми делами гарантируют мягкость протекания подростковой депрессии

Подростки могут быть выведены из депрессивного состояния намного быстрее, если в семье будет положительная атмосфера любви и взаимопонимания.

Клиническая картина

Отличительными особенностями развития заболевания у детей и подростков является то, что в начале заболевания длительное время симптомы, странности в поведении могут быть приняты за трудности характера, «переходный период» во время пре- и пубертатного возраста, неправильное воспитание и капризность.

У пациентов отмечаются такие симптомы, как чрезмерное страдание, выраженная грусть без причины, печаль, тоска или тревога, потеря интересов и удовольствия к повседневной жизни, самообвинение и безнадежность. Часто также отмечаются нарушение сна и аппетита вплоть до полного отказа от приема пищи. Пациенты отличаются заторможенностью мышления и движений. Некоторые пациенты предъявляют жалобы на боли в разных частях тела (чаще в области живота и головы). Такое состояние продолжается от несколько недель до нескольких месяцев и лет.

Ухудшение настроения при длительном течении заболевания может приводить к состоянию полного психофизического бессилия. При выраженных нарушениях возможны попытки самоубийства.

К проявлениям депрессии у детей относятся энурез, запоры, тики, навязчивости, возможны галлюцинаторные эпизоды. Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, возможно наличие неестественной улыбки. При длительном течении заболевания появляется сутулость, замедляется походка либо возможно развитие беспокойства.

У депрессивных детей, как правило, наблюдается потливость, колебание артериального давления, снижение массы тела, дискинезии, нарушение пищеварения.

Почему возникает депрессия

Как и любое расстройство, депрессия не возникает просто так. Существует целый ряд предпосылок и поводов её возникновения. Мы приводим самые популярные из них.

  • Гормональные сбои в организме очень часто влекут за собой возникновение тревоги, нервозности и злости. Это самая распространенная из всех причин возникновения психологических расстройств у подростков.
  • Изменение приоритетов, несоответствие ожиданий с реальностью, излишняя категоричность в суждениях.
  • Тяжелая обстановка в семье, конфликты между членами семьи, развод родителей, отсутствие внимания со стороны взрослых, тяжелая болезнь или смерть близкого человека.
  • У прекрасной половины в этом возрасте может проявиться большое количество комплексов, очень часто девочки считают себя крайне непривлекательными внешне, что вызывает переживания и дискомфорт.
  • Материальное благополучие семьи, в которой растет подросток. Невозможность путешествовать, отсутствие современных девайсов или модной одежды.
  • Личные переживания и внутренние конфликты могут стать причиной депрессии. Это может быть безответная влюбленность, расставание с молодым человеком или девушкой. Кроме того, причиной стресса может стать начало половой жизни. Особенно, если первый опыт вызвал разочарование.
  • Плохие оценки и снижение успеваемости также может оказать негативное влияние на психологическое состояние подростка, он захочет отделиться от всего мира и замкнуться в себе.
  • Чувство вины у подростка перед окружающими, которое может возникнуть в том случае, если родители крайне много от него хотят.
  • Данный вид психологического расстройства может передаваться из поколения в поколение, поэтому если в роду были люди, страдающие от депрессии, то вполне вероятно, что это может передаться и вашим детям.

Чаще всего бывают ситуации, когда несколько причин накладываются друг на друга и создают весьма печальную картину.

Лечение депрессии у ребенка

Серьезному лечению должны подвергаться депрессивные состояния, которые сопровождаются мыслями о самоубийстве, поскольку нередко дети желают воплотить свои замыслы. Если же вести речь о других формах депрессии у ребенка, то следует знать о том, что он самостоятельно не будет способен справиться с ним. Ему все равно нужна помощь и лечение.

Тяжелые формы депрессии лечатся в стационаре. Легкие формы лечатся в домашних условиях, где образ жизни не меняется: он все так же учится, делает домашние дела, занимается покупками.

Медикаменты прописываются строго врачами. Здесь активно применяется Адаптол, который оказывает широкое воздействие:

  • Нормализует сон.
  • Устраняет соматические нарушения.
  • Улучшает настроение.
  • Вырабатывает устойчивость к нагрузкам.

Другим препаратом является Тенотен, который:

  1. Снижает чувство тревоги.
  2. Улучшает сон.
  3. Нормализует аппетит и работу памяти.
  4. Улучшает концентрацию внимания.

Тяжелые случаи лечатся антидепрессантами под контролем врача.

Основная часть работы направлена на улучшение климата в семье. Родители должны направить свои силы на то, чтобы:

  • Повысить самооценку своему ребенку.
  • Принять его нужды и желания.
  • Помочь научиться справляться с трудностями.
  • Помочь выражать свои чувства.
  • Помочь влиять на сложившуюся ситуацию.

Причины возникновения депрессии у детей

Наследственность. В этом случае родители закладывают в организм ребенка своеобразный ген хронической усталости. Напрасно данному вопросу уделяется мало внимания, потому что наследственность — важная составляющая в формировании любого малыша.

Внутриутробные патологии. Ошибочным будет то утверждение, что организм ребенка начинает подвергаться факторам риска исключительно после его появления на свет. Инфекции и гипоксия плода могут стать впоследствии серьезным толчком для развития детской депрессии.

Тяжелая семейная обстановка. Далеко не каждый ребенок сможет спокойно реагировать на скандалы между папой и мамой. При этом вероятна ситуация, когда в неполной семье родитель начинает активно устраивать свою личную жизнь, ущемляя интересы малыша. Детская душа очень часто излишне ранима, поэтому экспериментировать над ней не стоит.

Родители-тираны. Как ни печально это звучит, но порой самый страшный враг для детской несформировавшейся личности именно данный фактор. Причиной подобного может стать деспотичный характер родителей, которые, как им кажется, очень удачно создают из своего ребенка идеал. В итоге они получат не совершенную личность, а искалеченную детскую судьбу. Бывает и так, что родители просто не умеют любить. У них самих есть травмы из детства, у них самих были такие же родные. Поэтому примера любящей семьи и правильных отношений с малышом нет.

Отсутствие родительского внимания. Чрезмерная забота бывает раздражающим фактором для маленьких личностей, но полное ее отсутствие — это уже прямой удар по психике ребенка. Нам нравится, когда о нас заботятся и любят, что вполне нормальное явление для каждого человека.

Не восприятие детским коллективом

В любом возрасте бывает важно общественное мнение, потому что оно часто формирует нашу жизненную позицию. Взрослому человеку проще избежать подобного, но малышу бороться с невосприятием ровесниками становится проблематичным

Мнимые и реальные лидеры в любом сообществе — прямая угроза для несформировавшихся личностей с более тонкой душевной организацией.

Эмоциональное потрясение. Горе, острое разочарование в близких становятся серьезными провокаторами начала депрессии у детей. По своему психологическому развитию они еще не готовы к подобным суровым жизненным ситуациям, которые способен с достоинством перенести далеко не каждый взрослый.

Проблемы в школе. Частая смена учебных заведений или конфликт с некоторыми преподавателями в силах запустить механизм депрессии у ребенка. Школа — это место, где он проводит довольно большое количество времени, поэтому неприятности в ней являются угрожающим фактором при описываемой проблеме.

Смерть домашнего любимца. Кошки, собаки, попугаи и даже рыбки часто бывают очень значимы в жизни ребенка. В этом случае гибель питомца может крайне негативно отразиться на состоянии детской психики, давая повод для начала депрессии.

Хроническое заболевание. Все мы привыкли к тому, что в детском коллективе наше любимое чадо может подхватить какую-нибудь инфекцию. Все обстоит хуже при тяжелой болезни, которая мешает ему наслаждаться счастливым детством. Депрессия при этом — болезненная реакция организма на происходящее.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

– сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

– потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

– прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

– нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

– психомоторное торможение или возбуждение;

– длительную потерю аппетита;

– состояние бессилия, ежедневная усталость;

– чувство стыда, озабоченности, вины;

– снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

– мысли о суициде;

– перемены в поведении (не желание общаться).

Симптомы депрессивного состояния

Один из главных признаков депрессии – снижение или полное отсутствие интереса к привычным и повседневным делам. Этот симптом появляется первым, присутствует до полного излечения.

Как проявляется депрессия у подростков:

  • ребенок начинает хуже учиться, часто прогуливает школу;
  • аффективные признаки – подавленное настроение, апатия, что часто выражается в виде повышенной раздражительности;
  • искажение мышления, склонность к поспешным выводам, пессимизм, ожидание негативных последствий;
  • ангедония – социальная замкнутость, отсутствие интереса к жизни, неспособность получать удовольствие от любимых ранее вещей и занятий;
  • синдром дефицита внимания;
  • трудности в принятии самостоятельных решений, сложности с концентрацией;
  • отсутствие или заметное увеличение аппетита;
  • бессонница, постоянное желание спать;
  • вспышки гнева и агрессии, плаксивость, беспричинное возбуждение;
  • чувство вины, ощущение собственной бесполезности, беспомощности;
  • мысли о самоубийстве, попытки суицида.

Депрессия может проявляться в виде соматических признаков – мигрень, нарушение стула, мышечная слабость, сердечные и желудочные боли, зуд, кожные высыпания.

Вопрос 14. Понятие интеллекта. Способы оценки интеллекта и степени его снижения. Олигофрения /определение, причины возникновения, степени/. Проблема социально-трудовой адаптации при олигофрении.

Интеллект
– это интегративная функция мозга,
включающая комплекс процессов высшей
нервной деятельности, обеспечивающих
человеку решение теоретических и
практических задач.

Интеллект
характеризуется:


памятью,


мышлением,


суммой знаний и умений,


возможностью приобретения новых знаний
и умений.

Экспериментально-психологические
исследования:


функций памяти и мыщления,


задачи на счетные операции, на обратный
счет,


вопросы на различие, обобщение,


объяснение пословиц и поговорок,


определение понятий.

Степени
снижения интеллекта:

1.
Идиотия

2.
Имбецильность /умственный возраст 3-7
лет/

3.
Дебильность /умственный возраст 8-12 лет


глубокая,


умеренно-выраженная,


легкая.

/Методичка
по общей психопатологии, с.81-88/

Что это такое

Детская и взрослая депрессия – серьезное , главным проявлением которого является не только плохое настроение на протяжении долгого времени, но и утрата способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось. Настоящая клиническая депрессия имеет характерные симптомы, а потому выявить ее несложно. Нужно понимать, что депрессия у детей – явление не такое частое. Обычно она носит ситуативный характер и является временной реакцией детской психики на неблагоприятные события. Клиническая депрессия, склонная к тому, чтобы перейти в хроническую, пожизненную, обычно начинается в подростковом возрасте, то есть с 11-12 лет и старше.

Депрессию психиатры относят к группе аффективных расстройств. Она неплохо поддается лечению, если помощь будет оказана своевременно.

Само слово произошло от латинского «давить». Именно подавленное состояние и отличает детей с депрессией от ровесников. В общей массе детских психических расстройств депрессии отводится около 15%. В последнее время детские психиатры бьют тревогу – случаи истинной детской депрессии стали встречаться все чаще. Так, у детей в возрасте до 3 лет распространенность болезни – около 0,7% от общего количества детей, а уже к подростковому возрасту распространенность доходит до 23%.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. “социального отступления” у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды “мятежа” и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы, характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:- постоянное состояние печали (уныния);- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);- “социальное отступление” (например, желание ограничить число социальных контактов);- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;- пониженный или повышенный аппетит;- чувство постоянной усталости;- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается  на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Что провоцирует / Причины Депрессии у детей:

Депрессия распространяется в семьях. Чаще всего у детей с депрессивным расстройством такому же расстройству подвержены родители. Также есть тенденция: у родителей с депрессивным расстройством, скорее всего, будут дети с депрессией. Насколько важную роль играет генетическая и средовая передача, наверняка не известно. Близнецовые исследования выявили умеренный уровень наследуемости, но в исследованиях приемных детей эта тенденция подтверждения не получила.

Есть небольшое количество данных, указывающих, что генетическая наследуемость может влиять на восприятие ребенком негативных событий в жизни, что влияет на депрессивные расстройства.

Лечение депрессивного расстройства поведения у детей

  • Психотерапия.
  • Биологическая обратная связь.
  • Медикаментозная коррекция.

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

Основные лекарственные препараты

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

  • Лития карбонат (седативное средство). Режим дозирования: при маниакальных состояниях внутрь, начиная с 0,6 г в день с постепенным повышением дозы в течение 4-5 дней до 1,5-2,1 г в 2-3 приема; в профилактических целях — 0,6-1,2 г в сутки, под контролем концентрации препарата в крови.
  • Флуоксетин (антидепрессант). Режим дозирования: при депрессивном состоянии начальная доза внутрь составляет 20 мг/сут. в первой половине дня, независимо от приема пищи. При необходимости доза может быть увеличена до 40-60 мг/сут, разделенных на 2-3 приема (на 20 мг/сут. еженедельно). Максимальная суточная доза — 80 мг в 2-3 приема. Клинический эффект развивается через 1-2 недели после начала лечения, у некоторых пациентов он может достигаться позже.
  • Амитриптилин (трициклический антидепрессант). Режим дозирования: при энурезе детям старше 6 лет — 12,5-25 мг перед сном (доза не должна превышать 2,5 мг/кг массы тела ребенка).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector