Как формируется?
Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.
Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой
Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло
Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.
Самооценка у детей и подростков
Для абсолютно всех людей самооценка является важнейшим критерием, который позволяет личности развиваться правильно. А в пубертатном периоде ее значимость еще больше возрастает. В случае наличия адекватной самооценки подростка, его шансы на успех увеличиваются. Какие критерии адекватности? Если подросток способен оценить собственный потенциал объективно, если он в состоянии осознать, какое положение он занимает в группе сверстников и в социуме в целом
К сожалению, не все родители осознают важность самооценки и ее уровня для личностного роста, развития, дальнейшей успешности детей. Поэтому они не стараются понять, как правильно воспитывать ребенка, чтобы у него самооценка была адекватной
В самом раннем детстве самооценивание у малыша находится на должном уровне. Однако постепенно взрослея, он начинает понимать, что для своих родителей самое главное существо, а мир он считает созданным для себя. Отсюда и появляется завышенная самооценка. До достижения малышом школьного возраста самооценка более или менее адекватная, так как он сталкивается с реальностью окружающей среды и начинает осознавать, что он во вселенной далеко не единственный и понимает, что других детей тоже любят. Только, когда дети достигают среднего школьного возраста, возникает потребность коррекции и вырабатывания адекватной самооценки у них, так как у некоторых она может просто зашкаливать вверх, а у других – вниз.
В раннем детском возрасте на развитие у малыша самооценивания воздействовали, в основном, родители, воспитатели и учителя. В более старшем школьном возрасте на передний план выходят ровесники. В этом периоде хорошие отметки играют второстепенную роль, а становятся более важными личные качества, такие как общительность, умение выражать свою точку зрения или отстаивать позиции, способность дружить и т.д.
В этом возрасте взрослые должны помочь подростку правильно трактовать его желания, чувства, эмоции, акцентировать внимание на положительных чертах характера и избавиться от негативных качеств личности. Поэтому выделять только лишь успеваемость – не является правильным
У детей среднего школьного возраста самооценка может характеризоваться полярностью, что выражается в крайностях. Так, например, у ребенка-лидера класса самооценка будет чрезмерно завышенной, а у ребенка-аутсайдера – совсем низкой.
Для формирования адекватной самооценки или коррекции уже существующей завышенной или заниженной, родителям требуется оказывать ребенку помощь и поддержку. Они должны доверять своим детям и относиться к ним справедливо. Следить за тем, чтобы в воспитании не прослеживались двойные стандарты. Подростку требуется уважение родителей. Взрослым рекомендуется избегать тотального контроля над ребенком, но в то же время следует проявлять искренний интерес к его увлечениям. Также нужно уважать мнение и позицию своего ребенка.
Уровень притязаний и самооценивание подростков-старшеклассников являются результатом взаимоотношений с ровесниками. Если подросток – лидер по характеру или, наоборот, аутсайдер, то ожидать формирования у него адекватной самооценки не следует. Фавориты класса обладают способностью преобразовывать собственные недостатки и ошибки в достоинства, тем самым подавая пример другим детям. Это возносит их на значительную высоту, но ведь падать с нее рано или поздно придется, что будет очень больно для подростка. Поэтому до ребенка нужно постараться донести, что немного здоровой самокритичности ему не помешает. Родители должны четко осознавать, что незаслуженная или чрезмерная похвала ведет непосредственно к появлению нарциссизма.
Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о суициде
Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее
И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.
Как справиться с заниженной самооценкой
Первое, что следует знать, чтоб побороть низкую самооценку – наши слова и мысли обладают серьезной силой. Имея негативное представление о своих возможностях, вы действительно начинаете хуже стараться. Перестройтесь на позитивное мышление, это действительно работает.
Исправляем мнение о себе на физическом уровне
Не знаете, что делать, если низкая самооценка? Взгляните на себя в зеркало. Скажите себе: «я красив». Не верите? Попробуйте вот что:
- Расправьте плечи, спину.
- Широко раскройте глаза.
- Если вы хмуритесь, приподнимите брови.
- Вспомните предмет или человека, который вызывает у вас радость. Искренне улыбнитесь.
А теперь посмотрите, как вы преобразились. Хмурые мысли отражаются на нашем лице, превращая нас из симпатичных людей в непривлекательных. Каждое утро повторяйте себе: «Я красивый/ая». Продержитесь неделю, и вы увидите результат.
Учитесь принимать ошибки
Запомните: ваша ошибка в прошлом не связывает ваши руки навсегда. Каждый оступается, каждый терпит неудачу. На пути к цели может быть как 1-2, так и 10-20, 100 просчетов и неудачных попыток. Успешные люди не стали бы такими, если бы не умели преодолевать себя. Если вы ошиблись, не останавливайтесь и идите до конца.
Хвалите себя каждый день
Наверняка вы привыкли себя критиковать. Ищите положительные стороны, они у вас есть. Встали по будильнику с первого раза – уже достижение. Нельзя избавиться от заниженной самооценки, не хваля себя.
Низкая самооценка у мужчин и женщин: как бороться
Мужчины и женщины – противоположности. Но методы, как справиться с низкой самооценкой, у разных полов одинаковы. Соблюдайте следующие правила:
- тщательно следите за гигиеной;
- ваша одежда всегда должна быть выглаженной и чистой;
- чистота в доме – залог порядка в голове;
- находите время на любимые дела, хвалите себя за них;
- принимайте не только свои минусы, но и плюсы.
Не забывайте, что победоносный настрой – 50% успеха. Остальное за вами.
Summary
Article Name
Заниженная самооценка: как вернуть уверенность в себе?
Description
Заниженная самооценка человека. Как понять, что у мужчины, женщины или подростка низкая самооценка? Как вернуть уверенность в себе?
Удивительные факты о самооценке
Чтобы понять, насколько важна адекватная самооценка, психологи рекомендуют изучить факты, полученные в результате масштабных социологических исследований. Ниже составлен список некоторых наиболее важных и значимых выводов.
Мальчики-подростки с завышенной самооценкой почти в 2,5 раза чаще начинают заниматься сексом раньше, чем юноши с заниженной самооценкой. В то же время девочки с завышенной самооценкой в 3 раза чаще откладывают начало сексуальной жизни, чем девушки с плохим мнением о себе.
Низкая самооценка имеет тесную связь с совершением насилия, подростковой беременностью, самоубийствами, низкими академическими достижениями.
Около 45% девочек и 15% мальчиков в старших классах полагают, что их вес не соответствует стандартам, и пытаются похудеть, доводя себя до анорексии.
Семь из десяти девушек считают, что они недостаточно хороши и не соответствуют идеалам красоты, что приводит их к затяжной депрессии.
Отсутствие отца в семье, бедность и неблагоприятная домашняя обстановка негативно влияют на самооценку.
Чрезмерное попечительство над ребенком, выполнение родителями всех его желаний становится почвой для завышенного мнения о себе.
Люди с неадекватно высокой самооценкой не могут создать нормальных отношений с противоположным полом. Они склонны к издевательствам над своей второй половиной. Они чаще других разводятся с супругом по инициативе партнера.
Эти факты о неадекватной самооценке вызывают тревогу и уныние, но, к счастью, они не представляют всей картины. Существует много людей со здоровым чувством собственного достоинства, и они пользуются большими преимуществами. Лица с адекватным восприятием собственного «Я»:
- Менее критичны к себе и другим.
- Могут без усилий справиться со стрессом и избегают вредных побочных эффектов стрессовых ситуаций.
- Имеют меньшую вероятность развития расстройств пищевого поведения.
- Менее склонны чувствовать себя никчемным, виноватым, бесполезным.
- С большей вероятностью будут настойчивы в выражении и получении того, что они хотят.
- Способны строить крепкие, честные отношения.
- Могут принимать правильные решения.
- Способны быстро восстанавливаться, когда сталкиваются с разочарованием, неудачей и препятствиями.
Особенности формирования самооценки
Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст — это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:
- Мнение взрослых — чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
- Определенный жизненный опыт — у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок — неповторимая личность.
- Общение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
- Уровень умственного развития — используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.
Что такое «женская самооценка»?
Самооценка – умение оценивать себя, свои личностные характеристики и возможности по сравнению с другими людьми.
Обратите внимание
Самооценка не является врожденной способностью, она формируется еще в раннем детстве под влиянием близкого окружения и семьи. Именно от семьи и родителей в частности зависит, насколько объективно ребенок сможет оценивать себя и свои возможности.. Девочки, не получавшие в детстве достаточного количества внимания от родителей, чаще всего имеют заниженную самооценку, в результате чего не способны развить в себе такие необходимые качества, как целеустремленность и решительность
Если родители уделяли должное внимание воспитанию и развитию ребенка, то у него есть все шансы стать счастливым обладателем адекватной самооценки, а избалованные дети, росшие во вседозволенности, будут отличаться завышенной самооценкой
Девочки, не получавшие в детстве достаточного количества внимания от родителей, чаще всего имеют заниженную самооценку, в результате чего не способны развить в себе такие необходимые качества, как целеустремленность и решительность
Если родители уделяли должное внимание воспитанию и развитию ребенка, то у него есть все шансы стать счастливым обладателем адекватной самооценки, а избалованные дети, росшие во вседозволенности, будут отличаться завышенной самооценкой
Обратите внимание
Стоит отметить, что оценка – критерий субъективный и одна и та же ситуация, проанализированная разными людьми, будет выглядеть по-разному. Бывали случаи, когда вполне успешные женщины, имеющие крепкую семью и детей, считали себя полными неудачницами.. Если исходить из того, что адекватность оценки зависит от особенностей личности, то повысить самооценку может абсолютно любая представительница прекрасного пола
Если исходить из того, что адекватность оценки зависит от особенностей личности, то повысить самооценку может абсолютно любая представительница прекрасного пола.
Простые методики повышения самооценки
Самооценку можно и нужно повышать. Несомненно, придется упорно бороться с собой, но игра стоит свеч. Адекватная самооценка делает женщину более счастливой, позитивной и уверенной в себе.
Найдите причину проблемы
Заниженная самооценка не закладывается на генетическом уровне — ее развитие происходит под воздействием внешних факторов. В первую очередь нужно определить корень проблемы. Как бы то ни было, дальнейшая работа над собой будет куда эффективнее, если вы будете визуализировать проблему неуверенности в себе.
Перестаньте себя критиковать
Каждый человек имеет право на ошибку, и не надо упрекать себя за любой промах.
Перестав себя критиковать, вы получите сразу несколько плюсов:
- освободится энергия, которая тратилась на самокритику;
- вы сможете принимать себя и бросить все силы на достижение поставленных целей;
- активизируются сильные качества личности.
Подходя креативно к своим неудачам, вы научитесь получать из них пользу и иногда поворачивать ошибку в свою пользу
Кроме самокритики очень важно уметь правильно реагировать на критику со стороны окружающих
Чаще себя хвалите
Заведите себе хорошую привычку хвалить себя за мелкие удачи. Отмечайте каждую свою победу и проводите анализ, благодаря какой черте характера этого удалось достичь. Благодаря этому методу можно приобрести адекватную самооценку и развить полезные качества, при помощи которых можно прийти к успеху.
Учитесь отказывать
Безотказность и пониженная самооценка имеют причинно-следственную связь. Необходимо научиться отказывать личностям, которые ставят свои интересы выше интересов окружающих. Научившись твердо говорить: «Нет!», вы на автомате будете повышать свою самооценку. Вы начнете себя уважать и учиться отстаивать свои границы, что лежит в основе гармоничной личности. Можно даже записаться на курсы, где этому учат.
Создавайте вокруг себя позитивное окружение
Психологи неспроста советуют избегать общения с негативными людьми. Они способны подметить самую неприятную мелочь и непременно об этом напомнят. Постарайтесь сделать так, чтобы вокруг вас были только позитивные люди, которые видят только хорошее. Конечно, не всегда получится придерживаться этого совета, так как транслятором негатива может оказаться член семьи. В этом случае необходимо регулярно проговаривать, что не хотите, чтобы в ваших отношениях присутствовал негатив. Говорите людям то, что им может не понравиться. Замалчивать подобные вещи ни в коем случае нельзя.
Занимайтесь спортом
Вовсе не обязательно проводить каждый вечер за изнурительными тренировками в тренажерном зале. Возьмите за правило каждый вечер совершать прогулку или тренировку. Не бойтесь тратить время на занятия физической культурой. Каждый женщина, взявшая за правило уделять время пробежке, быстро заметит, что свободного времени удивительным образом становится больше. Дело в том, что спортивные занятия дают мощный энергетический заряд, и дела делаются быстрее.
Покиньте свою зону комфорта
Под грузом проблем женщины начинают быть зависимыми от собственных слабостей, которые дают им ощущение комфорта. Вредная пища, алкоголь, курение и другие способы утешить себя помогают закрыться в собственном уютном мире от внешних проблем. Только проблемы накапливаются вместо того, чтобы решаться. На подсознательном уровне она понимает, что закрылась от реальности, поэтому самооценка понижается со скоростью света. И есть только один метод, который способен действенно и быстро ее улучшить — покинуть зону комфорта и принять за решение проблем.
Используйте аффримации
В психологии существуют упражнения, способные повысить самооценку даже женщине, считающей себя полной неудачницей — это положительные аффримации. Это короткие фразы, в которых заложены позитивные установки. Их можно найти как в аудиозаписи, так и в текстовом варианте. Их нужно слушать, зачитывать вслух, учить наизусть. Такие установки нужно вспоминать в сложных жизненных ситуациях.
Какая самооценка у моего ребенка
Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?
Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.
Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.
В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.
Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)
Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.
Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)
Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:
- размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
- окружение «я» пустыми ячейками;
- окружение «я» животными или неодушевленными предметами.
В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.
Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)
Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.
Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.
Как избавиться от заниженной самооценки
Низкая или же преувеличенная оценка самого себя – суть фронт и аверс медали неприятия собственной личности. При маломальском неуспехе происходит немедленное преобразование завышенной самооценки в заниженную. Либо наоборот, пусть даже небольшой успех заниженную самооценку трансформирует в завышенную. В обоих случаях самооценка совершенно не соответствует действительному положению дел. Отсюда вывод – обе самооценки могут уживаться в одном человеке.
Чтобы избавиться от низкой собственной оценки стоит начать любить себя таким, как есть, со всеми недостатками и совершаемыми ошибками. Вместе с тем следует уразуметь, что, как и у всех людей, помимо недостатков имеются еще и добродетели. Примечательно, что контролирование своего внешнего вида, походки, манеры держаться, приводят к заметным улучшениям. Если вдруг заметили, что сгорбились, опустили взгляд под ноги, тут же разверните плечи, взгляните на мир открыто, улыбнитесь, вспомнив что-нибудь приятное, идите вперед, наслаждаясь каждым шагом, вдохом.
Для борьбы с низкой самооценкой следует научиться себя ценить, может помочь интенсивное чтение или занятие тем, что вызывает подлинное удовольствие, что действительно интересно. Возможно, необходима смена места работы, а если возможность такая отсутствует, то неплохо найти для себя увлекательное хобби.
Чтобы побороть заниженную самооценку, необходим самоконтроль и воспитание в себе целеустремленности, чему способствует каждодневная физическая активность, укрепляющая не только тело, но и дух. Благоприятное отношение к окружающим, любовь к ближнему, стремление не только получать от окружающих, но помогать им. Все это существенно влияет на улучшение самооценки и придает каждому человеку вес в собственных глазах. Чтобы измениться, стоит начать верить в себя, в свой собственный потенциал и возможности, избавиться от тягостных мыслей о своих недостатках.
Признаки, свидетельствующие о наличии проблемы
Такое состояние всегда отражается на мировоззрении и поведении индивида. Человек с заниженной самооценкой считает других более удачливыми, умными, привлекательными, чем он сам. Эта проблема берет свое начало еще в детском возрасте, когда воспитанием малыша занимаются родственники. В качестве ее основных признаков можно перечислить:
- Отсутствие уверенности в себе, собственных физических характеристиках, интеллектуальных способностях.
- Робость.
- Страх получить отказ.
- Боязнь быть отвергнутым.
- Чувство зависти к успехам окружающих.
- Страх показаться посмешищем в глазах других.
- Неумение защитить себя от оскорблений, несправедливых замечаний, нападок и так далее.
- Нерешительность.
- Неприятие собственной личности, самобичевание.
- Склонность обижаться по пустякам.
- Еще одним признаком заниженной самооценки является неумение устанавливать дружеские отношения. А если человек с подобной проблемой решает обзавестись семьей, то нередко вступает в брак с партнером, который оскорбляет и унижает его.
«Симптомы» низкой самооценки
Рассмотрим яркие симптомы заниженной самооценки:
- в поведении проявляется «обреченность»;
- склонность доверять не тому человеку, уступая ему и совершать невыгодный поступок для Вас;
- неудовлетворенность своими отношениями с окружающими людьми;
- чрезмерная чувствительность и уязвимость;
- повышенная тревожность и беспокойство в нестандартной новой ситуации;
- нерешительность в принятии решения;
- неуверенность в себе делать то, что многие делают без особых усилий;
- скованность и дискомфорт в присутствии других людей;
- воздержание от публичного высказывания своего мнения, даже в кругу близких Вам людей;
- чувство несчастности и обделенности;
- постоянное сравнение себя с другими, чтобы оценить уровень успеха или отношение к своей персоне.
Известный специалист доктор Мэрилин Соренсен, которая основала Институт Самооценки в США, считает, что низкая самооценка – это расстройство мышления. При этой «патологии» человек устойчиво убежден в том, что он неадекватен, неспособен, некомпетентен и непривлекателен. Такое мышление приводит к формированию эмоций и чувств, которые заставляют человека постоянно в себе сомневаться или отказываться менять что-то в своей жизни. К примеру, человек ходит на нелюбимую работу уже много лет. Такое пассивное отношение к самому себе является разрушительным.
Человек с заниженной самооценкой часто отказывается от выгодного предложения. Так, он будет продолжать ходить на нелюбимую работу и жить, как обреченный узник собственного разрушительного мышления.
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
- Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
- За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
- Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
- Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
- Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
- Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
- Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:
- Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
- Спокойно относиться к критике, без агрессии.
- Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Не наказываем:
- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
- Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после душевной или физической травмы.
- Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
- Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
- Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…
Низкая самооценка какая?
К огромному сожалению, родители не обращают внимания на уровень самооценки своего ребенка. А зря. При воспитании они руководствуются своей интуицией и примером своих родителей. Однако воспитывать ребенка так, как вас воспитывали родители, не следует. Возможно, их подход был не совсем правильным. И вашему ребенку он не подходит.
В результате неправильного подхода родителей к воспитанию ребенка могут сформироваться признаки низкой самооценки. Развивается тревожность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих. Такие признаки указывают на заниженный уровень самооценки человека.
Заниженная самооценка – это сложный симптоматический комплекс, который негативно влияет на жизнь человека.