Межгрупповые конфликты

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:

  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Деструктивный конфликт – он? какой

Конфликт являет собой противоречие интересов и взглядов отдельных людей или групп Психологи. лиц призывают научиться управлять конфликтом. В случае таком все стороны смогут высказать видение свое и прийти к консенсусу.

Деструктивное поведение неумением характеризуется адекватно воспринимать чужое мнение.

В случае этом есть два варианта ведения Деструктивный:

  1. конфронтации – индивид намерено обостряет конфликт, оскорбления на переходит и личности, излишне эмоционален, провоцирует агрессию на оппонента, усугубляя тем самым ситуацию.
  2. этом – в Конформистский случае человек подчиняется оппоненту оговорок без, даже если он с ним не согласен.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Особенности межличностных конфликтов

Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, – существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример – давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности (группы) потребностей можно рассматривать в качестве причины конфликтов.

Конфликт между личностью и группой

Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт. В качестве примера может выступать художественный фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), в котором главная героиня, Лена Бессольцева, вступает в конфликт с классом. Также ярким примером нонконформистского поведения в группе, провоцирующего конфликт, является трагическая судьба итальянского философа Джордано Бруно.

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

Виды противоречий

  1. Внутренние противоречия – столкновение интересов двух сторон, представленными отдельными индивидами, группами или организациями.
  2. Антагонистические – открытая враждебность, не предполагающая перемирия; неантагонистические – принятие компромиссов).
  3. Основные и неосновные противоречия;
  4. Объективные и субъективные противоречия.

В начале любого рода конфликте лежат противоречия, проявляющиеся в социальном напряжении, носят латентный и статический момент; конфликт – открытая форма столкновения. 

Социальный конфликт – стадия столкновения интересов индивидов, групп, институтов или организаций, которые увеличивают противоположные тенденции. Выражается в противоборстве индивидов или групп за пользование или владение блага. 

Виды межличностных конфликтов

Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:

  1. Горизонтальным, когда у участников равные права.
  2. Вертикальным, когда одна из сторон находится в подчинении.
  3. Смешанным. Такие противоречия часто возникают в организациях.

По значению бывают:

  • конструктивные или созидательные;
  • деструктивные или разрушительные.

Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:

  1. Ситуативные противоречия.
  2. Пролонгированные разногласия.

Конструктивный конфликт

Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:

  1. Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
  2. Внимательно относятся к аргументам оппонента.
  3. Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.

Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:

  1. Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
  2. В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
  3. При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.

Деструктивный конфликт

Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.

Возможные последствия такого общения:

  1. Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
  2. Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
  3. Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.

Признаки и формы конфликта между личностью и группой ↑

Как и любой конфликт, противостояние между личностью и группой имеет определенные признаки, среди наиболее ярких, можно выделить следующие:

  • притеснения и нападки со стороны участников группы;
  • нарушение личностного пространства;
  • агрессивное поведение;
  • отказ от коммуникации и взаимодействия;
  • возложение ответственности за неудачи.

Формы, в которых проявляется конфликт между личностью и группой встречаются самые разнообразные к ним можно отнести следующие:

  • использование санкций внутри конкретной группы;
  • абсолютное прекращение общения участников группы с индивидуумом;
  • высказывание резкой критики;
  • существенное ограничение общения;
  • эйфория, проявляемая со стороны конфликтующего.

Признаки и формы конфликта личностью между и группой ↑

Как и любой конфликт, между противостояние личностью и группой имеет определенные среди, признаки наиболее ярких, можно выделить притеснения:

  • следующие и нападки со стороны участников группы;
  • личностного нарушение пространства;
  • агрессивное поведение;
  • отказ от взаимодействия и коммуникации;
  • возложение ответственности за неудачи.

Формы, в проявляется которых конфликт между личностью и группой самые встречаются разнообразные к ним можно отнести использование:

  • следующие санкций внутри конкретной группы;
  • прекращение абсолютное общения участников группы с индивидуумом;
  • резкой высказывание критики;
  • существенное ограничение общения;
  • проявляемая, эйфория со стороны конфликтующего.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами – оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию социальной идентичности, согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

    То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

  4. Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

  1. Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
  2. Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
  3. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
  4. Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

    Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

  5. Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Типология и виды социальных конфликтов

Виды социальных конфликтов
По сферам общественной жизни
  • экономические (производственные)
  • политические 
  • этнические
  • семейно-бытовые
По характеру развития
  • преднамеренные
  • спонтанные
По влиянию на ход развития общества
  • прогрессивные
  • регрессивные
По типу отношений
  • внутри- и межсистемный
  • внутри- и межличностный
  • внутри- и межгрупповой
  • внутринациональный
  • международный
По использованным средствам
  • насильственные 
  • ненасильственные
По длительности
  • долгосрочные
  • краткосрочные
  • разовые
  • затяжные
  • повторяющиеся
По объему
  • глобальные
  • национальные
  • локальные
  • региональные
  • групповые
  • личные
По источнику возникновения
  • объективные
  • субъективные
  • ложные
По форме
  • внутренние
  • внешние

Сторонами конфликтов выступают субъекты противоречий: индивиды, социальные образования, институты, этносы, цивилизации. Этапы протекания конфликта: латентный этап, образование противоречивой ситуации, инцидент, действия субъектов, завершение конфликтной ситуации.

Межнациональные конфликты разделяют по причинам и характеру:

  • Социально-экономические причины – связано с явлениями инфляции, безработицы, кризиса, когда население государства не в состоянии обеспечить удовлетворение базовых потребностей, монополия одного этноса на другим.
  • Культурно-языковые причины – этнические культурные признаки: язык, его развитие и обеспечение сохранности, оказание защиты этнических меньшинств.
  • Этнодемографические причины – изменение численности какой-либо национальности, т.е. увеличение процента прошлого населения в связи с миграционными потоками.
  • Этнотерриториально-статусные причины – территориальное несоответствие расселения этноса, необходимость расширения территории и обретения нового статуса.
  • Исторические причины – историческое прошлое в виде войн, депортаций. 
  • Межрелигиозные причины – отличия конфессионального плана.
  • Сепаратистские причины — требование независимости или автономии отдельной территории, создание нового государства.

Способы разрешения социальных конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, уступки, компромисс. 

Пути выхода из конфликтных ситуаций: возврат к неконфликтному состоянию общества, выжидание, отказ от старого для развития нового.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: