Ребенок плохо себя ведет в школе. как разговаривать с учителем?

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

На детской площадке

Если вы вдруг слышите, что вашего ребенка отчитывает чья-то мама, то он, скорее всего, действительно сделал что-то не то. По крайней мере, так кажется в первый момент.

Однако, надо разобраться, прежде чем делать выводы. Не нападайте на малыша с упреками, но и не ругайтесь с чужой мамашей

Вам надо отвлечь ее внимание на себя – ни один взрослый не должен давить на маленького ребенка, тем более – чужого

Знайте! На самом деле, многие взрослые просто боятся связываться с другими взрослыми, им легче показать свой авторитет маленьким.

Это, в принципе, распространенная ошибка многих людей: сразу накидываться на ребенка, не разобравшись, в чем дело, не спросив его спокойным тоном, что произошло. На самом деле, как с ребенком разговариваешь, такой результат и получаешь. Криками и руганью точно не добиться положительного результата.

Давайте по пунктам разберем, как вести себя в предложенной ситуации: посторонний человек ругает вашего ребенка, поучает, может, даже кричит:

  1. Подойдите, встаньте перед незнакомцем, чтобы он уже мог общаться только с вами;
  2. Спросите спокойно и вежливо, что произошло;
  3. Выслушайте, не перебивая, не нервничая, оцените положение – все серьезно или не очень, действительно ли ваш ребенок напроказничал или нападки постороннего человека необъективны и носят истерический характер;
  4. Если вы видите, что этот взрослый неадекватен, предъявляет необоснованные претензии, повышает голос, постарайтесь свести разговор с ним к минимуму и закончить, как можно скорее. Чаще всего так ведут себя неуравновешенные люди, тут что не скажи – они еще больше разойдутся;

Поэтому стоит быть краткой, даже если никто не виноват – извинитесь, скажите, что решите этот вопрос со своим ребенком сами – тут лучше так, чем начинать злиться в ответ и позволить втянуть себя в позорную ругань.

  1. Возьмите ребенка за руку, отведите в сторонку и поговорите, как считаете нужным, тихонько;
  2. Если же ваш малыш и правда, что-то натворил, повернитесь к нему, спросите – «это правда?» Поблагодарите взрослого за проявленную бдительность, опять же, извинитесь;
  3. Попросите незнакомца в другой раз обращаться непосредственно к родителям ребенка, а не к нему самому. Отойдите с ребенком, объясните ему, что он поступил неправильно, возможно, ему тоже придется попросить прощения;
  4. Когда останетесь одни, дома, например, обговорите с малышом эту ситуацию, спросите, как он сам считает, правильно ли он вел себя. Скажите, что ему лучше вести себя хорошо в общественных местах, чтобы у посторонних не было повода делать замечания. Обычно это действует на не в меру расшалившегося ребенка.

Как слушать учителя

Выразите готовность обсудить с учителем проблему и вместе искать ее решение. Уже на этом этапе можно высказать педагогу свое сочувствие и понимание того, что ему сложно.

Выслушайте учителя внимательно: не надо его перебивать, дайте ему рассказать все, что он хочет, записывайте самое важное и свои вопросы. Задайте уточняющие вопросы

Вы замечали, когда именно ребенок отвлекается? Бывают ли случаи, когда он не отвлекается, а работает на уроке? С чем это связано? Он так реагирует на слова каждого из одноклассников или чьи-то конкретно?

Задайте уточняющие вопросы. Вы замечали, когда именно ребенок отвлекается? Бывают ли случаи, когда он не отвлекается, а работает на уроке? С чем это связано? Он так реагирует на слова каждого из одноклассников или чьи-то конкретно?

Что вы имели в виду, когда сказали «он все время пропускает»? Давайте посмотрим, сколько у него пропусков. Вы сказали «она чуть что — и в слезы»; в каких случаях она плакала в последнее время?

Что значит — «реагирует неадекватно»? Выясняйте, что учитель вкладывает в это понятие (качается на стуле, когда просят не качаться, или качается на люстре и плюется оттуда жеваной булкой? Понятия учителей об адекватности очень различаются).

Если описывается драка, постарайтесь выяснить, что ее спровоцировало, где она произошла, как развивались события.

Если учитель жалуется, что ребенок «ничего не делает на уроке», выясняйте, на всех уроках или на некоторых, какие виды работы игнорирует с особенным упорством, что ему удается, что нет; в каких местах урока начинает хулиганить — то есть осторожно подводите оппонента к выводам, которых вы хотите добиться: вторая половина урока, конец дня, скучная письменная работа… Выясняйте, у всех ли учителей он так себя ведет или есть такие, у которых он держит себя в руках; выясняйте, в чем причина (в некоторых случаях таких учителей даже удается привлечь в качестве союзников и посредников в диалоге)

Выясняйте, у всех ли учителей он так себя ведет или есть такие, у которых он держит себя в руках; выясняйте, в чем причина (в некоторых случаях таких учителей даже удается привлечь в качестве союзников и посредников в диалоге).

Помните о цели общения, не уклоняйтесь от нее сами и не давайте уклоняться учителю.

Теперь постарайтесь отсечь оценочные суждения и выявить факты. Можно даже кратко подвести итог: «Итак, как я поняла, Саша легко возбуждается и трудно успокаивается, когда возбужден — шумит на уроке и не перестает, если его об этом попросить». Или: «Как я поняла, примерно через десять минут после начала урока, если он проходит в лекционной форме, Настя перестает слушать, начинает смотреть в окно, шептаться с соседкой и рисовать в тетрадке». Или: «Как я понял, Гриша обозвал Митю нецензурным словом, а Митя прыгнул на него, повалил на пол и несколько раз ударил кулаком. Этим словом мальчишки в классе часто называют Митю, и он всякий раз бурно реагирует». Чем правильнее описана проблема — тем ближе решение.

Можно вводить дополнительные условия для уточнения: «Но вы уже начали излагать материал, так? А тут он входит и говорит одновременно с вами?».

Можно перебирать варианты: «А если молча проводить его на место, не прерывая урока, а потом на перемене сказать? А если в тот момент, когда он начинает кричать, отправить его намочить тряпку в туалет?».

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует

Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право

Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах

Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил

Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже)

Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Причины

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания. Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма. Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.

Как избегание усиливает тревогу

Примитивные инстинкты убеждают людей убегать от угрозы. Бегство — неплохая идея, особенно если в качестве угрозы выступает горящее здание, небезопасная пивная вечеринка или агрессивный прохожий. Но зачастую в бегстве нет ничего хорошего, потому что, согласно принципу теоретической психологии, избегание лишь усиливает тревогу.

Избегание не просто раздувает тревогу. В первую очередь уклонение от угрозы вызывает приятные чувства. Фактически избегание работает как удивительно мощное и быстродействующее лекарство. Джейми стало лучше, когда она просто подумала о том, что отец спасет ее от теста по химии.

Но краткосрочное облегчение, которое принесет избегание теста, вскоре уступит место страхам о предстоящих контрольных. К тому же уклонение от наших страхов не дает нам осознать, насколько они раздуты. Если бы Джейми нашла способ пропустить тест, она лишила бы себя возможности понять, что в нем нет ничего страшного.

На самом деле, если человек постоянно избегает источника своего страха, у него может развиться полноценная фобия. Представьте себе девушку (назовем ее Джоан), которая боится собак. Вот Джоан идет по улице, видит собаку на своем пути, и ее охватывает такой ужас, что она переходит на другую сторону. Ей становится лучше, и теперь она всегда переходит на другую сторону улицы, как только замечает собаку. Но из-за этого у Джоан никогда не будет возможности встретить дружелюбную собаку. Она будет избегать всех собак, потому что знает, что ей спокойнее на душе, когда она держится от них подальше.

Психологи знают, как справиться с фобиями. Применяя их знания на практике, девушки вроде Джоан смогут преодолеть свои раздутые тревоги. Чтобы избавиться от страха, нельзя в страхе отступать.

Как мы помогли бы Джоан избавиться от фобии собак? Это довольно просто. Мы научили бы ее базовым техникам релаксации и обсудили, как ей подойти к собаке, не впадая при этом в панику. С помощью приема, который называется постепенной экспозицией, мы помогли бы Джоан наладить контакт с собаками.

Для начала она просто смотрела бы на фотографии собак, применяя при этом техники контролируемого дыхания. Затем мы попросили бы Джоан встать на расстоянии ста метров от собаки, а затем подводили бы собаку все ближе. Со временем Джоан полюбила бы собак или, по крайней мере, начала бы спокойно относиться к ним.

Преодолеть угрозу, а не убежать от нее

Но вернемся к Джейми. Я собралась с силами и мягко сказала:

— Подожди, давай не будем звонить твоему папе. Думаю, мы сможем разобраться вместе.

— Что случилось? — спросила я. — У тебя проблемы с химией?

— Нет, но я не поняла тему, по которой будет тест, — ответила девочка.

— Ты сказала об этом учительнице?

— Да, и она мне очень помогла, — призналась Джейми. — Но я все равно не уверена, что сдам тест.

— Понимаю, почему ты напугана, — ответила я. — И я понимаю, почему ты пришла ко мне. Но я боюсь, что ты почувствуешь себя еще хуже, если не разберешься с проблемой. — Джейми вздохнула, и я продолжила: — Почему бы тебе не встретиться с учительницей по химии перед тестом и не попросить объяснить сложные моменты? Если она не сможет, найди обучающий ролик в интернете по темам, которые тебя беспокоят. И самое главное: я хочу, чтобы ты сдала сегодня тест, даже если тебе кажется, что у тебя не получится.

Джейми неохотно согласилась. Через несколько дней я встретила ее в коридоре школы и спросила, как все прошло.

— Я не смогла встретиться с учительницей перед тестом, и мне кажется, что я сдала его не очень хорошо, — поделилась девочка. — Но перед уроком несколько моих одноклассниц спрашивали учительницу о тех же вещах, которые не понимала я, поэтому она сказала, что мы разберем эти темы еще раз и сможем пересдать тест, чтобы улучшить оценку.

— Звучит неплохо, — сказала я почти вопросительным тоном.

— Да, — согласилась Джейми. — Совсем неплохо. Я думаю, все будет отлично.

Если ваша дочь хочет, чтобы вы встали между ней и ее страхом, сопротивляйтесь внутренним инстинктам — защитному импульсу спасти ее. Лучше помогите ей справиться с источником тревоги. Например, если девочка говорит, что не сможет выступить на фортепианном концерте, определите, что она сможет сделать. Сможет ли она сыграть сейчас для вас, думая при этом о концерте? Может ли она пригласить подруг и поиграть для них? Может ли она поговорить со своим учителем и узнать, что произойдет, если она передумает выступать? Может ли она выйти на сцену и на месте решить, какую часть произведения она сможет сыграть?

Если эти варианты будут отклонены, поговорите с учителем дочери и узнайте, где она может запнуться и над чем надо еще поработать. Другими словами, помогите девочке преодолеть угрозу, а не сбежать от нее. Вашей дочери вряд ли понравится такой подход, но моментальное облегчение, которое она испытает, избежав угрозы, не стоит гарантированного обострения ее тревоги в будущем.

Похожие и рекомендуемые вопросы

Отношение с ребенком Мне 36 лет, двое детей. Старшей дочке 10 лет, сын маленький еще….

Неуправляемость ребенка 7 лет Неуправляемость ребенка, мальчик 7 лет. Ходит сейчас…

Ребенок на пустом месте психует, ощущение грязных рук Моей дочери исполнилось три…

Воспитание ребёнка 4-х лет Помогите мне советом по воспитанию моего 4-х летнего сына….

Ребенок со слезами делает уроки День добрый! Подскажите пожалуйста, как быть, моему…

Жена срывается на ребенке У нас в семье два ребенка, мальчик, 7 лет, ходит в первый…

Отношение ребенка с бабушкой В семье маленький ребенок, живем со свекровью и как только…

Не могу справиться с сыном Посоветуйте пожалуйста как мне быть, у меня ребенок не…

Тирания мужа Помогите разобраться и сохранить семью. Единственный выход, я вижу в…

Кризис 3 лет — отказ от еды Похоже, у сына классический кризис 3 лет. На данный момент,…

Недопонимание с мамой Меня зовут Екатерина, мне 28 лет. Так получилось что после неудачных…

Отношение к ребенку Мне 26 лет. Я мама замечательный дочки. Ей 1.4. проблема в том…

Отрицание бабушки и дедушки Дочке 2,3 года, веселая, подвижная, дружелюбная. Бабушку…

Как сохранить отношения, семью? Добрый день. Мы с мужем встречались 4 года, в браке…

Кричу на своего маленького ребенка, агрессивно себя веду Доброго дня суток. Всегда…

Проблема во мне У меня двое детей, сын 5 лет, скоро 6, и дочка 2 с половиной года….

Вспышки гнева, истерики, непослушание Помогите, пожалуйста, решить проблему. Мальчик…

Ребенок убегает Моему сыну 3 года. У нас самая большая проблема-ребенок убегает. Ездили…

Агрессивная реакция ребенка Дороти Вячеславовна. Я не люблю жаловаться на сына, но…

Воспитание ребёнка в 2 года У меня есть доченька, ей 2 года, моя проблема в том, что…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психология жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: