Продолжение разговора с учителем: как стать адвокатом своего ребенка
Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя.
После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции
Например, Тара может сказать: «Я хочу, чтобы Кара чувствовала себя комфортно в школе», а не: «Я хочу, чтобы Кара перешла от вас в другой класс!». Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.
Иногда такое решение уже может существовать. Если вы присутствовали на занятиях, отметьте, какие полезные для вашего ребенка приемы использовал учитель. Например, если вашему чаду трудно усидеть на месте, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы позволяете Дилану лежать на полу, он более сосредоточен и меньше отвлекается». Лучшие методы — те, которые уже используются преподавателем, просто их нужно применять либо чаще, либо по-другому. Например, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы сделали с детьми зарядку в середине урока, Дилан спокойно сидел все оставшееся время. Нельзя ли начинать урок с зарядки?».
В самом крайнем случае вы можете сослаться на предшествующий позитивный опыт, например: «В прошлом году Дилан хорошо усваивал материал, кода миссис Ромеро использовала „обучающие центры“. Не могли бы вы тоже использовать этот метод?» или «Не хотели бы вы поговорить с миссис Ромеро? Возможно, у нее есть идеи, которые могут оказаться для нас полезными».
Еще один источник решений — методы, которые вы используете дома. Однако предварительно необходимо убедиться в том, что они будут работать в коллективе.
Помните, что у учителя тоже есть темперамент. Он может быть склонен к негативной первой реакции, медленно адаптироваться или же быть очень упрямым. Не давите на него. Предложите свои идеи и договоритесь встретиться и обсудить их еще раз.
Не забывайте и про собственный темперамент. Если вы гиперэмоциональны, учитывайте, что ваши эмоции могут выплеснуться наружу, несмотря на все старания сохранять хладнокровие. Возьмите с собой супруга или подругу, которые смогут продолжить беседу, если вам понадобится выйти из комнаты и успокоиться. Если вы интроверт и вам нужно время подумать, попросите о еще одной встрече.
От чего возникает нежелание посещать школу
«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.
- Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
- заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
- предотвратите настоящее переутомление;
- дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
- Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.
Подросток отказывается учиться
Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.
Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.
Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне
Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.
С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.
Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».
Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой.
9 типичных проблем детей в старшей школе
Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.
Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно
Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества
Ничего не понятно
Новая школьная программа действительно сложная. Даже взрослые ломают голову над задачками для первоклассников. Нетрудно представить, как сложно ребенку даются уроки.
От учителя здесь зависит 80% процентов успеха школьника. Если он не умеет преподносить сложный материал простым языком, со временем начнут отставать, и так называемые отличники.
Здесь все гораздо сложнее, потому что навряд ли получиться переучить преподавателя. Помогут лишь самостоятельные занятия с ребенком. Или, пока не поздно, поменяйте школу, иначе ваше чадо, даже будучи способным, не сможет показать высокий уровень. Учитель от бога ни за что не оставит ребенка в недоумении и постарается разложить все по полочкам.
6. Не интересно – переучился до школы
Как выявить: на вопрос «Почему ты не хочешь идти в школу?» ребенок отвечает: «Там скучно!» Еще один признак того, что первоклашке на уроках неинтересно: он берет с собой в школу много игрушек и лишних предметов (краски, ножницы и т. п.).
Как бороться: первые недели первоклассников учат ходить парами, при звонке садиться за парту, поднимать руку при желании что-то сказать и т. д. Такие навыки необходимы для успеваемости. Но некоторым детям это муштрование скучно. Потому родители должны объяснить малышу, что скоро начнутся увлекательные занятия.
Если же ребенку не интересно потому, что частично учебный материал он уже изучил на курсах раннего развития, то расскажите ему, что во второй четверти начнутся более сложные, незнакомые, а значит, захватывающие для него занятия — стоит немного потерпеть. Лишние предметы из портфеля нельзя выкладывать тайно или силой. Собирайте ранец с вечера вместе, пусть ребенок сам соберет нужные на завтра вещи, а вы в случае ошибки поправьте.
7. Ребенок не высыпается
Как выявить: ребенок с утра капризничает и жалуется, что хочет спать, умываться и завтракать идет с закрытыми глазами — это верный признак недостатка сна. При этом в выходные, когда не нужно идти в школу, встает самостоятельно и в хорошем настроении.
Как бороться: если раньше ребенок просыпался когда хотел, то ему нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть к новому режиму дня. Особенно это касается деток, которые не ходили в детский сад. Попробуйте пробуждение сделать для ребенка приятным. Например, он охотнее откроет глаза, если по ТВ будет идти любимый мультик или вы превратите подъем в игру-сказку: «Я расколдую спящую красавицу» или «Сейчас я сложу ручки-ножки моему мальчику-роботу». Учтите, что первоклашка должен спать не менее 10 часов, а значит, ложиться спать — не позднее 21:00. Перед сном полезна будет 30-минутная прогулка на улице.
С учителем не получилось? Как говорить с директором
Не найдя общего языка с преподавателем, попробуйте использовать другие возможности исправить положение. Попросите директора школы или школьного психолога встретиться с вами и учителем. Сотрудник социальной службы, бабушка или дедушка, воспитательница из детского сада и любой другой человек, который хорошо знает вашего ребенка, также могут оказаться полезными.
Тара спустя три недели
Я сразу обратила внимание на ее уверенную походку
— Я отправилась в школу. Я решила, что попытаюсь быть адвокатом, как вы советовали, а не обвинителем, — рассказала женщина (по ее голосу было понятно, что визит в школу дался ей с трудом). — Но я никак не могла придумать, как донести свои мысли до директора и учителя.
И вот, когда я сидела на уроке плавания, меня вдруг озарило: мы же не учим детей плавать, бросая их в воду подальше от берега! Сначала мы учим их на мелководье, где у них может что-то получаться.
Я немедленно пошла к директору школы и сказала следующее: «Вы правы: моей дочери в жизни придется сталкиваться с разными людьми, и она должна научиться с ними ладить». Директор согласно кивнул головой. Тогда я продолжила: «Но когда мы учим детей плавать, мы не бросаем их сразу в воду, а учим постепенно. Я думаю, что мы должны поступать так же, когда учим детей общаться. Все дети разные. Для Кары это слишком большая глубина, и она просто тонет».
Директор внимательно меня слушал! Затем он позвал учителя, и мы вместе обсудили ситуацию. Мы решили перевести Кару в другой класс — но не потому, что ее учитель был плох, а потому что он не подходил для Кары. Такое решение устроило всех, и результаты не заставили себя ждать. За последние две недели Кара не пропустила ни одного дня!
Дети с непростым характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций.
Возможные причины нежелания учиться
Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.
Ответственность за учебу взяли на себя родители.
Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.
Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку
Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание — это очень важно для малыша, если не перегибать палку
Еще одна похожая ситуация — тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.
В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором — контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.
Ленивый гений.
Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.
Неимение потребности в познании нового.
Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.
Конфликтные ситуации в школе.
Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором
Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает
«Бедненький больной».
Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?
Ребенок прогуливает школу: что делать и как помочь
Разумеется, обязательно помочь школьнику справиться с нежеланием идти на учебу. Сначала необходимо узнать причину, по которой ваше чадо просит остаться дома. Иногда справиться с неприятностью помогает простой разговор. Ребенок делится переживаниями, и уже ему становится легче, снижается психологическая нагрузка.Бывают и совсем сложные случаи, когда ребенок грозится бросить школу окончательно. Решение таких проблем нельзя откладывать, иначе они могут вылиться в серьезные расстройства. Если не удалось убедить ребенка, что ходить в школу необходимо, то нужно вести его к психологу.Можно перевести ребенка в другую школу. Это сработает, только если он согласен перейти в другое учебное заведение (например, из городской школы в сельскую или наоборот). Если ученика не хотят брать, то родители могут попробовать сами водить школьника на учебу и забирать из школы.Общеобразовательные школы — обязательный элемент обучения. Но что насчет школ искусств? Ведь не обязательно ходить в музыкальную или художественную школу. Если ребенок прогуливает занятия музыкой или танцами, поговорите с ним и выясните, почему это происходит. Может случиться так, что ему просто становится неинтересно выбранное занятие, и искусство становится мукой. Разрешите ребенку хорошо подумать и решить самому, стоит ли продолжать обучение. Расскажите о плюсах, которые ждут его по окончании школы искусств и постарайтесь убедить, что это пригодится ему в жизни.
Советы родителям
В каком бы возрасте ваш ребёнок ни начал проявлять нежелание идти в школу, постарайтесь первым узнать о причинах, принять меры, продумать систему мотивации и поощрений, научиться понимать разницу между наказанием ребёнка и последствиями.
Итак…
- Не оставляйте ребёнка с проблемой наедине. Интересуйтесь, чем он живёт, о чём думает, что чувствует, чего боится. Пусть учится об этом рассказывать.
- Интересуйтесь не только отметками. Узнайте, за что они поставлены, как ребёнок относится к ним – радуется, злится или стыдится (в этот момент он будет учиться понимать, что это за эмоции). Вы должны знать, что из уроков он любит и за что.
- Донесите до него мысль, что, если он чего-то не успевает или не знает, это не смертельно. Научите делиться своими ощущениями. Только при этом надо адекватно и деликатно реагировать на откровения. Ваше вмешательство может или принести пользу, или ещё больше усугубить ситуацию.
- Если есть конфликт в школе, выслушайте сначала ребёнка. Если нет необходимости, можете даже не звонить в школу. Или, если вмешаетесь, сделайте это незаметно для ребёнка. Он привыкнет к самостоятельности. Но покажите, что защитите его интересы в школе в любой ситуации.
- Научите анализировать плохую оценку, конфликты. Так он избежит ещё больших проблем.
- Вы должны стать для сына или дочери примером. Учите откровенничать, делясь с ними своими проблемами, тем, как вы их решаете, а также расслабляться и выражать негатив.
- Объясняйте простым языком, какие обязанности есть у взрослых и какие — у детей.
- Не учит уроки, а играет в компьютерные игры? Можно аккуратно ограничить доступ к ним, а потом использовать как поощрение за то, что он идёт в школу. Для детей постарше нужно выбирать индивидуально.
- Не начинайте выяснять утром, зачем вставать вовремя. Он не воспримет это, а будет или спорить, или злиться, или закроется в себе. Выберите другое время. Расскажите, что, если вы будете просыпать, вас с работы попросят и тогда в доме не будет такого достатка.
- Давать ли поспать ребёнку утром? Это ваше решение. С одной стороны, можно, но это не должно стать системой.
- Наконец, мотивация. Это очень индивидуально. Изучите проблему. Сделайте несколько подходов. Терпеливо и не давя. Ведь это ваше чадо. И от того, как он будет учиться, зависеть будет не только содержимое аттестата, а и будущее.
В крайнем случае, меняйте школу (можно на домашнее обучение перевести), учителя, программу, секции и т.д. И постарайтесь сделать это вовремя! Знайте! Если вы бессильны и не можете разобраться в ситуации, не затягивайте и обратитесь к хорошему психологу.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Мой опыт
У меня трое детей. Они уже давно закончили школу. Состоялись уже и в семье, и в профессии. Но у каждого было разное отношение к школе.
Старшая.
- Во-первых, школа раньше была другая. Детьми прилежно и со всей ответственностью занимались учителя, для многих из которых педагогика была призванием, и бесплатные кружки-секции разные, где детвора училась многим премудростям, дружбе, патриотизму.
- Во-вторых, приоритеты у общества были другие. Дети того поколения росли на хороших примерах. Они видели жизнь, где созидали, а не разрушали.
- В-третьих, у меня старшая — очень компанейский человек. Хоть и были нестроения в классе, она умела обойти их.
Думаю, что и наше с мужем отношение к школе, преподавателю и к урокам сыграло свою роль. Да, спрашивали строго с неё. Но уже с четвёртого класса ребёнок учился на пятерки, и сам готовил уроки.
Но! Если дочь с утра просилась полежать, причём не врала – то голова болит, то урок не выучила или просто хочет поваляться, я позволяла.
Средний.
- Думаю, что одной из причин такого отношения была школа, где учителя всё ещё дорожили репутацией. Даже если не все на своём месте были.
- Примеры для подражания были те же, т.е. позитивные. Детвора этого возраста тоже занималась в кружках, читала добрую литературу и т.д.
- Хотя сын не был компанейским, как старшая сестра, умудрился не возненавидеть школьные пенаты.
Думаю, что причины такого тёплого отношения те же. Как и желание не ходить в школу иногда, и моё нормальное отношение к его просьбам, если он не шёл на первый урок. Бывает, знаю и по себе, и по старшему ребёнку.
Младшая.
Младшую дочь мы сдали в лучшую школу. Всё было терпимо. Малышка без удовольствия, но шла в школу.
И вдруг… Слёзы. Истерики. Вплоть до повышения температуры на ровном месте… Что случилось?
Учитель пения вызвала к доске малышку, чтобы она спела заданную на дом песню. Остановив ребёнка на второй фразе, она заявила презрительно, мол, лучше бы ты не пела. Ребёнок не просто перестал петь. Она стала ненавидеть музыку. Искала каждое утро повод, чтобы не пойти в школу.
Мы с мужем решили переехать в другой район. Всё бы ничего, но и в новой школе нашлась «педагог», которая напрочь отбила охоту учиться.
До выпуска мы чуть ли не часы считали. Школу младшая закончила почти отлично. Но только благодаря своей светлой голове и нашим с мужем стараниям. Даже сейчас, спустя почти 10 лет, она с содроганием вспоминает школу…
Без комментариев…
Какие советы можно дать на разные возраста.
Что делать?
Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.
- При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя — это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд — очень приятно!
- В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.
Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.
- Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
- Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
- Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, — это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, — воспользоваться консультацией профессионального психолога.
Не нравится учитель
Добрая половина первоклассников на вопрос: «Нравится ли учитель» отвечает – «Нет». Учителей набирают по диплому, а следовало бы устраивать тотальную проверку. Наблюдать вместе с квалифицированным психологом, способен ли этот человек именно учить, а не просто занимать рабочее место. Многие твердят, что у учителей необходимо проводить аттестацию и чем чаще, тем лучше.
Нередки случаи, когда преподаватель выделяет из всего класса несколько любимчиков, а остальным ставит оценки не то что согласно развитию, а осознанно их занижает. Возможно, в это число «недолюбленных» входит и ваш ребенок. Нужно это выяснить и если ваши подозрения оправдались, поговорить по душам с нетактичным учителем. Объясните, что ваша дочь или сын ничуть не хуже остальных и заслуживает, как и остальные, хороших отметок.
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:
Мария Макарова
1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.
В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.
Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог
Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче
Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.
2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.
3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.
1. Нет контакта с учителями
Как выявить: ребенок на уроках занимается своими делами (рисует, ковыряется в носу, листает учебник и т.д. На вопрос: «Нравится ли тебе учительница?» — отвечает «Нет!»
Как бороться: чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что он уделяет ему внимания не столько, сколько бы ему хотелось. Поэтому задача родителей рассказать ребенку, что учитель – это наставник, а не друг и не бабушка. Расскажите первокласснику о том, что в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.
Чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что тот уделяет ему внимания не столько, сколько до этого он получал от бабушек и мамы. Поэтому задача родителей — объяснить ребенку, что учитель — это наставник, а не друг и не родня. К тому же в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.
В понимании ребенка, хороший человек тот, кто его хвалит. Поэтому, если учительница скупа на комплименты, попросите хвалить вашего первоклашку чаще, но только за достижения. А для начала договоритесь с ней заранее и подойдите с ребенком — пусть учитель в его присутствии расскажет о его успехах, но с оговоркой, что их было бы больше, если бы ребенок не отвлекался на уроках.
Три группы первоклассников
Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе
Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы
Фото с сайта egaga.pl
Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.
Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.
И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу
Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога
По каким причинам обычно у ребенка нет желания ходить на занятия?
У мальчика или девочки может отсутствовать желание посещать учебное заведение по ряду причин.
- Некоторым деткам не особо легко осваивать не самую простую программу в кратчайшие сроки. Из-за этого часто подросток не хочет ходить в школу. Ему надоела постоянная нагрузка, которая способствует тому, что его самооценка постепенно снижается.
- Иногда нежелание идти на занятия кроется не в самой личности, а исключительно в учебном заведении. Нередко у ребят появляются разногласия с педагогами, другими школьниками, им не нравятся, как проходит учебный процесс и так далее. Как результат — первоклассник не хочет идти в школу и постоянно плачет.
- Порой виной всему оказываются существенные проблемы семьи. Речь идет о разводе родителей, смерти близких людей, отсутствии внимания к чаду со стороны взрослых и так далее.
- Достаточно часто случается такое, что мальчику или девочке очень сложно адаптироваться в коллективе и поэтому ребенок не хочет идти в школу в первый класс. Однако это вполне нормальная ситуация, поскольку часто деткам нужно просто дать время, чтобы они успели сдружиться с незнакомыми ребятами.
3. Не понимает заданий и не хочет разбираться в них
Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.
Как бороться: главная задача родителей — помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.
Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход. Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть. Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.
2. Не подружился с одноклассниками
Как выявить: ребенок на переменах сидит за партой, не выходит играть с детьми в коридор, а дома не хвастается новыми знакомствами и играми в школе. .
Как бороться: период адаптации в новом коллективе в таком возрасте — два-три месяца, поэтому время раззнакомиться еще есть. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, не надо заставлять дружить, ведь он может попросту тосковать по своим друзьям из детского сада. Чтобы помочь первоклашке найти друзей, каждый день после школы спрашивайте его о том, с кем из одноклассников он общался или играл, давайте ему с собой в школу коллективные игрушки (например, альбомы с наклейками для девочек или небольшие наборы конструктора для мальчиков), но объясняйте, что ими играть можно только на переменах. Если и после первой четверти ребенок не сможет найти контакт с одноклассниками, организуйте им внеклассную вечеринку — на таких мероприятиях детей проще сдружить, они легче найдут общий язык и интересы.